Дорога и ребёнок | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 27 апреля, печатный экземпляр отправим 1 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №35 (377) август 2021 г.

Дата публикации: 29.08.2021

Статья просмотрена: 38 раз

Библиографическое описание:

Завьялова, Ю. В. Дорога и ребёнок / Ю. В. Завьялова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2021. — № 35 (377). — С. 129-130. — URL: https://moluch.ru/archive/377/83818/ (дата обращения: 19.04.2024).



Щади здоровье, жизнь щади.

За движением следи.

Экзамен важного значенья

Держи по правилам движенья.

О. Базаров.

В нашем современном мире жизнь наполнена движением, быстрым темпом. На наших улицах стремительно увеличивается рост автомобильных потоков, и ребенок с раннего возраста становится участником дорожного движения. Поэтому, сейчас особенно актуальной проблемой является обучение маленького пешехода основам безопасного поведения на улицах и дорогах.

«Самое дорогое у человека — это жизнь» — писал Н. А. Островский. А жизнь ребёнка вдвойне дорога, потому что он ещё только делает первые шаги в этом наполненном движением мире. И от того, донесём ли мы, взрослые, до сознания ребёнка необходимые знания о безопасности, будет зависеть его жизнь.

С автомобилем ребёнок встречается везде: по дороге домой, в детский сад, около дома. Чем дальше отходит малыш от дома, тем чаще встречается с автомобилями, дорожными знаками. Очень часто дети копируют поведение взрослых в любых ситуациях. Поэтому, поведение мамы и папы на дороге, становится главным примером у малыша. Если в спешке или по невнимательности взрослые нарушают правила, ребёнок это запомнит и будет действовать так же, бессознательно. Поэтому взрослые должны быть сознательными пешеходами и участниками движения, и действовать по правилам.

Так, когда же лучше всего начать знакомить малыша с правилами дорожного движения и как это сделать? Я считаю, что с самого раннего возраста, как только ребёнок стал активно участвовать в «путешествиях» по дорогам с родителями, необходимо обращать его внимание к знакам дорожного движения и проговаривать некоторые, понятные для малыша, правила поведения на дороге. Например, при переходе улицы, обратить внимание ребёнка на знак пешеходного перехода и проговорить, что только по этим белым полоскам необходимо переходить дорогу. Начиная с самого раннего возраста можно слушать песенки, читать стишки, смотреть мультики о правилах поведения на дороге. Когда ребёнок начнёт посещать детский сад он уже будет знать самые основные дорожные правила.

Детский сад — это первая ступень в системе непрерывного образования, а значит, учитывая значимость работы в этом направлении, особое внимание должно уделяться формированию у детей знаний правил дорожного движения. Задача воспитателя на данном этапе — прививать навыки и умения дошкольникам, связанные с безопасностью движения на дороге.

В детском саду работа по воспитанию навыков безопасного поведения детей на улицах, дорогах проводится систематически, охватывая все виды детской деятельности. Начиная с младшего возраста проводятся беседы с рассматриванием иллюстраций, так же дети любят разыгрывание игровых ситуаций. Все полученные знания дети реализуют в продуктивной деятельности: лепка, рисование, аппликация, конструирование; а также в повседневной жизни, за пределами детского сада. Образовательная деятельность строится с учетом принципа интеграции, в соответствии с возрастными возможностями и особенностями воспитанников.

В дошкольном учреждении проводятся спортивные, театрализованные, музыкальные мероприятия, которые направлены на изучение и закрепление правил дорожного движения и дорожных знаков. Все эти мероприятия имеют одну главную цель: быть внимательным и осторожным на улицах города, а также быть способным к использованию полученных знаний.

Предметно-пространственная развивающая среда в ДОУ соответствует ФГОС: насыщенность (дидактические игры, сюжетно-ролевые игры, пособия), полифункциональность, вариативность, доступность, безопасность.

Особое внимание уделяется созданию соответствующей предметно-развивающей среде. Организация предметной среды способствует формированию у дошкольников знаний о правилах безопасного поведения, соответствует санитарно-гигиеническим требованиям, требованиям безопасности, возрасту детей и их индивидуальным особенностям, и потребностям, отвечает требованию ФГОС ДО. В нашем ДОУ используются: комплекты дорожных знаков; макет улицы с транспортными средствами; схема маршрута безопасного движения в детский сад; наглядно-иллюстративный материал; обучающие и развивающие игры; атрибуты для игровых ситуаций с дорожной тематикой; детская художественная литература; картотека стихов, загадок, считалок, поговорок, пословиц; альбомы с фотографиями «Моя улица», «Мой город».

Воспитателями накоплен достаточный методический материал, в котором представлена литература и дидактические игры по данной теме.

Главная задача воспитателя доступно разъяснить правила дорожного движения, а также донести до ребёнка смысл несоблюдения правил. Обучение и закрепление знаний по правилам безопасного поведения на дороге эффективно осуществляются в игровой форме. Игра, как главный вид деятельности детей, наиболее эффективно способствует обучению правилам дорожного движения. Она является основным видом активности дошкольника, в процессе которой он упражняет силы, расширяет ориентировку, усваивает социальный опыт. Обучая детей этим правилам в процессе игры, воспитатель должен сам хорошо разбираться в дорожных ситуациях. Прежде чем начать обучать детей с помощью развивающих игр, необходимо ознакомиться с содержанием игр и их методическими рекомендациями. Стимуляция познавательных мотивов и элементы соревнования должны быть включены в правила игры. Интересной и эффективной формой работы являются игровые ситуации и режиссёрские игры по правилам дорожного движения. Эти игры помогают детям налаживать взаимодействия в совместной игре, развернуть сюжет, развивать речь детей, обогащать словарь.

При обучении детей правилам дорожной безопасности педагоги используют ролевые игры, во время которых моделируется форма социальных отношений и свободная импровизация, не подчинённая жёстким правилам, неизменяемым условиям.

В ДОУ используются здоровьесберегающие технологии при обучении детей правилам дорожного движения, а именно физкультурно-оздоровительные, которые направленны на физическое развитие и укрепление здоровья ребенка. Для закрепления пройденного материала, команды детей участвуют в эстафетах с преодолением препятствий (бег, прыжки в обруч, перепрыгивание, перешагивание предметов, метание мячей), выполняют различные задания: кто быстрее соберёт дорожный знак.

Закрепление знаний дошкольников по ПДД происходит во время целевых познавательных прогулок на перекрёстов, к проезжей части с пешеходным переходом с использованием дидактических словесных игр. Эти игры помогают активно наблюдать за транспортом, перекрёстком, сигналами светофора, распознавать элементы дороги. Основной элемент прогулки — переход дороги с соблюдением правил дорожного движения, где дети могут применить полученные знания.

Формирование у детей навыков правильного поведения на дороге требует повседневной, кропотливой работы совместно с участием родителей. Полученные в детском саду знания необходимо закреплять в семье. Работа с родителями происходит в различных формах, это: совместные развлечения и досуги; консультации; показательные занятия, анкетирование; конкурсы рисунков; встречи с инспектором ГИБДД. Во время бесед, консультаций, анкетирования выясняют, насколько хорошо сами родители ориентируются в вопросах воспитания правил культуры поведения на дорогах. В раздевалке всегда есть информация в виде буклетов, брошюр, информационных стендов о правилах ПДД. Вся работа воспитателя, привить знания ребёнку, окажется бесполезной, если родители систематически эти правила будут нарушать. Основная роль в процессе формирования знаний о правилах безопасного поведения на дороге должна принадлежать родителям. Каждый родитель должен помнить, что является примером для своего малыша.

Литература:

  1. Авдеева Н. Н., Князева О. Л., Стеркина Р. Б. Безопасность. Учебное пособие по основам безопасности жизнедеятельности детей старшего дошкольного возраста. -М.:АСТ, 1998.
  2. Гарнышева Т. П. ОБЖ для дошкольников. С. -П. Детство-Пресс, 2010.
  3. Методические рекомендации: формирование у дошкольников навыков безопасного поведения на улицах и дорогах для педагогов общеобразовательных учреждений — М.: Издательский Дом Третий Рим, 2007.- 48 с.
  4. Полынова и др. Основы безопасности жизнедеятельности детей дошкольного возраста. С. -П. Детство-Пресс, 2010.
  5. Радзиевская Л. И. Ты и дорога Азбука безопасности для дошкольного и младшего школьного возраста.
  6. Саулина Т. Ф. «Ознакомление дошкольников с ППД», 2013
  7. Хабибуллина Е. Я. «Дорожная азбука в детском саду»,2013
  8. Черепанова С. Н. Правила дорожного движения дошкольникам. –М.: Издательство Скрипторий 2008.
Основные термины (генерируются автоматически): дорожное движение, детский сад, дорога, правило, безопасное поведение, игра, ребенок, особое внимание, пешеходный переход, самый ранний возраст.


Похожие статьи

дорожное движение, ребенок, безопасное поведение, детский...

Художественной деятельности придается особая роль.

безопасное поведение, правила дорожного движения, возрастные

дорожное движение, ребенок, знак, дорога, правило, детский сад, дошкольный возраст, безопасное поведение, знание, пешеходный переход.

дорожное движение, ребенок, безопасное поведение, ознакомление детей, Правило, игра, знание...

Актуальность обучения ребенка дошкольного возраста правилам...

Детский травматизм при несоблюдении правил дорожного движения остается одной из самых болезненных проблем в наше время.

Избежать этих происшествий можно лишь путем соответствующего воспитания и обучения ребенка с самого раннего возраста.

И что бы ни говорили родители, но если они сами...

Азбука дорожного движения | Статья в журнале «Молодой ученый»

Правилам дорожного движения мы учим детей с раннего возраста. В детском саду ребенок должен усвоить основные понятия дорожного движения, а так же научиться важнейшим правилам поведения на дороге и в транспорте. Наша задача, как педагогов дошкольного

– закреплять знания о правилах дорожного движения; о безопасном поведении на...

дорожное движение, безопасное поведение, ребенок, детский...

Ключевые слова: детский травматизм, Правила дорожного движения, дошкольное образование, формирование основ культуры безопасности по Правилам дорожного движения, безопасность дорожного движения. Обеспечение безопасности движения становится важной

Анализ теоретической разработанности проблемы исследования, свидетельствует о том, что вопросы...

Обучение правилам дорожного движения детей дошкольного...

Поэтому в детском саду вопросу безопасности детей на улицах и дорогах города

Далее воспитатель выясняет у детей безопасный маршрут, по которому дети добираются по дороге в детский сад .

Изучив проблему ознакомления детей с правилами дорожного движения и увидев

Пешеходный переход. На пешеходном переходе люди могут переходить дорогу.

Но иногда машина может не останавливаться, а поэтому нужно быть...

Формирование у детей дошкольного возраста устойчивых...

дорожное движение, ребенок, знак, дорога, правило, детский сад, дошкольный возраст, безопасное поведение, знание, пешеходный переход.

безопасное поведение, дорожное движение, ребенок, игра, дорожно-транспортная среда, формирование основ, детская

дорожное движение, ребенок, безопасное поведение, правило, игра, детский дорожно-транспортный...

безопасное поведение, дорожное движение, ребенок, игра...

дорожное движение, ребенок, светофор, пешеходный переход, дорога, правило, постовой, безопасное поведение, участие детей, знак.

Формирование основ безопасного поведения в быту у детей... ребенок, безопасное поведение, детский сад, игра, дошкольный возраст

дорожное движение, проезжая часть, безопасное поведение, ребенок, пешеходный переход, дорога...

Взаимодействие детского сада и семьи по проблеме...

дорожное движение, проезжая часть, безопасное поведение, ребенок, пешеходный переход, дорога, Правило, обучение детей, зеленый цвет, дошкольный возраст. Конспект квест-игры по ПДД «Знают правила друзья, значит, знаю...

дорожное движение, проезжая часть, безопасное поведение, ребенок, пешеходный переход, дорога...

Формирование у дошкольников навыков безопасного поведения...

Обучение правилам дорожного движения детей дошкольного возраста. дорожное движение, ребенок, светофор, пешеходный переход...

Детский травматизм при несоблюдении правил дорожного движения остается одной из самых болезненных проблем в наше время.

Основные термины (генерируются автоматически): дорожное движение, ребенок, знак, дорога, правило...

Похожие статьи

дорожное движение, ребенок, безопасное поведение, детский...

Художественной деятельности придается особая роль.

безопасное поведение, правила дорожного движения, возрастные

дорожное движение, ребенок, знак, дорога, правило, детский сад, дошкольный возраст, безопасное поведение, знание, пешеходный переход.

дорожное движение, ребенок, безопасное поведение, ознакомление детей, Правило, игра, знание...

Актуальность обучения ребенка дошкольного возраста правилам...

Детский травматизм при несоблюдении правил дорожного движения остается одной из самых болезненных проблем в наше время.

Избежать этих происшествий можно лишь путем соответствующего воспитания и обучения ребенка с самого раннего возраста.

И что бы ни говорили родители, но если они сами...

Азбука дорожного движения | Статья в журнале «Молодой ученый»

Правилам дорожного движения мы учим детей с раннего возраста. В детском саду ребенок должен усвоить основные понятия дорожного движения, а так же научиться важнейшим правилам поведения на дороге и в транспорте. Наша задача, как педагогов дошкольного

– закреплять знания о правилах дорожного движения; о безопасном поведении на...

дорожное движение, безопасное поведение, ребенок, детский...

Ключевые слова: детский травматизм, Правила дорожного движения, дошкольное образование, формирование основ культуры безопасности по Правилам дорожного движения, безопасность дорожного движения. Обеспечение безопасности движения становится важной

Анализ теоретической разработанности проблемы исследования, свидетельствует о том, что вопросы...

Обучение правилам дорожного движения детей дошкольного...

Поэтому в детском саду вопросу безопасности детей на улицах и дорогах города

Далее воспитатель выясняет у детей безопасный маршрут, по которому дети добираются по дороге в детский сад .

Изучив проблему ознакомления детей с правилами дорожного движения и увидев

Пешеходный переход. На пешеходном переходе люди могут переходить дорогу.

Но иногда машина может не останавливаться, а поэтому нужно быть...

Формирование у детей дошкольного возраста устойчивых...

дорожное движение, ребенок, знак, дорога, правило, детский сад, дошкольный возраст, безопасное поведение, знание, пешеходный переход.

безопасное поведение, дорожное движение, ребенок, игра, дорожно-транспортная среда, формирование основ, детская

дорожное движение, ребенок, безопасное поведение, правило, игра, детский дорожно-транспортный...

безопасное поведение, дорожное движение, ребенок, игра...

дорожное движение, ребенок, светофор, пешеходный переход, дорога, правило, постовой, безопасное поведение, участие детей, знак.

Формирование основ безопасного поведения в быту у детей... ребенок, безопасное поведение, детский сад, игра, дошкольный возраст

дорожное движение, проезжая часть, безопасное поведение, ребенок, пешеходный переход, дорога...

Взаимодействие детского сада и семьи по проблеме...

дорожное движение, проезжая часть, безопасное поведение, ребенок, пешеходный переход, дорога, Правило, обучение детей, зеленый цвет, дошкольный возраст. Конспект квест-игры по ПДД «Знают правила друзья, значит, знаю...

дорожное движение, проезжая часть, безопасное поведение, ребенок, пешеходный переход, дорога...

Формирование у дошкольников навыков безопасного поведения...

Обучение правилам дорожного движения детей дошкольного возраста. дорожное движение, ребенок, светофор, пешеходный переход...

Детский травматизм при несоблюдении правил дорожного движения остается одной из самых болезненных проблем в наше время.

Основные термины (генерируются автоматически): дорожное движение, ребенок, знак, дорога, правило...

Задать вопрос