Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 12 июля, печатный экземпляр отправим 16 июля
Опубликовать статью

Молодой учёный

Содержание договора коммерческой концессии

Юриспруденция
25.09.2021
2590
Поделиться
Библиографическое описание
Данилов, И. К. Содержание договора коммерческой концессии / И. К. Данилов. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2021. — № 39 (381). — С. 95-97. — URL: https://moluch.ru/archive/381/84166/.


Поскольку договор коммерческой концессии относится к числу предпринимательских договоров, то он является возмездным во всех без исключения случаях. В нем должны содержаться четкие и конкретные условия, связанные с установлением и выплатой пользователем вознаграждения, которое полагается правообладателю. ГК РФ разрешает сторонам договора коммерческой концессии самостоятельно выбирать наиболее подходящие для себя формы данного вознаграждения, все они указаны в ст. 1030 ГК РФ. Это могут быть как разовые платежи (которые называются паушальными), так и периодические платежи (которые именуют роялти). Кроме того, в договоре стороны могут договориться о том, что пользователь будет выплачивать правообладателю не роялти, а, например, отчисления в виде процентов от выручки от оптовой цены товаров [3, с. 85].

ГК РФ допускает любое сочетание форм вознаграждения. Но на практике наиболее часто встречается вариант, когда после заключения договора коммерческой концессии, стороны договариваются, что пользователь обязуется выплатить единовременную разовую выплату и затем выплачивать правообладателю периодические платежи в виде процентных отчислений от выручки фирмы. При этом важно иметь ввиду, что общее правило, установленное п. 3 ст. 424 ГК РФ, не применимо к договору коммерческой концессии в той его части, которая касается выплаты вознаграждения. Выбор формы вознаграждения правообладателя является одним из существенных условий договора коммерческой концессии и поэтому стороны обязательно должны детально согласовывать между собой все условия, касающиеся выплаты вознаграждения [3, с. 85].

В п. 1 ст. 1031 ГК РФ содержатся обязанности правообладателя, которые являются существенным условием договора коммерческой концессии. Эти обязанности являются императивными, в их перечень входят обязанности, связанные с:

– передачей пользователю документов и другой необходимой информации, которая потребуется ему для реализации прав, которые были ему предоставлены в соответствии с договором коммерческой концессии;

– инструктированием как самого пользователя, так и его сотрудников касательно вопросов, связанных с реализацией данных прав;

– обеспечением оформления требуемых лицензий и последующей передачей их пользователю (правообладатель должен будет самостоятельно зарегистрировать договор коммерческой концессии в патентном ведомстве) [4, с. 92].

В соответствии с п. 2 ст. 1031 ГК РФ, правообладатель также должен выполнить и некоторые иные виды обязанностей, в том случае если другое непосредственно не было установлено соглашением участников договора. К перечню данных обязанностей относится обязанность, связанная с:

– обеспечением регистрации договора коммерческой концессии в органе, который занимается регистрацией юрлиц;

– оказанием пользователю своевременной и непрерывной технической и консультационной помощи;

– осуществлением контроля за качеством и надлежащим уровнем товаров и услуг, которые изготавливает либо оказывает пользователь в соответствии с договором коммерческой концессии [4, с. 92].

Необходимо отметить, что все указанные выше обязанности правообладателя были сформулированы в ГК РФ не императивно, а диспозитивно и соответственно, они не могут являться существенными условиями договора коммерческой концессии. Это означает, что в конкретном договоре коммерческой концессии они могут и вовсе не присутствовать, а в некоторых случаях обязанность зарегистрировать договор коммерческой концессии ложится не на плечи правообладателя, а пользователя, к примеру, если он планирует заключить договор с иностранным франчайзером.

В свою очередь пользователь по договору коммерческой концессии также обладает целым рядом обязанностей. Причем, в отличие от обязанностей правообладателя, его обязанности были сформулированы в ГК РФ императивно, и это означает, что они выступают в качестве существенных условий договора коммерческой концессии. Согласно ст. 1032 ГК РФ, к их числу относятся следующие обязанности:

  1. Пользователь обязан использовать фирменное наименование и (или) коммерческое обозначение правообладателя только в соответствии с тем способом, который был указан в договоре коммерческой концессии.
  2. Пользователь получает от правообладателя конфиденциальную коммерческую информацию и берет на себя обязанность, связанную с ее неразглашением.
  3. Пользователь несет обязанность, связанную с тем, чтобы качество производимых им товаров либо оказываемых услуг полностью соответствовало качеству тех же самых товаров, либо услуг, которые производит либо оказывает правообладатель.
  4. Пользователь обязан неукоснительно соблюдать те указания и инструкции, которые ему передал правообладатель, касающиеся обеспечения указанного выше соответствия.
  5. Пользователь обязан предоставлять потребителям тот же самый перечень дополнительных услуг, который и сам правообладатель оказывает своим потребителям.
  6. Пользователь должен информировать потребителей своих товаров и услуг наиболее приемлемым для них способом о том, что он является не «оригинальным» правообладателем, а пользователем по договору коммерческой концессии, который лишь использует средства индивидуализации, которые принадлежат правообладателю [4, с. 93].

Если правообладатель передал пользователю право на использование в коммерческой деятельности своего товарного знака, то в таком случае он несет обязанность, связанную с осуществлением контроля над качеством товаров, которые производит пользователь. Т. е. данная обязанность правообладателя является существенным условием договора коммерческой концессии, в силу ч. 2 ст. 26 Закона о товарных знаках, который обязывает правообладателя осуществлять контроль за его использованием при заключении любых видов договоров [5, с. 673].

Как уже отмечалось, пользователь также обязан выплачивать правообладателю вознаграждение, которое установлено сторонами в договоре коммерческой концессии. Если стороны договорятся между собой, то в договоре они могут прописать и другие обязанности, которые должны быть возложены на пользователя.

Примечательно, что срок не является существенным условием договора коммерческой концессии. В связи с этим, договор коммерческой концессии может быть бессрочным или же в нем может быть установлен точный срок действия комплекса исключительных прав (или его части), которые пользователь получил от правообладателя для ведения коммерческой деятельности [2, с. 781].

Литература:

  1. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть вторая) от 26.01.1996 № 14-ФЗ (ред. от 01.07.2021) // Собрание законодательства РФ, 29.01.1996, № 5, ст. 410.
  2. Брагинский М. И., Витрянский В. В. Договорное право. Книга третья: Договоры о выполнении работ и оказании услуг. — М.: Статут, 2011. — 1047.
  3. Еремин А. А. Франчайзинг и договор коммерческой концессии. Теория и практика применения. — М.: Юстицинформ. — 2017. — 310 с.
  4. Райников А. С. Договор коммерческой концессии. М.: Статут, 2016. — 209 с.
  5. Сергеев А. П., Толстой Ю. К. Гражданское право: Учебник. В 3 т. Т. 2. — М.: Проспект, 2018. — 976 с.
Можно быстро и просто опубликовать свою научную статью в журнале «Молодой Ученый». Сразу предоставляем препринт и справку о публикации.
Опубликовать статью
Молодой учёный №39 (381) сентябрь 2021 г.
Скачать часть журнала с этой статьей(стр. 95-97):
Часть 2 (стр. 73-133)
Расположение в файле:
стр. 73стр. 95-97стр. 133

Молодой учёный