Взаимодействие структурных подразделений режима при осуществлении надзора за подозреваемыми, обвиняемыми и осужденными в целях выполнения режимных требований | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 4 мая, печатный экземпляр отправим 8 мая.

Опубликовать статью в журнале

Авторы: ,

Рубрика: Юриспруденция

Опубликовано в Молодой учёный №31 (373) июль 2021 г.

Дата публикации: 26.07.2021

Статья просмотрена: 1448 раз

Библиографическое описание:

Захряпин, Р. И. Взаимодействие структурных подразделений режима при осуществлении надзора за подозреваемыми, обвиняемыми и осужденными в целях выполнения режимных требований / Р. И. Захряпин, А. В. Стёпин. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2021. — № 31 (373). — С. 104-107. — URL: https://moluch.ru/archive/373/83396/ (дата обращения: 20.04.2024).



В данной статье рассматриваются особенности взаимодействия отделов режима и надзора с другими отделами и службами тюрем и следственных изоляторов уголовно-исполнительной системы в части осуществления надзора за подозреваемыми, обвиняемыми и осужденными.

Ключевые слова : тюрьма, следственный изолятор, уголовно-исполнительная система, отдел режима и надзора, подозреваемый, обвиняемый, осужденный, режимные требования.

This article examines the features of the interaction of the departments of the regime and supervision with other departments and services of prisons and pre-trial detention centers of the penal system in terms of supervising suspects, accused and convicted.

Keywords: prison, pre-trial detention center, penal system, department of regime and supervision, suspect, accused, convicted person, regime requirements.

Проблема безопасности и выполнения режимных требований всегда привлекала внимание учёных и практиков, так как безопасность и режим являются важными условиями при отбывании наказания осужденными и содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых. Обеспечению безопасности и режима уделяется особое внимание, в частности, в уголовно-исполнительной системе РФ.

Актуальность темы научной статьи заключается в том, что любое нарушение безопасности и режима в уголовно-исполнительной системе РФ свидетельствует о возможном наступлении негативных последствий не только для осуждённых, но и для персонала исправительных учреждений, а также для нормального функционирования всей уголовно-исполнительной системы в целом, а в конечном итоге — общества и государства.

Главной задачей, которая стоит перед исправительными учреждениями и следственными изоляторами, является укрепление правопорядка и законности, режима отбывания наказания, а также профилактики правонарушений и преступлений. Эффективность процесса содержания подозреваемых и обвиняемых в следственных изоляторах, исполнения наказания в исправительных учреждениях, обеспечение в них законности и правопорядка в значительной степени зависит от деятельности отдела режима и его подразделений, а также от их взаимодействия с другими отделами и службами следственных изоляторов.

Необходимо отметить, что теоретическое, практическое и правовое разрешение вышеуказанных проблем заключается в осуществлении подразделениями режима СИЗО своей служебной деятельности путем их взаимодействия с другими отделами и службами следственных изоляторов.

Такое взаимодействие позволит стабилизировать оперативную обстановку в следственных изоляторах, повысить эффективность процесса содержания лиц под стражей и исполнения наказания в виде лишения свободы, улучшить профессиональные, должностные и служебные навыки сотрудников следственных изоляторов по предупреждению и пресечению правонарушений и преступлений, а также установленного порядка отбывания наказания и содержания под стражей [6].

Одной из главных задач, которая стоит перед исправительными учреждениями в лице следственных изоляторов, является осуществление должного надзора за осуждёнными и лицами, содержащимися под стражей. Положительный опыт работы в данной области позволяет смело утверждать об укреплении правопорядка и законности, а также обеспечении режима отбывания наказания [11]. Особое место в обеспечении правопорядка в следственных изоляторах отводится профилактике по предупреждению и пресечению правонарушений и преступлений.

Предупреждение правонарушений и преступлений является самостоятельным видом деятельности, которая осуществляется всеми структурными подразделениями, а конкретно — отделом режима, оперативным отделом и отделом охраны.

Если учесть, что цели и задачи следственных изоляторов, которые обеспечивают изоляцию от общества, в первую очередь определяются в уголовно-исполнительном законодательстве, то можно предположить, что в функциях всех служб и отделов СИЗО отражаются служебные обязанности по выполнению требований внутреннего распорядка СИЗО [9].

Отдел режима с входящими в него дежурными службами служит главной стабилизирующей основой деятельности следственного изолятора.

Основная проблема на современном этапе развития уголовно-исполнительной системы заключается в том, что при организации взаимодействия структурных подразделений по обеспечению режима и надзора возникает ряд недостатков, из-за которых возможности данного вида деятельности используются не в полном объеме, поэтому он нуждается в совершенствовании [7].

Служебная деятельность различных структурных подразделений следственных изоляторов требует постоянного тактического и организационно-правового совершенствования её цель — выполнение задач по предупреждению и пресечению правонарушений и преступлений. таким образом, все структурные подразделения должны функционировать не отдельно друг от друга, а в пределах комплексной предупредительной деятельности, а также в непосредственной и опосредованной взаимосвязи и взаимодополняемости.

В процессе взаимодействия внутри исправительного учреждения ответственность подразделений различна, так как каждое из них отвечает за выполнение своих функций, однако, основными исполнителями являются отделы режима и оперативные отделы как главные гаранты безопасности.

Эффективное обеспечение порядка в следственном изоляторе в первую очередь зависит от своевременно полученной, оперативной и главное достоверной информации о процессах, которые происходят в среде подозреваемых, обвиняемых и осуждённых, лицах, состоящих на профилактическом или оперативном учете и требующих особого внимания со стороны всего личного состава, применения определенных мер профилактики, постоянного наблюдения за образом жизни и поведением в условиях изоляции [8]. Львиную долю данной информации подразделения режима получают в ходе тесного взаимодействия с подразделениями других отделов и служб.

Взаимодействие отдела РиН и оперативного отдела при обеспечении режима и надзора предусматривает проведение некоторых совместных и согласованных действий, связанных со служебной деятельностью:

— сбор и обработка информации об отрицательных процессах, которые происходя в среде осуждённых;

— получение и анализ данных с целью выявления условий и причин, которые способствую совершению правонарушений или преступлений;

— на основе проведенного анализа выявление проблем в рассматриваемой сфере;

— прогноз оперативной обстановки и возможных изменений в организации взаимодействия;

— определение и постановка цели и задач для структурных подразделений режима и оперативного отдела;

— разработка и принятие управленческих решений по организации взаимодействия в сфере профилактики предупреждения и пресечения правонарушений и преступлений;

— осуществление ежедневного контроля за выполнением профилактических мероприятий;

— координация и регулирование деятельности субъектов (подразделений отдела режима и оперативного отдела) взаимодействия;

— комплексное ресурсное обеспечение принятых решений;

— подведение итогов взаимодействия, путем проведения анализа и оценки совместной профилактической деятельности.

Ряд взаимосвязанных мер, которые проводятся параллельно и согласованно, способны улучшить взаимодействие структурных подразделений следственных изоляторов по организации режима [9]. Однако, как мы уже отметили, процесс организации взаимодействия по обеспечению законности и правопорядка имеет ряд недостатков, из-за которых возможности данного вида деятельности используются не в полном объеме, поэтому он нуждается в нормативном совершенствовании.

Тенденция к более мелкому разделению функций, а также создание и выделение всё новых структурных подразделений, как нам кажется, требует больших организационных ресурсов и усилий для управления в целом и организации взаимодействия в частности. В результате чего начинает страдать эффективность деятельности уголовно-исполнительной системы, происходит не совсем обоснованное рассредоточение средств и сил, а также возникает соперничество между структурными подразделениями за главенствующее положение. Однако зачастую на практике отдел режима и оперативный отдел не всегда должным образом взаимодействуют друг с другом, а наоборот, «вставляют палки в колёса» своим коллегам по учреждению, так как считают друг друга конкурентами.

Организация взаимодействия подразделений режима и оперативного отдела по обеспечению надзора предполагает, что основная часть управленческих функций начальника СИЗО должна перераспределяться между его заместителями и начальниками подразделений, так они зачастую лишь передают приказы и распоряжения начальника СИЗО, вследствие чего, происходит дублирование, которое приводит к снижению уровня эффективности руководства.

Если расширить служебные полномочия подразделений отдела режима и надзора и оперативного отдела по вопросам взаимодействия, то это позволит сделать структуру следственного изолятора более гибкой, более быстро реагировать на изменения оперативной обстановки, повысить ответственность исполнителей за результаты проделанной работы.

Таким образом, из-за недостаточного нормативного регулирования вопросов взаимодействия подразделений отдела РиН и оперативного отдела возникают следующие отрицательные явления:

— несогласованные действия подразделений отдела режима и оперативного отдела при надзоре за подозреваемыми, обвиняемыми и осуждёнными;

— дублирование функций, отсутствие системы, порядка координации и контроля за организацией взаимодействия;

— отсутствие персональной ответственности за организацию указанного направления деятельности, неумение некоторых субъектов взаимодействия правильно организовать работу в данном направлении.

По мнению С. М. Савушкина, в рамках профилактики правонарушений и преступлений со стороны лиц, находящихся в следственном изоляторе, укрепления режима и надзора в данном исправительном учреждении существенно увеличивается роль принятия локального нормативно-правового акта, который мог бы осуществлять нормативное сопровождение процесса обеспечения взаимодействия подразделений режима с другими отделами и службами следственного изолятора в решении задач по надзору. Ключевая роль в этом нормативно-правовом акте должна отводиться отделу режима и оперативному отделу [7].

Целями данного организационно-правового регламентирования деятельности структурных подразделений выступают:

— обеспечение специализации направления структурных подразделений;

— недопустимость дублирования обязанностей;

— деление функций, выполняемых сотрудниками структурного подразделения непосредственно, а также во взаимодействии с персоналом других служб учреждения.

В локальном нормативно-правовом акте, касающегося организации взаимодействия подразделений отдела режима и иных отделов и служб следственного изолятора должна быть закреплена норма, согласно которой обеспечение взаимодействия по надзору должно являться обязанностью всех аттестованных сотрудников СИЗО, но прежде всего — отдела режима. Более того, в данной норме необходимо прописать проведение согласованных или совместных действий между структурными подразделениями отдела режима и других отделов и служб для решения оперативно-режимных задач и осуществления, возложенных на них функций с целью эффективного исполнения наказания в виде лишения свободы.

Таким образом, подводя итог, следует отметить, что перечисленные нами проблемы, которые связаны с организацией взаимодействия подразделений режима и оперативных служб и их правовой регламентацией в процессе обеспечения режима и надзора, очень актуальны. Решение практических и правовых проблем позволит стабилизировать оперативную обстановку, повысить эффективность процесса исполнения наказания в виде лишения свободы и профессионализм персонала.

Литература:

  1. «О службе в уголовно-исполнительной системе Российской Федерации и о внесении изменений в Закон Российской Федерации «Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы»: федер. закон от 19 июля 2018 года № 197-ФЗ // Собр. законодательства Рос. Федерации. — 2018. — № 30, ст. 4532.
  2. Уголовно-исполнительный кодекс Российской Федерации: федер. закон от 08.01.1997 № 1-ФЗ (ред. от 27 декабря 2019 г. № 494-ФЗ) // Собр. законодательства Рос. Федерации. — 1997. — № 2, ст. 198.
  3. «Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы»: закон РФ от 21 июля 1993 г. № 5473-I (ред. 27.12.2019 г. № 487-ФЗ) // Ведомости Съезда народных депутатов и Верховного Совета Российской Федерации. — 1993 г. — № 33, ст. 1316
  4. «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений»: федер. закон от 15.07.1995 г. № 103-ФЗ (ред. 27.12.2019 № 520-ФЗ) // Собр. законодательства Рос. Федерации. — 1995. — № 29, ст. 2759.
  5. Об утверждении Правил внутреннего распорядка следственных изоляторов уголовно-исполнительной системы: приказ Минюста РФ от 14 октября 2005 г. № 189 (ред. от 31 мая 2018 г. № 96) // Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти от 14 ноября 2005 г. № 46.
  6. Организация несения службы личным составом дневной смены в исправительной колонии [Электронный ресурс] — Режим доступа: URL: http://diplomagazin.ru/cat/organizatsiya-neseniya-sluzhby-lichnym-sostavom-dnevnoj-smeny-v-ispravitelnoj-kolonii.html (дата обращения 20.08.2020)
  7. Организация несения службы личным составом дневной смены [Электронный ресурс] — Режим доступа: URL: https://studopedia.org/6–175394.html (дата обращения 20.08.2020)
  8. Отделы режима следственных изоляторов [Электронный ресурс] — Режим доступа: URL: https://lektsii.net/1–160437.html (дата обращения 20.08.2020)
  9. Официальный сайт ФСИН России [Электронный ресурс] — Режим доступа: URL: http://fsin.gov.ru/sledstvennye-izolyatory-tsentralnogo-podchineniya/ (дата обращения 20.08.2020)
  10. Понятие надзора в СИЗО [Электронный ресурс] — Режим доступа: URL: https://studopedia.org/6–175385.html (дата обращения 20.08.2020)
  11. Состав дежурной смены [Электронный ресурс] — Режим доступа: URL: https://mylektsii.su/8–62726.html (дата обращения 20.08.2020)
Основные термины (генерируются автоматически): оперативный отдел, отдел режима, следственный изолятор, организация взаимодействия, уголовно-исполнительная система, изолятор, оперативная обстановка, подразделение, пресечение правонарушений, служебная деятельность.


Ключевые слова

обвиняемый, подозреваемый, уголовно-исполнительная система, осужденный, тюрьма, следственный изолятор, отдел режима и надзора, режимные требования

Похожие статьи

Понятие и организация режима в следственных изоляторах...

Ключевые слова : следственный изолятор, уголовно-исполнительная система, отдел режима и надзора, подозреваемый, обвиняемый, режимные

При этом режим в следственных изоляторах (тюрьмах) в первую очередь должен обеспечивать охрану и изоляцию...

Уголовно-исполнительная система и проблемы обеспечения ее...

– нарушений работниками уголовно-исполнительной системы законности при исполнении

пресечение противоправной деятельности лидеров преступных группировок осужденных.

По мнению А. Г. Упорова, уголовно-исполнительная система современной России представляет...

Актуальные проблемы оперативно-розыскной деятельности...

Гребенников, А. В. Актуальные проблемы оперативно-розыскной деятельности в уголовно-исполнительной системе / А. В

Однако, к сожалению, подобная регламентация УИС ограничена только небольшим количеством статей Уголовно-исполнительного кодекса...

Основные проблемы организации деятельности...

Сидорова, М. М. Основные проблемы организации деятельности уголовно-исполнительных инспекций в сфере исполнения меры пресечения в виде запрета

уголовно-исполнительные инспекции, обвиняемый, подозреваемый, мера пресечения, запрет определенных действий...

Предупредительно-профилактическая функция...

Сурков, Н. А. Предупредительно-профилактическая функция уголовно-исполнительной системы как одна из основных функций

Одной из основных функцией режима УИС является предупредительно-профилактическая мера воздействия на осуждённых сотрудниками...

Организация взаимодействия оперативных подразделений...

Оперативное подразделениеподразделение, непосредственно осуществляющее

Порядок взаимодействия подразделений дознания и оперативных подразделений

Инициатором в проведении неотложных следственных действий является дознаватель...

Проблемы взаимодействия следователя и оперативных...

Содержанием же функции оперативных сотрудников в системе взаимодействия со

Организационными формами взаимодействия следователя с оперативными работниками

оперативно-розыскная деятельность, государственная тайна, РФ, орган, мероприятие...

Инженерно-технические средства охраны и надзора в учреждениях...

Деятельность уголовно-исполнительной системы в настоящий период можно охарактеризовать как переходную в условиях административного реформирования ФСИН России в целом и переоснащения учреждений и органов УИС современными техническими средствами...

Правовое положение учреждений и органов ФСИН России...

Пенитенциарные учреждения России входят в единую централизованную уголовно-исполнительную систему (далее – УИС).

Под уголовно-процессуальной деятельностью органов и учреждений ФСИН России мы понимаем определяемую нормами...

Похожие статьи

Понятие и организация режима в следственных изоляторах...

Ключевые слова : следственный изолятор, уголовно-исполнительная система, отдел режима и надзора, подозреваемый, обвиняемый, режимные

При этом режим в следственных изоляторах (тюрьмах) в первую очередь должен обеспечивать охрану и изоляцию...

Уголовно-исполнительная система и проблемы обеспечения ее...

– нарушений работниками уголовно-исполнительной системы законности при исполнении

пресечение противоправной деятельности лидеров преступных группировок осужденных.

По мнению А. Г. Упорова, уголовно-исполнительная система современной России представляет...

Актуальные проблемы оперативно-розыскной деятельности...

Гребенников, А. В. Актуальные проблемы оперативно-розыскной деятельности в уголовно-исполнительной системе / А. В

Однако, к сожалению, подобная регламентация УИС ограничена только небольшим количеством статей Уголовно-исполнительного кодекса...

Основные проблемы организации деятельности...

Сидорова, М. М. Основные проблемы организации деятельности уголовно-исполнительных инспекций в сфере исполнения меры пресечения в виде запрета

уголовно-исполнительные инспекции, обвиняемый, подозреваемый, мера пресечения, запрет определенных действий...

Предупредительно-профилактическая функция...

Сурков, Н. А. Предупредительно-профилактическая функция уголовно-исполнительной системы как одна из основных функций

Одной из основных функцией режима УИС является предупредительно-профилактическая мера воздействия на осуждённых сотрудниками...

Организация взаимодействия оперативных подразделений...

Оперативное подразделениеподразделение, непосредственно осуществляющее

Порядок взаимодействия подразделений дознания и оперативных подразделений

Инициатором в проведении неотложных следственных действий является дознаватель...

Проблемы взаимодействия следователя и оперативных...

Содержанием же функции оперативных сотрудников в системе взаимодействия со

Организационными формами взаимодействия следователя с оперативными работниками

оперативно-розыскная деятельность, государственная тайна, РФ, орган, мероприятие...

Инженерно-технические средства охраны и надзора в учреждениях...

Деятельность уголовно-исполнительной системы в настоящий период можно охарактеризовать как переходную в условиях административного реформирования ФСИН России в целом и переоснащения учреждений и органов УИС современными техническими средствами...

Правовое положение учреждений и органов ФСИН России...

Пенитенциарные учреждения России входят в единую централизованную уголовно-исполнительную систему (далее – УИС).

Под уголовно-процессуальной деятельностью органов и учреждений ФСИН России мы понимаем определяемую нормами...

Задать вопрос