Психологический портрет патронатного воспитателя | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 4 мая, печатный экземпляр отправим 8 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Научный руководитель:

Рубрика: Психология

Опубликовано в Молодой учёный №25 (367) июнь 2021 г.

Дата публикации: 20.06.2021

Статья просмотрена: 16 раз

Библиографическое описание:

Семёновых, О. В. Психологический портрет патронатного воспитателя / О. В. Семёновых. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2021. — № 25 (367). — С. 490-491. — URL: https://moluch.ru/archive/367/82667/ (дата обращения: 25.04.2024).



В статье представлены основные результаты исследования психологического портрета патронатного воспитателя. В исследовании приняли участие 20 патронатных воспитателей, осуществляющие социальный патронат в Московской области и 20 специалистов, работающих в социально-реабилитационных центрах для несовершеннолетних Московской области. Результаты исследования позволили описать особенности психологического портрета патронатного воспитателя. Анализ полученных результатов показал, что составляющие психологического портрета патронатного воспитателя, осуществляющего социальный патронат в Московской области, и специалистов, работающих в социально-реабилитационных центрах для несовершеннолетних Московской области, имеют значимые различия.

Ключевые слова: психологический портрет, социальный патронат, патронатный воспитатель

The dissertation presents the main results of the study of the psychological portrait of the foster carer. The study involved 20 foster carers who perform social patronage in the Moscow region and 20 specialists working in social rehabilitation centers for minors in the Moscow region. The results of the study allowed us to describe the features of the psychological portrait of the foster carer. The analysis of the obtained results showed that the components of the psychological portrait of the foster carer who performs social patronage in the Moscow region and specialists working in social rehabilitation centers for minors in the Moscow region have significant differences.

Keywords: psychological portrait, social patronage, foster carer

Профилактика социального сиротства одно из приоритетных направлений социальной политики в Российской Федерации. На территории Московской области социальный патронат устанавливается над ребенком, проживающим в кровной семье и признанном в установленном порядке нуждающимся в государственной поддержке, в форме регулярного, не менее трех раз в неделю, посещения патронатным воспитателем по месту жительства с целью оказания социальной помощи. Социальный патронат осуществляет патронатный воспитатель. На территории Московской области 1088 детей, находятся на социальном патронате.

Разработка научной базы составления психологических портретов принадлежит отечественным ученым, таким как: Ю. М. Антонян, А. И. Анфиногенов, Р Л. Ахмедшин, О. И. Бродченко, Н. Н. Богомолова, А. О. Бухановский, О. А. Логунова, Л. П. Конышева, Д. В. Миронов, В. А. Образцов, А. Р Ратинов, Е. Г. Самовичев, Г. А. Густов и др.

От «внутреннего склада» личности, возможных действий патронатного воспитателя в значимых для ребенка обстоятельствах зависит эффективность и успешность помощи детям, нуждающимся в государственной поддержке. Это ставит перед наукой и практикой задачу выделения тех личностных качеств специалиста, которые будут способствовать реализации его трудовых функций. Поэтому изучение психологического портрета патронатного воспитателями в настоящее время является актуальным.

Психологический портрет патронатного воспитателя для детей, проживающих в кровных семьях, никогда не был предметом специального изучения.

На основании полученных теоретических данных был подобран пакет диагностических методик для исследования психологического портрета патронатного воспитателя. Проведено эмпирическое исследование на предмет констатации основных компонентов психологического портрета патронатного воспитателя, проведен анализ и обобщение результатов исследования.

В ходе исследования было выдвинуто предположение о том, что к основным составляющим психологического портрета патронатного воспитателя можно отнести: коммуникативные способности, способность к произвольной эмоциональной отзывчивости на переживание других людей, способность к сотрудничеству, а такие личностные особенности, как коммуникабельность, толерантность, эмоциональная устойчивость, адекватная самооценка, готовность брать на себя ответственность, а также высокая нормативность поведения. А также, что составляющие психологического портрета патронатного воспитателя, осуществляющего социальный патронат в Московской области, и специалистов, работающих в социально-реабилитационных центрах для несовершеннолетних Московской области, имеют значимые различия.

Полученные результаты показали, что основными составляющими психологического портрета патронатного воспитателя, осуществляющего социальный патронат в Московской области, являются: чувство ответственности и долга, стойкость моральных принципов, способность действовать смело и энергично, наличие устоявшихся мнений, норм и правил, потребность быть хорошо информированными, способность к сотрудничеству, смелость, хваткость, сообразительность и быстрота, несмотря на то, что для большинства воспитателей характерны заниженный и очень низкий уровни эмпатии. А основные компоненты психологического портрета специалистов, работающих в социально-реабилитационных центрах для несовершеннолетних Московской области, представлены высокой эмпатийной устойчивостью, моральным контролем, отсутствием доверия, поиском подвоха, неудовлетворенностью достигнутым и очень высокой тревожностью, которая обычно нарушает деятельность, недостаточно сформированным уважением к самим себе, сформированными на высоком уровне способностями принятия себя такими, каковы они есть и выраженностью творческой направленности личности.

На основании всего вышеизложенного можно утверждать, что к основным составляющим психологического портрета патронатного воспитателя можно отнести: коммуникативные способности, способность к произвольной эмоциональной отзывчивости на переживание других людей, способность к сотрудничеству, а такие личностные особенности, как коммуникабельность, толерантность, эмоциональная устойчивость, адекватная самооценка, готовность брать на себя ответственность, а также высокая нормативность поведения. А также, что составляющие психологического портрета патронатного воспитателя, осуществляющего социальный патронат в Московской области, и специалистов, работающих в социально-реабилитационных центрах для несовершеннолетних Московской области, имеют значимые различия.

Выдвинутые частные предположения были подтверждены частично.

Полученные результаты могут быть использованы в системе отбора и подготовки патронатных воспитателей.

Литература:

  1. Анфиногенов А. И. Психологический портрет преступника, его разработка в процессе расследования преступления: дис.... канд. психол. наук. М., 2011. — 201 с.
  2. Ахмедшин Р. Л. Психолого-криминалистическая характеристика социально-дезадаптированной личности преступника: дис.... канд. юрид. наук. Томск. — 2013. — с. 100–187.
  3. Барташев А. А. Диагностика темперамента и характера. СПб., 2011. — 176 с.
  4. Некрасов С. Д. Психологический потрет человека. Краснодар, 2014. — 128 с.
  5. Холостова Е. И. Профессиональный и духовно-нравственный портрет социального работника. — М.: РГСИ, 2017 г.
Основные термины (генерируются автоматически): психологический портрет, Московская область, воспитатель, социальный патронат, осуществляющий социальный патронат, способность, адекватная самооценка, государственная поддержка, произвольная эмоциональная отзывчивость, эмоциональная устойчивость.


Ключевые слова

психологический портрет, социальный патронат, патронатный воспитатель

Похожие статьи

Психолого-педагогические аспекты развития эмоциональной...

Эмоциональная отзывчивостьспособность человека к сопереживанию и сочувствию другим людям, к пониманию их внутренних состояний.

По мере развития личности у ребенка повышаются способности к самоконтролю и произвольной психической саморегуляции.

Экспериментальное изучение эффективности модели...

Ключевые слова: психолого-педагогическая поддержка родителей, ответственное

‒ Модель психолого-педагогической поддержки родителей должна включать в себя все компоненты

‒ Эффективное взаимодействие педагогов, учащихся, родителей и др. социальных партнеров...

Обеспечение психолого-педагогической поддержки семьи...

Статья посвящена организации психолого-педагогической помощи и поддержки семьи ребенка с ограниченными возможностями здоровья. Материал будет интересен педагогам и специалистам образовательных организаций, практическим психологам, педагогам-психологам...

Психологическая компетентность воспитателя как показатель...

Социальная компетентность способствует социальной адаптации, самоактуализации

Социально-педагогическая компетентность проявляется в том, как педагог

- осведомленность в области процессов общения, происходящих в группе, с которой воспитатель работает...

Проблема развития эмоциональной отзывчивости детей...

Эмоциональная отзывчивость является отправной точкой развития гуманных чувств у

Проблему эмоциональной отзывчивости рассматривали такие исследователи как Б. М

По мере развития личности у ребенка в игровой деятельности повышаются способности к...

Эмоциональная отзывчивость как элемент социального...

Библиографическое описание: Аблитарова, А. Р. Эмоциональная отзывчивость как элемент социального развития детей дошкольного

 В дошкольный период происходит становление способности ребенка к произвольной регуляции собственных эмоций, ему трудно скрыть...

Социально-эмоциональное развитие дошкольников

Социально-эмоциональное развитие дошкольников. Автор: Плотникова Кристина Михайловна.

Эмоциональная грамотность — это способность детей писать и рассказывать о своих эмоциях или чувствах, а также о эмоциях и чувствах окружающих его людей.

Исследование особенностей личностной зрелости кандидатов...

В статье представлены результаты теоретического и эмпирического исследования особенностей личностной зрелости кандидатов в приемные родители, которое проводилось в рамках учебно-производственной практики в школе приёмных родителей «Росток» (на базе ЧОЦСЗ «Семья») г...

Социально-психологическая специфика отношения педагогов...

Социально-психологическая специфика отношения педагогов к детям. Автор: Скрипкина Надежда Витальевна.

В социальной психологии в многообразии отношений человека с окружающей средой принято выделять два основных вида отношений: общественные...

Похожие статьи

Психолого-педагогические аспекты развития эмоциональной...

Эмоциональная отзывчивостьспособность человека к сопереживанию и сочувствию другим людям, к пониманию их внутренних состояний.

По мере развития личности у ребенка повышаются способности к самоконтролю и произвольной психической саморегуляции.

Экспериментальное изучение эффективности модели...

Ключевые слова: психолого-педагогическая поддержка родителей, ответственное

‒ Модель психолого-педагогической поддержки родителей должна включать в себя все компоненты

‒ Эффективное взаимодействие педагогов, учащихся, родителей и др. социальных партнеров...

Обеспечение психолого-педагогической поддержки семьи...

Статья посвящена организации психолого-педагогической помощи и поддержки семьи ребенка с ограниченными возможностями здоровья. Материал будет интересен педагогам и специалистам образовательных организаций, практическим психологам, педагогам-психологам...

Психологическая компетентность воспитателя как показатель...

Социальная компетентность способствует социальной адаптации, самоактуализации

Социально-педагогическая компетентность проявляется в том, как педагог

- осведомленность в области процессов общения, происходящих в группе, с которой воспитатель работает...

Проблема развития эмоциональной отзывчивости детей...

Эмоциональная отзывчивость является отправной точкой развития гуманных чувств у

Проблему эмоциональной отзывчивости рассматривали такие исследователи как Б. М

По мере развития личности у ребенка в игровой деятельности повышаются способности к...

Эмоциональная отзывчивость как элемент социального...

Библиографическое описание: Аблитарова, А. Р. Эмоциональная отзывчивость как элемент социального развития детей дошкольного

 В дошкольный период происходит становление способности ребенка к произвольной регуляции собственных эмоций, ему трудно скрыть...

Социально-эмоциональное развитие дошкольников

Социально-эмоциональное развитие дошкольников. Автор: Плотникова Кристина Михайловна.

Эмоциональная грамотность — это способность детей писать и рассказывать о своих эмоциях или чувствах, а также о эмоциях и чувствах окружающих его людей.

Исследование особенностей личностной зрелости кандидатов...

В статье представлены результаты теоретического и эмпирического исследования особенностей личностной зрелости кандидатов в приемные родители, которое проводилось в рамках учебно-производственной практики в школе приёмных родителей «Росток» (на базе ЧОЦСЗ «Семья») г...

Социально-психологическая специфика отношения педагогов...

Социально-психологическая специфика отношения педагогов к детям. Автор: Скрипкина Надежда Витальевна.

В социальной психологии в многообразии отношений человека с окружающей средой принято выделять два основных вида отношений: общественные...

Задать вопрос