Театр миниатюр как специфический феномен культурной жизни Петербурга начала 1910-х гг. | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 4 мая, печатный экземпляр отправим 8 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: История

Опубликовано в Молодой учёный №37 (379) сентябрь 2021 г.

Дата публикации: 07.09.2021

Статья просмотрена: 278 раз

Библиографическое описание:

Манжурова, М. И. Театр миниатюр как специфический феномен культурной жизни Петербурга начала 1910-х гг. / М. И. Манжурова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2021. — № 37 (379). — С. 129-132. — URL: https://moluch.ru/archive/379/83957/ (дата обращения: 20.04.2024).



В статье автор пытается раскрыть особенности такого культурного феномена как театр миниатюр в Петербурге в первой половине 1910 — х годов и причины его популярности в обществе рассматриваемого периода.

Ключевые слова: театр миниатюр, зритель, театральная форма, развлекательность.

Петербургское общество начала 1910-х годов начинало пробуждаться после некоторого периода социальной пассивности и подавленности, связанной с разочарованием итогами Первой русской революции 1905–1907 гг. Разгон Второй Государственной Думы 2 июня 1907 г. окончательно показал, что радость по поводу демократизации общества и уступок государства преждевременна. Как это часто бывает, в обществе после периода энергичных действий и общественного подъема приходит спад. Но он продлился недолго, и, уже в начале 1910-х годов, становится заметен рост общественной активности: «Замеченное в последние годы развитие забастовок, вспыхивающих внезапно иногда по самым ничтожным поводам и захватывающих с чрезмерной быстротою обширные районы с десятками тысяч рабочих…» — отмечал министр внутренних дел Н. А. Маклаков в 1913 г. [1] Все активнее становились политические и социальные выступления, в частности, громким событием стал расстрел рабочих на Ленских золотых приисках в апреле 1912 г. Вырос и уровень преступности. Если сравнивать его с уровнем преступности в 1851–1860 гг., то он вырос на 305 %. [2, с.118] Но росла не только социально — политическая, но и культурная активность. В частности, особую роль в культурной жизни Петербурга начинает играть такая театральная форма как театр миниатюр.

Театр миниатюр появился как прогрессивное творческое объединение людей, которые искали новые формы театрального искусства, так как понимали, что традиционный театр слишком неповоротлив и не успевает уловить тенденции в обществе, которое менялось со все возрастающими скоростями. Распространение кинематографа было еще одним стимулом к преобразованию театральных форм, так как людей все больше привлекали короткие фильмы, не требующие много времени и не обязывающие размышлять. Артисты жаловались, что «у них отбивают хлеб кинематографы. Публику, мол, в театр калачом не заманишь, а всевозможные «Иллюзионы» битком набиты». Отличительной же чертой именно театров миниатюр являлась динамичность, многообразие жанров в одном представлении: водевиль, буффонада, оперетки, фарсы, танцевальные и музыкальные номера. Зритель не успевал устать от длинных сцен, театральных пауз; здесь актеры и номера сменяли друг друга, словно сцены в кино, и публика, довольная, что можно не трудиться, погружаясь в пьесу и вдумываясь в нее, все чаще делала выбор в пользу театров малых форм. Развлекательность преобладала над содержательностью. Театр миниатюр занимал промежуточную позицию между драматическим театром и кабаре.

Первым театром таково формата стал Литейный театр, который был открыт в 1909 г. антрепренером В. А. Казанским. Надо сказать, что идея была неоригинальна: за основу был взят французский театр Grand — Guinol — один из первых театров ужасов. Поэтому вскоре после открытия на афишах стали добавлять: «театр сильных ощущений». Репертуар состоял из одноактных пьесок, рассчитанных на внешние эффекты, в первую очередь, устрашающие, но были и комедийные постановки. На премьере были представлены три пьесы: «Лекция в Сальпетриере» по Э. По, в которой врач психиатр насиловал загипнотизированную пациентку, «Мороз по коже», где в ночном кабачке проститутка убивала свою соперницу и «Система доктора Гудрона», в которой речь шла об опасных приключениях журналистов в сумасшедшем доме. В общем, такие сюжеты были не редкостью Литейного театра и действительно были не для слабонервных.

Большой популярностью пользовались постановки по юмористическим рассказам А.Аверченко («Адвокат», «Индейка с каштанами», «Новогодняя пасха», «Молодость» и пр.) и Н.Тэффи («Брошечка», «Выслужился», «Тонкая психология» и пр.). Основной публикой были люди, желающие пощекотать нервы. Один из рецензентов назвал его театром для «скучающей публики», среди которой было много молодежи, скучающих людей. [4] Хотя многие и обвиняли представления театра в жестокости, постоянной демонстрации добровольных или насильственных смертях, однако это на самом деле отражало настроения в обществе. В этой работе уже говорилось о росте самоубийств и суицидальных настроений. В Литейном театре же в 1909 г. была поставлена пьеса по драме Стивенсона «Клуб самоубийств». Были в репертуаре театра спектакли «Убийство под Новый год» и «Кошмар», в которых сюжет разворачивался вокруг гибели убийства. Однако театр долго не продержался: уже в 1910 г. в прессе появляются статьи о «смерти» Литейного театра, когда его здание было переоборудовано под бани. о показывать, то есть нет «определенного жанра… индивидуальности…». Это было связано с тем, что ужасы, которые сначала взбудоражили публику, приелись и уже не оказывали прежнего эффекта: зрители привыкли и им нужны были все большие дозы острых ощущений. Однако театр выжил и уже под новым названием «Мозаика» продолжил свою деятельность. Зрителю показывали «отрывки жизни» и за один вечер можно было получить «поражающее количество разнородных впечатлений». [5] В 1912 г. в Литейном театре вводились дневные спектакли для детей, что было очень необычно для театров того времени.

Событием стало появление в Петербурге Троицкого театра миниатюр, основателем которого стал А. М. Фокин — брат выдающегося хореографа М. М. Фокина. Александр Михайлович хоть и не имел никакого отношения к театру, но, видимо, обладал особым чутьем на запрос публики. Программа театра была следующей: «Юмор. Сатира. Музыка. Краски», то есть нечто яркое, веселое, не претендующее на высокие темы. Театр планировался как место, которое будет местом отдыха, где можно непринужденно провести время: «Небольшой, приятный театральный мирок… там все очень мило, играют хорошо, но все это так миниатюрно, что цельного впечатления вынести невозможно». [6] Спектакли принимались с большим успехом, привлекала красочность, оригинальность. Ставились драматические пьески Ю. Д. Беляева, А. Аверченко, водевили, инсценировки рассказов Чехова, буффонады, всевозможные юморески, танцевальные номера, даже сценические политические шаржи Б. Ф. Гейера, О. Дымова, Чуж — Чуженина и др. В течение нескольких лет театр успешно работал, собирая полный зал, но, когда новый главный режиссер К. Марджанов стал ставить обычные пьесы, публика перестала ходить в этот театр, и его пришлось закрыть. [7, с. 309]

Еще одним ярким явлением театральной жизни стал театр «Кривое зеркало». Само название говорит о его содержании и задачах: высмеивание действительности, пороков общества. Именно социальная актуальность отличала его: шаржи, пародии, в том числе и политические, были основным видом представлений. Это был именно тот театр, который отвечал общественным настроениям и поэтому пользовался огромной популярностью. Художественным руководителем был известный театральный критик А. Р. Кугель, а с 1910 г. главным режиссером театра стал Н. Н. Евреинов. Отличительной чертой «Кривого зеркала» стало наличие программы репертуара. Главная идея этого театра — высмеивание, ирония. Нападкам в том числе и подвергались «новые слова» в искусстве, то есть те нововведения, против которых, в первую очередь, восставал сам Кугель, отличавшийся консервативным взглядом на театр, где считал самым главным — чувственное потрясение зрителя, искренность, а не изощренность фантазии режиссера, где актер занимает роль «винтика» [3]. У «Кривого зеркала» была та идея, которой не доставало многим театрам миниатюр. Идея эта была — борьба с театральной пошлостью, а также высмеивание социальных проблем. Хотя цензура устанавливала довольно узкие рамки, все же некоторые спектакли с политической сатирой выпускались: «Сказание о нищем Фалалее и мудром оборванце» Н. А. Крашенинникова (1910), пьесы Андреева «Любовь к ближнему», «Прекрасные сабинянки» (1911), «Торжественное заседание в память Козьмы Пруткова» Н. Г. Смирнова и С. С. Щербакова (1913) и др.

Актуальность театра проявлялось и в том, что на его сцене рассуждали о судьбе театра, что в этот период было насущной проблемой. В 1910 г. была поставлена пьеса «Эволюция театра» Гейера, в которой один сюжет был представлен стилях Гоголя, Островского, Чехова, Андреева., которая пользовалась большим успехом. [4, C. 239] В 1912 г. появился спектакль по пьесе Н. Н. Евреинова «Ревизор. Режиссерская трагибуффонада в 5 — ти построениях одного отрывка», а в 1915 г. — пьеса «Четвертая стена» и пр. Предметом их смеха были некоторые моменты устройства театра, изощренные, а, порой, просто абсурдные режиссерские приемы. Как писал критик Старк, главное, что отличало «Кривое зеркало» — это «остроумная театральность и театральная остроумность». Каждое представление сулило что –то необычное. Перед началом зритель думал: «а ну — ка совершим сегодня прогулочку… посмотрим, какие неожиданные очарования предстанут нашим взорам…». [11] Вечер в «Кривом зеркале» состоял из нескольких отделений, в каждом из которых было представлено отдельные представление в своем жанре. Вот пример одного из вечеров: сначала показывали традиционную пьесу «Золотая середина» М. А. Любимова, во втором отделении — буффонада Н. Н. Евреинова «Кухня смеха», в которой высмеиваются слабые стороны и особенности национального юмора, в заключительном — пантомима «Когда рыцари были отважны», сделанная очень необычным приемом: каждый персонаж в оркестре обозначается одним инструментом. То есть представления были необычайно разнообразны не только по содержанию, но и по форме.

Постепенно театры миниатюр превращались из «диковинки» в распространенную театральную форму. Кроме вышеуказанных театров было еще множество мелких театриков, которые так же быстро появлялись, как и исчезали. Этот вид театрального искусства, а скорее развлечения, действительно стал формой массовой культуры. Весной 1913 г. А. Ростиславов критик писал в «Русской мысли»: «В России сейчас около 250 театров миниатюр и число их все растет». [8] Началась настоящая «миниатюрная» эпидемия. Особенно стало развиваться это направление уже во время войны, что П. Соляный объясняет так: «Театры в войну работают как на масленице… Военное воздержание гонит народ, вместо кабака, в театр миниатюр. Если вдуматься, театры миниатюр в настоящее время играют огромнейшую роль…» [9]. Из диковинки, уникального явления театры миниатюр постепенно становились общим местом, причем это приводило к примитивизации и снижению общего уровня. Р. Кугель писал в 1912 г.: «С театрами миниатюр произошло самое неприятное: они вульгаризировались. Идея в основе свой крайне аристократическая стала, в полном смысле, достоянием и игралищем черни». [12] В словах Кугеля, конечно, слышится неприкрытый снобизм эстета, но слова критика доказывают тот факт, что театры миниатюр действительно стали достоянием широкой публики.

Разношерстность публики демонстрирует, что театры миниатюр были популярны среди самых разных слоев населения: «намалеваннные кокотки третьего сорта и определенные коты, няньки с детьми, солдат с кухаркой, отставные и действительные генералы, студентки с модистками и студенты с курсистками, лавочники и мастеровые…». [9, C. 840] Как отмечает в своей статье главный редактор журнала «Театр и искусство» А. Р. Кугель, петербургская интеллигенция не особо жаловала театр, в отличие, например, от московской: «Именно чрезвычайное обилие в петроградской публике интеллигентства и убивает драматический театр…Все говорят: «как тяжело — надо развлечься» или «так скучно, пойдем посмеяться» или «так утомительно, пойдем подурачиться», а я что –то не слыхал (разве среди очень молодых людей), чтобы говорили: «так пошло, пойдем в театр, упьемся умыслом и поэзией». [10, с. 842]

Чем же можно объяснить такую огромную популярность театров миниатюр в 1910-х гг. XX века, особенно в начале десятилетия? Жанр миниатюры совпал со временем: устоявшиеся формы жизни разрушались, дробились, общество искало новых путей развития. Этот процесс как раз и проявился в театрах миниатюр. Кроме того, увеличение скорости жизни, внедрение в жизнь кинематографа способствовало успешности представлений миниатюр, не требующих значительных временных, умственных, эмоциональных ресурсов. Люди приходили в театр не за катарсисом, а за развлечением: чтобы забыться и повеселиться. Театры миниатюр были разного уровня. Были совсем примитивные, особенно со временем, когда они стали массовым явлением, а были и те, где действительно шли творческие поиски новых форм. Но в результате этот жанр оказался временным явлением, который после 1917 года совсем канул в Лету, так как время кардинально поменялось, и такая форма искусства никак не могла существовать в той исторической ситуации, которая сложилась в ходе революций и последующей Гражданской войны.

Сегодня о театрах миниатюр остались лишь воспоминания современников, театральная критика в периодической печати, некоторые фотографии. Театры миниатюр были уникальным явлением, короткий период расцвета которого приходится на первую половину 1910 — х годов. Они стали примером того, как настроение общества находит отражение в явлениях культуры. При всей своей привлекательности театры миниатюр были декадентским искусством, в котором формой, эпатажем старались прикрыть отсутствие содержания, а многообразием — разложение устоявшихся форм и традиций как в искусстве, так и в жизни.

Литература:

  1. Анфимов, А. Н. Россия. 1913 год: Статистико-документальный справочник / А. Н. Анфимов, А. П. Корелин. — Санкт — Петербург: Русско — балтийский информационный центр «Блиц», 1995. — 413 c.
  2. Миронов, Б. М. Российская империя: от традиции к модерну. Т.3. / Б. М. Миронов. — Санкт — Петербург: ДМИТРИЙ БУЛАНИН, 2014. — 990 с.
  3. Негативы / Кобольд. // Артист и сцена. — 1911. — № 9. — С. 4.
  4. Петровская, И. В., Сомина В. В. Театральный Петербург: Начало XVIII века — октябрь 1917 года: Обозрение-путеводитель. — Санкт — Петербург: Рос. ин-т истории искусств., 1994. — 448 с.
  5. Театр «Мозаика» / Фин — н В. // Артист и сцена. — 1911. — № 20. — C 20
  6. М.Л.// Артист и сцена. — 1912. — № 11. –
  7. Букс, Н. Феномен Чуж — Чуженина: юрист на кабаретной сцене / Н. Букс. // Русская развлекательная культура Серебряного века. 1908–1918. — Москва: Изд. дом Высшей школы экономики, 2017. — 463 с.
  8. О театрах кабаре. Старые и новые шаблоны / Ростиславов А.О // Русская мысль. — 1913. — Кн.4. — С. 39
  9. Театры миниатюр / Соляный П. // Театр и искусство. — 1914. — № 43. — С. 839–840
  10. Заметки / Homo novus (Кугель А. Р.) / Театр и искусство. — 1914. — № 43. — С. 841–842
  11. Кривое зеркало / Зигфрид // Театр и искусство. — 1913. — № 43. — С. 856
  12. Заметки / Homo novus (Кугель А. Р.) // Театр и искусство. — 1912. — № 24. — С. 489–491
Основные термины (генерируются автоматически): театр миниатюр, театр, Литейный театр, театр миниатюр были, пьеса, драматический театр, Петербург, театральная форма, театральное искусство, уникальное явление.


Ключевые слова

зритель, театр миниатюр, театральная форма, развлекательность

Похожие статьи

Методическая разработка «В мире театра» | Статья в журнале...

Ключевые слова: театр, театральное искусство, история театра, командная игра. Всего 300 лет назад у нас не строили театральные здания и не создавали постоянные труппы. Но сегодня в стране более 600 театров — исторических и экспериментальных, традиционных и...

Петербургские студии В.Э. Мейерхольда. Опыт воспитания актера...

Театр как культурное наследие России (глазами актёров малого...) Фактором успешного развития театральной культуры как культурного наследия России является развитие потребности в театральном искусстве у зрителей театра. В статье был проведён анализ изменений в...

Российский театр как актор международной культурой политики

Русский народный театр как явление возник в глубокой древности, когда еще не было письменности. Просвещение, прежде всего в лице христианской религии, постепенно вытесняло языческих богов и все, что с ними было связано, из области духовной культуры русского народа.

Театр как культурное наследие России (глазами актёров малого...)

Одним из наследий культуры является театр. Ни один вид искусства не находится в такой тесной зависимости от воспринимающей и оценивающей его публики, как театр. Мы можем наблюдать тесный эмоциональный контакт сцены и зрительного зала.

Ленинградский академический театр драмы имени А. С. Пушкина...

Академический театр драмы им. А. С. Пушкина, ныне Александрийский театр, является старейшим театром в России. Он был учреждён Сенатским указом, который был подписан Елизаветой Петровной 30 августа 1756 года. Именно он стал предводителем всех Российский...

Историзм и археологизм в русском декорационном искусстве...

Березкин В. И. Искусство сценографии мирового театра. Т. 12: Сценографы России в контексте истории и современной практики мирового театра.

Театральное начало глубоко проникает не только в искусство, культуру, но и быт, примером чему являются различные развлекательные.

«Русские сезоны» Сергея Дягилева как художественная...

Рассматривая театр как праздник, Дягилев утвердил еще одну форму, ставшую популярной в искусстве ХХ века. Это фестивали, как собрание лучшего из лучшего, как показ индивидуальности, новаций, художественного изыска, многообразия творческих толкований.

Театральность искусства эпохи барокко | Статья в журнале...

Пристрастие ко всему театральному пронизывает всю жизнь и искусство этой сложной, противоречивой эпохи. Испанский поэт Кальдерон де ля Барка в своей аллегорической пьесе «ElGranTheatrodelMundo» («Великий мировой театр»), изданной впервые в 1645 году...

Театральная деятельность как средство развития творческих...

Знакомство учащихся с театром как видом искусства; дать понятие, что даёт театральное искусство в формировании личности. Он включает в себя беседы, видео просмотры и аудио прослушивание, участие детей в этюдах, представление своих работ по темам бесед.

Похожие статьи

Методическая разработка «В мире театра» | Статья в журнале...

Ключевые слова: театр, театральное искусство, история театра, командная игра. Всего 300 лет назад у нас не строили театральные здания и не создавали постоянные труппы. Но сегодня в стране более 600 театров — исторических и экспериментальных, традиционных и...

Петербургские студии В.Э. Мейерхольда. Опыт воспитания актера...

Театр как культурное наследие России (глазами актёров малого...) Фактором успешного развития театральной культуры как культурного наследия России является развитие потребности в театральном искусстве у зрителей театра. В статье был проведён анализ изменений в...

Российский театр как актор международной культурой политики

Русский народный театр как явление возник в глубокой древности, когда еще не было письменности. Просвещение, прежде всего в лице христианской религии, постепенно вытесняло языческих богов и все, что с ними было связано, из области духовной культуры русского народа.

Театр как культурное наследие России (глазами актёров малого...)

Одним из наследий культуры является театр. Ни один вид искусства не находится в такой тесной зависимости от воспринимающей и оценивающей его публики, как театр. Мы можем наблюдать тесный эмоциональный контакт сцены и зрительного зала.

Ленинградский академический театр драмы имени А. С. Пушкина...

Академический театр драмы им. А. С. Пушкина, ныне Александрийский театр, является старейшим театром в России. Он был учреждён Сенатским указом, который был подписан Елизаветой Петровной 30 августа 1756 года. Именно он стал предводителем всех Российский...

Историзм и археологизм в русском декорационном искусстве...

Березкин В. И. Искусство сценографии мирового театра. Т. 12: Сценографы России в контексте истории и современной практики мирового театра.

Театральное начало глубоко проникает не только в искусство, культуру, но и быт, примером чему являются различные развлекательные.

«Русские сезоны» Сергея Дягилева как художественная...

Рассматривая театр как праздник, Дягилев утвердил еще одну форму, ставшую популярной в искусстве ХХ века. Это фестивали, как собрание лучшего из лучшего, как показ индивидуальности, новаций, художественного изыска, многообразия творческих толкований.

Театральность искусства эпохи барокко | Статья в журнале...

Пристрастие ко всему театральному пронизывает всю жизнь и искусство этой сложной, противоречивой эпохи. Испанский поэт Кальдерон де ля Барка в своей аллегорической пьесе «ElGranTheatrodelMundo» («Великий мировой театр»), изданной впервые в 1645 году...

Театральная деятельность как средство развития творческих...

Знакомство учащихся с театром как видом искусства; дать понятие, что даёт театральное искусство в формировании личности. Он включает в себя беседы, видео просмотры и аудио прослушивание, участие детей в этюдах, представление своих работ по темам бесед.

Задать вопрос