Исследовательская деятельность на уроках химии | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 4 мая, печатный экземпляр отправим 8 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №38 (380) сентябрь 2021 г.

Дата публикации: 16.09.2021

Статья просмотрена: 31 раз

Библиографическое описание:

Чиркова, А. В. Исследовательская деятельность на уроках химии / А. В. Чиркова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2021. — № 38 (380). — С. 58-60. — URL: https://moluch.ru/archive/380/84037/ (дата обращения: 20.04.2024).



Исследовательская деятельность представляет одну из весьма эффективных моделей и продуктивных моделей образования. Основное направление в организации исследований должно состоять в раскрытии роли науки в решении важных жизненных вопросов. Ведущий принцип исследовательской деятельности — принцип самодеятельности. Реализацию данного принципа поддерживают принципы доступности, естественности и экспериментальности. Ведущими средствами для достижения поставленных целей являются: насыщение практических занятий эмоциональным содержанием, включение исследовательских заданий, приближенных к реальной деятельности, создание ситуаций успеха. Например, при изучении в 11 классе экологических проблем для возбуждения эмоционального отношения к данной теме, можно включить выступление учащихся с докладами о состоянии загрязнения окружающей среды в родном городе.

Внесение в содержание урока таких сообщений переключает внимание старшеклассников от переживания предстоящих трудностей освоения материала на мотив предстоящей деятельности.

Обычно в классах собираются ребята с разным интеллектом. Использование исследовательских заданий одной степени сложности приводит к угасанию интереса к исследовательской деятельности. Для одних такие задания невыполнимы, для других — слишком легки. Стремление к самообразованию и самосовершенствованию у учащихся реализуется через выполнение исследовательских заданий, первоначально вызывающих затруднения при осуществлении.

Прибегая к дифференцированному подходу в обучении, мы предоставляем дополнительную информацию учащимся, необходимую для совершенствования их знаний. Важно, чтобы она была логически связана с изучаемым материалом и способствовала лучшему усвоению идей курса.

Важной формой подготовки к самостоятельной работе являются рефераты и доклады по определенным темам. Они готовятся на материале пособия с привлечением других литературных источников. При подготовке учитывается интерес учащихся к тому или иному вопросу.

Если взять такую форму работы, как дискуссия, то и здесь прослеживаются моменты исследовательской деятельности. Ребята самостоятельно готовятся по теме обсуждения, для того чтобы показать свою значимость в обсуждаемом вопросе. Анализируют дополнительную литературу о проведении дискуссии, привлекают не учебную, а научную литературу при подготовке сообщений, там же выискивают «каверзные» вопросы для участия в дискуссии.

Игровые моменты на уроках воспринимаются также эмоционально. На обобщающих уроках можно использовать игру на нахождение сути — «Зри в корень». Нахождение первопричины представляется им исследованием, поиском принципиально новых, объективных знаний.

Эффективны также исследования-соревнования. Например, соревнование на лучшую шпаргалку по определенному тексту (раздел учебника). При составлении шпаргалки внимание учащихся становится избирательным, учащиеся стараются выбрать тот текст, который был главным, основополагающим всей темы. Отдельные сюжеты шпаргалки объединялись логическими связями. Индивидуально-творческая деятельность учащихся приобретает ориентированный и логический характер.

Естественно, исследовательская деятельность наблюдается при проведении различных практических работ. Для учащихся это настоящее открытие, данная работа стимулирует их к использованию полученных знаний на практике.

Этапы проекта исследовательских работ.

  1. подготовительный : изучение литературы, обзор методик, форма дневника для записи исследований.
  2. экспериментальный : системные наблюдения, сбор информации, закладываются опытные ключевые участки, делаются описания. Проводят в процессе полевых исследований, экспедиций, экологических лагерей и других видов экологической деятельности.
  3. камерный : обработка образцов материалов, составляются таблицы, проводится математическая обработка материала, составляются карты, таблицы. Чем больше этого материала, тем интереснее работа.
  4. аналитический : проводится работа по выявлению причинно-следственных связей, закономерностей, экологических проблем, составляются рекомендации и предложения
  5. отчетный : составляется отчет об исследовательской работе по следующим разделам:

– актуальность темы;

– цели и задачи исследований;

– литературный обзор;

– экспериментальная часть (описание методик исследований, постановка эксперимента, таблицы);

– выводы и предложения;

– список литературы;

– приложения.

  1. информационный : ознакомление коллектива школы с полученными результатами, защита на экзамене (если в уставе школы записана защита проекта в виде экзамена).
  2. практический : личное участие школьников в практической работе по охране природы.

Оценивание проекта.

– глубина проекта

– качество выполнения проекта — оформление результатов исследований

– защита проекта.

Таким образом на уроках учащиеся обучаются методам, принципам, формам и способам научного исследования. Повышается степень самостоятельность в своей учебной деятельности. Они с интересом выполняют свои самостоятельные работы, применяют свои знания в разнообразных видах учебно-практических работ. В результате — повышение качества знаний и способность к определению своего места в мире.

Основные термины (генерируются автоматически): исследовательская деятельность, защита проекта, работа, учащийся.


Похожие статьи

Исследовательская и проектная деятельность школьников

Проектная деятельность успешно сочетается с исследовательской. Исследовательский метод обучения предполагает организацию процесса выработки новых знаний. Главное для меня, как для учителя, — увлечь учащихся показать им значимость их деятельности и вселить уверенность в своих силах и способностях, а также привлечь родителей к участию в школьной жизни своего ребёнка. Исследовательская деятельность учащихсядеятельность, связанная с решением учащимися творческой, исследовательской задачи с заранее неизвестным решением. Она предполагает наличие основных этапов, характерных для исследования в научной сфере: постановка проблемы, изучение теории, посвященной данной проблематике, подбор методик исследования и практическое овладение ими...

Исследовательская и проектная работа в школе как средство...

Исследовательская и проектная деятельность прочно вошла в школьный образовательный процесс. На мой взгляд, самым трудным как для ученика, так и для учителя, является выбор темы исследования, методики и планирование этапов исследования. Предлагаю план исследования и критерии оценки исследовательских работ обучающихся из собственного опыта работы. Как планировать исследовательскую деятельность собучающимися. Тема исследования: «Оценка экологического состояния реки Рыбная в станице Балковской с помощью биоиндикаторов». Исследование осуществляется на стыке трёх предметных областей: географии, биологии, экологии.

исследовательская работа, исследовательская деятельность...

1.Включение в научно-исследовательскую деятельность учащихся в соответствии с их научными интересами. 2.Обучение учащихся работе с научной литературой, формирование культуры научного исследования. 3.Знакомство и сотрудничество с представителями науки в интересующей области знаний, оказание практической помощи учащимся в проведении экспериментальной и исследовательской работы.

Проектная и исследовательская деятельность... Ребята вместе с руководителем проектно-исследовательской работы ставят цель проекта, задачи, выдвигают гипотезу, проводят. Итоговым результатом работы над проектом для обучающегося является публичная защита проекта (исследовательской работы).

Организация проектно-исследовательской деятельности...

Главная цель проектно-исследовательской работы — формирование у учащегося способности самостоятельно, творчески осваивать и перестраивать новые способы деятельности в любой сфере человеческой культуры. При организации исследовательской работы ставлю такие задачи: 1. Диагностика выявления детей с неординарными способностями, развитие целостного миропонимания, творческого мышления.

Этап защиты проектно-исследовательской работы пропустить нельзя. Без него исследование не может считаться завершённым. Защита — венец исследования. Защиту следует проводить как праздничное мероприятие.

Мультимедийная защита учебно-исследовательских работ

Технология исследовательской деятельности хорошо зарекомендовала себя в нашей школьной образовательной практике, так как организация школьного научного общества учащихся (ШНО «Эврика») вызывает активизацию обучения, способствует развитию самостоятельности учащихся, сотрудничеству педагогов-новаторов и способных учащихся.

По результатам первой конференции (апрель 2010 г.) были представлены темы учебно-исследовательских работ, защита которых сопровождалась использованием презентации по данной теме. Эта работа позволяет учащимся приобрести большой опыт социальной, коммуникативной и информационной культуры.

Проектно-исследовательская деятельность как эффективное...

Борисович, И. В. Проектно-исследовательская деятельность как эффективное средство профессиональной ориентации учащихся / И. В. Борисович.

- подготовку к оформлению и защите результатов проекта. В рамках одного предмета невозможно решить все эти проблемы, поэтому возникает необходимость в постепенном освоении проектноисследовательского подхода через обучение школьников основам проектно-исследовательской деятельности во внеурочное время.

Проектная исследовательская деятельность как один из... исследовательская работа, учащийся, проектно-исследовательская деятельность, руководство учителя, Умение, сетевой проект, проектно-исследовательская работа, задача, мой взгляд, исследовательская деятельность.

Организация научно-исследовательской деятельности в рамках...

Статья посвящена научно-исследовательской деятельности в учебно-воспитательном процессе. Раскрывается сущность новой технологии обучения, показана ее эффективность в работе с учащимися.

Важным этапом в осмыслении первых успешных шагов в работе является участие юных исследователей в школьных конференциях по защите избранных тем, проводимых, например, в рамках фестиваля. Каждый год в марте месяце в нашей школе проходит Межшкольный районный фестиваль «Дни науки и творчества» при методической

Исследовательская деятельность учащихся – это образовательная технология. проектная деятельность, исследовательская деятельность, компетентность, компетенция, учащийся, профильное обучение, знание, умение, внеучебная деятельность, учебная деятельность.

Проектная исследовательская деятельность как один из.

В заключение хочется сказать, что проектная деятельность в школе — это один из самых позитивных экспериментов последних лет. Проектно-исследовательская деятельность даёт возможность для создания личностно-развивающей ситуации, позволяющей реализовать творческие силы, обеспечить выработку собственного мнения, своего стиля деятельности. Воспитанники включены в реальную учебную, творческую деятельность, которая не только привлекает новизной, необычностью и занимательностью, что само по себе становится сильнейшим стимулом познавательного интереса, но и развивает потребность выявлять проблемы и разрешать возникающие противоречия.

Проектная и исследовательская деятельность...

[1]. В современном образовании проектная и исследовательская деятельность помогает овладевать универсальными учебными действиями и ключевыми компетенциями, необходимыми для ориентировки в информационном пространстве, для успешной интеграции в социуме. Учебный проект — это возможность ученику делать что — то интересное самостоятельно или в группе, максимально используя свои

Итоговым результатом работы над проектом для обучающегося является публичная защита проекта (исследовательской работы). В условиях образовательного комплекса это может происходить в режиме конференций, социально-творческих фестивалей по всем уровням образования, включая и дошкольное образование. Уже несколько лет в Москве проводится Городской фестиваль «Детский сад — наукоград», на...

Формирование умений учебно-исследовательской и проектной...

‒ владеть навыками познавательной, учебно-исследовательской и проектной деятельности, навыками разрешения проблем; ‒ быть готовым к самостоятельному поиску методов решения практических задач, к применению различных методов познания.

Проектная деятельность учащихся — совместная учебно- познавательная, творческая или игровая деятельность учащихся, имеющая общую цель, согласованные методы, способы деятельности, направленная на достижение общего результата деятельности.

проект, начальная школа, проектная деятельность, ребенок, учитель, ученик, правило, внеклассная работа, исследовательская работа, младшая школа. Формирование умений учебно-исследовательской и проектной...

Похожие статьи

Исследовательская и проектная деятельность школьников

Проектная деятельность успешно сочетается с исследовательской. Исследовательский метод обучения предполагает организацию процесса выработки новых знаний. Главное для меня, как для учителя, — увлечь учащихся показать им значимость их деятельности и вселить уверенность в своих силах и способностях, а также привлечь родителей к участию в школьной жизни своего ребёнка. Исследовательская деятельность учащихсядеятельность, связанная с решением учащимися творческой, исследовательской задачи с заранее неизвестным решением. Она предполагает наличие основных этапов, характерных для исследования в научной сфере: постановка проблемы, изучение теории, посвященной данной проблематике, подбор методик исследования и практическое овладение ими...

Исследовательская и проектная работа в школе как средство...

Исследовательская и проектная деятельность прочно вошла в школьный образовательный процесс. На мой взгляд, самым трудным как для ученика, так и для учителя, является выбор темы исследования, методики и планирование этапов исследования. Предлагаю план исследования и критерии оценки исследовательских работ обучающихся из собственного опыта работы. Как планировать исследовательскую деятельность собучающимися. Тема исследования: «Оценка экологического состояния реки Рыбная в станице Балковской с помощью биоиндикаторов». Исследование осуществляется на стыке трёх предметных областей: географии, биологии, экологии.

исследовательская работа, исследовательская деятельность...

1.Включение в научно-исследовательскую деятельность учащихся в соответствии с их научными интересами. 2.Обучение учащихся работе с научной литературой, формирование культуры научного исследования. 3.Знакомство и сотрудничество с представителями науки в интересующей области знаний, оказание практической помощи учащимся в проведении экспериментальной и исследовательской работы.

Проектная и исследовательская деятельность... Ребята вместе с руководителем проектно-исследовательской работы ставят цель проекта, задачи, выдвигают гипотезу, проводят. Итоговым результатом работы над проектом для обучающегося является публичная защита проекта (исследовательской работы).

Организация проектно-исследовательской деятельности...

Главная цель проектно-исследовательской работы — формирование у учащегося способности самостоятельно, творчески осваивать и перестраивать новые способы деятельности в любой сфере человеческой культуры. При организации исследовательской работы ставлю такие задачи: 1. Диагностика выявления детей с неординарными способностями, развитие целостного миропонимания, творческого мышления.

Этап защиты проектно-исследовательской работы пропустить нельзя. Без него исследование не может считаться завершённым. Защита — венец исследования. Защиту следует проводить как праздничное мероприятие.

Мультимедийная защита учебно-исследовательских работ

Технология исследовательской деятельности хорошо зарекомендовала себя в нашей школьной образовательной практике, так как организация школьного научного общества учащихся (ШНО «Эврика») вызывает активизацию обучения, способствует развитию самостоятельности учащихся, сотрудничеству педагогов-новаторов и способных учащихся.

По результатам первой конференции (апрель 2010 г.) были представлены темы учебно-исследовательских работ, защита которых сопровождалась использованием презентации по данной теме. Эта работа позволяет учащимся приобрести большой опыт социальной, коммуникативной и информационной культуры.

Проектно-исследовательская деятельность как эффективное...

Борисович, И. В. Проектно-исследовательская деятельность как эффективное средство профессиональной ориентации учащихся / И. В. Борисович.

- подготовку к оформлению и защите результатов проекта. В рамках одного предмета невозможно решить все эти проблемы, поэтому возникает необходимость в постепенном освоении проектноисследовательского подхода через обучение школьников основам проектно-исследовательской деятельности во внеурочное время.

Проектная исследовательская деятельность как один из... исследовательская работа, учащийся, проектно-исследовательская деятельность, руководство учителя, Умение, сетевой проект, проектно-исследовательская работа, задача, мой взгляд, исследовательская деятельность.

Организация научно-исследовательской деятельности в рамках...

Статья посвящена научно-исследовательской деятельности в учебно-воспитательном процессе. Раскрывается сущность новой технологии обучения, показана ее эффективность в работе с учащимися.

Важным этапом в осмыслении первых успешных шагов в работе является участие юных исследователей в школьных конференциях по защите избранных тем, проводимых, например, в рамках фестиваля. Каждый год в марте месяце в нашей школе проходит Межшкольный районный фестиваль «Дни науки и творчества» при методической

Исследовательская деятельность учащихся – это образовательная технология. проектная деятельность, исследовательская деятельность, компетентность, компетенция, учащийся, профильное обучение, знание, умение, внеучебная деятельность, учебная деятельность.

Проектная исследовательская деятельность как один из.

В заключение хочется сказать, что проектная деятельность в школе — это один из самых позитивных экспериментов последних лет. Проектно-исследовательская деятельность даёт возможность для создания личностно-развивающей ситуации, позволяющей реализовать творческие силы, обеспечить выработку собственного мнения, своего стиля деятельности. Воспитанники включены в реальную учебную, творческую деятельность, которая не только привлекает новизной, необычностью и занимательностью, что само по себе становится сильнейшим стимулом познавательного интереса, но и развивает потребность выявлять проблемы и разрешать возникающие противоречия.

Проектная и исследовательская деятельность...

[1]. В современном образовании проектная и исследовательская деятельность помогает овладевать универсальными учебными действиями и ключевыми компетенциями, необходимыми для ориентировки в информационном пространстве, для успешной интеграции в социуме. Учебный проект — это возможность ученику делать что — то интересное самостоятельно или в группе, максимально используя свои

Итоговым результатом работы над проектом для обучающегося является публичная защита проекта (исследовательской работы). В условиях образовательного комплекса это может происходить в режиме конференций, социально-творческих фестивалей по всем уровням образования, включая и дошкольное образование. Уже несколько лет в Москве проводится Городской фестиваль «Детский сад — наукоград», на...

Формирование умений учебно-исследовательской и проектной...

‒ владеть навыками познавательной, учебно-исследовательской и проектной деятельности, навыками разрешения проблем; ‒ быть готовым к самостоятельному поиску методов решения практических задач, к применению различных методов познания.

Проектная деятельность учащихся — совместная учебно- познавательная, творческая или игровая деятельность учащихся, имеющая общую цель, согласованные методы, способы деятельности, направленная на достижение общего результата деятельности.

проект, начальная школа, проектная деятельность, ребенок, учитель, ученик, правило, внеклассная работа, исследовательская работа, младшая школа. Формирование умений учебно-исследовательской и проектной...

Задать вопрос