Современные образовательные технологии на уроках физики | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 27 апреля, печатный экземпляр отправим 1 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №38 (380) сентябрь 2021 г.

Дата публикации: 17.09.2021

Статья просмотрена: 57 раз

Библиографическое описание:

Провоторов, Д. А. Современные образовательные технологии на уроках физики / Д. А. Провоторов. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2021. — № 38 (380). — С. 51-52. — URL: https://moluch.ru/archive/380/84099/ (дата обращения: 19.04.2024).



В статье раскрывается современные образовательные технологии, применяемые на уроках физики и особенности их использования в образовательном процессе.

Ключевые слова: учитель, учащийся, проблемное обучение, информационно — коммуникационные, здоровьесберегающие технологии.

В последнее время отмечается ярко выраженная тенденция по снижению познавательного интереса учащихся старших классов к предметам естественного цикла, в частности, к физике. Проведенное анкетирование среди учащихся 9–11 классов показало, что снижение интереса к уроку физики связано с тем, что многие школьники (60 %) считают, что знания, получаемые, на уроках физики не понадобятся им в будущем, (55 %) учащихся отмечают сложность изучаемого предмета. Поэтому сегодня учителю особенно важно формировать у учащихся познавательный интерес к процессу обучения, умение усваивать и применять полученную информацию не только на уроках, но и в повседневной жизни. В процессе реализации курса физики учителю важно заинтересовать новым предметом, а значит, образовательный процесс должен строиться доступно, интересно и увлекательно для учащихся [1].

Использование на уроках физики современных образовательных технологий позволяет достичь педагогу хороших результатов и рационально организовать процесс обучения. В частности, такие образовательные технологии как проблемное обучение, информационно-коммуникационные технологии, интерактивное обучение, здоровьесберегающие технологии позволяют активизировать познавательную активность и улучшить понимание нового материала учащимися.

Проблемное обучение в образовательном процессе выступает как одна из важнейших педагогических технологий, которое способствует появлению мотивационного компонента учебно-познавательной компетенции учащихся на уроках физики. Эта технология способствует развитию творчества, повышению качества знаний по предмету и открывает перед учителем большие практические возможности. Сущность метода проблемного обучения состоит в том, что учитель конструирует исследовательскую задачу, а ученик пытается найти способ ее решения. При решении проблемного задания педагог намеренно провоцирует создание противоречивых ситуаций, тем самым порождая у учащихся стремление разобраться и устранить их. Проблемное обучение формирует познавательный интерес и активизирует мыслительную деятельность учащихся. В процессе объяснения нового материала применяются проблемные ситуации несоответствия и неожиданности. Технологию проблемного обучения использую в основном на уроках по изучению нового материала и первичного закрепления, на — комбинированных уроках, и блоковых проблемных занятиях — тренингах. При использовании элементов проблемного обучения на уроке отпадает необходимость неосмысленного запоминания большого объема учебного материала, уменьшается время на подготовку домашнего задания, так как основная часть учебного материала учащиеся усваивают непосредственно на уроке [2].

Применение информационно-коммуникационных технологий на уроках физики способны обеспечить индивидуализацию обучения, адаптацию к способностям и интересам учащихся, развивают самостоятельность и творчество. Компьютерные средства обучения называют интерактивными, так как они обладают способностью «откликаться» на действия ученика и учителя, «вступать» с ними в диалог, что и составляет главную особенность методик компьютерного обучения. Использование информационных технологий повышают эффективность обучения и информативность урока, а также придают уроку выразительность динамизм. С помощью информационных технологий на уроке можно показывать графики, формулы фрагменты видеофильмов, работу технических устройств и экспериментальных установок, явления и эксперименты, которые недоступны непосредственному наблюдению, например, ядерные превращения, эволюцию звезд [3].

Здоровье детей является общей проблемой педагогов, медиков и родительского сообщества. Решение этой проблемы зависит от внедрения в процесс обучения здоровьесберегающих технологий. Под здоровьесберегающими образовательными технологиями понимают технологии, которые направлены на сохранение здоровья учащихся. Учитель физики при организации учебной деятельности должен уделять большое внимание таким факторам, как соблюдение санитарно-гигиенических условий обучения: наличие оптимального светового и теплового режима в кабинете, условий безопасности, соответствующих СанПиН мебели, оборудования, оптимальной окраски стен, организация проветривания до и после занятий и на переменах, проведение влажной уборки кабинета.

Физкультурные минутки и паузы во время уроков физики являются необходимым кратковременным отдыхом, который снимает усталость, нормализует физическое состояние учащихся. Физкультминутки способствуют повышению активности и внимания детей на последующем этапе урока. Чаще всего на уроке используются физкультминутки для глаз, и для рук [4].

Таким образом, использование на уроках физики современных образовательных технологий оказывает положительное влияние на процесс обучения, повышается уровень восприятия и усвоения учащимися учебного материала, появляется мотивация и увлеченность учебным процессом, формируется умение усваивать и применять полученную информацию не только на уроках, но и в повседневной жизни.

Литература

  1. Аршавский И. А. Конструирование современного урока. — М.: Просвещение, 1985.-231 с.
  2. Веприцкая Ю. Е. Лекции на занятиях творческой лаборатории.- Волгоград: Учитель, 2010.-123 с.
  3. Гордеев В. И., Александрович Ю. С. Методы исследования развития ребенка: качество жизни (QOL) — новый инструмент оценки развития детей. — СПб.: Речь, 2001.-125 с.
  4. Глозман Ж. М. Игры — обучения, тренинг, досуг.. — СПб.: Питер, 2006. — 80 с.
Основные термины (генерируются автоматически): проблемное обучение, урок физики, процесс обучения, образовательный процесс, познавательный интерес, урок, учащийся, учебный материал, QOL, повседневная жизнь.


Ключевые слова

учащийся, здоровьесберегающие технологии, учитель, проблемное обучение, информационно — коммуникационные

Похожие статьи

Использование проблемного обучения на занятиях физики в вузе

проблемное обучение, развивающее обучение, учебная проблема, знание, учебный процесс, проблемная ситуация, принцип проблемности, процесс обучения, проблемно-развивающее обучение, учащийся. Применение технологии проблемного обучения на уроках... формирование, математическое образование, результативность, знание, учебно-познавательная компетенция, проблемная ситуация, урок математики, проблемное обучение, практическое задание, задача.

Приемы создания проблемных ситуаций для формирования...

Проблемное обучение будет успешным при наличии ряда условий. Учителю необходимо овладеть методикой постановки проблемных ситуаций, проанализировать содержание учебного материала и представить его в виде проблемных ситуаций и вопросов, изучать индивидуальные особенности учеников и строить процесс обучения с учетом этих особенностей.

Все учебные предметы, в том числе и физика, содержат внутренние возможности для формирования познавательных интересов и развития мышления учащихся. Нужна только соответствующая методика преподавания. Для того, чтобы заинтересовать учащихся учебным материалом, следует преподносить новую информацию так, чтобы вызвать эмоциональное восприятие темы.

Педагогические технологии на уроках физики | Статья в сборнике...

Практически каждый урок физикипроблемный урок. Использование элементов проблемного обучения позволяет создать на уроке условия для творческой мыслительной работы учащихся. Проблемное обучение выступает как одна из важнейших педагогических технологий, обеспечивающих возникновение мотивационного компонента учебно-познавательной компетенции учащихся на уроках физики. При использовании данной технологии реализуются принцип коррекции знаний и их уровневой дифференциации, что дает возможность учащимся усваивать не только стандарт образования, но и продвигаться на более высокий уровень.

Проблемное обучение как образовательная технология

Проблемное обучение — это тип развивающего обучения, в котором сочетаются систематическая самостоятельная поисковая деятельность студентов с усвоением ими готовых выводов науки. Здесь процесс взаимодействия преподавателя и студента ориентирован на формирование познавательной самостоятельности, устойчивых мотивов учения и мыслительных способностей в ходе усвоения научных

Проблемным обучение называется не потому, что весь учебный материал студенты усваивают только путем самостоятельного решения проблем и открытия новых понятий. Здесь есть и объяснение преподавателя, и репродуктивная деятельность студентов, и постановка задач, и выполнение студентами упражнений. Однако организация учебного процесса базируется на принципе проблемности, а...

Технология проблемного обучения и самостоятельная...

Содержание материала на уроке должно быть основано на связи с окружающей действительностью, а художественная и познавательная ценность текста, примера, задачи должна расширять знания об окружающем мире, воспитывать интерес к предмету, побуждать к развитию личности, готовой к жизненному, личностному и профессиональному самоопределению.

При объяснении нового материала необходимо исходить из того, что учащиеся уже имеют знания по данной теме, и опираться на них, исходя из принципа расширения межпредметных связей в обучении и связи с жизнью, — это понятия, термины, формулы, необходимые для изучения математики, географии, истории и т. д., современная лексика из газет и журнальных статей, предлагая более сложный материал, вызывая интерес...

Познавательный интерес и его развитие в процессе обучения...

Процесс формирования и развития познавательного интереса осуществляется, прежде всего, в учебной деятельности. Познавательный интерес выражается в стремлении узнать новое, неизвестное.

 Статья раскрывает содержание понятия познавательный интерес и его развитие в процессе обучения. Познавательный интерес — это одно из социально значимых качеств личности, которое формируется у школьников в процессе учебной деятельности.

Интерес является той базой, на которой строится процесс обучения. В начальной школе ученик еще не ориентирован на завершение образования, наоборот, его целью является дальнейшее обучение, поэтому в процессе образовательной деятельности младших школьников педагогам важно не только сформировать интерес, но и сохранить его на всех этапах школьного обучения.

Использование проблемного обучения для активизации...

Одним из методов проблемного обучения является исследовательский, где учитель организует самостоятельную работу учащихся по изучению нового материала, предлагая им задания проблемного характера и разрабатывая совместно с ними цель и ход работы.

учебный процесс, познавательная задача, проблемная ситуация, учитель, учащийся, познавательная деятельность учащихся, познавательный интерес, практическая значимость, проблемный подход, учебный материал.

проблемное обучение, развивающее обучение, учебная проблема, знание, учебный процесс, проблемная ситуация, принцип проблемности, процесс обучения, проблемно-развивающее обучение, учащийся. Особенности технологии проблемного обучения в условиях...

Технологии проблемного обучения в школьной педагогической...

проблемное обучение, студент, проблемная ситуация, учебный процесс, преподаватель, развивающее обучение, задача, проблемное изложение, проблемный подход, дидактическая система. Методическая целесообразность использования технологии... проблемное обучение, проблемная ситуация, русский язык, урок, учебная деятельность, учебный процесс, познавательная деятельность, образовательный процесс, учебный материал, День были. Использование элементов проблемного обучения на уроках... проблемное обучение, учащийся, проблемная ситуация, учебная проблема, учитель, естественный отбор, знание, машинная уборка, основная мысль, световой день.

Урок как основная форма организации обучения в современной...

Этапами урока, которые при своем взаимодействии отражают эти закономерности, являются актуализация, формирование новых понятий и способов действий и применение изученного с позиции проблемного подхода.

Таким образом, современный урок — это системное сотрудничество педагога и учащихся при котором последние в ситуации проблемы решают учебные задачи, находят пути применения решений этих задач, выделяют новые способы работы в процессе учебной деятельности. Классификация уроков подлежит, по мнению автора, существенному переосмыслению в силу современных реформ системы образования, а роль учителя (также претерпевшая существенные изменения) не должна сводиться исключительно к определению направления, руководствоваться следует обозначенными выше...

Похожие статьи

Использование проблемного обучения на занятиях физики в вузе

проблемное обучение, развивающее обучение, учебная проблема, знание, учебный процесс, проблемная ситуация, принцип проблемности, процесс обучения, проблемно-развивающее обучение, учащийся. Применение технологии проблемного обучения на уроках... формирование, математическое образование, результативность, знание, учебно-познавательная компетенция, проблемная ситуация, урок математики, проблемное обучение, практическое задание, задача.

Приемы создания проблемных ситуаций для формирования...

Проблемное обучение будет успешным при наличии ряда условий. Учителю необходимо овладеть методикой постановки проблемных ситуаций, проанализировать содержание учебного материала и представить его в виде проблемных ситуаций и вопросов, изучать индивидуальные особенности учеников и строить процесс обучения с учетом этих особенностей.

Все учебные предметы, в том числе и физика, содержат внутренние возможности для формирования познавательных интересов и развития мышления учащихся. Нужна только соответствующая методика преподавания. Для того, чтобы заинтересовать учащихся учебным материалом, следует преподносить новую информацию так, чтобы вызвать эмоциональное восприятие темы.

Педагогические технологии на уроках физики | Статья в сборнике...

Практически каждый урок физикипроблемный урок. Использование элементов проблемного обучения позволяет создать на уроке условия для творческой мыслительной работы учащихся. Проблемное обучение выступает как одна из важнейших педагогических технологий, обеспечивающих возникновение мотивационного компонента учебно-познавательной компетенции учащихся на уроках физики. При использовании данной технологии реализуются принцип коррекции знаний и их уровневой дифференциации, что дает возможность учащимся усваивать не только стандарт образования, но и продвигаться на более высокий уровень.

Проблемное обучение как образовательная технология

Проблемное обучение — это тип развивающего обучения, в котором сочетаются систематическая самостоятельная поисковая деятельность студентов с усвоением ими готовых выводов науки. Здесь процесс взаимодействия преподавателя и студента ориентирован на формирование познавательной самостоятельности, устойчивых мотивов учения и мыслительных способностей в ходе усвоения научных

Проблемным обучение называется не потому, что весь учебный материал студенты усваивают только путем самостоятельного решения проблем и открытия новых понятий. Здесь есть и объяснение преподавателя, и репродуктивная деятельность студентов, и постановка задач, и выполнение студентами упражнений. Однако организация учебного процесса базируется на принципе проблемности, а...

Технология проблемного обучения и самостоятельная...

Содержание материала на уроке должно быть основано на связи с окружающей действительностью, а художественная и познавательная ценность текста, примера, задачи должна расширять знания об окружающем мире, воспитывать интерес к предмету, побуждать к развитию личности, готовой к жизненному, личностному и профессиональному самоопределению.

При объяснении нового материала необходимо исходить из того, что учащиеся уже имеют знания по данной теме, и опираться на них, исходя из принципа расширения межпредметных связей в обучении и связи с жизнью, — это понятия, термины, формулы, необходимые для изучения математики, географии, истории и т. д., современная лексика из газет и журнальных статей, предлагая более сложный материал, вызывая интерес...

Познавательный интерес и его развитие в процессе обучения...

Процесс формирования и развития познавательного интереса осуществляется, прежде всего, в учебной деятельности. Познавательный интерес выражается в стремлении узнать новое, неизвестное.

 Статья раскрывает содержание понятия познавательный интерес и его развитие в процессе обучения. Познавательный интерес — это одно из социально значимых качеств личности, которое формируется у школьников в процессе учебной деятельности.

Интерес является той базой, на которой строится процесс обучения. В начальной школе ученик еще не ориентирован на завершение образования, наоборот, его целью является дальнейшее обучение, поэтому в процессе образовательной деятельности младших школьников педагогам важно не только сформировать интерес, но и сохранить его на всех этапах школьного обучения.

Использование проблемного обучения для активизации...

Одним из методов проблемного обучения является исследовательский, где учитель организует самостоятельную работу учащихся по изучению нового материала, предлагая им задания проблемного характера и разрабатывая совместно с ними цель и ход работы.

учебный процесс, познавательная задача, проблемная ситуация, учитель, учащийся, познавательная деятельность учащихся, познавательный интерес, практическая значимость, проблемный подход, учебный материал.

проблемное обучение, развивающее обучение, учебная проблема, знание, учебный процесс, проблемная ситуация, принцип проблемности, процесс обучения, проблемно-развивающее обучение, учащийся. Особенности технологии проблемного обучения в условиях...

Технологии проблемного обучения в школьной педагогической...

проблемное обучение, студент, проблемная ситуация, учебный процесс, преподаватель, развивающее обучение, задача, проблемное изложение, проблемный подход, дидактическая система. Методическая целесообразность использования технологии... проблемное обучение, проблемная ситуация, русский язык, урок, учебная деятельность, учебный процесс, познавательная деятельность, образовательный процесс, учебный материал, День были. Использование элементов проблемного обучения на уроках... проблемное обучение, учащийся, проблемная ситуация, учебная проблема, учитель, естественный отбор, знание, машинная уборка, основная мысль, световой день.

Урок как основная форма организации обучения в современной...

Этапами урока, которые при своем взаимодействии отражают эти закономерности, являются актуализация, формирование новых понятий и способов действий и применение изученного с позиции проблемного подхода.

Таким образом, современный урок — это системное сотрудничество педагога и учащихся при котором последние в ситуации проблемы решают учебные задачи, находят пути применения решений этих задач, выделяют новые способы работы в процессе учебной деятельности. Классификация уроков подлежит, по мнению автора, существенному переосмыслению в силу современных реформ системы образования, а роль учителя (также претерпевшая существенные изменения) не должна сводиться исключительно к определению направления, руководствоваться следует обозначенными выше...

Задать вопрос