Роль театрализованной игры в развитии речи у детей дошкольного возраста | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 4 мая, печатный экземпляр отправим 8 мая.

Опубликовать статью в журнале

Авторы: ,

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №31 (373) июль 2021 г.

Дата публикации: 02.08.2021

Статья просмотрена: 747 раз

Библиографическое описание:

Голикова, М. В. Роль театрализованной игры в развитии речи у детей дошкольного возраста / М. В. Голикова, Г. Н. Кутоманова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2021. — № 31 (373). — С. 142-145. — URL: https://moluch.ru/archive/373/83461/ (дата обращения: 25.04.2024).



Одной из главных задач воспитания и обучения детей дошкольного возраста является задача обучения родному языку и развитие речи. В этом направлении во всех, без исключения, программах воспитания и обучения детей в ДОУ определены задачи по развитию связной речи дошкольников и совершенствованию всех видов игр с учетом возраста детей, а также раскрыты возможности для применения разнообразных игр (в том числе театрализованных) для общего развития дошкольников. Без умения четко формулировать свои мысли, образно и логично рассказывать о своих переживаниях, планах и т. д. невозможно полноценное общение, творчество, самопознание и саморазвитие личности. Поэтому развитие связной речи и формирование навыков общения- одна из главных задач детского сада.

По определению С. Л. Рубинштейна, «речь — это деятельность общения — выражения, воздействия, сообщения посредствам языка. Речь — это форма существования сознания (мыслей, чувств) для другого, служащая средством общения с ним, и форма обобщенного отражения действительности или форма осуществления мышления.

Общая задача развития речи у детей дошкольного возраста состоит из ряда специальных, частных задач: воспитания звуковой культуры речи; обогащения, закрепления и активизации словаря; совершенствование грамматической правильности речи; формирования разговорной (диалогической) и монологической связной речи, воспитания интереса к художественному слову. Из всех речевых умений, которыми овладевает ребенок в детском саду, самым сложным для него является умение построить связное выказывание. Развитие связной речи (монологической и диалогической) проводится как во время образовательной деятельности, в процессе пересказа художественных произведений, составления связных рассказов по картинкам и др., так и во время свободного общения детей с педагогом и сверстниками, а также в играх.

Для современного этапа развития системы дошкольного образования характерны поиск и разработка новых средств и методов обучения и воспитания детей. При этом в качестве приоритетного используется деятельностный подход к личности ребенка. Ведущим видом деятельности детей дошкольного возраста является игра. Одним из видов игр дошкольников является театрализованная игра, в процессе которой активно формируется связная речь.

В педагогической литературе театрализованная игра рассматривается не только как вид игровой деятельности, но и как «действенное средство всестороннего развития детей». (1,166). В воображаемых обстоятельствах сказки, которая чаще всего лежит в основе детского театрального творчества, в своеобразной форме отражается жизнь людей, их обычаи, характер деятельности и т. д. В театрализованной игре дошкольники постигают окружающий мир, знакомятся с традициями народов мира. Театрализованные игры и игры драматизации способствуют становлению и совершенствованию всех сторон речи — словаря, грамматического строя, помогают усвоить богатство родного языка, его выразительные средства.

В книге «Воображение и творчество в детском возрасте» психолог Л. С. Выготский называет «драматизацию, или театральную постановку» самым частым и распространенным видом детского творчества, так как «драматическая форма отражения жизненных впечатлений свойственна природе детей и находит свое выражение стихийно, независимо от желания взрослых (2, 61).

Как считает Л. С. Выготский, театрализованная игра — необыкновенно насыщенная в эмоциональном отношении деятельность. Желание детей поиграть в сказку, доставляет радость и удивление, что, несомненно, является источником творчества ребенка(2,61). Являясь источником развития чувств и глубоких переживаний ребенка, театрализованная игра формирует эмоциональную сферу ребенка-дошкольника, которому доступно сопереживание и способность мысленно действовать в воображаемых обстоятельствах. Старшие дошкольники способны понимать внутренний мир персонажей и их противоречивый характер, что открывает перспективы использования театрализованной игры в нравственном развитии ребенка. Благодаря театрализованной игре у дошкольника зарождаются и развиваются социальные чувства, эмоциональное отношение к событиям и поступкам, имеющим значение не только для него лично, но и для окружающих.

Театрализованные игры играют большую роль в формировании у дошкольников коммуникативных навыков, они являются эффективным средством их социализации за счет «осмысления им нравственного подтекста литературного или фольклорного произведения и участия в игре, которая имеет коллективный характер, что создает благоприятный условия для развития чувства партнерства и освоения способов позитивного взаимодействия» (1,24). В процессе драматизации моделируются различные ситуации общения — необходимое условие адаптации ребенка в обществе. В играх драматического типа у детей развивается произвольность, особая чуткость и внимание к действиям людей в жизни, умение видеть и понимать значение поступков человека, его чувства, взаимоотношения с людьми, природой и т. д.(4,6). Наконец, «театрализованная игра является средством самовыражения и самореализации ребенка» (1,25).

Исследователь И. Г. Вечканова отмечает «неоценимое значение театрализованной игры для эстетического развития детей»(4,8). По мнению Л.С Выготского, эстетическое восприятие детей во время театрализованных игр «не сводится к пассивной констатации известных фактов» (2, 64). Развивая эту мысль, И. Г. Вечканова подчеркивает специфику театрализованной игры как особого вида игровой деятельности: она позволяет не только знакомить с законами природы, но и формировать умение отличать мир представления, воображения от действительности, реального мира(4,5). Особую роль в этом процессе играет художественное произведение — источник и одновременно материал для детских игр-драматизаций. Как пишет И. Г. Вечканова, «в определенный момент в результате воспитания эстетическое восприятие дает толчок развитию творческой деятельности ребенка, поскольку художественное произведение (изобразительное, музыкальное, литературное) не только знакомит его с новыми явлениями и расширяет круг его представлений, но и позволяет ему выделить существенное, характерное в предмете, понять художественный образ» (4,9).

В театрализованных играх развиваются различные виды детского творчества: художественно-речевое, музыкально-игровое, сценическое и т. д. Это объясняется тем, что театрализованная игра — всеобъемлющий и синтетический вид деятельности, соединяющий в себе слово, образ, музыку, танец и изобразительное искусство. У опытного педагога дети стремятся к художественному изображению литературного произведения не только как «артисты», исполняющие роли, но и как «художники», оформляющие спектакль, как «музыканты», обеспечивающие звуковое сопровождение, и т. д. Поэтому, по мнению авторов «Дошкольной педагогики» С. А. Козловой и Т. А. Куликовой, «возможности приобщения дошкольников к творческой художественной деятельности в процессе подготовки театрализованной игры и ее хода чрезвычайно высоки» (5, 305).

Е.Белоус утверждает, что театрализованные игры способствуют становлению и совершенствованию всех сторон речи дошкольников — словаря, грамматического строя, связной речи, помогают овладеть богатством родного языка, его выразительными средствами. (6,66).

У детей разных возрастных групп театрализованная игра имеет свои особенности. Так, основной целью работы с детьми младшего дошкольного возраста является формирования интереса к театрализованным играм, складывающегося в процессе просмотра небольших кукольных спектаклей, которые показывает воспитатель, взяв за основу содержание знакомых ребенку потешек, стихов и сказок.

Постепенный переход ребенка от наблюдения театрализованной постановки взрослого к самостоятельной игровой деятельности; от индивидуальной игры и «игры рядом» к игре в группе из трех-пяти сверстников, исполняющих роли; от имитации действий фольклорных и литературных персонажей к имитации действий в сочетании с передачей основных эмоций героя и освоению роли как созданию простого образа в игре-драматизации.

К старшему дошкольному возрасту происходит углубление театрально-игрового опыта за счет освоения разных видов игр-драматизаций и режиссерской театрализованной игры. Этот процесс состоит в том, что дети становятся более активными и самостоятельными в выборе содержания игр, относятся к выбору творчески. Старшему дошкольнику становятся доступны самостоятельные постановки спектаклей, в том числе на основе «коллажа» из нескольких литературных произведений (3, 31). У них усложняются тексты для постановок, которые отличаются более глубоким нравственным смыслом и скрытым подтекстом. В театрализованной игре используются русские народные сказки-басни о животных («Лиса и журавль», «Заяц и ёж»), произведения з азбуки Л. Н. Толстого, басни И. А. Крылова, небольшие сказки Г. Х. Андерсена, юмористические рассказы Н. Носова и др.

В этой связи важным аспектом деятельности педагога является расширение игрового опята за счет освоения разновидностей игры-драматизации. Реализация данной задачи достигается последовательным усложнением игровых заданий и игр-драматизаций, в которые включен ребенок.

О. Акулова систему работы по развитию театрализованной игры делит на три этапа.

Первый этап посвящен углублению художественного восприятия литературного текста (3,25). Определены цели работы, сюда входит — обогащение познавательного и эмоционального опыта по теме и идее произведения; образовательная деятельность по познавательному и речевому развитию детей; работа над художественными средствами произведения изобразительной и музыкальной деятельности в соответствии с содержанием произведения. В этой работе проводится ознакомление с текстом (беседы, рассматривание книжных иллюстраций, слушание и анализ аудиозаписей, дидактические игры, лексические упражнения и др.).

На втором этапе появляется развитие умений передавать образы с помощью средств невербальной, интонационной и языковой выразительности, основным методом ее реализации выступают образно-игровые этюды.

Третий этап связан, по утверждению О. Акуловой, с творчеством ребенка в речевой, игровой и других видах художественной деятельности в процессе освоения игровых позиций «зритель», «артист», «сценарист-режиссер», «оформитель-костюмер». Эта работа может реализовываться в процессе изобразительной деятельности (коллективное рисование афиши, изготовление приглашений) (3,32). Организованная таким образом работа способствует тому, что театрализованная игра становится средством самовыражения и самореализации ребенка в различных видах творчества, источником самоутверждения его в группе сверстников. При этом жизнь дошкольников в детском саду обогатится за счет интеграции игры и разных видов искусства, которые находят свое воплощение в театрально-игровой деятельности.

В процессе театрализованной игры у дошкольников улучшается диалогическая речь, так как новая роль (особенно диалог персонажей) ставит дошкольника перед необходимостью изъясняться ясно, четко и понятно (7,112).

Театрализованные игры способствуют развитию монологической речи. Эта работа тесно связана с обучением разнообразным приемам пересказа детьми тех произведений, которые им рекомендованы. Пересказ сказок, рассказов, стихотворений дает возможность совершенствовать разговорную монологическую (и диалогическую, если это пересказ в лицах) речь детей (8,6–7).Пересказывая художественный текст, на основе которого будет строиться игра-драматизация, дошкольники осваивают выразительные средства языка (сравнения, олицетворения, метафоры, синонимы, антонимы и др.).

О. Сафонова считает, что активизации речи детей в игре способствует «возможность перевоплощаться с помощью костюмов и грима, использование декораций, сюрпризных моментов и др». Если в начале обучения разыгрываются лишь отдельные эпизоды сказки, то к концу дошкольного детства можно инсценировать сказку полностью. И здесь «дети могут сами проявлять инициативу, приняв на себя понравившуюся роль и разыграв действие без помощи педагога» (9,57).

Сущность вышеизложенного сводится к тому, что театрализованная игра — один из самых эффективных способов развивающего воздействия на ребенка, в котором наиболее ярко проявляется принцип обучения: учить играя.

Литература:

  1. Новоселова С. Л. Игра дошкольника / под ред. С. Л. Новоселовой. — М.:Просвещение,1989.
  2. Выготский Л. С. Воображение и творчество в детском возрасте/ Л. С. Выготский. — СПб.: Союз, 1997. — 61–64с.
  3. Акулова О. Театрализованные игры / О.Акулова.// Дошкольное воспитание. — 2005. — № 4. — 24–25с.
  4. Вечканова И. Г. Театрализованные игры в абилитации дошкольников с интеллектуальной недостаточностью / И. Г. Вечканова. — СПб.: КАРО, 2006. -5–10с.
  5. Козлова С. А. Дошкольная педагогика /С. А. Козлова, Т. А. Куликова. — М.:Академия,2002.305с.
  6. Белоус Е. Развитие речи и фонематического слуха в театрально-игровой деятельности /Е.Белоус //Дошкольное воспитание.2009. — № 7.66–70с.
  7. Слепович Е. С. Игровая деятельность дошкольников / Е. С. Слепович. — М.: Просвещение 1989. 112с.
  8. Маханева М. Д. Театрализованная деятельность дошкольников / М. Д. Маханева // Дошкольное воспитание. — 1999. — № 11. 6–7 с.
  9. Смирнов Е. Влияние кукольного театра на развитие детей / Е.Смирнов // Дошкольное воспитание. — 1981. — № 6. 81–83с.
Основные термины (генерируются автоматически): театрализованная игра, игра, ребенок, связная речь, детский сад, дошкольный возраст, родной язык, грамматический строй, детское творчество, игровая деятельность.


Похожие статьи

Влияние дидактических и театрализованных игр на речевое...

Театрализованная игра оказывает большое влияние на речевое развитие ребенка. Стимулирует активную речь за счет активизации словарного запаса, совершенствует звуковую культуру речи, ее грамматический строй, артикуляционный аппарат.

Театральная деятельность как средство развития связной речи...

Дошкольный возраст — это период активного усвоения ребёнком разговорного языка (8, с.9)

Все описанные выше методы обучения родной речи предлагают усвоение речи в естественном

театрализованная деятельность, связная речь, развитие, речь детей...

Театрализованная деятельность как средство развития...

театрализованная деятельность, связная речь, развитие, речь детей, диалогическая речь, способность, ребенок, развитие детей, навык генерирования связных высказываний, игра, дошкольный возраст... Развитие речи дошкольника через ситуации общения.

Развитие творческих способностей детей старшего дошкольного...

Театрализованная деятельность — это самый распространенный вид детского творчества. Она близка и понятна ребенку, глубоко лежит в его природе и находит свое отражение стихийно, потому что-то связана игрой. Всякую свою выдумку, впечатления из окружающей жизни...

Развитие речи детей младшего дошкольного возраста...

Развитие диалогической речи детей старшего дошкольного возраста в процессе. Диалогическая речь — особый вид речевой деятельности

Развитие творческих способностей детей старшего... театрализованная деятельность, связная речь, развитие, речь детей...

Развитие речи и социо-игровых навыков детей через...

Являясь наиболее распространённым видом детского творчестватеатрализованная игра не только вводит детей в мир прекрасного, но и развивает сферу чувств, учит детей думать

Во время занятия я включаю театрализованную игру как игровой прием и форму обучения детей.

Комплекс сюжетно-ролевых игр для развития речи у детей...

театрализованная деятельность, связная речь, развитие, речь детей, диалогическая речь

Речь — одна из важных линий развития речи ребенка. Благодаря родному языку малыш. В среднем дошкольном возрасте в игровой деятельности детей появляются первые ролевые.

Театрализованные игры как средство активизации речевой...

К основным видам деятельности ребёнка дошкольного возраста относят игру и общение. Игровое общение и есть тот необходимый базис, в рамках которого происходит формирование и совершенствование речевой активности ребёнка. Именно в процессе игры у него возникает...

Развитие речи детей младшего дошкольного возраста...

Дошкольный возраст – это период активного усвоения ребенком разговорного языка, становления и развития всех сторон речи: фонетической, лексической, грамматической. Основной и ведущей деятельностью ребенка дошкольника является игра.

Похожие статьи

Влияние дидактических и театрализованных игр на речевое...

Театрализованная игра оказывает большое влияние на речевое развитие ребенка. Стимулирует активную речь за счет активизации словарного запаса, совершенствует звуковую культуру речи, ее грамматический строй, артикуляционный аппарат.

Театральная деятельность как средство развития связной речи...

Дошкольный возраст — это период активного усвоения ребёнком разговорного языка (8, с.9)

Все описанные выше методы обучения родной речи предлагают усвоение речи в естественном

театрализованная деятельность, связная речь, развитие, речь детей...

Театрализованная деятельность как средство развития...

театрализованная деятельность, связная речь, развитие, речь детей, диалогическая речь, способность, ребенок, развитие детей, навык генерирования связных высказываний, игра, дошкольный возраст... Развитие речи дошкольника через ситуации общения.

Развитие творческих способностей детей старшего дошкольного...

Театрализованная деятельность — это самый распространенный вид детского творчества. Она близка и понятна ребенку, глубоко лежит в его природе и находит свое отражение стихийно, потому что-то связана игрой. Всякую свою выдумку, впечатления из окружающей жизни...

Развитие речи детей младшего дошкольного возраста...

Развитие диалогической речи детей старшего дошкольного возраста в процессе. Диалогическая речь — особый вид речевой деятельности

Развитие творческих способностей детей старшего... театрализованная деятельность, связная речь, развитие, речь детей...

Развитие речи и социо-игровых навыков детей через...

Являясь наиболее распространённым видом детского творчестватеатрализованная игра не только вводит детей в мир прекрасного, но и развивает сферу чувств, учит детей думать

Во время занятия я включаю театрализованную игру как игровой прием и форму обучения детей.

Комплекс сюжетно-ролевых игр для развития речи у детей...

театрализованная деятельность, связная речь, развитие, речь детей, диалогическая речь

Речь — одна из важных линий развития речи ребенка. Благодаря родному языку малыш. В среднем дошкольном возрасте в игровой деятельности детей появляются первые ролевые.

Театрализованные игры как средство активизации речевой...

К основным видам деятельности ребёнка дошкольного возраста относят игру и общение. Игровое общение и есть тот необходимый базис, в рамках которого происходит формирование и совершенствование речевой активности ребёнка. Именно в процессе игры у него возникает...

Развитие речи детей младшего дошкольного возраста...

Дошкольный возраст – это период активного усвоения ребенком разговорного языка, становления и развития всех сторон речи: фонетической, лексической, грамматической. Основной и ведущей деятельностью ребенка дошкольника является игра.

Задать вопрос