Социально-педагогические условия реинтеграции воспитанников домов Мехрибонлик в семью | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 4 мая, печатный экземпляр отправим 8 мая.

Опубликовать статью в журнале

Библиографическое описание:

Маджидова, Д. А. Социально-педагогические условия реинтеграции воспитанников домов Мехрибонлик в семью / Д. А. Маджидова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2012. — № 3 (38). — С. 367-370. — URL: https://moluch.ru/archive/38/4459/ (дата обращения: 25.04.2024).


В статье определены направления деятельности институциональных учреждений по возвращению воспитанников в семью, охарактеризована нормативно-правовая база, приведены статистические данные о практическом состоянии проблемы, представлены результаты анкетного опроса об отношении к процессу реинтеграции воспитанников домов Мехрибонлик в семью.

Ключевые слова: реинтеграция, дома Мехрибонлик, воспитанники, семья, органы опеки и попечительства, права ребёнка, социализация, семейная среда, социальные связи, социальный опыт, здоровый образ жизни, институциональные учреждения.

Семья – наиболее благоприятная среда для развития ребёнка. Однако в каждом государстве, каждом обществе были и есть дети, оставшиеся без родительской опеки. В таких случаях государство берет на себя ответственность за развитие и воспитание детей.

В Конвенции ООН о правах ребёнка (в Республике Узбекистан ратифицирована в 1992 году), Конституции Республики Узбекистан, Семейном кодексе, законе Республики Узбекистан «О гарантиях прав ребёнка» закреплено право каждого ребёнка на проживание в семье и обеспечение ему воспитания. Проблема обеспечение прав ребёнка является одним из основных направлений деятельности Министерства народного образования Республики Узбекистан, Комитета женщин, Республиканского центра социальной адаптации детей, научно-практического центра «Оила» («Семья»), Республиканского общественного детского фонда «Sen yolgiz emassan» («Ты не одинок»), фонда «Болалар» («Дети»), Ассоциации «SOSДетские деревни Узбекистана» и других государственных и негосударственных организаций.

Ещё в 1951 году английский учёный Дж.Боулби в своих исследованиях обосновал отрицательное влияние на детей-сирот и их полноценное развитие пребывание в сиротских учреждениях. Воспитанники домов Мехрибонлик лишены опыта семейной жизни, вследствие чего у них не формируются жизненные устремления, не развивается в правильном направлении активность, навыки размышления о своем будущем. Все это приводит к понижению уровня самостоятельности, жизненной активности, отражается на физическом, интеллектуальном и эмоциональном развитии и в целом на состоянии здоровья. В этой связи адаптация воспитанников домов Мехрибонлик в обществе обычно связана с большими трудностями. Эта ситуация показывает необходимость отказа от длительного времени нахождения детей в домах Мехрибонлик, и необходимости возвращения их в родную семью, а в случае отсутствия такой возможности размещения их в приёмную семью.

Президент Республики Узбекистан И.Каримов подчеркивал: «Для того, чтобы наши сыновья и дочери стали достойными гражданами нашего государства, надо воспитывать их в духе семейных ценностей, в атмосфере семьи, заложить в них основы глубокого уважения к родителям и друг к другу. Здоровая и крепкая семья и, в первую очередь, создание новой молодой семьи – это приоритетная задача, которая должна постоянно находиться в центре внимания нашего государства и общества, нашей махалли» [3].

В статье 24 Закона Республики Узбекистан «О гарантиях прав ребёнка» указано, что «Государство принимает необходимые меры по устранению условий, препятствующих нахождению ребёнка в семье, а в случаях, когда ребёнок был отделен от семьи, - его скорейшему возвращению в семью». В 4-пункте этой же статьи определено, что «Помещение ребёнка в специализированные учреждения является крайней мерой, в случае невозможности определения ребёнка в семью» [1].

В соответствии с постановлением Кабинета Министров Республики Узбекистан за №230 от 17 октября 2008 года утверждено «Положение о домах Мехрибонлик», а согласно постановлению Министерства народного образования Республики Узбекистан (2009 г.) утверждены «Обязательные минимальные стандарты для домов Мехрибонлик», где впервые определены их задачи:

  • выявление родственников воспитанников и установление с ними связи;

  • подготовка родителей или лиц, их заменяющих, к приёму в семью воспитанников;

  • подготовка воспитанников к возвращению в родную семью, и возвращение их в семью;

  • подготовка воспитанников к жизни в приёмной семье;

  • приём в дома Мехрибонлик на временное пребывание (сроком до одного года) детей из малообеспеченных, многодетных, или имеющих только одного родителей семей в целях их социальной поддержки и др. [2].

Однако сегодня при положительном решении данной проблемы возникают и определенные противоречия. В их числе:

  • В средствах массовой информации, особенно по телевидению, широко освещаются деятельность и хорошие условия для проживания и воспитания институциональных учреждений при материальной поддержке и патронировании со стороны государства. Определённая часть родителей получают информацию о хорошо организованной системе воспитания в подобных учреждениях и начинают думать, а почему бы и моему ребёнку не пожить в таких условиях?

  • У большинства людей сформировалась представление о том, что с одной стороны в большинстве своём воспитанники домов Мехрибонлик практически не отличаются от «домашних» детей, разница состоит в том, что все проблемы связанные с ними зависят от помощи спонсоров, улучшения материальной базы, достаточно создания условий обучения и воспитания.

  • С другой стороны существует представление, что среди воспитанников институциональных учреждений фактически нет полноценно здоровых детей, что все они страдают физическими или психическими заболеваниями связанными с плохой наследственностью.

Исходя из этого, важное значение приобретает изучение вопросов реинтеграции воспитанников институциональных учреждений в семью.

В нашем исследовании, посвященном этой актуальной проблеме, мы попытались раскрыть понятие реинтеграции.

В психологическом словаре понятие реинтеграция характеризуется как повторно возобновляемое действие (лат. re – приставка со значением создать заново, integro - восстанавливать) [5].

В методическом пособии Психосоциальная профилактика отказов от новорожденных детей” реинтеграция рассматривается как процесс возвращения человека в общество в роли активного и независимого члена социальной жизни, предусматривающий компенсацию потерь социальных связей, достижения соответствующего уровня эмоционального состояния и т.д. Организация и обеспечение оптимальных условий реинтеграции создают возможности для дальнейшего полноценного функционирования индивида в социуме, его успешной социализации [6, c. 37-38].

В другом источнике мы находим толкование, непосредственно связанное с исследуемой нами проблемой. «Реинтеграция детей-сирот и детей, лишенных родительской опеки процесс возврата или вхождения их в ту или иную социальную систему путем восстановления или формирования привязанностей, социальных связей и отношений, приобретение социального опыта, социальной компетентности [4].

В целях изучения практического состояния исследуемой проблемы и в процессе изучения научно-методическое обеспечение социальной защиты детей-сирот и детей, оставшихся без опеки родителей: форм устройства, социального и психолого-педагогического сопровождения, социальной адаптации нами был проведен анализ статистических данных. Общее количество детей и подростков в возрасте до 18 лет, оставшихся без попечения родителей, выявленных и учтенных за 2009 год, составляло 6 660 человек. В процессе констатирующего эксперимента установлено, что в 2010 году на территории Узбекистана функционировало 26 домов Мехрибонлик и 2 детских городка, в которых воспитывалось 2 692 ребёнка в возрасте от 3-х до 17 лет. Причины помещения этих детей в государственные учреждения различные. Анализ их таков:

  • 25 % дети из малообеспеченных семей;

  • 23,3% родители отказались от воспитания ребёнка;

  • 7,8% родители, имеющие инвалидность;

  • 5,7% родители находятся в местах лишения свободы;

  • 4,6% сведений о родителях нет;

  • 4% дети-полусироты (использование понятия «полусирота» не отражает истинной причины поступления ребёнка в институциональное учреждение, но из-за не достатка сведений о родителях мы вынуждены были выделить этих детей в отдельную категорию. В действительности эти дети могли попасть в любую (кроме сирота) из указанных категорий);

  • 2,6 % родители в трудовой эмиграции;

  • 2,1% социально-дезадаптированная семья (без лишения родительских прав)

  • 13,9% лишены или ограничены в родительских правах;

  • 11 % полные сироты.

Из приведённых данных видно, что только 11% детей являются полными сиротами, а почти 90% имеют родителей или одного из них, и по сути являются социальными сиротами. Статистические данные показывают, что особого внимания требуют малообеспеченные семьи, так как в таких семьях сохраняются родственные связи с детьми; родители ведут здоровый, по крайней мере, нормальный образ жизни.

Поэтому в «Положении о домах Мехрибонлик», утвержденном в 2008 году, зафиксирован пункт о временном содержании детей из малообеспеченных, многодетных семей, и имеюших одного из родителей (до 1 года) в домах Мехрибонлик в целях их социальной защиты.

В будущем реинтеграция воспитанников домов Мехрибонлик в семью во многом зависит от установления положительных отношений между родителями и детьми. В этой связи восстановление родственных отношений воспитанников институциональных учреждений с родителями и родственниками является важнейшей задачей работников системы социальной защиты детей. В исследовании этот вопрос изучался с разных сторон. Проведенное анкетирование среди воспитателей домой Мехрибонлик, психологов и социальных работников, воспитанников и их родителей по вопросу реинтеграции воспитанников в семью показало следующие:

  • в работе с воспитанником и его семьей необходимость принимать во внимание прежде всего интересы ребёнка;

  • в целях восстановления связей с родителями и родственниками воспитанников и их поддержки важно вести разъяснительную и социальную работу;

  • возвращение воспитанников в семью создает возможности для их будущей успешной социализации;

  • необходимо помнить, что семейное воспитание имеет важное значение в жизни ребёнка, и его невозможно заменить воспитанием в институциональном учреждении.

Анализ сведений о семьях воспитанников домов Мехрибонлик и других подобных учреждений позволяет выделить следующие типы семей: малообеспеченные, социально-дезадаптированные и неполные семьи.

Главная задача специалистов по социальной защите это профилактика социального сиротства: организация работы с разными типами семей; предотвращение помещения детей в дома Мехрибонлик, для этого оказывать социально-психологическую и педагогическую помощь семьям.

Для успешной реализации процесса реинтеграции воспитанников в семейную среду необходимо:

  • установление связи с родителями и родственниками воспитанников;

  • комплексная социально-психологическая оценка семьи ребёнка в целях выявления перспектив и возможностей для восстановления родительских прав одного или обеих родителей, и выполнения ими социальных задач;

  • оказание профессиональной помощи родной семье ребёнка;

  • осуществление работ по подготовке ребёнка к возвращению в семью;

  • организация социального, психолого-педагогического сопровождения семьи после возвращения в семью;

  • рассмотрение возможности организации в детских домах «дневных» групп (для детей из малообеспеченных семей);

  • в целях предупреждения отказа от детей и попадания их в институциональные учреждения необходимо изменит стиль работы с малообеспеченными и неполными семьями, а также, возвращения воспитанников институциональных учреждений семью. Разработка программы по обучению специалистов махалли, направленной на усиление социальных, психолого-педагогических работ с семьями, оказавшимися в трудных жизненных ситуациях;

  • активизация работы по повышению квалификации социальных работников, психологов институциональных учреждений, органов опеки и попечительства, педагогов махали оп вопросам возврата воспитанников в семейную среду.

Главное, специалисты по социальной защите детей должны помнит, что устройство детей в учреждение не должно быть первой задачей, а должна быть последней мерой.


литература:

  1. Закон Республики Узбекистан «О гарантиях прав ребёнка»// Учитель Узбекистана, 11.01.2008, №2 (1981)

  2. “Меҳрибонлик уйи тўғрисида низом”. Меҳрибонлик уйи тўғрисидаги Низомни тасдиқлаш тўғрисида ЎзР ВМ 2008 йил 17 октябрдаги 230-сонли қарорига илова.

  3. И.Каримов. Ўзбекистон Конституцияси – биз учун демократик тараққиёт йўлида ва фуқаролик жамиятини барпо этишда мустаҳкам пойдевордир//“Бошланғич таълим” жур. №12. 2009 г. 3-c.

  4. Безпалько О.В., Зверева И.Д., Кияница З.П. и др. Интегрированные социальные службы: теория, практика, инновации.- Киев, 2010. -С. 229.

  5. Справочник для психологов, работающих с детьми испытывающими трудности в развитии: справочник/ Под ред. С.А.Ахунджановой. – Ташкент: РЦСАД, 2007. -174 с.

  6. Хрульнова Г.В и др. Психосоциальная профилактика отказов от новорожденных детей. Ташкент: РЦСАД, 2010. – 52 с.


Основные термины (генерируются автоматически): семья, Узбекистан, ребенок, родитель, воспитанник домов, учреждение, воспитанник, дом, семейная среда, институциональное учреждение.


Ключевые слова

социализация, реинтеграция, дома Мехрибонлик, воспитанники, семья, органы опеки и попечительства, права ребёнка, семейная среда, социальные связи, социальный опыт, здоровый образ жизни, институциональные учреждения., институциональные учреждения

Похожие статьи

Возврат воспитанников детского сиротского учреждения...

Основные термины (генерируются автоматически): семья, попечение родителей, ребенок, родитель, возвращение ребенка, кровная семья, интернатное учреждение, детское

Сравнение психологии учащихся общеобразовательных школ и воспитанников детских домов.

Усовершенствование детских домов в Узбекистане

Усовершенствование детских домов в Узбекистане. Автор: Эгамбердиева Азиза Мустафаевна.

Воспитанники получают образование в ближайших к детскому дому образовательных учреждениях.

Различия в поведении воспитанников детских домов и их причины

Основные термины (генерируются автоматически): ребенок, семья, родитель, дом, Узбекистан, детский дом, родительская опека, SOS, детская, чаща.

Социально-педагогические условия реинтеграции воспитанников домов Мехрибонлик в семью.

Особенности формирования социальных ценностей у детей-сирот...

Основные термины (генерируются автоматически): ценность, ребенок, семья, формирование, сотрудник детских домов, образ жизни, педагогическая

Социальная адаптация детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, — воспитанников интернатных учреждений.

Гигиенические аспекты оценки размещения участка и территории...

Созданы все условия для качественного медицинского обслуживания воспитанников детских домов. Для детей с ограниченными возможностями в Узбекистане функционируют 86 специализированных школ-интернатов.

История детских домов в Узбекистане: формирование...

Основные термины (генерируются автоматически): детский дом, дом, ребенок, детская, быль, воспитанник, дошкольный возраст, общая сложность, школьный

Усовершенствование детских домов в Узбекистане. Деятельность профессора Н. В. Рязанцева во Владикавказе (1920–1930).

Основные формы взаимодействия образовательного учреждения...

родитель, образовательная среда училища, образовательное учреждение, семья, семейное воспитание, родительское собрание, решение проблем успеваемости, изучение уровня удовлетворенности родителей...

Проблема подготовки воспитанников детского дома к семейной...

В статье исследуется проблема подготовки воспитанников детского дома к семейной жизни. Экспериментальным путем доказывается, что дети-сироты в условиях детского дома недостаточно подготовлены к будущей семейной жизни за стенами учреждения.

Сравнение психологии учащихся общеобразовательных школ...

В данной статье проводится сравнение условий жизни и психологической устойчивости детей из семей и детей из детских домов. Ключевые слова: ученики, воспитанники средней школы, детские дома, воспитатели, образовательные процессы, особенность и различие детских домов.

Похожие статьи

Возврат воспитанников детского сиротского учреждения...

Основные термины (генерируются автоматически): семья, попечение родителей, ребенок, родитель, возвращение ребенка, кровная семья, интернатное учреждение, детское

Сравнение психологии учащихся общеобразовательных школ и воспитанников детских домов.

Усовершенствование детских домов в Узбекистане

Усовершенствование детских домов в Узбекистане. Автор: Эгамбердиева Азиза Мустафаевна.

Воспитанники получают образование в ближайших к детскому дому образовательных учреждениях.

Различия в поведении воспитанников детских домов и их причины

Основные термины (генерируются автоматически): ребенок, семья, родитель, дом, Узбекистан, детский дом, родительская опека, SOS, детская, чаща.

Социально-педагогические условия реинтеграции воспитанников домов Мехрибонлик в семью.

Особенности формирования социальных ценностей у детей-сирот...

Основные термины (генерируются автоматически): ценность, ребенок, семья, формирование, сотрудник детских домов, образ жизни, педагогическая

Социальная адаптация детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, — воспитанников интернатных учреждений.

Гигиенические аспекты оценки размещения участка и территории...

Созданы все условия для качественного медицинского обслуживания воспитанников детских домов. Для детей с ограниченными возможностями в Узбекистане функционируют 86 специализированных школ-интернатов.

История детских домов в Узбекистане: формирование...

Основные термины (генерируются автоматически): детский дом, дом, ребенок, детская, быль, воспитанник, дошкольный возраст, общая сложность, школьный

Усовершенствование детских домов в Узбекистане. Деятельность профессора Н. В. Рязанцева во Владикавказе (1920–1930).

Основные формы взаимодействия образовательного учреждения...

родитель, образовательная среда училища, образовательное учреждение, семья, семейное воспитание, родительское собрание, решение проблем успеваемости, изучение уровня удовлетворенности родителей...

Проблема подготовки воспитанников детского дома к семейной...

В статье исследуется проблема подготовки воспитанников детского дома к семейной жизни. Экспериментальным путем доказывается, что дети-сироты в условиях детского дома недостаточно подготовлены к будущей семейной жизни за стенами учреждения.

Сравнение психологии учащихся общеобразовательных школ...

В данной статье проводится сравнение условий жизни и психологической устойчивости детей из семей и детей из детских домов. Ключевые слова: ученики, воспитанники средней школы, детские дома, воспитатели, образовательные процессы, особенность и различие детских домов.

Задать вопрос