Практический опыт школ Санкт-Петербурга в создании инклюзивного образования | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 4 мая, печатный экземпляр отправим 8 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Социология

Опубликовано в Молодой учёный №37 (379) сентябрь 2021 г.

Дата публикации: 09.09.2021

Статья просмотрена: 442 раза

Библиографическое описание:

Федорова, Е. Д. Практический опыт школ Санкт-Петербурга в создании инклюзивного образования / Е. Д. Федорова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2021. — № 37 (379). — С. 136-139. — URL: https://moluch.ru/archive/379/83971/ (дата обращения: 25.04.2024).



В статье автор пытается проанализировать создание инклюзивного образования в петербургских школах.

Ключевые слова: инклюзивное образование, школа, ребенок.

Хотелось бы обратить внимание на развитие инклюзивного образования в Санкт-Петербурге. В 2006 году начинается реализоваться программа инклюзивного. Сейчас в городе 55 школ, где формируется и развивается инклюзия. Первая школа, где начинает развиваться данное образование, становится школа № 593 Невского района.

В данной школе обучаются школьники по следующим категориям особенностей:

– дети с нарушениями зрения;

– дети с нарушениями слуха;

– дети с тяжелыми нарушениями речи;

– дети с нарушениями опорно-двигательного аппарата;

– дети с задержкой психического развития;

– дети с нарушением интеллекта;

– дети с расстройствами аутистического спектра.

Учатся они по основной образовательной программе, но образовательная программа адаптирована для обучения учеников с особенностями. 593 школа с углубленным изучением английского языка, совсем недавно такая возможность появилась у определенной учеников с ДЦП. По последним данным ученики успешно осваивают программу обучения иностранного языка, как и их сверстники.

«Особенные» ученики обучаются в классах со своими сверстниками, если обучение невозможно, так как ученику необходимо пройти длительное лечение или он не может посещать школу по состоянию здоровью, то обучение организуется на дому. Школа оборудована для школьников с особенностями, созданы специальные программы обучения, например, разработана программа адаптивной физкультуры. В школе также работают тьюторы, а также учителя логопеды. [1]

Совсем недавно гимназия № 56 на базе школы № 232 открыла центр «Я слышу мир!». Данный проект направлен на слабовидящих детей. Еженедельно в центре проводятся занятия для «особенных» детей совместно с их сверстниками. Это первые шаги в области инклюзивно образования в гимназии № 56.

Также одной из известной школ, где развивается инклюзивное образование, является ГБОУ № 619. В этой школе оборудована среда для особых учеников, есть пандусы, лифты, специально оборудованные учебные места и санузлы. При создании инклюзивного образования данная школа стремилась выполнить следующие задачи:

– формирования толерантности к ученику с особенностями;

– устранение барьеров для обучения «особых» детей;

– создание индивидуального маршрута для обучения;

– подготовить педагогический состав к новой форме образования;

– разработка системы диагностики достижений.

Для формирования толерантности в школе существует проект «3D: Dвижение. Dобрые. Dела». Цель данного проекта состоит в подготовке учеников к процессу включению «особенных» учеников. В рамках данного проекта школа взаимодействует с различными центрами социальной реабилитации инвалидов и детей инвалидов, также ребята посещают коррекционные интернаты. Ученики провели целый день в коррекционном интернате № 7, мальчики играли с воспитанниками в футбол, а девочки в это время готовили мастер-классы. После поездки ребята рассказывали всем учащимся о своем опыте. Такого рода мероприятия помогают сформировать у школьников хорошее отношения к детям с особенностями, благодаря этому появления таких учеников в классе не вызывает панику или замешательство.

Инклюзивное образования вызывает у каждого ребенка своего рода проблемы, чтобы процесс обучения был комфортным и спокойным, в школе существует две 35 службы. Совсем недавно в школе открыли службу медиации. Данная служба помогает решать конфликты между учениками. Было выявлено, что чаще всего происходят конфликты между учеником с особенностями и его сверстником. Метод медиации включает в себя переговоры с участие медиатора, который помогает наладить диалог между конфликтующими сторонами. Данная служба помогает сформировать благоприятную среду для развития каждого ученика.

Кроме службы медиации в школе существует психологическая служба. Целью данной службы является обеспечение социально-психологических условия для развития каждого ребенка в процессе обучения и воспитания через психологическое сопровождение.

К задачам психологического сопровождения относятся:

– диагностика возможностей и навыков ученика;

– обеспечить помощь и поддержку школьника в решении важных задач развития, социализации;

– помощь в преодолении трудностей в процессе обучения;

– решения проблем, связанных с развитием ребенка;

– обеспечение защиты прав личности учащегося, а также обеспечение психологической и физической безопасности;

– решение проблем, связанных с взаимоотношениями со сверстниками, учителями и родителями.

Обучение в кругу учеников, которые чем-то отличаются от тебя, в определенных моментах может вызвать стресс у каждого ученика. Кроме того, ученикам с особенностями очень тяжело привыкнуть к окружающей среде, новым правилам поведениям, начать социализироваться в обществе. Психологическая служба должна минимизировать данные проблемы.

Как мы уже знаем одним из важных компонентов развития инклюзивного образования является личностная подготовка педагогов. Психологическая 36 служба занимается психологической подготовкой учителей. Для данной подготовки используются следующие принципы:

– Принцип потенциала.

Необходимо ориентироваться на развитие педагогической компетентности, нахождение ресурсов, которые помогут осуществить деятельно в рамках инклюзивного образования.

– Принцип осознанности и ответственности.

Учитель должен чувствовать уверенность в себе, а для этого педагог должен ощущать ответственность за результаты своего труда, формировать цели своей деятельности на работе.

– Принцип будущего.

Необходимо ориентироваться на потенциал учителя, а не на эффективность давнишний деятельности.

В школе № 619 существует множество форм и методов развития инклюзивного образования. Дети с особенностями посещают и принимаю участия в школьных мероприятиях, посещают экскурсии, благодаря этим действия также происходит процесс адаптации. Многие школы, которые встали на путь формирования инклюзии в школе, могут брать пример с ГБОУ № 619. [2]

Родители часто сталкиваются с проблемой отказана принятия их детей в общеобразовательную школу, в школах, в которых формируется инклюзивное образования, просто не хватает мест. В таком случае родителям могут помочь некоторые НКО, которые занимаются развитием инклюзии.

Одной такой организацией является инклюзивный центр «Йом-йом». Центр помогает школам стать инклюзивными. В первую очередь специалисты центра посещают школы и рассказывают учителям о особенностях, рассказывают о важности инклюзии, как правильно сформировать толерантное отношение у сверстников. Также образовательные лекции проводятся и со школьниками.

После лекций «Йом-йом» вступает на другой уровень взаимоотношений со школами. Центр помогает учебным заведениям в формирование инклюзивной среде. Составляют вместе с педагогами индивидуальный образовательный маршрут для каждого ученика. На базе центра существуют курсы для тьюторства, после курсов начинающих тьюторов отправляют работать в школы. Благодаря такой помощи школы могут начать развивать инклюзивную среду, а родители смогут отправлять своих детей учится в общеобразовательные школы. В Санкт-Петербурге на базе ЦНТИ Прогресс существуют курсы для повышения квалификации в области инклюзивного образования. Программы кура разработана совместно специалистами Института специальной педагогики и психологии им. Р. Валленберга, а также определенными кафедрами из СПбАППО и РГПУ им. Герцена и практиками, ведущими экспериментальную работу по инклюзии.

Но центры, которые помогают в формировании инклюзивного образования бьют тревогу, так как с каждым годом увеличивается количество «особенных» учеников, а для такого количества мало подготовленных школ. Процесс формирования инклюзии небыстрый, школам уже стоит задуматься о развитии такой формы образования. Комитет по образованию СПБ решил начать мотивировать школы к формированию инклюзии, было решено проводить каждый год в Санкт-Петербурге.

Литература:

  1. ГБОУ № 593 [Электронный ресурс]. — URL: https://school593.ru/ (дата обращения: 01.04.2021)
  2. ГБОУ № 619 [Электронный ресурс]. — URL: https://www.school619.ru/ (дата обращения: 01.04.2021)
Основные термины (генерируются автоматически): инклюзивное образование, школа, ребенок, ученик, особенность, процесс обучения, Санкт-Петербург, инклюзивная среда, психологическая служба, психологическое сопровождение.


Похожие статьи

Специфика инклюзивного образования | Статья в сборнике...

Рис. 1. Принципы инклюзивного образования. Инклюзивное образование предполагает обучение детей с ограниченными возможностями

Инклюзивное образование — наиболее передовая система обучения детей с ограниченными возможностями здоровья, основанная на...

Психолого-педагогические аспекты проектирования инклюзивной...

Инклюзивное образование как практика совместного обучения детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) и детей с нормативным развитием определяет право каждого ребенка на выбор места обучения и образовательного маршрута. В связи с этим система...

Готовность современной школы к реализации инклюзивного...

Внедрение инклюзивного подхода в образовании детей с ОВЗ сталкивается не только с

– ресурсы школы, требующиеся для реализации инклюзивного подхода в образовании детей с

Отвечая на вопрос «Насколько Вам известны особенности развития детей с различными...

Инклюзивное образование – проблемы и пути решения

Инклюзивное образование – прогрессивный способ обучения, имеющий большие перспективы в современном обществе, и это дает надежду, что каждый ребенок с ограниченными возможностями здоровья сможет реализовать право на получение качественного образования...

Инклюзия: психолого-педагогическое сопровождение детей...

Инклюзивное образование — это признание ценности различий всех детей и их способности к обучению, которое ведется способом, который наиболее подходит ребенку. Инклюзия как принцип организации образования является явлением социально-педагогического характера.

Психолого-педагогические основы инклюзивного образования

Инклюзивное образование-это индивидуальное и изменяющая в связи с условиями с добротой относящееся к детям нуждающимся специальной помощи, о система образования. Эта работа для простых нормальных ребят выполняется в семье и учебных заведениях.

Инклюзивное дошкольное образование в Санкт-Петербурге...

Инклюзивное обучение – такое обучение, когда дети с ОВЗ обучаются в классах (группах)

В целом в Санкт-Петербурге инклюзивное дошкольное образование практически не

Таким образом, инклюзивное образование есть реализация прав на образование для лиц с ОВЗ...

Развитие инклюзивного образования в России

инклюзивное образование, ограниченная возможность здоровья, ребенок, инклюзивное обучение, образовательный процесс, психофизическое

Инклюзивное образование — путь к интеграции в общество. Совместное обучение дает возможность установления контактов и...

Психолого-педагогическое прогнозирование успешности обучения...

Психолого-педагогическое прогнозирование успешности обучения детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях инклюзивного

образовательная среда, инклюзивная образовательная среда, образовательный процесс, среда, инклюзивное образование...

Похожие статьи

Специфика инклюзивного образования | Статья в сборнике...

Рис. 1. Принципы инклюзивного образования. Инклюзивное образование предполагает обучение детей с ограниченными возможностями

Инклюзивное образование — наиболее передовая система обучения детей с ограниченными возможностями здоровья, основанная на...

Психолого-педагогические аспекты проектирования инклюзивной...

Инклюзивное образование как практика совместного обучения детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) и детей с нормативным развитием определяет право каждого ребенка на выбор места обучения и образовательного маршрута. В связи с этим система...

Готовность современной школы к реализации инклюзивного...

Внедрение инклюзивного подхода в образовании детей с ОВЗ сталкивается не только с

– ресурсы школы, требующиеся для реализации инклюзивного подхода в образовании детей с

Отвечая на вопрос «Насколько Вам известны особенности развития детей с различными...

Инклюзивное образование – проблемы и пути решения

Инклюзивное образование – прогрессивный способ обучения, имеющий большие перспективы в современном обществе, и это дает надежду, что каждый ребенок с ограниченными возможностями здоровья сможет реализовать право на получение качественного образования...

Инклюзия: психолого-педагогическое сопровождение детей...

Инклюзивное образование — это признание ценности различий всех детей и их способности к обучению, которое ведется способом, который наиболее подходит ребенку. Инклюзия как принцип организации образования является явлением социально-педагогического характера.

Психолого-педагогические основы инклюзивного образования

Инклюзивное образование-это индивидуальное и изменяющая в связи с условиями с добротой относящееся к детям нуждающимся специальной помощи, о система образования. Эта работа для простых нормальных ребят выполняется в семье и учебных заведениях.

Инклюзивное дошкольное образование в Санкт-Петербурге...

Инклюзивное обучение – такое обучение, когда дети с ОВЗ обучаются в классах (группах)

В целом в Санкт-Петербурге инклюзивное дошкольное образование практически не

Таким образом, инклюзивное образование есть реализация прав на образование для лиц с ОВЗ...

Развитие инклюзивного образования в России

инклюзивное образование, ограниченная возможность здоровья, ребенок, инклюзивное обучение, образовательный процесс, психофизическое

Инклюзивное образование — путь к интеграции в общество. Совместное обучение дает возможность установления контактов и...

Психолого-педагогическое прогнозирование успешности обучения...

Психолого-педагогическое прогнозирование успешности обучения детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях инклюзивного

образовательная среда, инклюзивная образовательная среда, образовательный процесс, среда, инклюзивное образование...

Задать вопрос