Экологическое воспитание в ДОУ | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 4 мая, печатный экземпляр отправим 8 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №33 (375) август 2021 г.

Дата публикации: 10.08.2021

Статья просмотрена: 101 раз

Библиографическое описание:

Тараканова, О. В. Экологическое воспитание в ДОУ / О. В. Тараканова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2021. — № 33 (375). — С. 142-144. — URL: https://moluch.ru/archive/375/83586/ (дата обращения: 20.04.2024).



Данная статья посвящена вопросам важности экологического воспитания дошкольников. В материале рассматриваются последствия недостаточного общения детей с природой. В статье уделяется внимание наглядным методам экологического воспитания в ДОУ и описывается практический опыт.

Ключевые слова: природа, ребенок, рассматривание картин, наблюдение, дошкольный возраст, демонстрация моделей, дефицит общения, метод обучения.

Всё чаще в современном мире можно услышать выражение «дефицит общения с природой». Этот термин применяют, когда речь идёт о детях. Что же это за дефицит такой и почему так важно для детей общение с природой? Впервые термин «дефицит общения с природой» упомянул Ричард Лув в своей книге «Последний ребёнок в лесу». Он придумал понятие для описания последствий ситуации, когда детям не хватает контакта с внешней средой. Он проявляется в форме ожирения, стресса, гиперактивности, хронической усталости, депрессии, проблем с иммунитетом и других симптомах. По мнению экспертов, у детей, лишённых общения с природой, наблюдается задержка умственного и эмоционального развития, они теряют творческие и исследовательские способности и абсолютно не подготовлены к жизни и решению важных проблем, чаще испытывают стресс и не чувствуют уверенности в своих силах, чаще скучают и не знают, чем заняться. Но ещё задолго до того, как данный термин получил огласку и стал широко употребляться, стала заметна разница во времяпровождении предыдущего поколения и современных детей. Бич детей, причём не только школьного, но и дошкольного возраста — это гаджеты. Родители сталкиваются с тем, что очень сложно переключить внимание ребёнка с телефона, планшета, ноутбука. Всё больше времени дети проводят в виртуальном мире, и всё меньше времени и желания у них остаётся на реальный мир. В результате уже с раннего возраста они ведут «старческий» образ жизни, редко выходят погулять даже в ближайший от дома парк, чтобы просто порезвиться со своими ровесниками. Результаты исследований показывают, что дети, проводящие большую часть своего свободного времени на свежем воздухе в окружении природы, реже болеют, более дисциплинированны и внимательны, обладают лучшей координацией, большей ловкостью, более развитым воображением, большей наблюдательностью, умеют лучше находить общий язык со сверстниками, а также более уравновешенны.

Поэтому очень важно нам, взрослым, организовать детское общение с окружающим миром, с природой. Необходимо акцентировать внимание на экологическом воспитании в ДОУ. Оно осуществляется такими методами обучения, как наглядные, практические, словесные методы. К наглядным методам относятся наблюдение, рассматривание картин, демонстрация моделей, кинофильмов, видеофильмов, презентаций. Наглядные методы с наибольшей полнотой соответствуют возможностям познавательной деятельности детей дошкольного возраста, позволяют сформировать у них яркие, конкретные представления о природе.

Практические методы — это игра, элементарные опыты и моделирование. Использование этих методов позволяет воспитателю уточнять представления детей, углублять их путем установления связей и отношений между отдельными предметами и явлениями природы, приводить в систему полученные знания, упражнять дошкольников в применении знаний.

Словесные методы — это рассказы воспитателя и детей, чтение художественных произведений о природе, беседы. Словесные методы используются для расширения знаний детей о природе, систематизации и обобщения их. Словесные методы помогают формировать у детей эмоционально-положительное отношение к природе.

В работе по экологическому воспитанию детей необходимо использовать разные методы в комплексе, правильно сочетать их между собой. Но приоритетными в работе воспитателя являются наглядные и практические методы, включающие наблюдения, труд в природе, игры, элементарные опыты, моделирование, рассматривание картин и иллюстраций, использование технических средств обучения.

Наглядные методы обучения — это такие методы обучения, при которых усвоение учебного материала в процессе обучения зависит от применения наглядных пособий и технических средств. К наглядным методам относятся: наблюдение, рассматривание картин, демонстрация моделей, кинофильмов, презентаций. Я. А. Коменский считал, что в течение первых шести лег детям необходимо сообщить систему научных знаний о природе, доступных их пониманию, наиболее простых по содержанию, конкретных, неразрывно связанных с их жизнью, опытом, играми. Знакомить детей с природой надо начинать с самых простых вещей, окружающих ребенка. Я. А. Коменский писал —«Нужно учить так, чтобы люди, насколько это возможно, черпали свою мудрость не из книг, но из содержания земли и неба, дуба и бука, то есть знали, изучали самые вещи, а не чужие только наблюдения и свидетельства о вещах». И. Г. Песталоцци вслед за Я. А. Коменским отдавал предпочтение наглядному методу и формулировал его в виде следующего тезиса: сначала видеть, слышать и действовать, потом рассуждать и делать выводы. Он считал, что ребенка надо учить «в свободной аудитории природы… в поле, в лесу, в горах и долинах… Пусть он почувствует до конца, что здесь учит природа. Ты же должен со своим искусством тихо, почти крадучись следовать за природой».

Наглядные методы с наибольшей полнотой позволяют сформировать у детей яркие, конкретные представления о природе. Но всё же наблюдение считается основным методом экологического образования детей, а также познания природы, накопления эмоционально-чувственного опыта общения с ней, формирования нравственной позиции по отношению к окружающему миру. Значение наблюдения в воспитании ребенка отмечали педагоги, И.-Г. Песталоцци, Ф. Фребель, С. Л. Рубинштейн и др.

Наблюдение — это специально организованное воспитателем, целенаправленное, более или менее длительное и планомерное, активное восприятие детьми объектов и явлений природы. Наблюдение — самый универсальный метод, его можно проводить в любое время, в любом месте, для него не нужно иметь специальных материалов и приспособлений. Даже с детьми младшего дошкольного возраста можно проводить наблюдения.

В нашем ДОУ в рамках тематической недели, мы с воспитанниками в один из дней знакомились с паучком. Очень часто первая реакция ребёнка при встрече с пауком — раздавить, порвать паутину. Такая реакция обусловлена суевериями и страхами из-за нехватки информации. Благодаря использованию ИКТ воспитанники познакомились с разнообразием видов паучьих, со средой обитания, со способами плетения паутины. Во время беседы дошкольники узнали о пользе пауков, об образе их жизни. Чтение произведения А. Бианки «Паучок — пилот» позволило детям лучше понимать природу, ее законы и особенности. Во время прогулки на своём участке дети с восторгом и уже без опасения разглядывали паутину с пауком, наблюдали за его передвижением по паутине, за тем как паук охотится, как летает на паутинке. Полученные знания ребята закрепили в продуктивной деятельности: рисовали, лепили, клеили паучков и паутину, используя не только традиционные, но и природные материалы. Яркие эмоции ребята получили во время проведения опыта «Почему паук не прилипает к паутине?»

Именно так, постепенно, используя различные методы и приёмы, можно сформировать интерес к природе, продемонстрировать зависимости, существующие в природных сообществах, связь человека с природой, результаты воздействия его деятельности на природу ближайшего окружения, а значит, и заложить основы экологической культуры дошкольников, сформировать осознанно правильное отношение к объектам и явлениям природы, экологическое мышление.

Литература:

  1. Воронкевич, О.А. «Добро пожаловать в экологию» — современная технология экологического образования дошкольников // Дошкольная педагогика. — 2006.
  2. Николаева С. Н. Методика экологического воспитания в детском саду: Кн.для воспитателей дет.сада.-2-е изд.- М.Просвещение,2000
  3. Николаева С. Н. Теория и методика экологического образования детей: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. — М.: Издательский центр «Академия», 2002 г.
Основные термины (генерируются автоматически): природа, ребенок, рассматривание картин, демонстрация моделей, дефицит общения, дошкольный возраст, метод обучения, наблюдение, явление природы, экологическое воспитание.


Ключевые слова

наблюдение, ребёнок, дошкольный возраст, природа, метод обучения, рассматривание картин, демонстрация моделей, дефицит общения

Похожие статьи

Знакомство с миром природы или воспитание экологической...

1. Наглядные методы (наблюдение, демонстрация, показ, рассматривание). Наглядные методы являются наиболее значимыми методами при накоплении конкретных сведений о растениях, животных, природных явлениях неживой и живой природы.

Воспитание основ экологической культуры у дошкольников...

Экологическое воспитание удачнее всего осуществлять в процессе общения с природой. Исходя из этого экологические проблемы можно

С удовольствием дети проводят время в уголке живой природы. После этого дети рисовали рисунки, свои наблюдения отмечали в...

ребенок, наблюдение, воспитатель, явление природы...

Для того чтобы дети правильно воспринимали явления природы, необходимо направлять

Уже первые наблюдения детей дают им представления о сезонных явлениях природы, временах года.

Экологическое воспитание — это, прежде всего воспитание человечности...

Методика экологического воспитания детей дошкольного...

Библиографическое описание: Малинко, С. В. Методика экологического воспитания детей дошкольного возраста / С. В. Малинко.

 Воспитание детей — очень сложный и ответственный процесс. Известный русский педагог-психолог С. Л. Соловейчик о данном...

Особенности экологического воспитания дошкольников

Наблюдение является основным методом ознакомление детей с природой, он базируется на чувственном

В ходе экологического воспитания детей дошкольного возраста в детском саду

Природа — важнейшее средство воспитания и развития детей дошкольного возраста.

Экологическое воспитание дошкольников посредством...

Экологическое воспитание дошкольников посредством ознакомления с живой природой.

Природа – не беспредельный склад, запасы ее истощимы, поэтому деятельность человека в

Дети испытывали неповторимую радость при общении с цветами, получали ни с чем не...

Экологическое воспитание детей младшего дошкольного...

В методике экологического воспитания дошкольников все методы классифицируются на две

Метод демонстрации заключается в показе детям натуральных предметов или их

Экологическое воспитание детей дошкольного возраста — новое направление педагогики...

Особенности формирования экологических представлений...

Ключевые слова: ребенок, природа, экологические представления, дошкольный возраст.

Экологическое воспитание дошкольников — это процесс ознакомления детей с природой

Процесс формирования экологических представлений у дошкольников младшей, средней и...

Содержание экологических знаний у старших дошкольников...

– накопление детьми эмоционально позитивного опыта общения с природой [7:8]. Методы и приемы формирования системных знаний о природе у старших дошкольников. Метод — это система последовательных способов взаимосвязанной деятельности обучающих и учащихся...

Похожие статьи

Знакомство с миром природы или воспитание экологической...

1. Наглядные методы (наблюдение, демонстрация, показ, рассматривание). Наглядные методы являются наиболее значимыми методами при накоплении конкретных сведений о растениях, животных, природных явлениях неживой и живой природы.

Воспитание основ экологической культуры у дошкольников...

Экологическое воспитание удачнее всего осуществлять в процессе общения с природой. Исходя из этого экологические проблемы можно

С удовольствием дети проводят время в уголке живой природы. После этого дети рисовали рисунки, свои наблюдения отмечали в...

ребенок, наблюдение, воспитатель, явление природы...

Для того чтобы дети правильно воспринимали явления природы, необходимо направлять

Уже первые наблюдения детей дают им представления о сезонных явлениях природы, временах года.

Экологическое воспитание — это, прежде всего воспитание человечности...

Методика экологического воспитания детей дошкольного...

Библиографическое описание: Малинко, С. В. Методика экологического воспитания детей дошкольного возраста / С. В. Малинко.

 Воспитание детей — очень сложный и ответственный процесс. Известный русский педагог-психолог С. Л. Соловейчик о данном...

Особенности экологического воспитания дошкольников

Наблюдение является основным методом ознакомление детей с природой, он базируется на чувственном

В ходе экологического воспитания детей дошкольного возраста в детском саду

Природа — важнейшее средство воспитания и развития детей дошкольного возраста.

Экологическое воспитание дошкольников посредством...

Экологическое воспитание дошкольников посредством ознакомления с живой природой.

Природа – не беспредельный склад, запасы ее истощимы, поэтому деятельность человека в

Дети испытывали неповторимую радость при общении с цветами, получали ни с чем не...

Экологическое воспитание детей младшего дошкольного...

В методике экологического воспитания дошкольников все методы классифицируются на две

Метод демонстрации заключается в показе детям натуральных предметов или их

Экологическое воспитание детей дошкольного возраста — новое направление педагогики...

Особенности формирования экологических представлений...

Ключевые слова: ребенок, природа, экологические представления, дошкольный возраст.

Экологическое воспитание дошкольников — это процесс ознакомления детей с природой

Процесс формирования экологических представлений у дошкольников младшей, средней и...

Содержание экологических знаний у старших дошкольников...

– накопление детьми эмоционально позитивного опыта общения с природой [7:8]. Методы и приемы формирования системных знаний о природе у старших дошкольников. Метод — это система последовательных способов взаимосвязанной деятельности обучающих и учащихся...

Задать вопрос