Роль штабного подразделения (штаба) в системе органов внутренних дел | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 6 апреля, печатный экземпляр отправим 10 апреля.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Юриспруденция

Опубликовано в Молодой учёный №36 (378) сентябрь 2021 г.

Дата публикации: 02.09.2021

Статья просмотрена: 5985 раз

Библиографическое описание:

Соколова, А. А. Роль штабного подразделения (штаба) в системе органов внутренних дел / А. А. Соколова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2021. — № 36 (378). — С. 119-122. — URL: https://moluch.ru/archive/378/83861/ (дата обращения: 29.03.2024).



Штабное подразделение (штаб) на протяжении нескольких десятков лет неизменно вносит весомый вклад в практическое развитие системы МВД. Однако, многие часто недооценивают и не понимают значение штабной службы, поскольку сотрудники не занимаются расследованием дел, не выезжают на оперативные задания и не обезвреживают преступников. Вследствие этого необходимо определить роль штабных подразделений (штабов) в системе внутренних дел.

В статье описывается понятие штабного подразделения (штаба) как важной структурной единицы в системе органов внутренних дел, а именно перечисляются предпосылки (обстоятельства) создания органа, определяется роль, анализируются функции, которые выполняет штаб в системе МВД.

Ключевые слова: Министерство внутренних дел, органы внутренних дел, штаб.

Ежегодно, начиная с 7 октября 1918 года, в Российской Федерации официально празднуется день штабных подразделений. Советский военачальник Борис Михайлович Шапошников за время проведения своего исследования отечественных и зарубежных штабных подразделений (штабов) определил данный орган как «мозг армии».

Штаб — это орган межотраслевого управления, подготавливающий по поручению начальника проекты управленческих решений, документы аналитического характера, а также осуществляющий информационное обеспечение. В целом деятельность штаба направлена на содействие органам внутренних дел реализации защиты прав и свобод человека и гражданина, что является высшей ценностью государства [1].

Законодательную основу деятельности штаба составляют: Конституция Российской Федерации, признанные в обществе принципы и нормы международного права, международные договоры Российской Федерации, федеральные конституционные законы, федеральные законы, акты Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации, нормативно-правовые акты МВД России, правовые акты территориального органа МВД России, а также положение о штабе.

Образование штабных подразделений, их основные задачи, штатная численность устанавливаются нормативными актами Министерства внутренних дел России. Штабное подразделение непосредственно подчиняется начальнику органа внутренних дел.

Штаб возглавляет начальник штабного подразделения, назначаемый на должность и освобождаемый от должности в установленном порядке. Начальник штаба- сотрудник органов внутренних дел, взявший на себя обязательства по прохождению федеральной государственной службы в органах внутренних дел в соответствующей должности, которому присвоено специальное звание [3].

Начальник Штаба:

1) координирует работу инспекторов информационного обеспечения штабного подразделения, которые находятся у него в непосредственном подчинении;

2) несет личную ответственность за эффективность работы и основные показатели деятельности штабного подразделения;

3) разрабатывает положение о штабе и предоставляет его начальнику территориального органа МВД России для одобрения и согласования;

4) ставит задачи и дает задания инспекторам информационного обеспечения, которые находятся в его подчинении;

5) осуществляет контроль за выполнением инспекторами информационного обеспечения поставленных задач;

6) анализирует текущую информацию об эффективности деятельности отдела и прогнозирует ее перспективы развития;

7) в пределах своих полномочий участвует в профессиональном становлении граждан, пришедших на должности инспекторов информационного обеспечения;

8) вносит предложения начальнику отдела о повышении квалификации инспекторов информационного обеспечения;

9) в рамках своей компетенции занимается подготовкой инспекторов информационного обеспечения, которые направляются в служебные командировки;

10) в пределах своих полномочий занимается рассмотрением кандидатов для назначения начальников штабов нижестоящих уровней органов МВД;

11) в рамках своих полномочий реализует условия социальной направленности для подчиненных инспекторов информационного обеспечения;

12) в целях сохранения здоровья при выполнении своих трудовых функций сотрудниками МВД, является участником мероприятий по охране труда;

13) имеет доступ к секретной информации и несет ответственность за ее неразглашение;

14) представляет в установленном порядке сведения о своих доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также сведения о доходах, расходах, имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей;

15) придерживается соблюдения запретов, ограничений и обязанностей, а также пользуется своими правами, которые предусмотрены действующей законодательной системой Российской Федерации;

16) выполняет другие обязанности на основании действующего законодательства России [4].

Создание штабных подразделений в структуре органов внутренних дел предопределено многими обстоятельствами:

  1. Органы МВД стоят на страже охраны правопорядка и участвуют в реализации принципа неотвратимости наказания что является трудновыполнимыми задачами без наличия специализированных централизованных и координационных структур, которыми и являются штабы.
  2. Многоуровневая структура системы государственных органов РФ, требует согласованной и слаженной работы при достижении закрепленных в Конституции основных принципов функционирования российского общества.
  3. Многоэлементная структура органов МВД подразумевает наличие сложных информационных данных, с которыми необходимо проводить аналитическую работу для обеспечения бесперебойного и эффективного функционирования.
  4. Для отслеживания эффективности деятельности органов МВД и определения проблемных показателей, нуждающихся в корректировке, необходимо наличие контролирующего органа, в роли которого выступает штаб.
  5. Функционирование органов МВД предполагает разработку планов: определение значений показателей, которых необходимо реализовать в плановом периоде, и последовательность мероприятий по их достижению.
  6. При осуществлении своей деятельности, органы внутренних дел часто сталкиваются с различного рода трудностями, которые необходимо незамедлительно устранять. В данном случае, штаб принимает непосредственное участие в этом процессе [2].

Штабные подразделения (штабов) как структурные единицы органов МВД:

1) принимают участие в организации незамедлительного реагирования сотрудников органов МВД к выполнению приказов и распоряжений;

2) осуществляют постоянную аналитическую работу по мониторингу действующей обстановки среди населения для предотвращения появления трудностей функционирования органов МВД;

3) участвуют в разработке планов и организуют согласованную работу подразделений, входящих в состав органов МВД;

4) организуют функционирование органа МВД и его подразделений при возникновении чрезвычайных ситуаций;

5) осуществляют подготовку управленческих решений начальника органа внутренних дел;

6) обеспечивают информационно-аналитическое и организационное составляющие управленческих решений начальника органа внутренних дел;

7) занимаются подготовкой проектов и организуют реализацию комплексных программ, планов и других управленческих решений начальника органа внутренних дел путем координации усилий всех подразделений и служб и обеспечения взаимодействия между ними;

8) своевременно распространяют информацию о поставленных задачах, приказах и распоряжениях до соответствующих подразделений и служб;

9) в пределах своих полномочий содействуют достижению поставленных целей и контролируют работу подразделений органов МВД;

10) обеспечивают налаживание различных информационных каналов посредством электронно-вычислительных машин и других средств связи;

11) занимаются исследованием практической деятельности иных органов МВД и в частности штабов для выявления и использования успешного опыта;

12) подготавливают выступление перед штабом вышестоящего уровня в виде статистических данных оперативно-служебной обстановки и принятых начальником органа МВД решений;

13) занимаются распространением информации среди начальников и штабов нижестоящих уровней, взаимодействующих и соседних органов МВД, об изменении значений показателей, характеризующих состояние окружающей обстановки;

14) участвуют в формировании правовой основы функционирования органов МВД;

15) принимают участие в обеспечении взаимодействия органов МВД разных уровней;

16) обеспечивают реализацию организационно-методической составляющей штабов нижестоящих уровней;

17) занимаются организацией и совершенствованием системы управления органами внутренних дел, а также способствуют ее отлаженному функционированию;

18) исследуют мнение населения о состоянии правопорядка и эффективности деятельности органа внутренних дел [5].

Таким образом, процесс возникновения и становления штабной функции в системе МВД является крайне важным элементом, обеспечивающий эффективную и бесперебойную работу органов внутренних дел. Роль штабной функции заключается в оптимизации управленческого процесса. Сотрудники штабных подразделений (штабов) непосредственно не расследуют уголовных дел, не раскрывают напрямую преступления, но при этом, они незримо участвуют в каждом этапе расследования преступлений и сохранении общественного правопорядка. Функционирование отделов внутренних дел становилась более многопрофильной. И вследствие этого для обеспечения реализации всех направлений деятельности были сформированы штабные структуры, как органы, призванные обеспечить слаженную работу всех подразделений.

Исходя из всего вышесказанного, можно подвести итог: функции, которые выполняет штабное подразделение (штаб) являются неотъемлемой составной частью системы управления органов внутренних дел. Они направлены на обеспечение взаимодействия между службами и подразделениями, планирование и реализацию управленческих решений, совершенствование форм и методов работы, координацию деятельности всех служб.

Литература:

  1. Российская Федерация. Законы. Конституция Российской Федерации [принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 года]: сайт / Консультант плюс. — URL: http://www.consultant.ru/document/ cons_doc_LAW_28399/ (дата обращения 28.08.2021). — Текст: электронный.
  2. Российская Федерация. Законы. О полиции: Федеральный закон № 3-ФЗ: [принят Государственной думой 28 января 2011 года: одобрен Советом Федерации 2 февраля 2011 года]: сайт / Консультант плюс. — URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_110165 (дата обращения 29.08.2021). — Текст: электронный.
  3. Российская Федерация. Законы. О службе в органах внутренних дел РФ и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации: Федеральный закон № 342-ФЗ: [принят Государственной Думой 17 ноября 2011 года: одобрен Советом Федерации 25 ноября 2011 года]: официальный сайт / Министерство внутренних дел Российской Федерации. — URL: https://мвд.рф/Deljatelnost work/laws/polozhenie (дата обращения 28.08.2021). — Текст: электронный.
  4. Указ президента Российской Федерации от 21 декабря 2016 года № 699 «об утверждении положения о Министерстве внутренних дел и типового положения о территориальном органе Министерства внутренних дел Российской Федерации по субъекту Российской Федерации»: сайт / Гарант: информационно-правовое обеспечение. — URL: https://base.garant.ru/71572244/ (дата обращения 29.08.2021). — Текст: электронный.
  5. Приказ МВД России от 26 октября 2017 года № 808 «Об утверждении типового положения о штабе территориального органа Министерства внутренних дел Российской Федерации»: сайт / Электронный фонд правовых и нормативно-технических документов. — URL: https://docs.cntd.ru/document/555733840 (дата обращения 28.08.2021). — Текст: электронный.
Основные термины (генерируются автоматически): информационное обеспечение, дело, штабное подразделение, Российская Федерация, штаб, орган, подразделение, управленческое решение начальника органа, аналитическая работа, имущественный характер.


Похожие статьи

Информационно-аналитические службы и их деятельность по...

Информационно-аналитический отдел играет существенную роль в повышении

Специфика информационно-аналитической деятельности в органах власти и управления состоит в

Важно, что информационно-аналитические подразделения не могут и не должны брать на...

Совершенствование информационного обеспечения...

Совершенствование информационного обеспечения оперативно-розыскной деятельности органов внутренних дел (по материалам

Нечаев, А. А. Информационно-аналитическое обеспечение деятельности начальника территориального органа МВД России на районном...

О сущности и содержании информационно-аналитического...

Сущность информационно-аналитической деятельности в органах внутренних дел определяется

Иными словами информационно-аналитическая деятельность в органах внутренних дел

Информационно-аналитическая деятельность несет в себе технический...

Информационное обеспечение деятельности органов...

Информационное обеспечение деятельности органов государственного и муниципального управления.

Информационно-аналитические инструменты используются для поддержки принятия управленческих решений в подавляющем большинстве органов государственной...

Система информационного обеспечения территориальных...

Первое же информационное подразделение – дактилоскопическое бюро создается 15 февраля 1919 года в составе Центрального управления

Развитие системы информационного обеспечения органов внутренних дел в Российской Федерации осуществлялось в рамках...

Информационное обеспечение правоохранительных органов...

Попов, Д. П. Информационное обеспечение правоохранительных органов в розыскной деятельности / Д. П. Попов.

 В статье рассматриваются вопросы организации информационного обеспечения розыскной работы органов внутренних дел в современных...

Анализ информации в государственном управлении

Иванов, П.Ф. Информационно-аналитическое обеспечение региональных органов власти и

Информационно-аналитические службы и их деятельность по обеспечению процесса

информационно-аналитическая поддержка процесса принятия управленческих решений.

Управленческие связи в системах информационного...

В процессах информационного обеспечения государственной власти немаловажная роль принадлежит информационным и аналитическим

Данная аналитическая деятельность является встроенной в процессы управления. Тут происходит решение кадровых, технических...

О кадровом строительстве | Статья в сборнике международной...

Структурные подразделения ИОГВ. статья 10 Конституции РФ, статья 1 Федерального закона

Функциональные структурные подразделения ИОГВ, осуществляя кадровую работу

Каждый из заместителей начальника управления в структуре исполнительного органа должен

Дело в том, что в Перечне типовых управленческих архивных документов, утвержденных приказом...

Похожие статьи

Информационно-аналитические службы и их деятельность по...

Информационно-аналитический отдел играет существенную роль в повышении

Специфика информационно-аналитической деятельности в органах власти и управления состоит в

Важно, что информационно-аналитические подразделения не могут и не должны брать на...

Совершенствование информационного обеспечения...

Совершенствование информационного обеспечения оперативно-розыскной деятельности органов внутренних дел (по материалам

Нечаев, А. А. Информационно-аналитическое обеспечение деятельности начальника территориального органа МВД России на районном...

О сущности и содержании информационно-аналитического...

Сущность информационно-аналитической деятельности в органах внутренних дел определяется

Иными словами информационно-аналитическая деятельность в органах внутренних дел

Информационно-аналитическая деятельность несет в себе технический...

Информационное обеспечение деятельности органов...

Информационное обеспечение деятельности органов государственного и муниципального управления.

Информационно-аналитические инструменты используются для поддержки принятия управленческих решений в подавляющем большинстве органов государственной...

Система информационного обеспечения территориальных...

Первое же информационное подразделение – дактилоскопическое бюро создается 15 февраля 1919 года в составе Центрального управления

Развитие системы информационного обеспечения органов внутренних дел в Российской Федерации осуществлялось в рамках...

Информационное обеспечение правоохранительных органов...

Попов, Д. П. Информационное обеспечение правоохранительных органов в розыскной деятельности / Д. П. Попов.

 В статье рассматриваются вопросы организации информационного обеспечения розыскной работы органов внутренних дел в современных...

Анализ информации в государственном управлении

Иванов, П.Ф. Информационно-аналитическое обеспечение региональных органов власти и

Информационно-аналитические службы и их деятельность по обеспечению процесса

информационно-аналитическая поддержка процесса принятия управленческих решений.

Управленческие связи в системах информационного...

В процессах информационного обеспечения государственной власти немаловажная роль принадлежит информационным и аналитическим

Данная аналитическая деятельность является встроенной в процессы управления. Тут происходит решение кадровых, технических...

О кадровом строительстве | Статья в сборнике международной...

Структурные подразделения ИОГВ. статья 10 Конституции РФ, статья 1 Федерального закона

Функциональные структурные подразделения ИОГВ, осуществляя кадровую работу

Каждый из заместителей начальника управления в структуре исполнительного органа должен

Дело в том, что в Перечне типовых управленческих архивных документов, утвержденных приказом...

Задать вопрос