Функциональный подход к управлению формированием культуры здорового образа жизни у младших школьников | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 4 мая, печатный экземпляр отправим 8 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Научный руководитель:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №27 (369) июль 2021 г.

Дата публикации: 03.07.2021

Статья просмотрена: 55 раз

Библиографическое описание:

Пиюкова, В. М. Функциональный подход к управлению формированием культуры здорового образа жизни у младших школьников / В. М. Пиюкова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2021. — № 27 (369). — С. 261-264. — URL: https://moluch.ru/archive/369/82981/ (дата обращения: 25.04.2024).



В статье говорится о проблеме управления формированием культуры здорового образа жизни у младших школьников, дается обоснование функционального подхода к данному процессу. В работе рассматриваются следующие функции управления, на основе которых проводится управление формированием здорового образа жизни у младших школьников: анализ, планирование, организация, мотивация, регулирование и контроль.

Ключевые слова: функции управления, функциональный подход к управлению, формирование культуры здорового образа жизни у младших школьников.

The article deals with the problem of managing the formation of a healthy lifestyle culture in younger schoolchildren, provides a justification for a functional approach to this process. The paper considers the following management functions, on the basis of which the management of the formation of a healthy lifestyle in younger schoolchildren is carried out: analysis, planning, organization, motivation, regulation and control.

Keywords: management functions, functional approach to management, formation of a healthy lifestyle culture in younger schoolchildren.

Анализируя управление любой деятельностью в образовательной организации, мы можем говорить о пяти функциях управленческой деятельности:

  1. Функция анализа своей деятельности.
  2. Функция планирования своей деятельности.
  3. Функция мотивации своей деятельности.
  4. Функция организации своей деятельности.
  5. Функция контроля своей деятельности.

В современной науке существуют разные подходы к определению понятия управления в образовании.

В работах М. М. Поташника дается следующее толкование данного термина:

«Управление — целенаправленное взаимодействие управляющей и управляемой подсистем по достижению запланированного результата» [7, с. 25].

С. В. Воробьева отмечает, что «управление — это целостный процесс реализации управленческих функций планирования, организации, мотивации, руководства, координации, коммуникации, контроля, принятия решений, анализа, оценки, подбора кадров» [3, с. 84].

С. Ю. Трапицын под управлением образованием понимает «сложную организационную систему, в которой выделяются структуры управления разного уровня» [6, с. 67].

Функциональный подход, на наш взгляд, является одним из самых эффективных, так как позволяет с разных управленческих аспектов построить процесс формирования культуры здорового образа жизни у младших школьников.

В ходе рассмотрения функционального подхода к управлению любым процессом в образовании мы предлагаем опираться на теоретическое обоснование С. В. Воробьевой [3].

Аналитическая функция позволяет педагогам систематически проводить сравнение и сопоставление конечных результатов своей работы, системную оценку эффективности процессов деятельности применительно к имеющемуся плану работы.

Реализация функции планирования предполагает следующие аспекты:

— — постановка целей работы по управлению образовательным процессом,

— — составление плана мероприятий,

— — определение путей достижения целей в ходе образовательного процесса [3].

Планирование — это основная функция управления, в ходе данного процесса реализуются следующие направления работы педагогов:

— выработка организационных основ деятельности;

— определение целей, задач и направлений работы;

— разработка методов для осуществления профессиональной деятельности педагогов;

— выбор материальных источников для реализации намеченных планов;

— обеспечение связи целей и задач деятельности с имеющимися ресурсами [3].

Функция организации реализуется через создание структуры работы в образовательном процессе. Данная деятельность будет способствовать достижению конечной цели. Организация — это общая функция управления, посредством реализации которой и создаются условия, необходимые для успешного проведения в жизнь принятых управленческих решений.

Функция мотивации реализуется в процессе побуждения педагогом себя к эффективной деятельности для достижения поставленных целей или целей образовательной организации.

Функция контроля реализуется в процессе, который обеспечивает достижение целей организации. На этом этапе педагог контролирует соответствие конечного результата деятельности ее первоначальным целям. Контроль необходим для обнаружения и разрешения возникающих проблем раньше, чем они станут слишком серьезными, и может также использоваться для стимулирования и мотивации успешной деятельности педагога. Процесс контроля состоит из установки стандартов, изменения фактически достигнутых результатов и проведения корректировок в том случае, если достигнутые результаты существенно отличаются от установленных стандартов.

Рассмотрим реализацию управленческих функций в процессе формирования культуры здорового образа жизни обучающихся.

Планирование является начальным этапом управления любой деятельностью в образовании. На данном этапе осуществляется следующая деятельность:

— определение ресурсов для работы (оборудование, трудовые кадры, финансовые средства, технологии);

— определение исполнителей на каждом этапе планирования;

— определение сроков исполнения той или иной деятельности.

Традиционно выделяют следующие виды планов:

  1. Перспективный план работы.
  2. Годовой план работы.
  3. Текущий план работы.

Каждый план необходим для эффективной организации процесса формирования культуры здорового образа жизни обучающихся в ОО. Планирование позволяет педагогам и администрации образовательной организации регулировать работу, образовательный процесс, деятельность по воспитанию младших школьников и взаимодействию с родителями.

При наличии правильно составленных планов можно переходить к следующей функции управления — организации. По своей природе данная функция является практической, так как основана на оперативном использовании психолого-педагогических знаний в конкретных ситуациях.

Исследователь Л. А. Боровская предложила модель управления процессом формирования культуры здорового образа жизни обучающихся. В нее автор включила следующие элементы:

  1. Определение целей деятельности на каждом этапе.
  2. Организация открытого пространства для сотрудничества всех субъектов образовательного процесса.
  3. Создание оптимальных условий для формирования культуры здорового образа жизни школьников.
  4. Определение содержания работы по формированию культуры здорового образа жизни школьников, в которое входит формирование у учащихся базовых знаний о здоровом образе жизни.
  5. Соотнесение содержания деятельности с формами и методами работы.
  6. Определение возможного результата деятельности (достижение целей, заявленных при планировании) [2].

Функция организации реализуется через создание структуры работы, которая будет способствовать достижению конечной цели. Это общая функция управления, посредством реализации которой и создаются условия, необходимые для успешного проведения в жизнь принятых управленческих решений (планов).

При анализе управления формированием культуры здорового образа жизни младших школьников следует говорить об организационно-педагогических условиях, способствующих повышению эффективности данной работы. В этом вопросе мы предлагаем опираться на мнение С. Н. Малафеевой. Исследователь говорит о следующих условиях, позволяющих в полной мере реализовать все функции управления в процессе формирования культуры здорового образа жизни у младших школьников:

— организация совместной деятельности учителей начальной школы, педагогов дополнительного образования, родителей;

— организация методической поддержки процесса посредством разработки программ совместной деятельности;

— организация для младших школьников соответствующей воспитательной среды, способствующей их ориентации в вопросах культуры здорового образа жизни;

— осуществление системного взаимодействия учителей и родителей в плане проведения совместных мероприятий по формированию культуры здорового образа жизни;

— организация родительских консультаций и семинаров для педагогов с целью активизации работы;

— создание и использование педагогами проблемных ситуаций, направленных на развитие у детей потребностей в ЗОЖ [5].

Интересным является рассмотрение содержания деятельности по управлению процессом формирования здорового образа жизни младших школьников, которое предлагает Д. Ф. Ильясов.

1. Организация педагогического, родительского и ученического коллектива, что должно быть отражено в локальных актах, приказах, должностных инструкциях, планах работы по формированию культуры здорового образа жизни младших школьников [4].

В данном направлении, на наш взгляд, решаются следующие вопросы:

— подбор исполнителей для реализации мероприятий;

— распределение ответственности за достижение поставленных задач между исполнителями;

— закрепление ответственности за исполнителями в плане работы или в соответствующей программе;

— закрепление за исполнителями плана конкретных мероприятий.

2. Отбор форм и методов работы, соотнесение их с реальными условиями и возможностями [4].

В данном направлении решаются следующие вопросы:

— методическое оснащение;

— проведение семинаров и мастер-классов для педагогов, в том числе, с привлечением инновационных технологий;

— изучение условий, в которых будет реализован план формирования культуры здорового образа жизни младших школьников.

3. Мотивировка педагогов, детей, родителей на предстоящую деятельность [4].

В данном направлении мы предлагаем провести:

— инструктажи педагогов,

— формирование у педагогов убежденности в необходимости выполнения данных поручений.

На этапе мотивирования участников деятельности можно использовать следующие шаги:

— проведение для педагогов ознакомительных семинаров;

— ознакомление педагогов с результатами диагностики сформированности культуры здорового образа жизни младших школьников и приведение их к мысли об оптимизации работы;

— ознакомление педагогов с конкурсами профессионального мастерства.

4. Непосредственная реализация намеченного плана [4].

В данном случае функции управления реализуются через следующие мероприятия:

— обеспечение единства действий педагогического, родительского и ученического коллективов;

— оказание непосредственной помощи педагогам, учащимся, родителям, представителям общественности;

— оценивание хода процесса формирования культуры здорового образа жизни младших школьников;

— промежуточный контроль результативности работы;

— контроль за исполнением своих обязанностей ответственными в рамках плана.

5. Итоговый контроль результативности реализации плана [4].

На данном этапе проводится мониторинг результативности проводимых мероприятий, в который входит:

— анализ посещаемости мероприятий детьми, родителями, партнерами по взаимодействию;

— анализ удовлетворенности родителей процессом формирования культуры здорового образа жизни младших школьников;

— анализ заинтересованности детей мероприятиями, проводимыми в школе.

6. Стимулирование участников программы формирования культуры здорового образа жизни младших школьников [4].

В данном случае можно использовать разные способы стимулирования. В числе эффективных мы можем назвать следующие:

— награждение детей, ставших победителями или лауреатами всевозможных игр, конкурсов, соревнований;

— материальное стимулирование педагогов в виде премий;

— нематериальное (моральное) стимулирование педагогов: благодарность в приказе, похвала, выражение личной благодарности руководителем учреждения, направление на муниципальные или региональные конкурсы профессионального мастерства, выдвижение на награждение благодарственным письмом или грамотой, включение педагога в состав экспертного совета.

7. Создание условий для повышения у педагогов и родителей интереса к формированию культуры здорового образа жизни младших школьников, у детей — интереса к проводимым мероприятиям [4].

На последнем этапе важно провести рефлексию. В данном направлении можно осуществить следующие мероприятия:

— побуждение педагогов к самообразованию;

— организация методических объединений;

— участие в методических мероприятиях на уровне города, района, области;

— участие в научно-практических конференциях;

— курсы повышения квалификации для педагогов.

Таким образом, мы можем говорить о том, что управление процессом формирования культуры здорового образа жизни младших школьников реализуется через следующие этапы деятельности, которые мы можем соотнести с основными функциями управления:

  1. Организация педагогического, родительского и ученического коллектива, что должно быть отражено в локальных актах, приказах, должностных инструкциях, планах работы.
  2. Отбор форм и методов работы, соотнесение этих форм и методов с реальными условиями и возможностями исполнителей плана.
  3. Мотивировка педагогов, детей, родителей на предстоящую деятельность.
  4. Непосредственная реализация намеченного плана мероприятий.
  5. Итоговый контроль результативности реализации плана по формированию культуры здорового образа жизни младших школьников.
  6. Стимулирование участников программы формирования культуры здорового образа жизни младших школьников.
  7. Создание условий для повышения у педагогов и родителей интереса к деятельности, у детей — интереса к проводимым мероприятиям.

Литература:

  1. Федеральный государственный образовательный стандарт начального образования [Электронный ресурс]. — Адрес доступа: https://fgos.ru/
  2. Боровская, Л. А. Формирование у младших школьников основ здорового образа жизни как требование Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования [Электронный ресурс] / Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/formirovanie-u-mladshih-shkolnikov-osnov-zdorovogo-obraza-zhizni-kak-trebovanie-federalnogo-gosudarstvennogo-obrazovatelnogo (дата обращения: 24.05.2021).
  3. Воробьева, С. В. Управление образовательными системами: учебник и практикум для вузов [Текст] / С. В. Воробьева. — 2-е изд., перераб. и доп. — М.: Издательство «Юрайт», 2020. — 491 с.
  4. Ильясов, Д. Ф. Ценностная ориентация на здоровый образ жизни и её формирование у младших школьников [Электронный ресурс] / Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/tsennostnaya-orientatsiya-na-zdorovyy-obraz-zhizni-i-ee-formirovanie-u-mladshih-shkolnikov (дата обращения: 24.05.2021).
  5. Малафеева, С. Н. Формирование мотивации к здоровому образу жизни младших школьников [Электронный ресурс] / Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/formirovanie-motivatsii-k-zdorovomu-obrazu-zhizni-u-mladshih-shkolnikov (дата обращения: 24.05.2021).
  6. Менеджмент в образовании: учебник и практикум для бакалавриата и магистратуры / С. Ю. Трапицын [и др.]; под ред. С. Ю. Трапицына. — М.: Издательство «Юрайт», 2019. — 413 с.
  7. Поташник, М. М. Управление качеством образования [Текст] / М. М. Поташник. — М.: Педагогическое общество России, 2011. — 205 с.
  8. Третьяков, П. И. Адаптивное управление педагогическими системами: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений [Текст] / П. И. Третьяков, С. Н. Митин, Н. Н. Бояринцева / под ред. П. И. Третьякова. — М.: Изд. центр «Академия», 2013. — 154 с.
Основные термины (генерируются автоматически): здоровый образ жизни, формирование культуры, школьник, образовательный процесс, процесс формирования культуры, деятельность, педагог, функциональный подход, функция управления, образовательная организация.


Похожие статьи

К вопросу о совершенствовании организационно-педагогических...

Ключевые слова: организационно-педагогические условия, функции управления, формирование культуры здорового образа жизни у младших школьников.

На начальном этапе управления формированием культуры здорового образа жизни у младших школьников необходимо изучить формы и методы работы, чтобы затем соотнести их с...

Формирование культуры здоровья и безопасного образа жизни...

Формирование здорового образа жизни осуществляется при обучении как в урочное время, так и во внеурочное. Учитель имеет возможность использовать на уроках физкультминутки, экскурсии

Рассматривая особенности формирования культуры здоровья и безопасного образа жизни младших школьников, отметим следующие аспекты. Во-первых, личная гигиена.

Формирование здорового образа жизни у детей младшего...

Статья посвящена основным концептам процесса формирования здорового образа жизни у детей младшего школьного возраста в ходе их взаимодействия в образовательной среде. Ключевые слова:здоровье, школа, образовательная среда, образ жизни. Младший школьный возраст является одним из наиболее ответственных периодов жизни человека в...

Управление процессом формирования здоровьесберегающей...

Управление процессом формирования здоровьесберегающей среды в общеобразовательной организации.

Школа является социальным, функциональным органом, который способствует рождению у человека опыта саморегуляции здоровой

Условия формирования здорового образа жизни школьников... физическая культура, здоровый образ жизни, День...

Научные подходы к обоснованию педагогических условий...

Формирование здорового образа жизни подростков является актуальной темой на протяжении нескольких последних десятилетий, так как статистика, публикуемая

1. Внедрение отдельной дисциплины или метода как средства формирования здорового образа жизни. К этому направлению можно отнести следующие подходы: физическое самосовершенствование...

Формирование управленческой культуры педагога...

Таким образом, формирование управленческой культуры у педагогов тесно сопряжено с непрерывным повышением

Педагог — творец образовательной деятельности. Он не ждет, когда кто-то создаст ему благоприятные условия для его

Тамарская, Н. В. Системный подход в формировании управленческой культуры педагога в процессе непрерывного образования...

Практическая модель формирования здорового образа жизни...

Мы предположили, что процесс формирования здорового образа жизни осуществляется непосредственно с учетом их возрастных особенностей, а также конкретно определенных условий жизни, экономической, природной, климатической, социальной, культурной среды, организационных, педагогических и дидактических условий...

Создание учителем здоровьесберегающей среды как средства...

Одним из педагогических условий процесса формирования культуры здорового и безопасного образа жизни у обучающихся и

Здоровый образ жизни — это образ жизни человека, который он сознательно выбирает в повседневной жизни и

Кроме того, данные о формировании здорового образа жизни у школьников базируются на активных формах...

здоровый образ жизни, образовательный процесс...

Из определения здоровьесберегающих образовательных технологий видно, что важнейшей целью внедрения ЗОТ в образовательный процесс является формирование культуры здоровья. Именно на это должны быть в значительной степени направлены усилия школы и семьи, с учетом приоритета в данном вопросе воспитания над обучением.

Похожие статьи

К вопросу о совершенствовании организационно-педагогических...

Ключевые слова: организационно-педагогические условия, функции управления, формирование культуры здорового образа жизни у младших школьников.

На начальном этапе управления формированием культуры здорового образа жизни у младших школьников необходимо изучить формы и методы работы, чтобы затем соотнести их с...

Формирование культуры здоровья и безопасного образа жизни...

Формирование здорового образа жизни осуществляется при обучении как в урочное время, так и во внеурочное. Учитель имеет возможность использовать на уроках физкультминутки, экскурсии

Рассматривая особенности формирования культуры здоровья и безопасного образа жизни младших школьников, отметим следующие аспекты. Во-первых, личная гигиена.

Формирование здорового образа жизни у детей младшего...

Статья посвящена основным концептам процесса формирования здорового образа жизни у детей младшего школьного возраста в ходе их взаимодействия в образовательной среде. Ключевые слова:здоровье, школа, образовательная среда, образ жизни. Младший школьный возраст является одним из наиболее ответственных периодов жизни человека в...

Управление процессом формирования здоровьесберегающей...

Управление процессом формирования здоровьесберегающей среды в общеобразовательной организации.

Школа является социальным, функциональным органом, который способствует рождению у человека опыта саморегуляции здоровой

Условия формирования здорового образа жизни школьников... физическая культура, здоровый образ жизни, День...

Научные подходы к обоснованию педагогических условий...

Формирование здорового образа жизни подростков является актуальной темой на протяжении нескольких последних десятилетий, так как статистика, публикуемая

1. Внедрение отдельной дисциплины или метода как средства формирования здорового образа жизни. К этому направлению можно отнести следующие подходы: физическое самосовершенствование...

Формирование управленческой культуры педагога...

Таким образом, формирование управленческой культуры у педагогов тесно сопряжено с непрерывным повышением

Педагог — творец образовательной деятельности. Он не ждет, когда кто-то создаст ему благоприятные условия для его

Тамарская, Н. В. Системный подход в формировании управленческой культуры педагога в процессе непрерывного образования...

Практическая модель формирования здорового образа жизни...

Мы предположили, что процесс формирования здорового образа жизни осуществляется непосредственно с учетом их возрастных особенностей, а также конкретно определенных условий жизни, экономической, природной, климатической, социальной, культурной среды, организационных, педагогических и дидактических условий...

Создание учителем здоровьесберегающей среды как средства...

Одним из педагогических условий процесса формирования культуры здорового и безопасного образа жизни у обучающихся и

Здоровый образ жизни — это образ жизни человека, который он сознательно выбирает в повседневной жизни и

Кроме того, данные о формировании здорового образа жизни у школьников базируются на активных формах...

здоровый образ жизни, образовательный процесс...

Из определения здоровьесберегающих образовательных технологий видно, что важнейшей целью внедрения ЗОТ в образовательный процесс является формирование культуры здоровья. Именно на это должны быть в значительной степени направлены усилия школы и семьи, с учетом приоритета в данном вопросе воспитания над обучением.

Задать вопрос