- В статье рассматриваются вопросы регулирования миграции в Российской Федерации, проблемы миграционного законодательства, даются рекомендации по его совершенствованию.
- Ключевые слова: миграционная политика, законодательство, регулирование, государство, гражданин, общество.
-
- In article questions of regulation of migration in the Russian Federation, problems of the migratory legislation are considered, recommendations about its perfection are made.
- Keywords: the migratory policy, the legislation, regulation, the state, the citizen, society.
-
- Миграционная политика России является составной частью государственной внешней и внутренней политики, а ее реализация одной из приоритетных задач государства. Миграция влияет на многие стороны жизнедеятельности общества, как на социальное, экономическое, внешнеэкономическое, демографическое развитие так и на национальную безопасность Российской Федерации.
- Несмотря на активное развитие в последние годы миграционного законодательства, миграционное право еще не выделилось в самостоятельную отрасль права. Постепенно идет процесс формирования такой отрасли национального законодательства, как «миграционное право» [1] . Как считает Ю.А. Тихомиров, эта отрасль «отражает сложные процессы в сфере миграционных отношений и, естественно, обладает комплексным характером. «Опорный слой» системного регулирования составляют принципы и нормы международного права, включая акты международных организаций и межгосударственных объединений, а также международных миграционных институтов» [2].
- Законодательные нормы, регулирующие правоотношения в области миграции, помимо конституционного, административного и административно-процессуального права, также содержатся и в трудовом, жилищном и семейном, подпадающих под совместное ведение Российской Федерации и ее субъектов[3].
- К источникам миграционного права, помимо законов и иных нормативно – правовых актов, подзаконных актов, следует отнести судебные решения, внутригосударственные договоры и соглашения нормативного характера, международные договоры РФ. Россия присоединилась практически ко всем международно-правовым актам в области прав человека, а также к правовым актам, регулирующим правоотношения в сфере миграции и общепризнанные нормы международного права.
- Нормативное регулирование вопросов миграции и защиты прав мигрантов в Российской Федерации осуществляется на следующих уровнях[4]:
- на федеральном уровне (Конституция Российской Федерации, федеральные законы и подзаконные акты – указы Президента Российской Федерации; постановления Правительства РФ; нормативные правовые акты федеральных министерств и ведомств);
- на уровне субъектов Российской Федерации (законы субъектов РФ; подзаконные акты, издаваемые органами исполнительной власти субъектов РФ);
- на уровне местного самоуправления (нормативные акты органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления);
- на межгосударственном уровне (заключение многосторонних и двусторонних соглашений с другими государствами в области миграции), а также на основании общепризнанных принципов и норм международного и европейского права.
- Правовую основу миграционной политики составляют Конституция Российской Федерации, федеральные законы «О гражданстве Российской Федерации» от 31 мая 2002 г., «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» от 25 июля 2002 г., «О беженцах» от 19 февраля 1993 г., «О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию» от 15 августа 1996 г., «О миграционном учете иностранных граждан и лиц без гражданства в РФ» от 18 июля 2006 г., Концепции регулирования миграционных процессов в Российской Федерации от 1 марта 2003 г., иные федеральные законы, указы Президента Российской Федерации, постановления Правительства Российской Федерации и другие нормативные и правовые акты Российской Федерации, а также международные договоры и соглашения, заключенные или признанные Российской Федерацией. Эти законы в значительной степени обеспечили законодательную реализацию целого ряда задач в регулировании миграционных отношений.
- В частности, надо, отметить, что Конституция Российской Федерации, принятая в 1993 году, провозгласила основные принципы государственно-правового развития страны: демократическое федеративное правовое государство, в котором высшей ценностью являются права и свободы человека, а признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина – обязанностью государства. В Конституции закреплены базовые нормы, обеспечивающие важнейшие конституционные права человека и гражданина в миграционной сфере: право каждого, кто законно находится на территории РФ, на свободное передвижение; выбор места пребывании и жительства в пределах РФ; право на свободный выезд из страны и беспрепятственный въезд в РФ (ст.27) [5].
- Важным шагом в развитии современной системы государственного регулирования миграции в Российской Федерации являются разработка и одобрение Правительством Российской Федерации Концепции регулирования миграционных процессов в Российской Федерации (Распоряжение Правительства Российской Федерации от 1 марта 2003 года № 256-р). В настоящее время Концепция считается едва ли не единственным комплексным правовым актом, в соответствии с которым должна выстраиваться вся система миграционных отношений в России.
- Следует сказать, что на сегодняшний день в российском законодательстве количество нормативных актов в области миграции (в основном касающихся ее вынужденной составляющей), насчитывает более десятка федеральных законов, свыше ста действующих указов Президента Российской Федерации, постановлений и распоряжений Правительства Российской Федерации, нормативных актов различных министерств и ведомств, а также несколько десятков межгосударственных и межправительственных соглашений. Такое многообразие выдвигает на первый план задачу систематизации нормативного правового материала в области миграции. При этом его необходимо привести к структурному единообразию, отследить внутреннюю согласованность различных норм, а также осуществить мониторинг возможных пробелов и противоречий между федеральным и региональным законодательством и общепризнанными принципами и нормами международного права.
- Некоторые авторы считают, что сегодня нет полноценного миграционного законодательства, отсутствует специализированный законодательный акт, посвященный вопросам миграционной сферы в целом, в России нет основного определяющего вектора развития миграционного законодательства РФ. Думается, в первую очередь нужно принять законы о трудовой миграции, о миграции, где бы были перечислены все виды миграции, и ряд других законов.
- Необходимо также констатировать, что действующее законодательство РФ о миграции пока не позволяет в достаточной степени обеспечить осуществление эффективной миграционной политики в России. Миграционная ситуация имеет тенденцию к изменению, в связи с чем миграционное законодательство требует постоянного совершенствования, как на федеральном, так и на региональном уровне.
-
- Литература:
- Ястребова А.Ю. Правовые основы современной миграции и формирование иммиграционной политики РФ // Конституционно и муниципальное право. 2008. №15. С. 18.
- Тихомиров Ю.А. Правовое положение мигрантов // Зарубежное законодательство и сравнительное правоведение. Выпуск 3. 2006. №6. С. 17.
- Воронина Н.А. Развитие миграционного законодательства в России и странах СНГ. – Москва © Центр миграционных исследований 2004 – 2009 гг // fmcentre @ ecfor.ru
- Там же
- Конституция Российской Федерации. – М.: Юрид. лит.,1993.