Роль дидактической игры в коррекционно-развивающей работе с детьми с тяжелыми и множественными нарушениями развития | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 4 мая, печатный экземпляр отправим 8 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №32 (374) август 2021 г.

Дата публикации: 04.08.2021

Статья просмотрена: 1140 раз

Библиографическое описание:

Очеретная, А. Б. Роль дидактической игры в коррекционно-развивающей работе с детьми с тяжелыми и множественными нарушениями развития / А. Б. Очеретная. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2021. — № 32 (374). — С. 81-83. — URL: https://moluch.ru/archive/374/83490/ (дата обращения: 24.04.2024).



В данной статье раскрывается роль дидактической игры в коррекционно-развивающей работе с детьми с ТМНР, виды дидактических игр, особенности организации и проведения игр.

Ключевые слова: дидактические игры, дети с ТМНР, коррекционно-развивающая работа, тяжелые и множественные нарушения развития.

Главной целью воспитания детей с тяжелыми и множественными нарушениями развития (далее ТМНР) является социализация детей. Приучение их к самостоятельной жизни. Данная категория детей имеет неоднородный состав, и могут включать в себя как лиц с тяжелой, так и с глубокой умственной отсталостью. Помимо интеллектуальных нарушений у детей с ТМНР отмечаются нарушения сенсорных сфер, нарушения эмоционально-волевой сферы и поведения, а также нарушения высших психических функций. У детей с ТМНР отмечаются бедные представления об окружающем мире, несформированность сенсорного опыта, не развиты средства коммуникации, зачастую отсутствует речь или находиться в стадии формирования.

Вследствие интеллектуальных и сопутствующих нарушений дети с ТМНР не могут самостоятельно по подражанию овладеть предметно-практическими навыками, не формируются целенаправленные действия с предметами. Основной задачей педагога в работе с детьми с ТМНР является подбор методов работы, которые помимо обучения корректировали его психофизические особенности развития.

Так как игра — основной вид деятельности у детей с ТМНР, то дидактические игры будут наиболее результативными методами работы с детьми. Дидактические игры как средство воспитания способствуют познавательной активности, корректирует психические функции, благоприятно влияет на эмоционально- волевую сферу детей.

Организуя игру педагогу необходимо создать условия, в которых ребёнок максимально действует самостоятельно в конкретной игровой ситуации или с определенными предметами. Так как дети с ТМНР испытывают трудности при усвоении учебного материала, то им требуются многократные повторения. Дидактическая игра обеспечивает необходимое количество повторений, чем помогает детям с ТМНР понять и усвоить изучаемый материал, действие, навык.

В процессе дидактической игры педагог создает благоприятный эмоциональный настрой, мотивируя детей к занятиям, повышая их самостоятельность. К основным функциям дидактической игры можно отнести:

— формирование мотивации к обучению, снятия напряжения;

— коррекция и развитие психических функций;

— формирование общих учебных умений, навыков самостоятельной работы;

— формирование самоконтроля и самооценки;

— формирование адекватных взаимоотношений с окружающими и освоение социальных ролей.

При организации дидактической игры педагогу необходимо учитывать следующие условия:

— наличие знаний и умений у педагога;

— эмоциональность и выразительность проведения игр;

— включенность педагога в игру, так как он является участником игры, при этом руководит игрой и направляет ее не заметно для детей в нужном направлении;

— сочетание занимательности и обучения, так как педагог в ходе игры проводит обучение и развитие детей;

— доброжелательность, уважение и доверие между педагогом и детьми;

— использование простой, понятной и доступной наглядности.

При организации дидактической игры необходимо тщательно подбирать дидактический материал и пособия, спланировать временные параметры игры, предусмотреть непредвиденных ситуаций. Которые могут возникнуть в ходе игры. Дидактическая игра может быть использована на любом этапе занятия. В начале занятия цель игры будет направленна на организацию, мотивацию и стимулирование активности детей. В середине занятия игра способствует усвоению темы или навыка, а в конце — игра может служить закреплением материала или носить поисковый характер. В процессе игры дети не заметно для себя выполняют различные упражнения.

Приведем примеры дидактических игр, направленных на активизацию познавательной деятельности детей с ТМНР.

Это игры, имеющие коррекционную направленность: «Найди различия», «Сходные предметы», «Что изменилось», «Составление разрезной картинки», «На ощупь» и т. д. Для постановки учебного задания можно использовать разные игровые персонажи, с помощью которых создается игровая ситуация. Это могут быть куклы, игрушки би-ба-бо, пальчиковый и настольный театр, герои сказок и др. Помимо игрушек в играх с предметами в качестве дидактического материала можно использовать реальные предметы, объекты природы. Многие проблемы можно решить, подружив ребёнка с образом. Мир однообразных заданий оживает перед ребёнком, в игре раскрывается смысл числа и счёта ещё до полного его осознания.

Также активизации познавательной деятельности способствуют такие приемы как загадки, произведения детской художественной литературы и фольклора, сюрпризные моменты, соревнования и др. Введение такого материала оживляет занятия, делая их занимательными, а дети, участвуя в игре, незаметно включаются в воспитательный процесс и получают новые знания, умения и навыки.

Дидактическая игра не должна превращаться в самоцель, а должна служить средством развития интереса у детей к занятиям, поэтому при ее организации необходимо соблюдать следующие требования:

— правила игры должны быть простыми и четко сформулированы, а материал должен быть доступным для всех детей;

— дидактический материал должен быть прост в использовании;

— в процессе игры должны быть задействованы все дети;

— по окончании игры необходимо подводить итоги, которые должны быть простыми и четкими.

Выделяют несколько видов дидактических игр:

— сюжетно-ролевые игры подразумевают выполнение детьми определенных ролей, например роли врача и пациента в игре «Больница».

— игры-инсценировки уточняют представления о различных бытовых ситуациях, о литературных произведениях, о нормах поведения.

— настольно-печатные игры включают в себя парные картинки, лото, домино, мозаики и др. данный вид игр основан на принципе наглядности.

— словесные игры заключаются в том, что решение обучающей задачи осуществляется в мыслительном плане на основе представлений и без опоры на наглядность.

Организация дидактической игры включает следующие этапы:

  1. Ознакомление детей с содержанием игры
  2. Объяснение хода и правил игры
  3. Демонстрация игровых действий
  4. Определение роли педагога в игре
  5. Подведение итогов игры

Игровая деятельность способствует развитию внимания, памяти, познавательной деятельности, моторно-двигательной и эмоционально-волевой сфер, корригирует поведение. Дидактические игры учат детей самостоятельности, повышают интерес к занятиям.

Таким образом, дидактические игры являются эффективным средством коррекции и развития высших психических функций у детей с тяжелыми и множественными нарушениями развития. Дидактические игры направленны на то, чтобы сделать процесс коррекционно-развивающих занятий более эмоциональным, действенным и позволить ребенку получить собственный опыт.

Литература:

1. Интеграция детей с умеренными и тяжёлыми нарушениями интеллекта в современную образовательную среду, ПКИПКРО, 2010

2. Катаева А. А., Стребелева Е. А. Дидактические игры и упражнения в обучении дошкольников с отклонениями в развитии: Пособие для учителя. — М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2001.

3. А. Р. Маллер Помощь детям с недостатками развития, изд. «Аркти»,М., 2003

4. Перова М. Н. Дидакт. игры и упр-я по матем. для работы с детьми дошк. и мл. шк-го возр-та: Пособ. д. учит. — 2-е изд., перераб. — М.: Просвещение, Учебная литература, 1996.

Основные термины (генерируются автоматически): дидактическая игра, игра, ребенок, дидактический материал, множественное нарушение развития, игровая ситуация, познавательная деятельность, правило игры, процесс игры, эмоционально-волевая сфера.


Ключевые слова

коррекционно-развивающая работа, дидактические игры, дети с ТМНР, тяжелые и множественные нарушения развития

Похожие статьи

Игра в социальной реабилитации детей с множественными...

 Игра — чем она является для ребенка с множественными нарушениями интеллекта? Одним из главнейших педагогических и психологических процессов, от правильного исхода, которого зависит не только формирование воспитательного процесса и образования детей, является...

Дидактическая игра как средство развития познавательной...

Из всего существующего многообразия различных видов игр дидактические игры используются в качестве одного из способов обучения. Дидактическая игра — это вид деятельности, занимаясь которой, дети учатся. «Двойственная» природа игры — учебная направленность и...

Представление о дидактической игре и её роли в процессе...

«Дидактическая игра — это деятельность не только для учеников, но и для учителя, ориентированная на достижение определенных дидактических целей. Учебный метод — это организация учебного материала и деятельность учителя и учеников для достижения...

Применение дидактических игр при работе с дошкольниками

1. Виды дидактических игр. Игровая деятельность — это особая сфера человеческой активности, в

Иногда игры соотносятся с материалом: игры с дидактическими игрушками

Один из основных элементов игры дидактическая задача, которая определяется целью...

Роль дидактической игры в развитии познавательных...

Дидактическая игра как средство развития познавательной активности детей старшего

Дидактические игры — это группа игр с правилами, которые дают возможность

Семья может активно использовать формы дидактической игры в общении с ребенком.

Значение игровой деятельности для детей с ограниченными...

Дети с ограниченными возможностями здоровья в эмоционально-волевой сфере

Игры математического содержания помогают воспитывать у детей познавательный интерес

Игра — это естественная для ребенка форма обучения. Обучая посредством игры, мы учим детей...

Особенности руководства дидактическими играми дошкольников

В условиях игры дошкольники лучше запоминают познавательный материал, чем когда им

Цель игры мобилизует внимание, мышление, память. В дидактической игре ребенок не

У дошкольников развиваются познавательные процессы и способности, они усваивают...

Игровая деятельность дошкольников | Статья в журнале...

Игровая деятельность имеет исключительно важное значение в процессе развития ребенка. Игра оказывает влияние на все стороны его психического развития. Также игра — это важное условие социального развития в ребенка, ведь именно играя, дети знакомятся с разными...

Использование игровых методов и приемов в ДОО

К игровым методам относится дидактические игры и воображаемая ситуация. Дидактическая игра — наиболее распространенный метод с

дети усваивают новые знания и умения, поскольку дидактические игры по своему содержанию охватывают все основные направления...

Похожие статьи

Игра в социальной реабилитации детей с множественными...

 Игра — чем она является для ребенка с множественными нарушениями интеллекта? Одним из главнейших педагогических и психологических процессов, от правильного исхода, которого зависит не только формирование воспитательного процесса и образования детей, является...

Дидактическая игра как средство развития познавательной...

Из всего существующего многообразия различных видов игр дидактические игры используются в качестве одного из способов обучения. Дидактическая игра — это вид деятельности, занимаясь которой, дети учатся. «Двойственная» природа игры — учебная направленность и...

Представление о дидактической игре и её роли в процессе...

«Дидактическая игра — это деятельность не только для учеников, но и для учителя, ориентированная на достижение определенных дидактических целей. Учебный метод — это организация учебного материала и деятельность учителя и учеников для достижения...

Применение дидактических игр при работе с дошкольниками

1. Виды дидактических игр. Игровая деятельность — это особая сфера человеческой активности, в

Иногда игры соотносятся с материалом: игры с дидактическими игрушками

Один из основных элементов игры дидактическая задача, которая определяется целью...

Роль дидактической игры в развитии познавательных...

Дидактическая игра как средство развития познавательной активности детей старшего

Дидактические игры — это группа игр с правилами, которые дают возможность

Семья может активно использовать формы дидактической игры в общении с ребенком.

Значение игровой деятельности для детей с ограниченными...

Дети с ограниченными возможностями здоровья в эмоционально-волевой сфере

Игры математического содержания помогают воспитывать у детей познавательный интерес

Игра — это естественная для ребенка форма обучения. Обучая посредством игры, мы учим детей...

Особенности руководства дидактическими играми дошкольников

В условиях игры дошкольники лучше запоминают познавательный материал, чем когда им

Цель игры мобилизует внимание, мышление, память. В дидактической игре ребенок не

У дошкольников развиваются познавательные процессы и способности, они усваивают...

Игровая деятельность дошкольников | Статья в журнале...

Игровая деятельность имеет исключительно важное значение в процессе развития ребенка. Игра оказывает влияние на все стороны его психического развития. Также игра — это важное условие социального развития в ребенка, ведь именно играя, дети знакомятся с разными...

Использование игровых методов и приемов в ДОО

К игровым методам относится дидактические игры и воображаемая ситуация. Дидактическая игра — наиболее распространенный метод с

дети усваивают новые знания и умения, поскольку дидактические игры по своему содержанию охватывают все основные направления...

Задать вопрос