Особенности циклов, реализуемых в торпедных тепловых энергосиловых установках | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 4 мая, печатный экземпляр отправим 8 мая.

Опубликовать статью в журнале

Авторы: , ,

Рубрика: Технические науки

Опубликовано в Молодой учёный №36 (378) сентябрь 2021 г.

Дата публикации: 06.09.2021

Статья просмотрена: 177 раз

Библиографическое описание:

Хоанг, Куанг Лыонг. Особенности циклов, реализуемых в торпедных тепловых энергосиловых установках / Куанг Лыонг Хоанг, Ван Ха Фам, Хонг Дыонг Ву. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2021. — № 36 (378). — С. 24-27. — URL: https://moluch.ru/archive/378/83892/ (дата обращения: 25.04.2024).



Энергосиловые установки (ЭСУ) и значительной степени определяют облик, важнейшие тактические и эксплуатационные характеристики торпед. Призванные обеспечить необходимые энергообеспечение и ходовое качество (транспортные характеристики) торпед ЭСУ существенным образом влияют на их акустическо-оптическую заметность, массогабаритные характеристики, эффективность работы бортовой неконтактной аппаратуры, на такие важнейшие свойства торпед, как готовность, надежность и безопасность.

История создания и совершенствования энергосиловых установок торпед, использующих для своей работы внутреннюю энергию (потенциальную, тепловую) транспортируемого на борту вещества, ведет свое начало с 60-х годов прошлого столетия. Тепловыми энергосиловые установки торпед (ТЭСУ) могут считаться с момента появления в их конструкции подогревательного аппарата (1899 г). Дальнейшее развитие ТЭСУ шло по многим направлениям, которые определялись:

– типом двигателя — ТЭСУ с поршневым, турбинным, реактивным двигателем;

– типом системы подачи (СП) компонентов топлива — ТЭСУ с вытеснительной. насосной или насосно-вытеснительной СП;

– характером рабочего процесса — ТЭСУ открытого, полузамкнутого и замкнутого цикла.

Развитие перспектива ТЭСУ связаны с характерными для них положительным свойствами.

  1. Высокие удельные характеристики;
  2. Высокая надежность (безотказность, сохраняемость, долговечность) ТЭСУ;
  3. Относительно низкая стоимость 1 ЭСУ.

Недостатки ТЭСУ:

  1. Мощность и время работы ГЭСУ открытого цикла зависят от глубины хода торпеды;
  2. Торпеды с ТЭСУ, как правило, отслеживаемы, что обусловлено наличием в продуктах сгорания топлив нерастворимых в морской воде веществ;
  3. ТЭСУ, работающие с использованием сильных окислителей и унитарных топлив, пожаро- и токсоопасны.

Данные свойства ТЭСУ оказывают существенное влияние на: особые боевого применения торпед (предельную глубину стрельбы, предельную глубину хода торпеды, глубину маршевого участка траектории и т. д.) и особенности их эксплуатации (контроль за разложением компонентов топлива, меры по обеспечению пожаро- и токсобезопасности, периодичность технических обслуживании и т. д).

Циклы, реализуемые в торпедных тепловых энергосиловых установках

Ключевой особенностью ГЭСУ, определяющей не только облик и характеристики ТЭСУ, но и важнейшие тактические и эксплуатационные свойства торпеды, является характер рабочего процесса или рабочий цикл силовой установки. Как уже отмечалось, в торпедах нашли применение ТЭСУ открытою, полузамкнутого и замкнутого циклов. Рассмотрим принципы построения и особенности данных циклов.

ТЭСУ открытого цикла (ЭСУОЦ) . Наиболее распространенный тип силовых установок торпед. На рис. 1 показана принципиальная схема ЭСУОЦ, работающая на трехкомпонентном топливе смешанного агрегатного состояния. Предварительно сжатый окислитель вытесняется из резервуара (О) через регулятор окислителя в камеру сгорания (КС). Вода и горючее подаются в КС с помощью водяного насоса (ВН), имеющего привод от двигателя (Д) через редуктор (Д). Управление подачей горячего и воды осуществляется регулятором воды (РВ).

Принципиальная схема ЭСУОЦ

Рис. 1. Принципиальная схема ЭСУОЦ

Особенности этих ТЭСУ

  1. Мощность двигателя и время работы силовой установки чувствительны к противодавлению (глубине хода торпеды). Увеличение противодавления сопровождается ростом «непроизводительности» работы выброса отработанного газа и снижением величины расходуемой части энергозапаса.
  2. Необходимость выброса «за борт» отработанного рабочего тела двигателя, как правило, насыщенного нерастворимыми в морской воде веществами, обусловливает образование следа за торпедой.

Достоинством ЭСУОЦ является сравнительная простота их технической реализации и надежность.

ТЭСУ полузамкнутого цикла (ЭСУПЦ) . «Полузамкнутность» цикла данных силовых установок определяется тем, что в них реализуется замкнутый цикл рабочего тела двигателя и разомкнутый цикл источника тепловой энергии. ЭСУПЦ являются наиболее перспективными силовыми установками торпед. Имеются научная, технологическая и производственная основы для разработки и производства торпед с силовыми установками данного типа.

На рис. показана принципиальная схема ЭСУПЦ, работающая на унитарном топливе (Т), которое подается через регулятор (РТ) в камеру сгорания с помощью топливного насоса (ТН). Продукты сгорания охлаждаются водой, подаваемой в камеру сгорания водяным насосом (ВН) через регулятор воды (РВ) и подаются в теплообменник (ТО), где происходит отбор тепла в контур рабочего тела. Рабочим телом является перегретый водяной пар. После обработки в двигателе влажный пар конденсируется в охлаждаемом заборной водой конденсаторе (К) до воды (бидистилат), которая конденсатным насосом (КН) подается в ТО. Двигателем здесь является паровая турбина.

Принципиальная схема ЭСУПЦ

Рис. 2. Принципиальная схема ЭСУПЦ

Особенность данных ТЭСУ:

– мощность двигателя и время работы силовой установки практически не зависят от глубины хода торпеды;

– выброс «за борт» продуктов сгорания топлива, как правило образует след торпеды;

– реализация ТЭСУ данного типа представляет собой сложную техническую проблему, так как организация устойчивого теплового процесса требует развитой и совершенной автоматики согласующей процессы, протекающие в контуре рабочего тела и теплообменнике с заданным режимом работы;

– в данных ЭСУ возможно применение металлизированных топлив, продукты сгорание которых содержат значительную долю твердой (конденсированной) фазы и неприменимы в качестве рабочего тела двигателя. В данной случае применяется прямоточный теплообменник со встречным движением конденсата.

ТЭСУ замкнутого цикла (ЭСУЗ) . В силовых установках данного типа осуществляется замкнутый рабочий цикл как рабочего тела, так и вещества источника энергии (топлива). Источника энергии (ИЭ) ЭСУ могут служить делящиеся материалы или топлива с высококипящими продуктами сгорания (безгазовые топлива). Большую перспективу использования в торпедных ЭСУ имеют вторые. Принципиальная схема ЭСУЗ приведена на рис. 3.

Принципиальная схема ЭСУЗ

Рис. 3. Принципиальная схема ЭСУЗ

Работа ЭСУЗ в контуре рабочего тела двигателя аналогична работе ЭСУПЦ. Отличия, и существенные, прослеживаются в совместной работе источника энергии и теплообменника. Эти отличия можно проследить на примере использования в ЭСУЗ безгазовых топлив.

В герметичной камере сгорания размещен заряд безгазового топлива (источника энергии) и теплообменник. После сгорания топливного заряда в камере остаются продукты сгорания в виде шлака примерно того же объема.

Безгазовые топлива обладают высокими эксплуатационными характеристиками (удельной энергией, сохраняемостью и т. д.) и технологичностью. Они могут быть твердыми и жидкими.

Недостатком ЭСУЗЦ рассмотренного варианта являются значительные сложности в организации регулирования и смены режима работы ЭСУ. Считается, что возможная область использования данного цикла — это малогабаритный противолодочные однорежимные торпеды.

Анализ особенностей возможных циклов торпедных ТЭСУ дает основание утверждать перспективность развития тепловой энергетики торпед, о достаточно высокой степени реализуемости проектов ЭСУПЦ ЭСУЗЦ.

Литература:

  1. Ю. И. Стекольников. Энергосиловые установки торпед. Санкт — Петербург, 2002. — 239 с.
  2. В. П. Дородных, В. А. Лобашинский. Торпеды. Москва. Издательство ДОСААФ СССР. 1986. — 97 с.
Основные термины (генерируются автоматически): принципиальная схема, замкнутый цикл, рабочее тело, время работы, глубина хода торпеды, камера сгорания, рабочее тело двигателя, силовая установка, топливо, водяной насос.


Похожие статьи

Энергетические установки воздухонезависимых подводных...

Газ, используемый в качестве рабочего тела нагревается не в результате сжигания топлива, а в

На рисунке принципиальная схема двигателя Стирлинга поршень 4 посредством штока 6

На подводных аппаратах используют различные схемы работы двигателя на (рис.8)...

Особенности использования парогазовых установок на ТЭС

В качестве верхнего в парогазовом цикле используется цикл газотурбинной установки, рабочим телом которого являются продукты сгорания топлива, или газы. В качестве нижнего используется цикл паротурбинной установки, рабочим телом которого служит водяной пар.

Газотурбинная установка замкнутого цикла, работающая на...

Для работы в газотурбинных установках замкнутого цикла, чаще всего выбирают гелий. Он обладает вытесняющими свойствами, имеет высокое значение RT, благодаря маленькой молекулярной массе при одинаковых условиях. Проблема гелия, его маленький удельный...

Воздухонезависимые энергетические установки на основе...

Принципиальная схема двигателя Стирлинга представлена на рис. 2. Поршень 4 посредством штока 6 соединяется с траверсой 7. Один из концов

– разработать принципиальные схемы анаэробных установок на основе двигателей Стирлинга с различными видами горючего...

Анализ конструктивных решений по созданию транспортной...

Обеспечение бескавитационной работы водяного насоса двигателя внутреннего сгорания. Анализ конструктивных решений по созданию транспортной энергоустановки на базе свободнопоршневого двигателя внутреннего сгорания.

Математическая модель расчета двухтактных двигателей...

Моделирование рабочего процесса поршневого двигателя началось вместе с созданием

Состояние рабочего тела в цилиндре, кривошипной камере, системе впуска и выпуска

На рис. 3 приведена блок-схема алгоритма расчета рабочего процесса двухтактного двигателя с...

Оптимальные параметры регулирования режимов работы...

В бинарных установках рабочие тела газотурбинного цикла (воздух и продукты горения топлива) и паротурбинной установки (вода и водяной пар) разделены. В монарных установках рабочим телом турбины является смесь продуктов сгорания и водяного пара.

Методика расчёта внутрибаллистических характеристик РДТТ при...

Рассчитано давление в камере сгорания двигателя как функция тощины сгоревшего свода. Произведен пересчет полученных зависимостей на время работы ракетного двигателя твердого топлива. Ключевые слова: ракетный двигатель твердого топлива, разгар заряда...

Похожие статьи

Энергетические установки воздухонезависимых подводных...

Газ, используемый в качестве рабочего тела нагревается не в результате сжигания топлива, а в

На рисунке принципиальная схема двигателя Стирлинга поршень 4 посредством штока 6

На подводных аппаратах используют различные схемы работы двигателя на (рис.8)...

Особенности использования парогазовых установок на ТЭС

В качестве верхнего в парогазовом цикле используется цикл газотурбинной установки, рабочим телом которого являются продукты сгорания топлива, или газы. В качестве нижнего используется цикл паротурбинной установки, рабочим телом которого служит водяной пар.

Газотурбинная установка замкнутого цикла, работающая на...

Для работы в газотурбинных установках замкнутого цикла, чаще всего выбирают гелий. Он обладает вытесняющими свойствами, имеет высокое значение RT, благодаря маленькой молекулярной массе при одинаковых условиях. Проблема гелия, его маленький удельный...

Воздухонезависимые энергетические установки на основе...

Принципиальная схема двигателя Стирлинга представлена на рис. 2. Поршень 4 посредством штока 6 соединяется с траверсой 7. Один из концов

– разработать принципиальные схемы анаэробных установок на основе двигателей Стирлинга с различными видами горючего...

Анализ конструктивных решений по созданию транспортной...

Обеспечение бескавитационной работы водяного насоса двигателя внутреннего сгорания. Анализ конструктивных решений по созданию транспортной энергоустановки на базе свободнопоршневого двигателя внутреннего сгорания.

Математическая модель расчета двухтактных двигателей...

Моделирование рабочего процесса поршневого двигателя началось вместе с созданием

Состояние рабочего тела в цилиндре, кривошипной камере, системе впуска и выпуска

На рис. 3 приведена блок-схема алгоритма расчета рабочего процесса двухтактного двигателя с...

Оптимальные параметры регулирования режимов работы...

В бинарных установках рабочие тела газотурбинного цикла (воздух и продукты горения топлива) и паротурбинной установки (вода и водяной пар) разделены. В монарных установках рабочим телом турбины является смесь продуктов сгорания и водяного пара.

Методика расчёта внутрибаллистических характеристик РДТТ при...

Рассчитано давление в камере сгорания двигателя как функция тощины сгоревшего свода. Произведен пересчет полученных зависимостей на время работы ракетного двигателя твердого топлива. Ключевые слова: ракетный двигатель твердого топлива, разгар заряда...

Задать вопрос