Структура педагогической деятельности и ее связь с комбинаторикой в творчестве | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 4 мая, печатный экземпляр отправим 8 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №3 (38) март 2012 г.

Статья просмотрена: 5661 раз

Библиографическое описание:

Маринова, А. П. Структура педагогической деятельности и ее связь с комбинаторикой в творчестве / А. П. Маринова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2012. — № 3 (38). — С. 373-375. — URL: https://moluch.ru/archive/38/4391/ (дата обращения: 25.04.2024).



Цель: развивать творческую исследовательскую активность младших дошкольников в процессе детского экспериментирования.

Интеграция образовательных областей: «Познавательное развитие» (сенсорное развитие, развитие познавательно-исследовательской деятельности), «Речевое развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Физическое развитие».

Задачи:

Обучающие:

Познакомить со свойствами снега (белого цвета, холодный, не имеет запаха, от тепла — тает и превращается в воду);

Формировать умение устанавливать простейшие связи между природными явлениями;

Активировать словарь детей прилагательными, определяющими свойства снега ( белый, холодный, рыхлый, грязный);

Развивающие:

Развивать любознательность, зрительное восприятие, тактильные ощущения, умение связывать увиденное со словом;

Формировать навыки сотрудничества, самостоятельности.

Воспитательные:

Воспитывать интерес к проведению опытов и экспериментов;

Воспитывать бережное отношение к природе.

Предварительная работа: наблюдение за снегом на прогулке, рассматривание снежинок, игры со снегом, чтение рассказов «Первый снег» Е. Трутневой, «Снег идет» М. Познанской, заучивание стихотворений и потешек о снежинках.

Методы и приёмы:

Традиционные: наглядный, словесный, практический,

Инновационные: мнемотехника, метод игрового проблемного обучения.

Оборудование и материалы: конверт с письмом от «Тетушки Совы», разноцветная ткань (белая, красная, голубая, зелёная, желтая); письмо — мнемотаблица; условные обозначения к мнемотаблице (белый квадрат, мороженое, перечёркнутый нос, снежинка, капелька воды, перечёркнутый язык); бумажные снежинки; ёмкость со снегом; на каждого ребенка — по 2 пластиковых стаканчика с холодной и теплой водой, тарелочки, ложки, салфетки, мандарины; воронка — фильтр; магнитная доска, магниты.

C:\Users\Irina\Desktop\956BBRUD\IMG_7503.JPG I. Вводная часть

Воспитатель : Здравствуйте, ладошки! Хлоп, хлоп, хлоп (3 раза хлопают в ладошки).

— Здравствуйте, ножки! Топ, топ, топ (3 раза топают ножками).

— Здравствуйте, щёчки! Плюх, плюх, плюх (3 раза слегка похлопывают по щекам)

Здравствуйте, губки! Чмок, чмок, чмок (качают головой).

— Здравствуй, мой носик! Бип, бип, бип (гладят кончик носа).

Здравствуйте, наши гости! (протягивают руки вперед).

— Здравствуйте!

II. Создание проблемной ситуации

Воспитатель: Ребята, сегодня утром, в нашу группу пришло письмо от Тетушки Совы. Но без вас я не стала открывать конверт и читать письмо. Давайте прочтем его вместе!

Дети: Да!

Воспитатель: читает «Здравствуйте, милые дети, пишет вам Тетушка Сова. Дедушка Мороз рассказал мне, что вы очень любознательные и смышленые, любите отгадывать загадки! Поэтому, я решила загадать вам загадку:

C:\Users\Irina\Desktop\956BBRUD\IMG_7501.JPG «Он пушистый, серебристый,

Но рукой его не тронь:

Станет капелькою чистой,

Как поймаешь на ладонь.

Что это?» (Снег)

Малыши, а что такое снег? Помогите мне, пожалуйста, это узнать!»

Беседа с детьми:

Воспитатель: Когда бывает снег?

Дети: Зимой.

Воспитатель: А где его можем увидеть?

Дети: На улице, во дворе, на крыльце, на деревьях, снег везде.

Воспитатель: Нравится вам, когда много снега?

Дети: Да, нравится.

Воспитатель: Ребята, вы хотите помочь Тетушке Сове?

Дети: Да

Воспитатель: Молодцы! Для того, чтобы помочь Тетушке Сове ответить на вопрос: «А что такое снег?» Мы с вами отправимся в небольшое путешествие в поисках снега!

1 — я часть эксперимента

C:\Users\Irina\Desktop\956BBRUD\IMG_7487.JPG III. Основной этап

Воспитатель идет вместе с детьми:

Мы идём, идём, идём,

Много снега мы найдём.

Подходят к первому столу.

На столе лежит разноцветная ткань

(голубого, белого, красного, зелёного цвета)

Воспитатель: Скажите, пожалуйста, что это?

Дети: Ткань

Воспитатель: Какого она цвета?

Дети: Голубого.

Воспитатель: Как снег?

Дети: Нет, снег белого цвета.

Воспитатель: Арина, найди, пожалуйста, на столе ткань белого цвета (находит)

Воспитатель: Ребята она такого же цвета как снег?

Дети: Да.

Воспитатель: Дети, мы узнали, что снег белого цвета . (Показывает детям наглядную модель — «Белый квадрат» условное обозначение цвета снега).

Ребята, встанем друг за другом и продолжим наше путешествие под веселую песенку. Дети вместе с воспитателем подходят ко 2 столу, где лежат бумажные снежинки.

Воспитатель: Ребята, посмотрите, что это?

Дети: Снежинки.

C:\Users\Irina\Desktop\956BBRUD\IMG_7486.JPG

Воспитатель: Давайте рассмотрим их (дети берут в руки и рассматривают)

Какие они?

Дети: Белые, бумажные, лёгкие.

Давайте с ними поиграем.

Дыхательная гимнастика «Снегопад»

Мы снежинок наберём,

Затем, глубоко вдохнём,

Чтоб снежинки полетели,

Надо выдохнуть сильнее! (2 раза)

C:\Users\Irina\Desktop\956BBRUD\IMG_7509.JPG

Воспитатель: Итак, мы уже знаем, что снег белого цвета, лёгкий, состоит из снежинок (показывает детям условное обозначение «Снежинка». Ребята, мы нашли настоящий снег?

Дети: Нет.

Воспитатель: Ну, что ж пойдём дальше путешествовать.

Мы идём, идём, идём,

Много снега мы найдём.

(Подходят к 3 следующему стол, на котором стоит поддон со снегом, накрытый салфеткой)

Воспитатель: Ребята, каким бывает снег на ощупь тёплый или холодный?

C:\Users\Irina\Desktop\956BBRUD\IMG_7482.JPG

Дети: Холодный

Воспитатель: Давайте потрогаем, может это снег.

(щупают, не снимая салфетки) Что чувствуете?

Дети: Холодно ручкам!

Воспитатель: (снимает салфетку) Что же это?

Дети: Снег.

Воспитатель: Дети, что бывает таким же холодным, как снег?

Дети: Мороженое

(ставит на мнемотаблицу условное обозначение — «Мороженое»)

2 –я часть эксперимента

Воспитатель: Ребята, чтобы разобраться «Что такое снег», предлагаю превратиться нам в настоящих волшебников и посетить исследовательскую лабораторию «Почемучка». Но прежде, мы должны повторить правила любознательных «Почемучек»!

Напоминание правил безопасного поведения в лаборатории «Почемучка»:

Во время занятия в лаборатории нельзя брать снег и грязные пальцы в рот, нельзя ими тереть глаза. Внимательно слушать воспитателя и хорошо себя вести.

Дети: Хорошо, мы запомнили.

C:\Users\Irina\Desktop\956BBRUD\IMG_7462.JPG Воспитатель: Молодцы! А сейчас поиграем с вами!

Пальчиковая игра «Снежок»

Раз, два, три, четыре,

Мы с тобой снежок слепили

Круглый, крепкий, очень гладкий

И совсем, совсем не сладкий.

Раз подбросим,

Два поймаем,

Три уроним

И сломаем.

Опыт № 1. «Определение запаха».

Воспитатель: Ребята, а как узнать, имеет ли снег запах? Что надо сделать?

Дети: Надо понюхать

Воспитатель: Мы понюхаем сначала мандарины, они имеют запах?

Дети: Да.

Воспитатель: А теперь понюхаем снег. Имеет запах?

Дети: Нет.

(ставит на мнемотаблицу условное обозначение — «нос перечеркнутый красной линией).

C:\Users\Irina\Desktop\956BBRUD\IMG_7466.JPG C:\Users\Irina\Desktop\956BBRUD\IMG_7465.JPG

C:\Users\Irina\Desktop\956BBRUD\IMG_7457.JPG Опыт № 2. «Воздействие температур».

Воспитатель:

– Потрогайте, какая вода налита в стаканчиках? (Теплая, холодная)

– Как вы думаете, в какой воде снег быстрее растает?

– Положите снег в стаканчики. В какой воде снег уже растаял?

– Так чего больше боится снег: тепла или холода?

– Посмотрите, что у вас на тарелочках, в которых был снег?

– Значит, из чего образуется снег? (из воды)

(ставит на мнемотаблицу условное обозначение — капелька).

– Посмотрите, какая вода на тарелочках? (Грязная). Давайте её пропустим, через фильтр и ещё раз убедимся в этом (процедить через воронку с ватными дисками)

– Можно ли есть снег? Почему?

(ставит на мнемотаблицу условное обозначение — рот, перечёркнутый красной линией).

C:\Users\Irina\Desktop\956BBRUD\IMG_7452.JPG

Воспитатель: Молодцы, ребята! Итак, что же мы напишем Тетушке Сове в письме о снеге?

Дети: Снег белый, состоит из снежинок, очень холодный и в тепле он тает, превращаясь в воду. Снег кушать нельзя, потому что он грязный, а ещё можно заболеть.

Самостоятельный вывод детей о свойствах снега:

C:\Users\Irina\Desktop\956BBRUD\IMG_7443.JPG

Воспитатель: Молодцы! Мы сегодня с вами узнали: «Что такое снег? Какими свойствами он обладает». Я думаю, Тетушка Сова будет очень рада, что вы справились с ее заданием и ответили на все вопросы!

Рефлексия:

Воспитатель: Понравилось путешествие? Что мы делали? Кому помогали? Что нового и интересного узнали?

Вот занятие прошло,

До скорого свидания.

Всем друзьям и взрослым скажем

Дружно: «До свидания

Основные термины (генерируются автоматически): педагогическая деятельность, модель, педагогическая система, система, комбинаторика, компонент, метод обучения, моделирование, системный подход, педагогическая наука.


Похожие статьи

Основные методологические подходы в педагогике

1.Системный подход. Сущность: относительно самостоятельные компоненты рассматриваются как совокупность взаимосвязанных компонентов: цели образования, субъекты педагогического процесса: педагог и учащийся, содержание образования, методы, формы...

Модель подготовки учителей профессионального образования на...

профессиональное обучение, системный подход, подготовка будущих учителей, навык, качество, процесс образования, подготовка учителей, модель подготовки учителей, профессионально-педагогическая деятельность...

Роль и сущность системного подхода в профессиональном...

педагогическая система, системный подход, система, общая теория систем, профессиональное образование, научная литература, проблема, рынок труда, элемент.

Понятие учебника как информационной модели педагогической...

В педагогической науке давно установлено, что качество процесса обучения зависит от совокупности ряда факторов, условий и взаимодействий, в которых он осуществляется и которые называются педагогической системой. Только системная оценка педагогической ситуации...

Специфика и результативность моделирования педагогических...

Технология системно-педагогического моделирования, определяющая приоритеты и методы, формы и условия подготовки будущего педагога к продуктивной профессионально-педагогической деятельности...

Содержательные особенности педагогической модели развития...

В педагогической науке данный метод используется достаточно широко, получив обоснование в трудах В.Г. Афанасьева, Ю.К. Бабанского, В.П. Беспалько, И.Б. Новик и др. Вопросы моделирования в педагогической науке...

Реализация системно-деятельностного подхода в процессе...

Системно-деятельностный подход — это организация процесса обучения, в котором главное место отводится активной и разносторонней

Исходя из тематики урока, цели модуля, с учетом возрастных психологических особенностей развития детей, выбрать педагогический прием...

Модель методической системы формирования компетенции...

Основной педагогической технологией данного этапа является индивидуальная проектная деятельность.

Реализация технологического компонента методической системы формирования профессиональной информационной компетентности будущих...

Особенности моделирования профессиональной подготовки...

Ключевые слова:компетентностный подход, педагогическая модель, метод моделирования, классификация, функции моделей, проектирование модели, системная модель профессиональной подготовки учителей.

Похожие статьи

Основные методологические подходы в педагогике

1.Системный подход. Сущность: относительно самостоятельные компоненты рассматриваются как совокупность взаимосвязанных компонентов: цели образования, субъекты педагогического процесса: педагог и учащийся, содержание образования, методы, формы...

Модель подготовки учителей профессионального образования на...

профессиональное обучение, системный подход, подготовка будущих учителей, навык, качество, процесс образования, подготовка учителей, модель подготовки учителей, профессионально-педагогическая деятельность...

Роль и сущность системного подхода в профессиональном...

педагогическая система, системный подход, система, общая теория систем, профессиональное образование, научная литература, проблема, рынок труда, элемент.

Понятие учебника как информационной модели педагогической...

В педагогической науке давно установлено, что качество процесса обучения зависит от совокупности ряда факторов, условий и взаимодействий, в которых он осуществляется и которые называются педагогической системой. Только системная оценка педагогической ситуации...

Специфика и результативность моделирования педагогических...

Технология системно-педагогического моделирования, определяющая приоритеты и методы, формы и условия подготовки будущего педагога к продуктивной профессионально-педагогической деятельности...

Содержательные особенности педагогической модели развития...

В педагогической науке данный метод используется достаточно широко, получив обоснование в трудах В.Г. Афанасьева, Ю.К. Бабанского, В.П. Беспалько, И.Б. Новик и др. Вопросы моделирования в педагогической науке...

Реализация системно-деятельностного подхода в процессе...

Системно-деятельностный подход — это организация процесса обучения, в котором главное место отводится активной и разносторонней

Исходя из тематики урока, цели модуля, с учетом возрастных психологических особенностей развития детей, выбрать педагогический прием...

Модель методической системы формирования компетенции...

Основной педагогической технологией данного этапа является индивидуальная проектная деятельность.

Реализация технологического компонента методической системы формирования профессиональной информационной компетентности будущих...

Особенности моделирования профессиональной подготовки...

Ключевые слова:компетентностный подход, педагогическая модель, метод моделирования, классификация, функции моделей, проектирование модели, системная модель профессиональной подготовки учителей.

Задать вопрос