Дыхательная гимнастика в работе с детьми с тяжелыми нарушениями речи | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 27 апреля, печатный экземпляр отправим 1 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №33 (375) август 2021 г.

Дата публикации: 13.08.2021

Статья просмотрена: 336 раз

Библиографическое описание:

Байгунова, В. А. Дыхательная гимнастика в работе с детьми с тяжелыми нарушениями речи / В. А. Байгунова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2021. — № 33 (375). — С. 123-125. — URL: https://moluch.ru/archive/375/83616/ (дата обращения: 19.04.2024).



В данной статье рассмотрена дыхательная гимнастика в виде здоровье-сберегающей технологии. В работе обоснована целесообразность применения дыхательных упражнений для детей с ТНР.

Ключевые слова : дыхательная гимнастика, логопедическая работа, дети с ТНР.

Современная система специального образования — это не только базовая сеть образовательных учреждений, в которых происходит обучающих процесс и воспитания субъектов с особенностями развития. Это система коррекционной помощи детям с ТНР, обеспечивающая требуемое образование, социальную адаптацию в окружающий социум. Кроме того, специальное образование — это сфера, где необходим междисциплинарный подход, внедрение необходимой профилактики нарушений в детском развитии, раннее вмешательство, достаточно широкий обмен данными на международном уровне. [3]

Данная проблема рассматривалась в работах таких ученых как Д. Кати, Л.Ли, Г. Лассвелл, М. Андерсен, В. Ф. Ломов, А. А. Климов.

Общение — это многоплановый процесс развития контактов между людьми, порождаемый потребностями совместной деятельности.

Играя, ребенок общается. Длящееся многие годы учение обязательно предполагает общение. На формирование ряда устойчивых характеристик психических процессов, состояний и свойств личности каждого человека, а также и на образование структуры этих свойств и предметная деятельность общения воздействуют совокупно и с разным эффектом в зависимости от их соотношения.

Научные исследования доказывают, что сейчас любое недоразвитие речи задерживает формирование познавательных процессов детей и, чаще всего, препятствует полноценному структурированию личности. Знания специалиста о специфики детей с ТНР, и понимание психологического образа его родителей, делают эффективной коррекционно-педагогическую и психо-коррекционную работу с детьми-логопатами.

Речь — это исторический дар, приобретенный в процессе эволюции и определяющий человека как разумное существо. Через речь люди могут общаться друг с другом, проявлять коммуникативные способности в различных сферах жизни общества. Развитие речи существует. Речевое развитие — это процесс овладения речью, а также формирования активного словарного запаса. У многих детей из-за нарушений речевого развития происходит какая-то тренировка психических функций. [1]

Тяжелые нарушения речи отражаются на умственной деятельности ребенка, которая проявляется в познавательной, эмоциональной и волевой сферах личности. Все дети с серьезными проблемами речи имеют разрыв восприятия. Из-за нарушения основного анализатора выделяют типы зрительного, слухового, тактильного, тактильного и другого восприятия, нарушение которых имеет свою специфику в зависимости от формы нарушения речи.

Дети с тяжелыми нарушениями речи отстают от стандарта зрительного восприятия и обладают рядом характеристик. Характерной чертой недоразвития зрительного восприятия является буквенный гнозис, который проявляется в трудности распознавания похожих графических букв. Задержка развития смысловой стороны речи у детей с алалией зрительного нерва проявляется при недостаточном зрительном восприятии. В этом случае характерно медленное развитие понимания слов.

У детей с TНР задержка зрительного восприятия часто сочетается с нарушением пространственного восприятия. Например, дети с дизартрией не могут различать понятия справа, слева, им сложно усвоить многие пространственные представления — спереди, сзади и тому подобное. Нарушение временных восприятий наблюдается у некоторых детей с ТНР. Нарушается их вербализация, а также недоразвитие субъективного чувства времени, что негативно сказывается на развитии устной речи.

Также при ТНР может наблюдаться ухудшение памяти. Формы нарушения речи влияют на структуру нарушения памяти. Таким образом, у детей с ринолалией слуховая память развита меньше, чем зрительная. Это явление связано с серьезными нарушениями зрительного восприятия, слабостью пространственных представлений. Тяжелые речевые расстройства оказывают огромное влияние на формирование более высоких уровней познавательной активности, вызывая специфические особенности мышления.

У детей с ТНР из-за двигательных и сенсорных нарушений зрительно-образное и зрительно-деятельностное мышление развито слабо. Также наблюдается задержка формирования словесно-логического мышления, приводящая к отсутствию формирования многих обобщающих понятий.

Таким образом, у детей с дизартрией плохо развито логическое мышление, что в сочетании с эмоционально-волевой незрелостью определяет структуру задержки психического развития. [5]

Тяжелые речевые нарушения негативно сказываются на формировании личности, а также провоцируют специфические особенности эмоционально-волевой сферы. У детей с дизартрией наблюдаются эмоционально-волевые нарушения в виде повышенной эмоциональной возбудимости и снижения уровня стрессоустойчивости нервной системы.

Одни дети склонны к раздражительности, другие, наоборот, заторможены, пугливы. У большинства детей недостаточно развито чувство дистанции, они часто замыкаются в себе. У детей с двигательной алалией свои особенности эмоционально-волевой сферы. Для них характерно снижение активности, негативность речи. Нарушения в эмоционально-волевой и личностной сферах у детей с ТНР негативно сказываются на их успеваемости, что проявляется в ухудшении качества их знаний.

У детей с TНР очень плохая речь и ловкость, что указывает на самокритику и неспособность объективно оценить свою речь и двигательные трудности [4].

Таким образом, тяжелые речевые нарушения препятствуют развитию коммуникативных навыков у детей, что, в свою очередь, может привести к их изоляции в группе сверстников. Поэтому необходимо проводить с детьми коррекционную работу, направленную на формирование всех компонентов сфер речи, познания и эмоций общества.

При рекомендации и назначении таких лечебных занятий для детей, естественно учитывается их возраст, поэтому дыхательные упражнения для дошкольников предлагаются в качестве игры с объяснением ощущений, которые они должны испытывать в ходе их проведения. Ребенок будет пытаться копировать движения, которые ему будут показывать, но только когда он научится ощущать, к примеру, как его легкие максимально наполняются, дыхательные упражнения для детей будут проводиться с наибольшей пользой.

Правильное дыхание очень важно для развития речи, так как дыхательная система — это энергетическая база для речевой системы. Дыхание влияет на звукопроизношение, артикуляцию и развитие голоса. Дыхательные упражнения помогают выработать диафрагмальное дыхание, а также продолжительность, силу и правильное распределение выдоха.

Дыхательная гимнастика — ритмичные шумные вдохи и выдохи способствуют насыщению организма кислородом, улучшают обменные процессы, психоэмоциональное состояние, выводят из стресса, повышают иммунитет. Упражнения дыхательной гимнастики направлены на закрепление навыков диафрагмального-речевого дыхания (оно считается наиболее правильным типом дыхания). [1]

Во время проведения дыхательной гимнастики ведётся работа над развитием силы, плавности, длительности выдоха. Кроме оздоровительного значения — выработка правильного дыхания необходима для дальнейшей работы над коррекцией звукопроизношения. Дыхание влияет на звукопроизношение, артикуляцию и развитие голоса.

Кроме того, дыхательная гимнастика оказывает на организм человека комплексное лечебное воздействие:

– положительно влияет на обменные процессы, играющие важную роль в кровоснабжении, в том числе и легочной ткани;

– способствует восстановлению нарушенных в ходе болезни нервных регуляций со стороны центральной нервной системы;

– улучшает дренажную функцию бронхов;

– восстанавливает нарушенное носовое дыхание;

– исправляет развывшиеся в процессе заболеваний различные деформации грудной клетки и позвоночника.

Одни из лучших дыхательных гимнастик основаны на методике Александры Стрельниковой, активно используемой в дошкольных учреждениях. В ее основе лежат так называемые активный вдох и пассивный выдох. Каждый вдох производится одновременно с каким-либо движением.

Игры и упражнения на развитие речевого дыхания без участия голоса: «Игрушки сели на качели», «Кошечка спит», «Футбол», «Снегопад», «Бабочка». Дыхательно-голосовые упражнения и игры на материале гласных и согласных звуков: «Гудок паровоза», «Полет самолета», «Царство ветров», «Жук». Дыхательно-голосовые упражнения и игры на материале слогов: «Умный молоток», «Паровоз», «Дрова». [2]

Дыхательные упражнения необходимо проводить по 10 минут дважды в день, но не раньше, чем через час после приема еды. Лучше всего во время утренней гимнастики, чтобы заинтересовать всю группу, обязательно проводить занятия в игровой форме и придумать каждому упражнению свое детское название.

Этой процедурой родители сами могут заниматься с детьми во время прогулок на свежем воздухе. Одним из простейших и любимых малышами занятий является предложение понюхать воздух или цветы, причем делаться это должно исключительно носом, раз за разом ребенок это будет делать лучше, производя глубокий и правильный вдох и рассказывая вам о своих впечатлениях.

Хорошо бы купить и мыльные пузыри — идеальное сочетание пользы для здоровья и удовольствия. Если ваш малыш посещает детский сад, то будьте уверены, что он уже знает основы дыхательной гимнастики, так как она является одной из обязательно проводимых там процедур. Она не очень сложна, и ее можно легко выполнять в домашних условиях.

Таким образом регулярные занятия дыхательной гимнастикой способствуют воспитанию правильного речевого дыхания с удлиненным, постепенным выдохом, что позволяет получить запас воздуха для произнесения различных по длине отрезков.

Литература:

  1. Здоровье-сберегающие технологии в работе логопеда ДОУ [Электронный ресурс]. — Режим доступа: https://weburok.com/1472243/Статья-Здоровьесберегающие-т/ (дата обращения: 24.07.2021).
  2. Заярная Л. И. Использование дыхательной гимнастики в логопедической работе. В сборнике: Образование и наука в современных реалиях. Сборник материалов VI Международной научно-практической конференции. Редколлегия: О. Н. Широков [и др.]. 2018. С. 38–40.
  3. Примерная адаптированная основная общеобразовательная программа обучающихся с тяжелыми нарушениями речи. ФГОС / ред. О. А. Бондарчук, А. В. Бабурин. — М.: Просвещение, 2017. — 197 с.
  4. Соловьева, Л. Г. Логопедия: учебник и практикум для вузов / Л. Г. Соловьева, Г. Н. Градова. — 2-е изд., испр. и доп. — Москва: Издательство Юрайт, 2021. — 191 с.
  5. Шашкина, Г. Р. Логопедическая ритмика для дошкольников с нарушениями речи: учебное пособие для вузов / Г. Р. Шашкина. — 2-е изд., испр. и доп. — Москва: Издательство Юрайт, 2021. — 215 с.
Основные термины (генерируются автоматически): ребенок, дыхательная гимнастика, зрительное восприятие, нарушение, упражнение, правильное дыхание, речевое развитие, специальное образование, тяжелое нарушение речи, эмоционально-волевая сфера.


Похожие статьи

Особенности развития детей с тяжёлыми множественными...

Развитие ребёнка с тяжёлыми множественными нарушениями подчинено общим закономерностям онтогенетического развития детей, однако имеет специфические особенности, обусловленные структурой нарушений познавательной деятельности и...

Особенности эмоционально-волевой сферы детей дошкольного...

ребенок, речевое развитие, общее недоразвитие речи, психическое развитие, нарушение, познавательная сфера, нарушение речи

Эмоционально-личностное развитие детей дошкольного возраста с нарушениями речи. Развитию личности детей с различными...

Формирование речевого дыхания у дошкольников 5–7 лет...

Правильное дыхание важно для развития речи, так как дыхательная система — это

Речевое дыхание — основа звучащей речи, источник образования звуков, голоса.

Формирование правильного речевого дыхания у детей старшего дошкольного возраста...

Особенности развитии эмоциональной сферы детей старшего...

Библиографическое описание: Балашова, В. П. Особенности развитии эмоциональной сферы детей старшего дошкольного возраста с нарушениями

Эмоционально-личностное развитие детей дошкольного возраста с нарушениями речи. Авторы: Буянова Алла Юрьевна, Зимукова...

Роль здоровьесберегающих технологий в развитии певческих...

Дошкольники с тяжелыми нарушениями речи—это дети с поражением центральной нервной

У большинства детей с нарушениями речи наблюдается некоторое снижение процессов

Это связано с общим нарушением эмоционально-волевой сферы, слабостью развития...

Развитие речевого дыхания у детей с ОВЗ | Статья в сборнике...

Для речи обычного дыхания не хватает. Речевое дыхание — основной источник энергии преобразования звучащей речи.

Развитие речевого дыхания — один из важнейших этапов коррекционной работы и проводится на протяжении всей работы с ребенком.

Коррекционно-развивающие и здоровьесберегающие технологии...

Для детей с нарушениями речи это особенно значимо, поскольку, как правило, эти дети соматически ослаблены, могут иметь хронические заболевания, нарушения в эмоционально-волевой сфере. Для детей с общим недоразвитием речи характерна...

Основные направления эмоционального развития детей...

Для правильной установки эмоционального фона внимание детей концентрируется

Шкуркина О. И. Особенности эмоционально-волевой сферы детей дошкольного возраста с

Эмоционально-личностное развитие детей дошкольного возраста с нарушениями речи.

Методика коррекции речевого дыхания при дизартрии

Проанализированы возможности развития речевого дыхания детей с дизартрией.

Нарушение эмоционально-волевой сферы, её незрелость является

Гимнастика Л. Н. Стрельниковой зарекомендовала себя как хороший метод не только тренировки дыхания, но...

Похожие статьи

Особенности развития детей с тяжёлыми множественными...

Развитие ребёнка с тяжёлыми множественными нарушениями подчинено общим закономерностям онтогенетического развития детей, однако имеет специфические особенности, обусловленные структурой нарушений познавательной деятельности и...

Особенности эмоционально-волевой сферы детей дошкольного...

ребенок, речевое развитие, общее недоразвитие речи, психическое развитие, нарушение, познавательная сфера, нарушение речи

Эмоционально-личностное развитие детей дошкольного возраста с нарушениями речи. Развитию личности детей с различными...

Формирование речевого дыхания у дошкольников 5–7 лет...

Правильное дыхание важно для развития речи, так как дыхательная система — это

Речевое дыхание — основа звучащей речи, источник образования звуков, голоса.

Формирование правильного речевого дыхания у детей старшего дошкольного возраста...

Особенности развитии эмоциональной сферы детей старшего...

Библиографическое описание: Балашова, В. П. Особенности развитии эмоциональной сферы детей старшего дошкольного возраста с нарушениями

Эмоционально-личностное развитие детей дошкольного возраста с нарушениями речи. Авторы: Буянова Алла Юрьевна, Зимукова...

Роль здоровьесберегающих технологий в развитии певческих...

Дошкольники с тяжелыми нарушениями речи—это дети с поражением центральной нервной

У большинства детей с нарушениями речи наблюдается некоторое снижение процессов

Это связано с общим нарушением эмоционально-волевой сферы, слабостью развития...

Развитие речевого дыхания у детей с ОВЗ | Статья в сборнике...

Для речи обычного дыхания не хватает. Речевое дыхание — основной источник энергии преобразования звучащей речи.

Развитие речевого дыхания — один из важнейших этапов коррекционной работы и проводится на протяжении всей работы с ребенком.

Коррекционно-развивающие и здоровьесберегающие технологии...

Для детей с нарушениями речи это особенно значимо, поскольку, как правило, эти дети соматически ослаблены, могут иметь хронические заболевания, нарушения в эмоционально-волевой сфере. Для детей с общим недоразвитием речи характерна...

Основные направления эмоционального развития детей...

Для правильной установки эмоционального фона внимание детей концентрируется

Шкуркина О. И. Особенности эмоционально-волевой сферы детей дошкольного возраста с

Эмоционально-личностное развитие детей дошкольного возраста с нарушениями речи.

Методика коррекции речевого дыхания при дизартрии

Проанализированы возможности развития речевого дыхания детей с дизартрией.

Нарушение эмоционально-волевой сферы, её незрелость является

Гимнастика Л. Н. Стрельниковой зарекомендовала себя как хороший метод не только тренировки дыхания, но...

Задать вопрос