Изменение правового статуса родителей детей с особыми потребностями в условиях инклюзивного образования | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 4 мая, печатный экземпляр отправим 8 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Научный руководитель:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №36 (378) сентябрь 2021 г.

Дата публикации: 04.09.2021

Статья просмотрена: 7 раз

Библиографическое описание:

Семьянова, В. В. Изменение правового статуса родителей детей с особыми потребностями в условиях инклюзивного образования / В. В. Семьянова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2021. — № 36 (378). — С. 159-160. — URL: https://moluch.ru/archive/378/83879/ (дата обращения: 20.04.2024).



Долгое время лица с инвалидностью носили ярлыки «сломанного», «неполного» человека, однако в ходе развития отношения общества к людям с особыми потребностями им давалось все больше прав и возможностей.

Цель исследования — выявить полученные родителями детей с особыми образовательными потребностями права и отметить вклад общественных организаций в развитие инклюзивного образования в г. Новосибирске.

На пятом этапе формирования отношения общества к людям с инвалидностью, описанном в исследованиях известного российского дефектолога академика Н. Н. Малофеева [5] стало понятно, что лучший вариант обучения для любого ребенка представляет собой открытую образовательную систему, доступную для всех, без исключений. Этот инновационный вариант включения детей с особыми образовательными потребностями в образовательную среду вместе с их нормативно развивающимися сверстниками получил название «инклюзивное образование». В научном обосновании инклюзивного образования доказано, что оказывать помощь особенному ребенку в образовательном процессе обязан каждый, кто в нем участвует. С появлением этого обязательства в этот состав субъектов поддержки, или психолого-педагогического сопровождения инклюзивного образования, вошли и родители детей с особыми образовательными потребностями, которых наделили новыми правами.

Родители теперь имеют статус законных представителей ребенка, полноправных участников образовательного процесса, что дает им право активно участвовать в проектировании и создании специальных условий для их ребенка, а также получать от образовательной организации максимум информации о его школьной жизни, успехах, достижениях, трудностях.

Согласно Распоряжению Министерства просвещения РФ от 9 сентября 2019 г. «Об утверждении примерного Положения о психолого-педагогическом консилиуме образовательной организации» и Приказу Минобрнауки России от 20.09. 2013 N 1082 «Об утверждении примерного Положения о психолого-медико-педагогической комиссии», родитель имеет право проявлять инициативу в проведении обследования, организуемого психолого-педагогическим консилиумом, участвовать в обсуждении результатов освоения образовательных программ и степени адаптации своего ребенка, получать информацию об основной деятельности и работе ПМПК, соглашаться или не соглашаться с заключением комиссии, присутствовать при обследовании ребенка в комиссии и получать консультации от специалистов по поводу обследования детей и оказания им психолого-медико-педагогической помощи, выбирать между коррекционной и обычной школой [4], [3].

Помимо перечисленного родители сегодня имеют право объединяться в общественные организации и продвигать свои идеи и программы по улучшению жизни лиц с инвалидностью, детей с ограниченными возможностями здоровья, и они активно реализуют это право. В г. Новосибирск существуют несколько таких сообществ.

Городская общественная организация инвалидов «Общество «ДАУН СИНДРОМ» была создана родителями, воспитывающих детей с синдромом Дауна, и небезразличными добровольцами с целью задействования в обеспечении лицам с данным синдромом равных с другими гражданских прав и возможностей, а также с целью оказания помощи в их интегрирования в общество как полноценных людей. Ими были организованы такие проекты как: «Я познаю мир», направленный на оказание социально-психолого-педагогической поддержки детям, имеющим умственную отсталость, в адаптации к школе и социуму, проект «По дороге в детский сад», подготавливающий детей к вхождению в массовый детский сад, «Служба персональных помощников», оказывающая помощь по преодолению изолированности и внедрение практики социальной адаптации детей с инвалидностью. Программы продвигают идею инклюзивного образования и признания равных прав детей с инвалидностью в сфере образования.

Также организация осуществляет деятельность, направленную на оказание ранней помощи лицам с синдромом Дауна, обеспечивает ресурсами семьи детей с умственной отсталостью и предоставляет помощь семьям с новорожденными детьми, имеющими врожденные пороки развития. [2]

Новосибирская межрегиональная общественная организация инвалидов «Ассоциация «ИНТЕГРАЦИЯ», сформировавшаяся с целью обеспечения социальной защиты лицам с инвалидностью, разработала программы- «Фонд помощи незрячим детям и их семьям», включающий в себя оказание первой помощи, обеспечение дополнительного образования для детей с инвалидностью и проведение оздоровительных программ. Примерами такой полезной деятельности родителей в рамках этой организации являются «Литера-Н» — проект, продвигающий доступную современную и адаптированную литературу для лиц с нарушениями зрения и проект «Доступное образование», поддерживающий инклюзивное образование в Новосибирске. Основные задачи ассоциации направлены на реализацию сопровождения, интеграции, правовой защиты, реабилитации и помощи лицам, имеющих инвалидность. [1]

Из всего вышеперечисленного можно сделать вывод, что появление у родителей статуса законного представителя ребенка расширяет их права, которые затрагивают образовательный процесс, что способствует развитию позитивного отношения ребенка к школьной среде и его адаптации к ней. Однако не только родители, но и обычные добровольцы могут оказывать помощь людям с инвалидностью, формируя специальные программы и организации. Только совместными усилиями можно добиться улучшения жизни лиц с особыми потребностями и способствовать развитию инклюзивного образования.

Литература:

  1. Ассоциация «ИНТЕГРАЦИЯ» Новосибирская Межрегиональная Общественная Организация Инвалидов Общероссийской Общественной Организации Инвалидов- Российского Союза Инвалидов [Электронный ресурс]. URL: http://ai-noi.com/.
  2. Городская общественная организация инвалидов «Общество «ДАУН СИНДРОМ» [Электронный ресурс]. URL: http://www.downsyndrome.ru/.
  3. Приказ Министерства образования и науки РФ от 20 сентября 2019 N 1082. «Об утверждении положения психолого-медико-педагогической комиссии».
  4. Распоряжение Министерства Просвещения РФ от 9 сентября 2019 года N 92. «Об утверждении примерного положения о психолого-педагогическом консилиуме образовательной организации»
  5. Малофеев Н. Н. Специальное образование в меняющемся мире. Европа [Электронный ресурс]: учеб. пособие для студентов и пед. вузов-М.: Просвещение, 2009. URL: https://www.studmed.ru/view/malofeev-nn-specialnoe-obrazovanie-v-menyayuschemsya-mire-evropa_99604b0dd14.html?page=30
Основные термины (генерируются автоматически): инклюзивное образование, инвалидность, Новосибирск, образовательный процесс, ребенок, законный представитель ребенка, образовательная организация, примерное Положение, психолого-педагогический консилиум, умственная отсталость.


Похожие статьи

Организационно-педагогические условия сопровождения детей...

Организационно-педагогические условия сопровождения детей в условиях инклюзивного образования.

2. Инклюзивное образование. Выпуск 4. Методические рекомендации по организации инклюзивного образовательного процесса в детском саду /сост.

Реализация процесса сопровождения детей с задержкой...

 разработали структуру управления инклюзивным образовательным учреждением, в которую вошли: Служба сопровождения детей с ЗПР и психолого-медико-педагогический консилиум (ПМПк) ДОУ в одном лице; родительские общественные организации, которые в...

Психолого-педагогический консилиум как основная...

Психолого-педагогический консилиум как основная функциональная единица СППС образовательной

Психолого-педагогический консилиум служит для задач создания целостного

Положение о Службе психолого-педагогического сопровождения ОО.

Организация работы консультативного пункта для оказания...

Проблема неподготовленности детей, а в большей степени и родителей к поступлению в ДОУ была выведена в рамки работы консультационного пункта с

Родители получают рекомендации специалиста. После обследования проводится психолого-педагогический консилиум, на...

Инклюзия: психолого-педагогическое сопровождение детей...

Включение детей с особыми образовательными потребностями (детей-инвалидов, детей с

Организация коррекционно-образовательной деятельности детей посещающих СРП носит

Инклюзивное образование — термин, используемый для описания процесса обучения...

Деятельность психолого-медико-педагогического консилиума...

В статье рассмотрена организация деятельности психолого-медико-педагогического консилиума в

Ребенок с ОВЗ нуждается в психолого-педагогическом сопровождении не только на первых

Консилиум ДОУ действует на основании Положения о ПМПк дошкольного...

Психолого-педагогическое прогнозирование успешности...

Психолого-педагогическое прогнозирование успешности обучения детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях инклюзивного

образовательная среда, инклюзивная образовательная среда, образовательный процесс, среда, инклюзивное образование...

инклюзивное образование, образовательный процесс...

Психолого-педагогическое консультирование и сопровождение развития ребенка: Пособие для учителя-дефектолога / Под ред. Л. М. Шипицыной.

ребенок, семья, ограниченная возможность здоровья, родитель, помощь, образовательный процесс, инклюзивное образование...

Актуальные проблемы включения детей с интеллектуальными...

Особые образовательные потребности возникают у детей тогда, когда в процессе их обучения возникают

Психолого-педагогическое изучение умственно отсталых детей и подростков в России

Инклюзивное образование — это такой процесс обучения и воспитания, при...

Похожие статьи

Организационно-педагогические условия сопровождения детей...

Организационно-педагогические условия сопровождения детей в условиях инклюзивного образования.

2. Инклюзивное образование. Выпуск 4. Методические рекомендации по организации инклюзивного образовательного процесса в детском саду /сост.

Реализация процесса сопровождения детей с задержкой...

 разработали структуру управления инклюзивным образовательным учреждением, в которую вошли: Служба сопровождения детей с ЗПР и психолого-медико-педагогический консилиум (ПМПк) ДОУ в одном лице; родительские общественные организации, которые в...

Психолого-педагогический консилиум как основная...

Психолого-педагогический консилиум как основная функциональная единица СППС образовательной

Психолого-педагогический консилиум служит для задач создания целостного

Положение о Службе психолого-педагогического сопровождения ОО.

Организация работы консультативного пункта для оказания...

Проблема неподготовленности детей, а в большей степени и родителей к поступлению в ДОУ была выведена в рамки работы консультационного пункта с

Родители получают рекомендации специалиста. После обследования проводится психолого-педагогический консилиум, на...

Инклюзия: психолого-педагогическое сопровождение детей...

Включение детей с особыми образовательными потребностями (детей-инвалидов, детей с

Организация коррекционно-образовательной деятельности детей посещающих СРП носит

Инклюзивное образование — термин, используемый для описания процесса обучения...

Деятельность психолого-медико-педагогического консилиума...

В статье рассмотрена организация деятельности психолого-медико-педагогического консилиума в

Ребенок с ОВЗ нуждается в психолого-педагогическом сопровождении не только на первых

Консилиум ДОУ действует на основании Положения о ПМПк дошкольного...

Психолого-педагогическое прогнозирование успешности...

Психолого-педагогическое прогнозирование успешности обучения детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях инклюзивного

образовательная среда, инклюзивная образовательная среда, образовательный процесс, среда, инклюзивное образование...

инклюзивное образование, образовательный процесс...

Психолого-педагогическое консультирование и сопровождение развития ребенка: Пособие для учителя-дефектолога / Под ред. Л. М. Шипицыной.

ребенок, семья, ограниченная возможность здоровья, родитель, помощь, образовательный процесс, инклюзивное образование...

Актуальные проблемы включения детей с интеллектуальными...

Особые образовательные потребности возникают у детей тогда, когда в процессе их обучения возникают

Психолого-педагогическое изучение умственно отсталых детей и подростков в России

Инклюзивное образование — это такой процесс обучения и воспитания, при...

Задать вопрос