Закономерности взаимосвязи между видами узбекской вышивки и систематизация по региональному аспекту | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 27 апреля, печатный экземпляр отправим 1 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Технические науки

Опубликовано в Молодой учёный №37 (379) сентябрь 2021 г.

Дата публикации: 13.09.2021

Статья просмотрена: 64 раза

Библиографическое описание:

Джураева, Ш. Г. Закономерности взаимосвязи между видами узбекской вышивки и систематизация по региональному аспекту / Ш. Г. Джураева. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2021. — № 37 (379). — С. 17-19. — URL: https://moluch.ru/archive/379/84004/ (дата обращения: 16.04.2024).



В данной статье рассматривается структура классификации узбекской вышивки, название техники, ее применение и типов стежков в разрезе регионов.

Ключевые слова: вышивка, узор, композиция, басма, гладьевый шов, тамбурный шов.

Искусство вышивания имеет многовековую историю. О существовании вышивки в древние времена говорят находки археологов. Это — фрагменты одежды, украшенные узорами, выполненные золотыми нитями. Золотым шитьём в далёкие времена украшали предметы быта, одежду знатных людей. Узбекские народные костюмы были довольно многообразными по формам, украшениям, колориту. Изящество и неповторимость декора, особенно вышивки — это большой и увлекательный мир, своеобразная академия знаний и творческих идей.

Популярность вышивки объясняется не только местом, занимаемым ею в убранстве дома, но и исторически сложившимися традициями, обычаями и обрядами. Вышивки изготовлялись главным образом к свадьбе в семье невесты и составляли обязательную часть приданного [1]. Традиция ручной вышивки сохранилась почти во всех областях Узбекистана до сегодняшних дней. Целью исследования является составление классификации, отражающей структуры вышивок, название техники, приёма и видов швов. В процессе исследования нами проанализированы наиболее значительные работы, посвященные исследованию узбекской народной одежды и вышивки таких авторов, как К.Турсуналиев [1], О. Н. Наумова [2], Л. В. Ундерова, Г. К. Хасанбаева, Н. С. Садыкова, Т. А. Абдуллаев, С. А. Хасанова и др.

Наши наблюдения и исследования, а также исследования других специалистов и поиски дизайнеров показывают, что в настоящее время в современном национальном узбекском костюме успешно сочетаются исторические традиции. Таким образом, исследования декоративного решения узбекского народного костюма и разработка современного костюма является актуальным вопросом. Здесь особый интерес вызывают костюмы в стиле национальных традиций с декоративными элементами. В исследовательских работах описаны народная одежда, их декоративные решения, виды швов, используемых на одеждах, колорит, разнообразные вышивки, и их выполнение, вид ткани, пояса, платки, застежки, обуви и другие украшения народного костюма. Но в исследовательских трудах нет данных про вышивку в виде структуры или таблицы, хотя человек воспринимает намного больше информации, пользуясь схематическими данными.

Представление о вышивке дано в трудах А. Г. Кучинской, здесь приводится ряд простейших, наиболее распространенных вышивальных швов и их разновидностей, даются к ним объяснения, а также образцы вышивок, выполненных этими швами.

Вышивальное искусство народов Узбекистана развивалось на протяжении многих веков. Существовавшая веками территориальная разобщенность населения, замкнутость хозяйственной и культурной жизни в рамках областей и районов препятствовали широкому обмену культурными достояниями. Поэтому на территории Узбекистана сложились несколько типов вышивки. В каждом районе выработались свои орнаменты и вышивальные швы. Вышивки музея можно подразделить на семь локальных типов: ташкентский, пскентский, самаркандский, бухарский, шахрисабзский, ферганский и ранние вышивки полукочевых узбеков Сурхандарьинского и Кашкадарьинского оазисов [1].

Приёмы вышивания, узоры, их цветовое воплощение совершенствовались из поколения в поколение. Постепенно отбиралось всё лучшее и создавались неповторимые образы вышивок с характерными чертами. На рисунке представлена классификация взаимосвязи между видами узбекских вышивок (рис.1). Если рассматривать отдельные центры искусства вышивки, то вначале мы попадем в Бухару. Вышивки из этого города особенно различны и имеют много вариации, основном здесь был распространен тамбурный шов, изделия, сюзане особо изящном исполнении и с очень богатой цветовой палитрой.

Нуратинские вышивки выделяются многокрасочными цветочными кустами, разными растительными узорами, почти похожими на настоящие. Шахрисабзский является следующим после Бухары центром по вышивкам, с необычными вариациями. Самаркандские вышивки занимают как бы промежуточное положение между областями. В Ташкенте швы — это басма, гладьевый шов, а для контуров — открытый тамбурный шов, выполненный иногда утолщенной нитью, и частично — простой тамбурный шов.

По анализам книг можно перечислить композиции вышивок: прямоугольная, центрическая, линейная, геометрическая, сетчатая, растительная, раппортная, растительная и зооморфная, состоящая из центрального поля и широкой или узкой каймы, состоящая из центральной части, бордюра и др. Вышивка редко выполняется каким-либо одним вышивальным швом. Обычно в одной вышивке применяются различные виды швов. Это придает ей нарядность и разнообразие [2]. Например, крест появился позже шва роспись. Для выполнения его использовали узоры шва роспись и строчевые вышивки. Шов крест выполняется быстрее, чем шов роспись и привлекает своей плотной, зернистой фактурой и яркой декоративностью.

Внизу данная структура сопоставлена исходя из анализа многих источников и исследовательских работ. Структура состоит из названий, технических приёмов, видов швов, нескольких вариантов и мест происхождения вышивки.

Рисунок 1. Классификация взаимосвязи между видами узбекских вышивок по региональному аспекту

Вышивки применялись и продолжают применяться в разных видах изделий, особенно в настоящее время значительно повышается спрос на полотно и готовое изделие с вышивкой. Поэтому производственники могут пользоваться и воспринимать визуально те разработанные нами схематические данные и эффективно применять их в производстве.

Литература:

  1. Турсуналиев К. Каталог вышивок Узбекистана XIX-XX вв. Ташкент, «Фан», 1976
  2. Наумова О. Н. Тамбурная вышивка. М., «Легкая индустрия», 1976
Основные термины (генерируются автоматически): вышивка, вид швов, шов, классификация взаимосвязи, тамбурный шов.


Ключевые слова

композиция, вышивка, узор, басма, гладьевый шов, тамбурный шов

Похожие статьи

Изучение показателей качества ниточных швов и факторов...

Например, прочность шва в поперечном направлении зависит от вида и свойств материала и ниток, структуры стежка и шва, технологических режимов стачивания.

Взаимосвязь прочности ниточных соединений с долговечностью... Классификация стежков, строчек и швов».

Изучение сварных соединений в швейном производстве

В сварных швах не допускается стягивание, растяжение, посадка материала, прожоги, несоединенные места, продавливание, перекосы, смещения, загрязнения. Концы сварных соединений дополнительно не закрепляются.

Применение вышивальной машинки ВМ-50 в лёгкой...

Рассмотрим виды одноигольных швов (стежков), полученных на тамбурной вышивальной машине МВ-50.

Фигурный трехниточный шов «обхлестка» отличается ют двухниточного тем, что в процессе вышивания используется третья каркасная нитка К, подаваемая с катушки.

Зависимость вида переплетения нитей в челночном стежке от...

Шов из стежков с узлами будет более жестким и в 1,5–2 раза менее прочным, однако распускаемость стежков с узлами гораздо меньше, чем стежков нормальных, поэтому их можно применять как закрепочные. Получение того или иного вида переплетения нитей в челночном...

Метод построения блока бесконтактных кнопок в системах...

Бесконтактные кнопки представляют собой датчики, с помощью которых возможен набор информации. Используются для нескольких целей, таких как: защита информации, борьба с инфекциями и т. д. В статье осуществляется классификация методов работы бесконтактных...

Развитие художественного творчества детей средствами вышивки

Шов «вперёд иголку». Выполняется шов справа налево.

При систематической работе дошкольники без труда овладевают способом вышивки «крестом».

Закреплять умение использовать разные виды швов в вышивке.

Вышивание и художественный вкус | Статья в журнале...

Узбекское национальное вышивание одно из видов древнейшего практического искусства, оно пришло к нам в результате стремления народа к...Вышивание (вышивка) — общеизвестное и распространенное рукодельное искусство украшать самыми различными узорами...

Похожие статьи

Изучение показателей качества ниточных швов и факторов...

Например, прочность шва в поперечном направлении зависит от вида и свойств материала и ниток, структуры стежка и шва, технологических режимов стачивания.

Взаимосвязь прочности ниточных соединений с долговечностью... Классификация стежков, строчек и швов».

Изучение сварных соединений в швейном производстве

В сварных швах не допускается стягивание, растяжение, посадка материала, прожоги, несоединенные места, продавливание, перекосы, смещения, загрязнения. Концы сварных соединений дополнительно не закрепляются.

Применение вышивальной машинки ВМ-50 в лёгкой...

Рассмотрим виды одноигольных швов (стежков), полученных на тамбурной вышивальной машине МВ-50.

Фигурный трехниточный шов «обхлестка» отличается ют двухниточного тем, что в процессе вышивания используется третья каркасная нитка К, подаваемая с катушки.

Зависимость вида переплетения нитей в челночном стежке от...

Шов из стежков с узлами будет более жестким и в 1,5–2 раза менее прочным, однако распускаемость стежков с узлами гораздо меньше, чем стежков нормальных, поэтому их можно применять как закрепочные. Получение того или иного вида переплетения нитей в челночном...

Метод построения блока бесконтактных кнопок в системах...

Бесконтактные кнопки представляют собой датчики, с помощью которых возможен набор информации. Используются для нескольких целей, таких как: защита информации, борьба с инфекциями и т. д. В статье осуществляется классификация методов работы бесконтактных...

Развитие художественного творчества детей средствами вышивки

Шов «вперёд иголку». Выполняется шов справа налево.

При систематической работе дошкольники без труда овладевают способом вышивки «крестом».

Закреплять умение использовать разные виды швов в вышивке.

Вышивание и художественный вкус | Статья в журнале...

Узбекское национальное вышивание одно из видов древнейшего практического искусства, оно пришло к нам в результате стремления народа к...Вышивание (вышивка) — общеизвестное и распространенное рукодельное искусство украшать самыми различными узорами...

Задать вопрос