Мини-музей как форма эффективного взаимодействия дошкольного учреждения и семьи | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 27 апреля, печатный экземпляр отправим 1 мая.

Опубликовать статью в журнале

Авторы: ,

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №39 (381) сентябрь 2021 г.

Дата публикации: 24.09.2021

Статья просмотрена: 183 раза

Библиографическое описание:

Владимирова, Н. Ю. Мини-музей как форма эффективного взаимодействия дошкольного учреждения и семьи / Н. Ю. Владимирова, С. М. Давыдова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2021. — № 39 (381). — С. 43-45. — URL: https://moluch.ru/archive/381/84187/ (дата обращения: 18.04.2024).



В статье авторы описывают выбор форм эффективного взаимодействия дошкольного учреждения и семьи в условиях мини-музея.

Ключевые слова: музейная педагогика, мини-музей, взаимодействие.

Музейная педагогика является инновационной технологией. Сегодня мы ищем в музее партнера по решению задач, связанных с воспитанием и образованием детей, через осуществление музейно-педагогической деятельности, как в условиях музейной среды, так и в условиях детского сада.

Музейная педагогика в последнее время приобретает большую популярность в системе дошкольного образования. Появилось много книг по этой теме, создаются музейные программы.

Конечно, в условиях детского сада невозможно создать экспозиции, соответствующие требованиям музейного дела. Поэтому назвали их «мини-музеями». Часть слова «мини» в данном случае отражает и возраст детей, для которых они предназначены, и размеры экспозиции, и определенную ограниченность тематики.

Важная особенность мини-музеев в развивающей среде — участие в их создании детей и родителей. В обычном музее ребенок — лишь пассивный созерцатель, а здесь он — соавтор, творец экспозиции. Каждый мини-музей — результат общения, совместной работы педагогов, детей и родителей.

Целью данного проекта стало создание условий и выбор форм эффективного взаимодействия дошкольного учреждения и семьи, способствующей успешной социализации ребенка-дошкольника, формированию его социальной компетентности.

Для реализации цели проекта мы наметили задачи:

— расширять представления и обогащать знания родителей по вопросам организации совместной проектной деятельности;

— гармонизировать детско-родительские отношения, реализуя технологию сотрудничества детей и взрослых;

— обогащать предметно-развивающую среду для оформления образовательного пространства.

На подготовительном этапе мы организовали встречу с родителями «В семейной гостиной», где мы вместе определили тему и название экспозиции мини-музея «Природа Прибайкалья», разработали его модель, выбрали место для размещения, определили темы выставок в музее.

Родителям была отведена первоначальная задача при создании мини-музея: помочь подобрать необходимые экспонаты. Родители с огромным удовольствием откликнулись на идею создания мини-музея, для них, так же, как и для детей, это было новое и интересное дело. Они с азартом помогали собирать нам с детьми экспонаты, а потом с увлечением рассматривали их уже на экспозиции во время родительского собрания, внося свои советы и пожелания по продолжению работы мини-музея.

В ходе работы над созданием музея и в процессе «музейной жизни» родителям и детям были предложены следующие формы совместной деятельности:

— посетить с детьми разнообразные музеи и обсудить, что такое музей, для чего он создается, для чего его посещают люди;

— подбор необходимых экспонатов для музея;

— изготовление поделок из природных материалов.

Для определения эффективности взаимодействия с родителями было проведено анкетирование родителей, цель которого определить заинтересованное отношение родителей к мини-музею в группе. Анализ и оценка получившихся результатов, их сравнение с замыслом, дают возможность видеть пути дальнейшего развития проектной деятельности при создании мини-музея.

Приступая к реализации основного этапа создание мини-музея «Природа Прибайкалья», мы понимали, что положительного результата можно достичь только в том случае, если будет осуществляться взаимодействие всех участников воспитательного процесса.

На торжественном открытии мини-музея «Байкал учит говорить…» присутствовали все участники образовательного процесса (педагоги, дети, родители, администрация детского сада), а также сотрудники музея, детской библиотеки, представители науки.

Экспонаты в мини-музей были собраны при поддержке и помощи родителей и собственными силами воспитателей. В мини-музей принималось все, что было связано с озером Байкал.

Экспонаты мини-музея условно можно разделить на группы:

— природные объекты;

— географические карты и атласы;

— «экспонаты», сделанные из природных материалов;

— «семейные коллекции», связанные с природной тематикой;

— «предметы», сделанные из природных материалов;

— предметы, на которых изображены различные природоохранные и ресурсосберегающие знаки.

С помощью родителей произвели подбор художественной литературы в соответствии с возрастом детей.

В качестве методической поддержки педагогического составом группы разработаны авторские конспекты, занятия-экскурсии, театрализованные сценарии экологических сказок, авторские чистоговорки, считалки, игры-головоломки, ребусы на экологическую тематику.

На заключительном этапе в рамках расширения образовательного пространства для детей было организовано выездное мероприятие в Иркутский краеведческий музей.

Структура мероприятия включала научно-познавательный материал, игры. Научный сотрудник музея, родители и педагоги выполняли взаимозаменяемые функции: знакомство с научными знаниями о Байкале и его обитателях проходило в командных играх «Какой Байкал», «Скажи наоборот», «Посчитай-ка», «Мы не скажем, а покажем», «Сложи из частей целое», исполнение песни о Байкале, а дома вместе с родителями изготавливали книжки малышки об обитателях Байкала, дети воспроизводили информацию в кругу родственников.

В качестве методической поддержки педагогическим составом группы разработаны авторские конспекты, театрализованные сценарии экологических сказок, считалки, игры, чистоговорки.

Реализация задач музейной педагогики имеет как положительные, так и отрицательные стороны.

Положительные стороны:

— появление интереса к музейной культуре детей и взрослых;

— повышение качества усвоения знаний детьми;

— развитие личностных качеств дошкольников;

— активное участие родителей в совместной с ребенком познавательной деятельности, результатом чего стали совместные творческие работы с детьми.

Отрицательные стороны:

— адаптация содержания экспозиционного материала для дошкольников;

— сложности по организации выезда детей в музей, что связано: у родителей с финансовой стороной вопроса, их рабочей занятостью, для педагогов — организованный выезд в выходной день.

Считаем, что расширение образовательного пространства, внедрение совместных мероприятий с музеем города продуктивно, интересно, как детям, так и родителям. Хоть и нечасто.

Таким образом, привлечение родителей к участию в совместных музейных мероприятиях является показателем эффективного сотрудничества педагогов с семьями, при котором родители постепенно от наблюдателей педагогического процесса перешли к позиции инициаторов и активных участников.

В процессе реализации данного проекта мини-музей стал неотъемлемой частью развивающей среды группы.

Литература:

  1. Музей и дети [Текст]: методическое пособие/ Л. В. Пантелеева. — М.: Дом «Карапуз», 2000.
  2. Мини-музей в детском саду [Текст]: методическое пособие/ Рыжова Н. А., Логинова Н. В., Данюкова А. И. — М.: Линка-Пресс, 2008.
Основные термины (генерируются автоматически): Байкал, музейная педагогика, ребенок, родитель, детский сад, образовательное пространство, создание мини-музея, дошкольное учреждение, методическая поддержка, эффективное взаимодействие.


Похожие статьи

Взаимодействие музея, детского сада и семьи в практике...

Перед дошкольными образовательными учреждениями в числе наиболее важных стоят

ребенок, создание мини-музеев, детский сад, музей, родитель, экспонат, музейная

Музейная педагогика — это педагогика открытой среды, интеграция музея, музееведения и...

Создание мини-музеев в образовательном пространстве...

Создание мини-музея в детском саду является одним из первых источников приобщения детей к истории, культуре, искусству. Главной задачей для мини-музея детского сада является решение проблемы социализации подрастающего поколения. Музей выступает как часть...

Музейная педагогика в системе дошкольного образования...

Мини-музей в детском саду это не просто организация экспозиций или выставок, а различные формы деятельности, включающие в себя

Привлечение родителей к участию в создании в ДОУ минимузеев является показателем эффективного сотрудничества педагогов с...

Инновационная форма дошкольной образовательной...

детский сад, ребенок, родитель, создание мини-музея, создание экспонатов, экспонат, музейная среда, музей, дошкольное учреждение, детская деятельность. Интерактивные формы взаимодействия с посетителями как... школьный музей, музейная деятельность...

Музейное пространство как средство формирования...

Именно поэтому создание музейных пространств в детских садах набирает обороты [1].

Образовательно-воспитательная деятельность предполагает проведение на базе музея

Организация воспитательно — образовательного процесса посредством создания мини...

Система работы с детьми и родителями по организации...

Мини-музеи должны учитывать содержание образовательной программы ДОУ и помогать в

Мини-музеи должны предусматривать организацию работы с детьми по ознакомлению их с

Создание мини-музеев в детском саду подарило нашим воспитанникам и их родителям...

«Мини-музей казачьей культуры» как эффективный ресурс...

Гипотеза: создание мини-музея казачьей культуры в детском саду позволит ввести в образовательное пространство планомерное и систематическое

Создание мини-музея, как части предметно-пространственной среды ДОУ позволяет осуществлять принципы ФГОС ДО

Создание условий для формирования краеведческой культуры...

Музейная педагогика в ДОУ — область образовательно-воспитательной деятельности

Методические формы экскурсионной работы с детьми дошкольного возраста в условиях

ребенок, создание мини-музеев, детский сад, музей, родитель, экспонат, музейная...

Музейная педагогика как мотиватор познания дошкольника...

Музейная педагогика — это научно-практическая дисциплина на стыке музееведения, педагогики и психологии, рассматривающая музей как образовательную систему и направленная на оптимизацию взаимодействия музея и посетителя.

Похожие статьи

Взаимодействие музея, детского сада и семьи в практике...

Перед дошкольными образовательными учреждениями в числе наиболее важных стоят

ребенок, создание мини-музеев, детский сад, музей, родитель, экспонат, музейная

Музейная педагогика — это педагогика открытой среды, интеграция музея, музееведения и...

Создание мини-музеев в образовательном пространстве...

Создание мини-музея в детском саду является одним из первых источников приобщения детей к истории, культуре, искусству. Главной задачей для мини-музея детского сада является решение проблемы социализации подрастающего поколения. Музей выступает как часть...

Музейная педагогика в системе дошкольного образования...

Мини-музей в детском саду это не просто организация экспозиций или выставок, а различные формы деятельности, включающие в себя

Привлечение родителей к участию в создании в ДОУ минимузеев является показателем эффективного сотрудничества педагогов с...

Инновационная форма дошкольной образовательной...

детский сад, ребенок, родитель, создание мини-музея, создание экспонатов, экспонат, музейная среда, музей, дошкольное учреждение, детская деятельность. Интерактивные формы взаимодействия с посетителями как... школьный музей, музейная деятельность...

Музейное пространство как средство формирования...

Именно поэтому создание музейных пространств в детских садах набирает обороты [1].

Образовательно-воспитательная деятельность предполагает проведение на базе музея

Организация воспитательно — образовательного процесса посредством создания мини...

Система работы с детьми и родителями по организации...

Мини-музеи должны учитывать содержание образовательной программы ДОУ и помогать в

Мини-музеи должны предусматривать организацию работы с детьми по ознакомлению их с

Создание мини-музеев в детском саду подарило нашим воспитанникам и их родителям...

«Мини-музей казачьей культуры» как эффективный ресурс...

Гипотеза: создание мини-музея казачьей культуры в детском саду позволит ввести в образовательное пространство планомерное и систематическое

Создание мини-музея, как части предметно-пространственной среды ДОУ позволяет осуществлять принципы ФГОС ДО

Создание условий для формирования краеведческой культуры...

Музейная педагогика в ДОУ — область образовательно-воспитательной деятельности

Методические формы экскурсионной работы с детьми дошкольного возраста в условиях

ребенок, создание мини-музеев, детский сад, музей, родитель, экспонат, музейная...

Музейная педагогика как мотиватор познания дошкольника...

Музейная педагогика — это научно-практическая дисциплина на стыке музееведения, педагогики и психологии, рассматривающая музей как образовательную систему и направленная на оптимизацию взаимодействия музея и посетителя.

Задать вопрос