Правила общения врача с пациентом | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 27 апреля, печатный экземпляр отправим 1 мая.

Опубликовать статью в журнале

Авторы: ,

Рубрика: Психология

Опубликовано в Молодой учёный №38 (380) сентябрь 2021 г.

Дата публикации: 16.09.2021

Статья просмотрена: 1304 раза

Библиографическое описание:

Муталимов, Р. К. Правила общения врача с пациентом / Р. К. Муталимов, К. В. Кравцова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2021. — № 38 (380). — С. 149-150. — URL: https://moluch.ru/archive/380/84078/ (дата обращения: 19.04.2024).



В последнее время участились случаи появления врачей на скамье подсудимых в качестве обвиняемых в недолжном оказании медицинской помощи и в злоупотребления своим положением. Всегда профессия врача была самая гуманная и самая почитаемая. Врач помогал человеку не только методом лечения, но и словом. Врачей уважали, ценили. Его выбор всегда поддерживался, а лечение соблюдалось, как по инструкции. «В интересах больного» врач поступал так, как считает нужным. Зачастую скрывая от пациента самое плохое, врач говорил только о хорошем.

Ключевые слова: врач, пациент, общение, правила общения, лечить.

О том, как общаться с пациентом, студенты медицинских вузов начинают говорить уже с первых курсов. Студент должен знать деонтологию и этику врачебной деятельности, также психологию и биоэтику. И обязательно он должен хорошо владеть русским языком и культурой речи.

Каждый врач должен иметь определенный словарный запас, должен быть начитанным и грамотным. Каждый пациент — это человек, это личность. У пациента есть своё «Я», своё внутреннее ЭГО. К тому же, каждый пациент имеет своё мнение и своё желание.

Нам хотелось бы остановиться на том, как врач должен относиться к пациенту, как он должен общаться с ним. Есть пословица: «Встречают по одежке, а провожают по уму». Когда пациент приходит к доктору, он сначала смотрит на его внешний облик, его вид. Если врач неопрятный, то пациенту будет неприятно находиться рядом с таким врачом, тем более доверять ему свою жизнь, своё здоровье. Каждый врач должен выглядеть аккуратно, опрятно, от него должно «пахнуть свежестью». Одежда врача не должна быть видна из-под халата, а если она и видна, то она не должна быть яркой, кричащей. Халат должен быть чистым, глаженым, не рваным. Халат это своего рода лицо врача. Волосы должны быть хорошо уложены или поверх может быть надет головной убор — медицинская шапочка. Лицо должно быть свежим, здоровым. Следующее, на что падает взгляд пациента, — это на руки врачей. Они должны быть чистыми и ухоженными, лучше, чтобы это были коротки ногти без кричащего маникюра. Далее — рабочее место. Если на столе беспорядок, то человек может подумать, что у вас и в жизни, и в голове бардак. Всё должно лежать на своих местах. И наконец, самое важное — общение с пациентом.

Какими же качествами должен обладать врач, при общении с пациентом? Он должен быть сдержанным, уважительным, вежливым, ответственным, милосердным. По тому, как вы ведете диалог, как вы общаетесь, пациент судит о вас и может сделать выводы, хороший вы врач или плохой. В начале знакомства с пациентом, неважно молодой он или старый, всегда поздоровайтесь, улыбнитесь. Человек поймет, что его тут ждут, ему не должно казаться, что он постучался в чужую дверь. Предложите пациенту присесть, если это пожилой человек, встаньте, помогите ему, уделите знаки внимания. Когда вы прикоснетесь к пациенту во время помощи, это сблизит вас в некоем роде. Пациент станет вам больше доверять, это всё произойдет на подсознательном уровне. После того, как ваш пациент удобно устроился, представьтесь и не ждите, пока пациент представится в ответ, поинтересуйтесь, как зовут вашего «собеседника». Отношение к пациенту должно быть уважительным, поэтому не стоит смотреть на возрастные рамки, при обращении к взрослому пациенту всегда обращайтесь по имени и отчеству.

Начать разбор общения с пациентами надо с самых маленьких пациентов — детей. У каждого ребенка страх врачей, это некая фобия уколов, процедур, боязнь болезненных процедур, а в дальнейшем человека в белом халате. Старайтесь «играть» со своим маленьким пациентом, ведь от вашего общения с ребенком, зависит, как ребенок будет к вам относиться в дальнейшем, постараться расположить ребенка к себе. От этого зависит как будут относиться к вам его родители, которые берегут своё чадо и никогда не дадут в обиду.

Достаточно сложное общение происходит с пациентами среднего возраста. Пациенты обычно много читают про свою болезнь и любят учить врача. В данных ситуациях главное не спорить, иначе можно нарваться на скандал и конфликтную ситуацию, что влечет за собой неприятные последствия. Приводите данным пациентам примеры из жизни, какое из методов обследования или лечения будет более эффективным, для лечения того или иного диагноза. Если пациент категорически отказывается вас слушать, настаивает на своём, у вас есть полное право пригласить на беседу с пациентом другого специалиста.

Подойдем к последнему возрастному виду пациентов — это пожилые люди. В большинстве случаев из пожилых людей к врачу ходят одни и те же пациенты. И это не по причине того, что они на самом деле больные, а просто им не хватает внимания и общения. Вот с данными пациентами не спешите выписывать лекарство, назначать лекарственную терапию. Вам следует выслушать их проблему, поговорить. Заведите диалог с пациентом, чтобы он вам всё высказал. Возможно человеку просто не с кем поговорить. Главное слушайте внимательно, не перебивайте, соглашайтесь по мере возможности с той или иной ситуацией. И когда человек вам всё выскажет, когда вы, как психолог, разберетесь с этой проблемой, тогда уже можете выписать лекарства если это необходимо и, главное, делать акцент на то, что им это обязательно поможет. Всегда помните о том, что сказанное доброе слово лечит.

В заключение хотелось бы сказать, чтобы врач не забывал закон, клятву Гиппократа, был культурным и внимательным. Чтобы врач был сдержанным, общался с пациентом без агрессии. Врач должен относиться к пациенту так, как хотел бы, чтобы относились к нему. Это золотое правило морали, всегда помогает. Просто стоит поставить себя на место пациента, и вы увидите свои ошибки. Врач — должно звучать гордо, ведь профессия врача является одной из самых важных на земле.

Литература

  1. Е. В. Орлова «Культура профессионального общения врача», 2015
  2. М. Н. Камалов «Врач и пациент: техника общения и влияния», 2020.
Основные термины (генерируются автоматически): пациент, Врач, профессия врача, ребенок, том.


Ключевые слова

общение, врач, пациент, правила общения, лечить

Похожие статьи

Профессия врача предполагает вмешательство в личную жизнь...

 Врачи — это удивительные люди, которые становятся единственным препятствием между пациентом и болезнью.

Работа врача всегда была, остаётся и будет самой благородной профессией потому, что

Дети либо умирают от этих болезней, либо становятся инвалидами.

Конспект НОД по познавательному развитию для детей старшего...

Конкретизировать представления о профессии врача. Развивающие: расширять и активизировать словарь детей по теме, развивать

Врач-стоматолог, посвятив свою трудовую деятельность лечению детей, должен обладать определенными личностными качествами и...

Ключевые слова: врач, профессия.

Профессия врача является одной из самых востребованных и полезных в современном

Неврологи обследуют пациентов, которые были перенаправлены к ним другими врачами в

Врач — одна из самых благородных профессий. А. П. Чехов сравнивал труд врача с подвигом...

Основные термины (генерируются автоматически): пациент, врач...

Профессия врача предполагает вмешательство в личную жизнь других людей, поэтому знания определённых этических норм, запретов и ограничений крайне желательны для установления контакта с пациентом, что в дальнейшем сказывается на эффективности лечения.

Основные термины (генерируются автоматически): пациент, врач...

Эта модель взаимоотношений врача и пациента получила название «патерналистской» («отцовской», «родительской»). Отношения между врачом и пациентом в данном случае напоминают отеческое отношение родителя к ребёнку или священника к прихожанину...

Этикет практикующего врача | Статья в журнале «Молодой ученый»

Врач должен соблюдать медицинскую тайну, уважать свою профессию. Врач должен бережно относиться к пациенту. Для ребенка имеет значение все: внешний вид врача, состояние его рабочего места (наличие блестящих инструментов и т. д.), поведение окружающих и большое...

Воспитание у детей интереса к профессиям в дошкольных...

Формирование у детей дошкольного возраста интереса к профессиям связано с их психическим, интеллектуальным и нравственным развитием, и, следовательно, определяет эффективность деятельности дошкольного образовательного учреждения (ДОУ).

Приобщение студентов-медиков к художественной литературе

Чтобы стать врачом, надо быть безукоризненным человеком (образ врача в художественной

Также, А. П. Чехов утверждал, что «...профессия врача требует самоотвержения, чистоты

Влияние художественных произведений на ребенка зачастую оказывается гораздо сильнее...

Роль этики и деонтологии в подготовке детского...

Врач должен соблюдать медицинскую тайну, уважать свою профессию. Врач должен бережно относиться к пациенту.

Врач-стоматолог, посвятив свою трудовую деятельность лечению детей, должен обладать определенными личностными качествами и деонтологической...

Похожие статьи

Профессия врача предполагает вмешательство в личную жизнь...

 Врачи — это удивительные люди, которые становятся единственным препятствием между пациентом и болезнью.

Работа врача всегда была, остаётся и будет самой благородной профессией потому, что

Дети либо умирают от этих болезней, либо становятся инвалидами.

Конспект НОД по познавательному развитию для детей старшего...

Конкретизировать представления о профессии врача. Развивающие: расширять и активизировать словарь детей по теме, развивать

Врач-стоматолог, посвятив свою трудовую деятельность лечению детей, должен обладать определенными личностными качествами и...

Ключевые слова: врач, профессия.

Профессия врача является одной из самых востребованных и полезных в современном

Неврологи обследуют пациентов, которые были перенаправлены к ним другими врачами в

Врач — одна из самых благородных профессий. А. П. Чехов сравнивал труд врача с подвигом...

Основные термины (генерируются автоматически): пациент, врач...

Профессия врача предполагает вмешательство в личную жизнь других людей, поэтому знания определённых этических норм, запретов и ограничений крайне желательны для установления контакта с пациентом, что в дальнейшем сказывается на эффективности лечения.

Основные термины (генерируются автоматически): пациент, врач...

Эта модель взаимоотношений врача и пациента получила название «патерналистской» («отцовской», «родительской»). Отношения между врачом и пациентом в данном случае напоминают отеческое отношение родителя к ребёнку или священника к прихожанину...

Этикет практикующего врача | Статья в журнале «Молодой ученый»

Врач должен соблюдать медицинскую тайну, уважать свою профессию. Врач должен бережно относиться к пациенту. Для ребенка имеет значение все: внешний вид врача, состояние его рабочего места (наличие блестящих инструментов и т. д.), поведение окружающих и большое...

Воспитание у детей интереса к профессиям в дошкольных...

Формирование у детей дошкольного возраста интереса к профессиям связано с их психическим, интеллектуальным и нравственным развитием, и, следовательно, определяет эффективность деятельности дошкольного образовательного учреждения (ДОУ).

Приобщение студентов-медиков к художественной литературе

Чтобы стать врачом, надо быть безукоризненным человеком (образ врача в художественной

Также, А. П. Чехов утверждал, что «...профессия врача требует самоотвержения, чистоты

Влияние художественных произведений на ребенка зачастую оказывается гораздо сильнее...

Роль этики и деонтологии в подготовке детского...

Врач должен соблюдать медицинскую тайну, уважать свою профессию. Врач должен бережно относиться к пациенту.

Врач-стоматолог, посвятив свою трудовую деятельность лечению детей, должен обладать определенными личностными качествами и деонтологической...

Задать вопрос