Участие дошкольников в проектировании внутренней среды ДОУ с использованием технологий виртуальной реальности | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 4 мая, печатный экземпляр отправим 8 мая.

Опубликовать статью в журнале

Библиографическое описание:

Симонова, А. Д. Участие дошкольников в проектировании внутренней среды ДОУ с использованием технологий виртуальной реальности / А. Д. Симонова, Ю. Е. Богданова, О. А. Серикова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2021. — № 34 (376). — С. 165-168. — URL: https://moluch.ru/archive/376/83696/ (дата обращения: 20.04.2024).



Среда детского сада — это место, где дети проводят свои самые познавательные годы. Дизайн детского сада в последнее десятилетие претерпел ряд изменений в связи с трансформацией архитектуры и педагогики, появилось много подходов к проектированию здания детского сада. Свое видение здания детского сада есть у психологов, педагогов архитекторов, однако вопрос о том, каким видят свой детский сад будущие его воспитанники, остается открытым. В данном разрезе достаточно большой интерес представляют виртуальные проекты здания детского сада, в которых дети принимают самое живое участие. Данный вид работы способствует не только развитию у детей творческих и проектных навыков, но и повышает уровень виртуального взаимодействия педагога с детьми.

Ключевые слова : виртуальное взаимодействие, проектный подход в дошкольной педагогике, здание детского сада, проектирование, дети дошкольного возраста.

Физическая среда играет важную роль в обучении, мышлении, чувствах и поведении детей, особенно в первые годы их жизни, она связана с когнитивным, социальным и эмоциональным развитием детей. Детские сады — это одна из самых важных сред, где дети проводят свое время. Это место, которое представляет собой «остров переживания», на котором обогащается внутренний мир детей. Успешность влияния развивающей среды детского сада зависит от своевременного ее изменения в соответствии с возрастными особенностями воспитанников [3].

Развивающая среда детского сада должны быть включена в непрерывный процесс проектирования, потому что здание растет бок о бок с детьми, и в идеале детское игровое пространство никогда не может быть закончено, оно должно находиться в постоянном состоянии изменений, потому что дети быстро растут, в связи с чем растут и их потребности и эстетические предпочтения.

Исследователи отмечают, что при проектировании развивающей среды ДОУ необходимо учитывать мнения детей, которые будут проводить там длительное время. Дети и взрослые имеют разный взгляд на мир, как правило, здания проектируются взрослыми, однако большинство из них используются детьми.

Когда взрослые проектируют здания, они обычно в первую очередь учитывают такие факторы, как энергосбережение, эстетика и экономия. Однако детский опыт и предпочтения чаще все го учитываются не в полном объеме.

Дети должны восприниматься как участники процесса принятия решений. Если ранее дошкольники воспринимались только как объекты исследования и считались некомпетентными в области дизайна группы детского сада, то в настоящее время дети рассматриваются как социальные акторы, которые являются «экспертами» своей собственной жизни [4].

Общие методы, используемые в исследовании с детьми, можно разделить на два основных типа: визуальные и структурированные, структурированные методы включают в себя некоторые методы, которые могут быть представлены в вербальных и не вербальных отчетах. Хотя в некоторых исследованиях некоторые дополнительные методы могут быть использованы для получения лучших результатов, эти методы являются так называемыми визуальными методами. Структурированные методы — это опросы, интервью, анкетирование и инструментарий, в то время как визуальные методы — это наблюдение, использование камеры, детские рисунки и воплощенный режим.

Наиболее интересным приемом при работе по проектированию внутренней среды детского сада при участии детей выступает использование возможностей виртуальной реальности. Виртуальная реальность имеет много преимуществ во многих областях, таких как развлечения, архитектура, метрология, военное дело, производство, медицина, обучение и многие другие области [1].

Понимание виртуальной реальности было основано на человекоцентрическом определении, где оно представляло собой среду, состоящую из интерактивных компьютерных симуляций, в такой среде позиции и действия пользователя или участника воспринимаются для того, чтобы заменить или усилить обратную связь с одним или несколькими чувствами, такой подход дает ощущение ментального погружения в симуляцию или виртуальный мир.

Все вышесказанное подтверждает три наиболее важных свойства виртуальной реальности — погружение, взаимодействие и воображение. Виртуальная реальность различается множеством устройств ввода и вывода, которые обеспечивают двунаправленный информационный поток между пользователем и виртуальным миром. Виртуальная среда характеризуется как иммерсивная с технологической точки зрения, если она обеспечивает стереоскопическое представление объектов в реальном размере.

Наиболее распространенным использованием виртуальной реальности в архитектуре было расширение опыта работы с несуществующей пока структурой здания. В последнее время виртуальная реальность широко используется в дизайне для визуализации различных проектных решений по одной важной причине: гораздо проще и дешевле оценить форму и дизайн в виртуальной среде, а не строить или модифицировать физическую модель [3].

Для полного погружения детей виртуальную реальность с целью ощущения ими себя частью виртуального пространства примеряется такая технология автоматической виртуальной среды, как «CAVE» (Пещера). Сама «Пещера» имеет форму куба, боковые стены которой состоят из задних проекционных экранов, в то время как пол состоит из нижнего или заднего проекционного экрана. Проецирование сцен в этой конкретной установке гарантирует более захватывающую среду, отбрасывая тени участника позади него. «Пещера» все чаще используется и исследуется во многих проектах и прикладных областях, применяется в военных и учебных приложениях, образовании, медицине, научных визуализациях и многих других областях человеческой деятельности.

Первый пример использования пещеры с детьми был в качестве образовательного инструмента в проекте NICE, NICE — это система виртуальной реальности, которая использует «Пещер», чтобы позволить детям строить и взаимодействовать с виртуальными экосистемами таким образом, чтобы дать им возможность создавать истории в соответствии с их опытом взаимодействия. Вторым примером выступил исследовательский проект для создания иммерсивной виртуальной реальности решение, которое улучшает социально-коммуникативные навыки детей.

В одном из детских садов Германии был проведен эксперимент по проектированию дизайна здания детского сада при участии детей с использованием указанной выше технологии виртуальной «Пещеры». Результаты эксперимента были следующие [5].

Дети были полностью погружены в виртуальную среду и взаимодействовали позитивно, это было очевидно во многих отношениях, они смотрели на дисплей с полным вниманием, затем они начинали показывать пальцами и двигали свои тела вперед к экрану, они несколько раз касались визуальных изображений на экране, прыгали и ставили рассвет на траву, проецируемую на экран пола, кроме того, они использовали язык тела и имитировали динамическое движение какого-то объекта. Они были полностью поглощены окружающим, как будто это была реальная среда.

Дети понимали концепцию отображения дизайна детского сада внутри «Пещеры», они внимательно наблюдали и позитивно взаимодействовали, но, к сожалению, они не понимали разницы архитектурного плана, они не различали открытого и закрытого пространств, они воспринимали разделенное и неразделенное пространство одинаково, как правило, они были вовлечены в визуальные эффекты внутри виртуальной среды независимо от того, какая архитектурная концепция стоит за ней.

«Пещера» была успешным инструментом визуализации для реализации проектных решений в области дизайна помещений детского сада с участием детей. Данная технология представляет собой хороший визуальный инструмент коммуникации как для экспертов (архитекторов), так и для неэкспертов (детей), она может играть роль принятия решений на этапе планирования и проектирования одного проекта детского сада.

В частности, дети не понимали архитектурной разницы между двумя проектами детских садов; они не могли представить себе 2D-план 3D-изображений или связать перспективный вид, который они видели, с его архитектурным планом, их больше привлекали объекты и особенности каждого проекта в отдельности, поэтому «Пещера» была успешным инструментом визуализации, который отображает один тип архитектурного дизайна и исследует, хотят ли дети этого или нет, но, к сожалению, «Пещера» не может представить инструмент принятия решений или метод сравнения двух проектов с детьми. Это всего лишь визуальный инструмент для отображения дизайна [5].

Различные методы, используемые с одним и тем же ребенком, часто показывали разные результаты, дети уточняли свои предпочтения внутри «Пещеры», но в интервью некоторые из их ответов были изменены, использование 2D-изображений в качестве помощника во время индивидуального интервью приводит их к выбору разных предпочтений. В частности, цвет настенной живописи был признан светлым, затем он перешел на основной цвет, за исключением одного ребенка, который выбрал основной цвет, не изменил своего мнения. Это изменение может быть связано с другим используемым инструментом визуализации; среда полного погружения с масштабом, близким к реальному, определенно неравномерна с 2D-картинкой размером 10 * 5 см.

Дети могут участвовать в стадии проектирования проекта, их участие в таком эксперименте было настолько полезным, они могут помочь в оценке проектов, связанных с их окружением, они могут высказать свое мнение и прояснить свои взгляды с разумными ответами.

Наиболее подходящий возраст для участия в таком эксперименте-от четырех до шести лет, в соответствии с компетенциями детей и с учетом индивидуальных различий.

«Пещера» может быть использована для презентации и оценки любых других проектов, которые будут построены для детей, развлекательных и рекреационных проектов, таких как детское кафе, зоопарк, музей, детские площадки, художественные центры, спортивные академии, балетный центр, библиотеки или медицинские учреждения, такие как психологические центры, стоматологические клиники, больницы и процедурные кабинеты специализированной больницы.

Соответственно, виртуальная реальность может быть модернизирована для большего погружения и взаимодействия между людьми и виртуальной средой, это может позволить детям участвовать в проектировании внутренней среды ДОУ, редактируя исключительно визуальные объекты, или еще больше, создавая и проектируя новую построенную среду с нуля.

Литература:

  1. G. Burdea, P. Coiffet Presence: Teleoperators and virtual environments Virtual Reality Technol., 12 (6) (2003), pp. 663–664
  2. C. Cruz-Neira, D. J. Sandin, T. A. DeFanti, R. V. Kenyon, J. C. The CAVE: audio visual experience automatic virtual environment Commun. ACM, 35 (6) (1992), pp. 64–72
  3. M. Faizi, A. Azari, S. Maleki Design principles of residential spaces to promote children‘s creativity Asia Pacific International Conference on Environment-Behaviour Studies. Procedia — Social and Behavioral Sciences (2011), pp. 468–474
  4. M. Mauthner Methodological aspects of collecting data from children: lessons from three research projects J. Children Soc., 11 (1997), pp. 16–28
  5. M. A. Muhanna Virtual reality and the CAVE: Taxonomy, interaction challenges and research directions J. King Saud Univ. Comput. Inf. Sci., 27 (2015), pp. 344–361
Основные термины (генерируются автоматически): детский сад, виртуальная реальность, ребенок, виртуальная среда, NICE, развивающая среда, участие детей, архитектурный план, виртуальный мир, внутренняя среда.


Ключевые слова

проектирование, дети дошкольного возраста, виртуальное взаимодействие, проектный подход в дошкольной педагогике, здание детского сада

Похожие статьи

ребенок, развивающая предметно-пространственная среда...

В центре среды стоит ребенок с его запросами и интересами, а образовательное учреждение (педагогический коллектив) предлагает

Дыбина О. В. и др. Предметно-развивающая среда интегрированной деятельности детей дошкольного возраста: понятие, принципы, компоненты...

Интерактивная предметно-развивающая среда ДОУ как...

Развивающая среда ДОУ обладает широким спектром функций

Среда развивает ребенка только в том случае, если она представляет для него интерес, подвигает его к

Развивающая функция предметной среды требует для своей реализации сочетания традиционных и новых...

Цифровая образовательная среда как инструмент создания...

Цифровая среда в образовательной деятельности с дошкольниками. Это среда, которую мы создаём в группах и кабинетах: интерактивная

Красочное оформление программ, анимация активизируют внимание детей дошкольного возраста, развивают ассоциативное мышление, а...

Виртуальное гостевание как новая форма организации всех...

Виртуальная среда имеет ряд возможностей для работы над реализацией взаимодействия педагога и семьи

Виртуальное гостевание позволяет поддерживать и укреплять социальные и коммуникативные навыки и, находясь вне сада, ребенок и родители могут оставаться...

Психотерапевтический эффект виртуального взаимодействия...

 В статье рассмотрены особенности виртуального взаимодействия с дошкольниками на примере

Таким образом, игра позволяет детям развивать лучшие навыки совладания с

Одна из современных игр, в которой ребенок полностью погружается в мир виртуальной...

Интегрированная информационно-коммуникационная...

Интегрированная информационно-коммуникационная образовательная предметная среда детского

3. Планирование работы в детском саду с детьми 6–7 лет: метод. рекомендации для

Предметно-развивающая образовательная среда как приоритетное направление...

Новый взгляд на архитектурный мир детских учреждений России

Такая среда как раз и формируется архитектурным обликом школ, детских садов

Проекты детских учреждений с интересной архитектурой в России можно пересчитать по пальцам.

Виртуальная реальность — это полностью смоделированное и нарисованное окружение.

Влияние цифровизации на развитие личности современных детей

Информатизация социального пространства, цифровая среда оказывает огромное влияние на

Современный мир — это мир всеобщей цифровизации, которая выражается в

Дети не проникают во внутренний мир другого человека, они перестали контактировать друг с другом.

детский сад, развивающая предметно-пространственная среда...

Предметно-пространственный компонент информационно-образовательной среды детского сада.

Таким образом, интегрированная информационно-коммуникационная предметная образовательная среда детского сада — это современный способ информатизации...

Похожие статьи

ребенок, развивающая предметно-пространственная среда...

В центре среды стоит ребенок с его запросами и интересами, а образовательное учреждение (педагогический коллектив) предлагает

Дыбина О. В. и др. Предметно-развивающая среда интегрированной деятельности детей дошкольного возраста: понятие, принципы, компоненты...

Интерактивная предметно-развивающая среда ДОУ как...

Развивающая среда ДОУ обладает широким спектром функций

Среда развивает ребенка только в том случае, если она представляет для него интерес, подвигает его к

Развивающая функция предметной среды требует для своей реализации сочетания традиционных и новых...

Цифровая образовательная среда как инструмент создания...

Цифровая среда в образовательной деятельности с дошкольниками. Это среда, которую мы создаём в группах и кабинетах: интерактивная

Красочное оформление программ, анимация активизируют внимание детей дошкольного возраста, развивают ассоциативное мышление, а...

Виртуальное гостевание как новая форма организации всех...

Виртуальная среда имеет ряд возможностей для работы над реализацией взаимодействия педагога и семьи

Виртуальное гостевание позволяет поддерживать и укреплять социальные и коммуникативные навыки и, находясь вне сада, ребенок и родители могут оставаться...

Психотерапевтический эффект виртуального взаимодействия...

 В статье рассмотрены особенности виртуального взаимодействия с дошкольниками на примере

Таким образом, игра позволяет детям развивать лучшие навыки совладания с

Одна из современных игр, в которой ребенок полностью погружается в мир виртуальной...

Интегрированная информационно-коммуникационная...

Интегрированная информационно-коммуникационная образовательная предметная среда детского

3. Планирование работы в детском саду с детьми 6–7 лет: метод. рекомендации для

Предметно-развивающая образовательная среда как приоритетное направление...

Новый взгляд на архитектурный мир детских учреждений России

Такая среда как раз и формируется архитектурным обликом школ, детских садов

Проекты детских учреждений с интересной архитектурой в России можно пересчитать по пальцам.

Виртуальная реальность — это полностью смоделированное и нарисованное окружение.

Влияние цифровизации на развитие личности современных детей

Информатизация социального пространства, цифровая среда оказывает огромное влияние на

Современный мир — это мир всеобщей цифровизации, которая выражается в

Дети не проникают во внутренний мир другого человека, они перестали контактировать друг с другом.

детский сад, развивающая предметно-пространственная среда...

Предметно-пространственный компонент информационно-образовательной среды детского сада.

Таким образом, интегрированная информационно-коммуникационная предметная образовательная среда детского сада — это современный способ информатизации...

Задать вопрос