Потери электроэнергии в тяговой сети: причины их возникновения и способы минимизации | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 4 мая, печатный экземпляр отправим 8 мая.

Опубликовать статью в журнале

Авторы: ,

Рубрика: Технические науки

Опубликовано в Молодой учёный №34 (376) август 2021 г.

Дата публикации: 22.08.2021

Статья просмотрена: 445 раз

Библиографическое описание:

Афанасьев, И. П. Потери электроэнергии в тяговой сети: причины их возникновения и способы минимизации / И. П. Афанасьев, А. А. Карсанов. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2021. — № 34 (376). — С. 3-5. — URL: https://moluch.ru/archive/376/83768/ (дата обращения: 25.04.2024).



В статье рассматриваются понятия, причины появления и способы минимизации потерь напряжения в тяговых сетях.

Ключевые слова: транспорт, электрические сети, потери напряжения, экономичность, тяговая сеть.

В современных электросетях одними из главных параметров являются эффективность и экономичность. В их отсутствие работа сети является бессмысленной, а в некоторых случаях даже небезопасной, особенно в системах с высокой нагрузкой. Одним из основных факторов, формирующих представление о вышеназванных параметрах, является значение потерь электроэнергии. Для систем среднего (1–35 кВ) и высокого напряжения (35–220 кВ) [1] этот вопрос имеет особое значение, так как потери в них зачастую оборачиваются значительными финансовыми убытками. В данной статье будет произведён краткий обзор значения данного явления, некоторые причины его возникновения и способы борьбы с ним.

Фактические потери электрической энергии являются разностью между поступившей в сеть электроэнергией, и электроэнергией на выходе данной сети. Они могут быть разделены на три составляющие:

  1. Технические потери — потери электроэнергии, обусловленные физическими процессами, происходящими при её передаче по элементам электросети и выражающиеся в преобразовании части электроэнергии в этих элементах в тепло;
  2. Потери, обусловленные инструментальными погрешностями измерения электроэнергии (инструментальные потери) и получаемые расчётным путём на основе данных о метрологических характеристиках и режимах работы используемых приборов;
  3. Коммерческие потери, обусловленные хищениями электроэнергии, несоответствием показаний счетчиков оплаты электроэнергии потребителями реальному потреблению электроэнергии и другими причинами в сфере организации контроля за потреблением электроэнергии.

Далее будут более подробно рассмотрены непосредственно технические потери электроэнергии и два наиболее интересных метода борьбы с ними.

Как известно, значительную долю потерь на железнодорожном транспорте составляют потери от несимметрии питающего напряжения. Появление данного явления связано с тем, что нагрузка понижающих трансформаторов тяговых подстанций неравномерна и не постоянна. Однако, существует ряд методов борьбы с этим явлением, в частности, способ, представленный в патенте [2] RU 2351049 C1 (МПК: H02J 3/00, H02J 3/28) Гринкруга М. С. от 2009.03.27. Он основан на снижении коэффициента несимметрии в фазах трёхфазной питающей линии и обмотках трансформатора тяговой подстанции за счёт их выравнивания посредством переключения однофазных нагрузок с одной фазы на другую на шинах 6–10 кВ понижающего трансформатора. Это осуществляется при помощи выключателей, подсоединяющих нагрузку к шинам, в свою очередь управляемых при помощи микроконтроллера. Переключение нагрузки происходит исходя из условия минимизации коэффициента несимметрии тока на шинах 6–10 кВ понижающего трансформатора.

Переключения осуществляется в соответствии со следующим условиями:

– если ток в одной фазе из трёх больше среднего значения тока, а ток в двух других фазах меньше, то часть нагрузок от фазы с наибольшим током отключается и распределяется между фазами с меньшими токами.

– если ток в двух фазах больше среднего значении тока, а ток в третьей фазе меньше, то часть нагрузок от фазы с бо́льшими токами отключается и подключается к фазам с меньшими.

Величины отключаемых и подключаемых нагрузок выбираются микроконтроллером из условия наибольшей близости суммарного тока в каждой из фаз к среднему значению тока.

Однако, как известно, помимо потерь, связанных с несимметрией нагрузки, существует несколько других особенностей системы тягового электроснабжения, приводящих к значительным потерям электроэнергии. Так, тяговая сеть железной дороги имеет большое количество нагрузок индуктивного характера, что приводит к потерям за счёт возвращаемой в сеть реактивной мощности.

Рассмотрим систему компенсации реактивной мощности, представленную в патенте [3] RU 2677628 C1 (МПК: H02J 3/16) Кулинича Ю. М. от 2019.01.18, предназначенную для установки на электроподвижном составе. Данное устройство содержит многообмоточный трансформатор напряжения 1, связанный с нагрузкой 2, компенсатор 3, блок синхронизирующих импульсов 4, датчик тока 5, датчик напряжения 6, выпрямитель 7 и последовательно соединенные блок управления инвертором 8, инвертор 9 и вольтодобавочный трансформатор 10.

Компенсатор включает первый и второй источники реактивной мощности с фиксированными параметрами LC-цепи, датчик тока, датчик напряжения и блок синхронизирующих импульсов, выпрямитель и последовательно соединенные блок управления инвертором, инвертор и вольтодобавочный трансформатор. При этом нагрузка подключена параллельно трансформатору напряжения, присоединенному к сети через датчик тока. Выводы источников реактивной мощности соединены между собой. Вторичные обмотки вольтодобавочного трансформатора подсоединены к третьей секции вторичной обмотки трансформатора напряжения.

Коэффициент мощности электровоза увеличивается за счёт максимальной компенсации реактивной составляющей входного тока, достигаемой равенством реактивной мощности компенсатора и электровоза, с учётом постоянного изменения последней в процессе работы двигателя. Кроме того, путём плавного изменения реактивной мощности компенсатора достигается улучшение формы входного тока во всех режимах работы электровоза, включая номинальный, что также приводит к увеличению коэффициента мощности и, соответственно, снижению потерь.

Схема устройства патента RU 2677628 C1 [3]

Рис 1. Схема устройства патента RU 2677628 C1 [3]

Также, кроме компенсаторов на подвижном составе возможно применение 4-х квадрантных преобразователей, которые позволяют получать ток из тяговой сети в одной фазе с напряжением, то есть с чисто активным током, полностью исключая падение напряжения от реактивной составляющей. Подобные преобразователи применялись на ряде моделей советских электровозов, в том числе ВЛ86Ф, считавшимся на момент выпуска самым мощным электровозом в мире, однако из-за тяжелой экономической ситуации в стране данная система не получила дальнейшего развития и широкого распространения.

Помимо падения напряжения от наличия реактивных сопротивлений, которые, как указано выше, возможно уменьшить применением различных компенсирующих устройств, энергия в тяговых сетях железных дорог расходуется и на нагрев различных частей контактной сети, то есть имеет место достаточно высокое активное сопротивление. На данный момент самым эффектиынм методом снижения активных потерь, является предложенное в [4] повышение напряжения, как в сетях переменного, так и в сетях постоянного тока, что приведет к уменьшению рабочих токов и, соответственно, снижению нагрева составляющих контактной сети.

В данной статье были рассмотрены понятие потерь электроэнергии, причины их возникновения и ряд методов юорьбы с ними:

  1. Переключение нагрузок между фазами на стороне 6–10 кВ понижающего трансформатора, что даёт возможность его применения на тяговых подстанциях железных дорог постоянного тока;
  2. Компенсатор реактивной мощности, находящийся непосредственно на электровозе, то есть подходящий для использования на железных дорогах переменного тока.
  3. Применение 4-х квадрантных преобразователей, полностью исключающих падение напряжения от реактивной составляющей тока.
  4. Повышение номинального напряжения в тяговой сети для уменьшения рабочих токов и, соовтественно, снижения потерь энергии на нагрев различных токоведущих частей системы электроснабжения.

Литература:

  1. ГОСТ 32144–2013 «Нормы качества электрической энергии в системах электроснабжения общего назначения».
  2. Патент RU 2351049 C1 «Способ снижения потерь электроэнергии» Гринкруг М. С., 2009г. (МПК: H02J 3/00, H02J 3/28);
  3. Патент RU 2677628 C1 «Трёхфазный компенсатор реактивной мощности» Кулинич Ю. М., 2019 г. (МПК: H02J 3/16);
  4. Э.В Тер-Органов, А. А. Пышкин Электроснабжение железных дорог. — Учебник для студентов университета (УрГУПС) — Екатеринбург: 2014;
Основные термины (генерируются автоматически): реактивная мощность, ток, тяговая сеть, фаза, вольтодобавочный трансформатор, датчик тока, значение тока, падение напряжения, понижающий трансформатор, потеря, сеть.


Ключевые слова

транспорт, электрические сети, экономичность, потери напряжения, тяговая сеть

Похожие статьи

Снижение потерь электроэнергии за счет регулирования...

Ключевые слова: компенсация, электропотребление, напряжение, реактивная мощность, ток. Одним из основных мероприятий по повышению эффективности электропотребления до сих пор является снижение потерь за счет регулирования напряжения и компенсации реактивной...

Сравнительный анализ современных датчиков тока

Рассмотрено применение датчиков тока на все классы напряжения. Описаны достоинства и недостатки современных датчиков тока. Ключевые слова: сила тока, датчик Холла, оптоволоконные датчики тока, трансформатор тока, резистивный датчик тока.

Особенности расчётов реактивной мощности...

Реактивная мощность определяется через основные гармоники напряжения и тока выражением.

Теория Фризе [6] основана на мгновенных значениях токах и напряжениях. Теория состоит в разложении мгновенного тока нагрузки на мгновенный активный ток и...

Алгоритм для расчета потерь мощности в электрических сетях...

Основные термины (генерируются автоматически): электрическая сеть, гармоника, потеря мощности, III, ток, высшая гармоника тока

Высшие гармоники тока и напряжения вызывают дополнительные потери активной мощности в конденсаторных батареях так как так как...

Анализ симметрии напряжения в распределительных...

где — среднее значение величины (тока, напряжения, магнитного потока), [5, 9]. Она создает дополнительные потери за счет прохождения тока по

Использование вольтодобавочных трансформаторов в низковольтных электрических сетях позволяет быстро и с меньшими...

Компенсация реактивной мощности в районных сетях

- высокие потери мощности в электрических линиях (протекание тока реактивной мощности); - большие перепады напряжения в электрических линиях; - необходимость увеличения габаритной мощности генераторов, сечения кабелей, мощности силовых трансформаторов.

Дополнительные потери мощности в силовых трансформаторах...

Представлены зависимости потерь от мощности трансформатора при различных значениях несинусоидальности.

Согласно ГОСТ 13109-97, нормально допустимое значение искажения кривой напряжения для сетей 6-20 кВ составляет 5% и предельное 8%. При этих искажениях...

Влияние быстрого насыщения трансформаторов тока на работу РЗ

 Эффект насыщения трансформаторов тока известен давно, но актуальность данного вопроса остается и в настоящем времени. В данной статье рассматривается влияние насыщения ТТ, с целью исключения ложного срабатывания РЗА.

Некоторое сравнение систем электроснабжения постоянного...

 Исторически первой появилась система тягового электроснабжения постоянного тока. Причиной этому является наличие доступности управления

В процессе дальнейшего развития системы постоянного тока напряжение было увеличено до 1500 В, а затем до 3000 В. Впервые...

Похожие статьи

Снижение потерь электроэнергии за счет регулирования...

Ключевые слова: компенсация, электропотребление, напряжение, реактивная мощность, ток. Одним из основных мероприятий по повышению эффективности электропотребления до сих пор является снижение потерь за счет регулирования напряжения и компенсации реактивной...

Сравнительный анализ современных датчиков тока

Рассмотрено применение датчиков тока на все классы напряжения. Описаны достоинства и недостатки современных датчиков тока. Ключевые слова: сила тока, датчик Холла, оптоволоконные датчики тока, трансформатор тока, резистивный датчик тока.

Особенности расчётов реактивной мощности...

Реактивная мощность определяется через основные гармоники напряжения и тока выражением.

Теория Фризе [6] основана на мгновенных значениях токах и напряжениях. Теория состоит в разложении мгновенного тока нагрузки на мгновенный активный ток и...

Алгоритм для расчета потерь мощности в электрических сетях...

Основные термины (генерируются автоматически): электрическая сеть, гармоника, потеря мощности, III, ток, высшая гармоника тока

Высшие гармоники тока и напряжения вызывают дополнительные потери активной мощности в конденсаторных батареях так как так как...

Анализ симметрии напряжения в распределительных...

где — среднее значение величины (тока, напряжения, магнитного потока), [5, 9]. Она создает дополнительные потери за счет прохождения тока по

Использование вольтодобавочных трансформаторов в низковольтных электрических сетях позволяет быстро и с меньшими...

Компенсация реактивной мощности в районных сетях

- высокие потери мощности в электрических линиях (протекание тока реактивной мощности); - большие перепады напряжения в электрических линиях; - необходимость увеличения габаритной мощности генераторов, сечения кабелей, мощности силовых трансформаторов.

Дополнительные потери мощности в силовых трансформаторах...

Представлены зависимости потерь от мощности трансформатора при различных значениях несинусоидальности.

Согласно ГОСТ 13109-97, нормально допустимое значение искажения кривой напряжения для сетей 6-20 кВ составляет 5% и предельное 8%. При этих искажениях...

Влияние быстрого насыщения трансформаторов тока на работу РЗ

 Эффект насыщения трансформаторов тока известен давно, но актуальность данного вопроса остается и в настоящем времени. В данной статье рассматривается влияние насыщения ТТ, с целью исключения ложного срабатывания РЗА.

Некоторое сравнение систем электроснабжения постоянного...

 Исторически первой появилась система тягового электроснабжения постоянного тока. Причиной этому является наличие доступности управления

В процессе дальнейшего развития системы постоянного тока напряжение было увеличено до 1500 В, а затем до 3000 В. Впервые...

Задать вопрос