Технология проектирования при ознакомлении дошкольников с малой родиной | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 4 мая, печатный экземпляр отправим 8 мая.

Опубликовать статью в журнале

Библиографическое описание:

Хохлюк, Н. Ю. Технология проектирования при ознакомлении дошкольников с малой родиной / Н. Ю. Хохлюк, Е. А. Теплых, С. В. Конченко. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2021. — № 39 (381). — С. 70-71. — URL: https://moluch.ru/archive/381/84176/ (дата обращения: 24.04.2024).



В статье авторы осветили две темы «Региональный компонент в образовательном процессе дошкольного образовательного учреждения», «Краткосрочные проекты в старших группах дошкольного образовательного учреждения»,

Ключевые слова: региональный компонент, проект, проектная деятельность, сотрудничество .

Любовь к родному краю, к родной культуре, к родному селу или городу начинается с малого — с любви к своей семье, к своему жилищу, к своей школе. Постепенно расширяясь, эта любовь к родному переходит в любовь к своей стране — к ее истории, ее прошлому и настоящему.

Дмитрий Сергеевич Лихачев

Дошкольный возраст — фундамент общего развития ребенка, стартовый период всех высоких человеческих начал. В дошкольном возрасте у детей стремительно развиваются общечеловеческие ценности: любовь к родителям и семье, близким людям, родному месту, где он вырос и, безусловно, к Родине. В связи с введением в дошкольное образование Стандартов нового поколения среди направлений образовательной программы дошкольного учреждения (физическое, познавательное, речевое, социально-коммуникативное, художественно-эстетическое развитие) важное место занимает региональный компонент.

Использование регионального компонента как одного из средств социализации дошкольников предполагает следующее:

  1. Знакомство с родным краем входит в образовательный процесс, выстроенный на основе доминирующих целей базовой программы, в которую гармонично вписывается краеведческий материал.
  2. Введение регионального содержания с учетом принципа постепенного перехода от более близкого ребёнка, личностно значимого (дом, семья, к менее близкому — культурно-историческим фактам).
  3. Деятельностный подход в приобщении детей к истории, культуре, природе родного края: дети сами выбирают деятельность, в которой они хотели бы участвовать, чтобы отразить свои чувства и представления об увиденном и услышанном (творческая игра, составление рассказов, изготовление поделок, сочинение загадок, аппликация, лепка, рисование, благоустройство и охрана окружающей природы).
  4. Осознанный выбор методов знакомства с родным городом, повышающих познавательную и эмоциональную активность детей.

Для обеспечения реализации регионального компонента важно создать эстетически привлекательную образовательно-культурную среду, направленную, прежде всего, на обеспечение духовно-нравственного развития и воспитания детей в соответствии с требованиями ФГОС ДО.

Существует огромное количество форм и методов организации культурных практик. Но одним из наиболее эффективных форм является проектная деятельность. Эффективность применения проектной деятельности заключается в том, что она дает широкие возможности для проявления детской инициативы.

Проект — это инструмент сотрудничества. Основной целью данной деятельности является развитие свободной творческой личности ребенка.

Особенностью проектной деятельности в дошкольной системе образования является то, что ребенок еще не может самостоятельно найти противоречия в окружающем, сформулировать проблему, определить цель (замысел). Поэтому в воспитательно-образовательном процессе ДОУ проектная деятельность носит характер сотрудничества, в котором принимают участие дети и педагоги дошкольного образовательного учреждения, а также вовлекаются родители и другие члены семьи. Проекты, вне зависимости от вида, нуждаются в постоянном внимании, помощи и сопровождении со стороны взрослых на каждом этапе реализации.

Для себя мы нашли самую действенную и удобную форму реализации регионального компонента — это разработка краткосрочных (недельных) проектов по темам комплексно-тематического планирования образовательной программы дошкольного образования, многие из которых непосредственно касаются краеведения.

Подготовительный этап включает в себя:

— разработку календарно-тематического планирования, занятий с детьми;

— подбор и систематизацию наглядного материала по теме;

— подготовку речевого материала по теме;

— подбор иллюстративного материала, детской художественной литературы к тематическим выставкам;

— приобщение родителей к совместной деятельности;

— экскурсии с родителями в соответствии с темами;

— подбор, изготовление дидактических и словесных игр по теме.

Например, в рамках информационного проекта «Иркутск — малая родина. Достопримечательности» на подготовительном этапе были проведены следующие мероприятия:

— составлена картотека наглядной информации для детей по теме «Иркутск — малая родина. Достопримечательности» (иллюстрации, литература, презентации, слайды);

— подобрана картотека со стихотворениями, пальчиковой гимнастикой, загадками, рассказами сибирских писателей (адаптированные тексты для детей дошкольного возраста);

— организована тематическая выставка по теме «Иркутск — малая родина. Достопримечательности»;

— организована совместная прогулка с родителями и детьми по Иркутску, по итогу которой дети представили фотоотчеты и короткие рассказы о родном городе.

— подобраны игры по теме: «Экскурсия», «Расставь по порядку», кроссворд «Наш город — Иркутск», «Раздели на слоги», «Что изменилось», «Продолжи предложение», «Составь предложение», «Сосчитай», «Главные улицы Иркутска», «Я люблю», «Какой Иркутск?», «Назови ласково», «В Иркутске много…», «Я горжусь», «Расскажи туристу о нашем городе».

Основной этап включает в себя:

— разработку перспективного плана занятий познавательного цикла;

— подготовку информации для родителей по теме;

— проведение презентаций;

— беседы, рассказы по теме;

— наблюдения;

— продуктивное чтение художественной и познавательной (энциклопедии) литературы в соответствии с перспективным планом;

— использование дидактических, развивающих игр в совместной деятельности;

— проведение викторин, конкурсов.

Например, основной этап информационного проекта «Иркутск — малая родина. Достопримечательности» включал в себя следующие мероприятия:

— проведение занятий по теме в разных направлениях детской деятельности;

— использование игр в совместной деятельности:

подвижные: «На лугу у ворот…», «Ветры дуют над Иркутском»;

пальчиковые: «Люблю по Иркутску гулять…», «Едем, едем по Иркутску»;

дидактические, словесные: «Сложи герб города из частей» «Сосчитай», «Главные улицы Иркутска», «Я люблю», «Какой Иркутск?», «Назови ласково», «В Иркутске много…», «Я горжусь», «Расскажи туристу о нашем городе» и другие.

— чтение художественной и познавательной литературы;

— проведение литературного конкурса «Стихи о родном городе»;

— проведение игры-викторины «Я люблю и знаю мой город»;

— консультацию для родителей «Воспитание патриотических чувств при ознакомлении с родным городом»;

— информирование родителей «Прогулки с ребенком по Иркутску».

На заключительном этапе реализации проектов совместно с детьми подводятся итоги и определяются перспективы в данном направлении. Например, оформление книги «Иркутск — малая родина. Достопримечательности города» с семейными фотографиями и рассказами воспитанников стало итогом проекта «Иркутск — малая родина. Достопримечательности».

Обобщив изученную информацию и собственный опыт, можем сделать следующий вывод: сочетание проектной деятельности и регионального компонента поддерживает детскую познавательную инициативу, помогает получить ребенку ранний социальный позитивный опыт реализации собственных замыслов, требует поиска нестандартных действий в разнообразных обстоятельствах, помогает оформить замысел в виде культурно-значимого продукта, помогает ребенку чувствовать себя маленьким гражданином большой страны, но вместе с тем, любящего свою малую Родину. Важнейшим достоинством этого сочетания так же является вовлечение родителей в образовательный процесс, стимулирование их к активному участию в развитии ребенка.

Основные термины (генерируются автоматически): Иркутск, малая Родина, региональный компонент, проектная деятельность, ребенок, родной город, дошкольное образовательное учреждение, дошкольный возраст, образовательный процесс, родной край.


Похожие статьи

Региональный компонент в системе дошкольного образования

ребенок, родной край, родной город, родитель, решение задач, Тольятти, региональный компонент, образовательный процесс

Формирование ценностного отношения к родному краю у старших дошкольников в процессе. Региональный компонент в системе...

родной край, ребенок, дошкольный возраст, родной город...

Суть формирования представлений о малой родине в дошкольном учреждении состоит в том, чтобы сформировать у дошкольников чувства любви и уважения к родному дому и семье, к родной природе, к истории и культуре малой родины, созданной трудами родных и близких...

родной край, ребенок, дошкольный возраст, родной город...

Дошкольный возраст — яркая, неповторимая страница в жизни каждого человека, это время первоначального становления личности, формирование основ самосознания и индивидуальности ребенка и очень важно посеять, и вырастить в детской душе семена любви...

Партнерское взаимодействие с родителями в процессе...

родной край, ребенок, дошкольный возраст, родной город, история, воспитание любви, малая родина, Родина, город, краеведение.

В процессе ознакомления с историей родного города, его достопримечательностями и символами в детях зарождается не только чувство...

родной край, ребенок , дошкольный возраст , родной город...

Краеведческую работу в дошкольном учреждении в качестве способа приобщить детей к культурным традициям родного края можно

родной город, Ребенок, образовательная деятельность, детский сад, малая родина, патриотическое воспитание, город, дошкольный...

О региональном компоненте содержания дошкольного...

О региональном компоненте содержания дошкольного образования в области ознакомления детей дошкольного возраста с родным краем

С позиции концепции дошкольного воспитания педагогический процесс рассматривается как активное приобщение детей к...

родной край, ребенок, дошкольный возраст, родной город...

образовательный процесс, метод проектов, дошкольное образовательное учреждение, дошкольный возраст, ребенок, дошкольное

ребенок, родной край, родной город, родитель, решение задач, Тольятти, региональный компонент, образовательный процесс...

Формирование ценностного отношения к родному краю у старших...

ребенок, родной край, родной город, родитель, решение задач, Тольятти, региональный компонент, образовательный процесс

В основу разработки содержания и технологии ознакомления детей с родным краем были. родной край, ребенок, дошкольный возраст...

Проектная деятельность по краеведению как средство...

Дошкольный возраст — это тот возраст, в котором необходимо закладывать предпосылки

родной город, Ребенок, образовательная деятельность, детский сад, малая родина

родной город, малая родина, ребенок, город, проектная деятельность, городская среда...

Похожие статьи

Региональный компонент в системе дошкольного образования

ребенок, родной край, родной город, родитель, решение задач, Тольятти, региональный компонент, образовательный процесс

Формирование ценностного отношения к родному краю у старших дошкольников в процессе. Региональный компонент в системе...

родной край, ребенок, дошкольный возраст, родной город...

Суть формирования представлений о малой родине в дошкольном учреждении состоит в том, чтобы сформировать у дошкольников чувства любви и уважения к родному дому и семье, к родной природе, к истории и культуре малой родины, созданной трудами родных и близких...

родной край, ребенок, дошкольный возраст, родной город...

Дошкольный возраст — яркая, неповторимая страница в жизни каждого человека, это время первоначального становления личности, формирование основ самосознания и индивидуальности ребенка и очень важно посеять, и вырастить в детской душе семена любви...

Партнерское взаимодействие с родителями в процессе...

родной край, ребенок, дошкольный возраст, родной город, история, воспитание любви, малая родина, Родина, город, краеведение.

В процессе ознакомления с историей родного города, его достопримечательностями и символами в детях зарождается не только чувство...

родной край, ребенок , дошкольный возраст , родной город...

Краеведческую работу в дошкольном учреждении в качестве способа приобщить детей к культурным традициям родного края можно

родной город, Ребенок, образовательная деятельность, детский сад, малая родина, патриотическое воспитание, город, дошкольный...

О региональном компоненте содержания дошкольного...

О региональном компоненте содержания дошкольного образования в области ознакомления детей дошкольного возраста с родным краем

С позиции концепции дошкольного воспитания педагогический процесс рассматривается как активное приобщение детей к...

родной край, ребенок, дошкольный возраст, родной город...

образовательный процесс, метод проектов, дошкольное образовательное учреждение, дошкольный возраст, ребенок, дошкольное

ребенок, родной край, родной город, родитель, решение задач, Тольятти, региональный компонент, образовательный процесс...

Формирование ценностного отношения к родному краю у старших...

ребенок, родной край, родной город, родитель, решение задач, Тольятти, региональный компонент, образовательный процесс

В основу разработки содержания и технологии ознакомления детей с родным краем были. родной край, ребенок, дошкольный возраст...

Проектная деятельность по краеведению как средство...

Дошкольный возраст — это тот возраст, в котором необходимо закладывать предпосылки

родной город, Ребенок, образовательная деятельность, детский сад, малая родина

родной город, малая родина, ребенок, город, проектная деятельность, городская среда...

Задать вопрос