Компетентностный профиль наставника проектной деятельности в вузе | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 27 апреля, печатный экземпляр отправим 1 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №25 (367) июнь 2021 г.

Дата публикации: 19.06.2021

Статья просмотрена: 242 раза

Библиографическое описание:

Букат, Д. Д. Компетентностный профиль наставника проектной деятельности в вузе / Д. Д. Букат. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2021. — № 25 (367). — С. 394-396. — URL: https://moluch.ru/archive/367/82647/ (дата обращения: 19.04.2024).



Анализ современных исследовательских работ выявляет возрастающий интерес к наставничеству как научной и социальной проблеме [1]. Зарубежный опыт и российская практика указывают на необходимость включения наставников в те области, для которых важное значение имеют экспертные знания и практический опыт [2]. Проектная деятельность в вузе не является исключением — переход к образовательным программам, основанным на проектном подходе, предполагает решение вопроса о кадровом обеспечении проектной деятельности в вузах и наличии наставников — компетентных специалистов, способных обеспечить реализацию проектов студентами на организационном, методологическом, информационном, коммуникационном уровнях, а также получением в проекте двух типов результатов — образовательный и продуктовый [3]. Таким образом, роль наставника студенческих проектов в современных условиях экономики знаний, в которой конкурентные преимущества выпускников определяются их умением генерировать, приобретать, передавать и трансформировать знания в новые способы действия, только возрастает [4

Зарубежные и российские исследования показывают, что процесс наставничества является результативным при условии его концептуальной и методологической проработки, а также его функционирования в рамках целостной системы профессиональной деятельности с четко определенным набором компетенций. Тем не менее, ввиду новизны и многоаспектности позиции наставника проектного обучения, в настоящее время нет единого понимания, формализованного подхода к определению компетенций наставника. Таким образом, остается открытым вопрос о формализации компетентностного профиля наставника.

Концепция образования, ориентированного на компетенции (competence-based education — CBE), появилась в 70-х годах в США в контексте сформированного Н. Хомским (Массачусетский университет) термина «компетенция» [5]. Понятие «компетенции» была раскрыта в рамках исследований Б. Г. Ананьева, В. Г. Афанасьева, C. М. Кагана, H. Когана, JI. С. Выготского, А. Н. Леонтьева, C.JI. Рубинштейна, К. А. Абульхановой-Славской, В. Г. Афанасьева, И. С. Кона, A. B. Петровского, В. Г. Рындака, А. Н. Лука, В. А. Моляко, Я. А. Пономарева и имеет различные трактовки.

Возвращаясь к компетенциям наставника, большинство исследователей сходятся во мнении, что наставник объединяет в себе целый ряд ролей. В зависимости от типа наставнических практик, которые определяются направлением проекта или исследования, длительностью, компетентностью команды и т. д., привлекаются различные типы наставников, которым соответствуют различные наборы и уровни компетенций [6].

Так, С. Я. Батышев предлагает ряд технологий педагогического наставничества, разделенных на четыре ступени [7]:

  1. Педагог-ментор — целенаправленная передача опыта от опытного наставника к учащемуся по принципу «делай как я».
  2. Педагог-тьютор — сопровождение процесса обучения учащегося через перенос имещихся знаний в практическую деятельность.
  3. Педагог-коуч — построение процесса обучения на базе партнерских взаимоотношений; сподвижение учащегося на самостоятельное решение проблем.
  4. Педагог-фасилитатор — групповая коммуникация, основанная на креативных моделях корпоративного обучения.

Теплова Т. Н. обнаруживает следующие различия в данной классификации:

ментор является ценным иточником связей и опыта, помогает решать проблемы, и в целом является более опытным старшим специалистом, который оценивает профессиональную деятельность подопечного со стороны;

тьютор фокусируется на сопровождении, помогая подопечному сформировать собственный образовательный запрос, выстроить индивидуальную траекторию развития, привить интерес к реализуемой деятельности, адаптироваться к новой ситуации;

коуч , в свою очередь, также сконцентрирован на сопровождении, однако главная задача такого сопровождения — поиск сильных сторон подопечного и выбор наилучших способов их развития;

фасилитатор же рассматривается автором как идеальный человекоцентрированный формат деятельности наставника, так как такой наставник, в первую очередь, вызывает доверие и своим присутствием облегчает для учащегося проявление иницативы и самостоятельности, а также максимально способствует его личностному развитию [8].

Наставник также может рассматриваться как роль, объединяющая в себе понятия куратора и тьютора, которые, в свою очередь отвечают за различные результаты на разных этапах проекта — продуктовый и образовательный. Эти лица решают разные задачи, имеют разные взгляды на позиции участников проектной команды, по-разному оценивают получаемые результаты, следовательно — должны обладать разными компетенциями.

На основе проанализированных источников, можно определить границы наставничества в отличие от прочих социально-педагогических практик. Можно выделить следующие отличительные характеристики наставничества:

– это деятельность, заключающаяся в длительном сопровождении и взаимодействии с участниками проекта, в отличие от разовых или эпизодических консультаций или мастер-классов, предполагающих демонстрацию собственного мастерства специалиста;

– это процесс передачи опыта через освоение на практике — участники проекта самостоятельно исследуют, изучают специфику и технологию работы над проектом, совершают самостоятельные действия, в то время как наставник осуществляет контроль над этими действиями и оказывает помощь;

– это процесс, подразумевающий не только обучение практической стороне работы, но и анализ способов ее осуществления, специфики, рисков и ограничений.

Таблица 1

Блоки компетенций наставника проектной деятельности

Позиция

Предметно-профессиональные

Организационно-проектные

Педагогические

Куратор

– Базовая научно-техническая подготовка

– Основы инженерной, научной деятельности и культуры

– Навыки работы на профессиональном оборудовании и ПО

– Организационное проектирование

– Выделение проблемы

– Работа с требованиями

– Управление жизненным циклом продукта

– Сопровождение, организация и поддержка проектной команды без вмешательства в работу

Тьютор

– Общая осведомленность о предмете деятельности, понимание того, как устроена профессиональная сфера

– Взаимодействие в команде, коммуникация между участниками проекта

– Помощь в самоопределении по отношению к проекту

– Работа с зоной ближайшего развития

– Помощь в управлении собственным временем, самоорганизации и т. д.

– Помощь в профессиональной навигации

Анализ профиля наставника проектной деятельности показывает, что наставник несет ответственность за формирование контура проекта — отслеживает соответствие проектной деятельности определенной логике и контролирует получение задуманного результата в соответствии с этой логикой. Кроме того, формирует нормы и ценности проектной работы, обеспечивая при этом развитие всех участников проекта.

С учетом получения в проекте двух типов результатов — продуктового и образовательного, профиль наставника проектной деятельности можно рассматривать с точки зрения объединения позиций «куратора» (продуктовый) и «тьютора» (образовательный). Таким образом, наставник студенческих проектов — это профессионал, объединяющий в себе ряд разноплановых компетенций: педагогические компетенции, компетенции управления технологическими проектами полного жизненного цикла, профильные компетенции в различных предметных областях.

Литература:

  1. Осипов П.Н., Ирисметова И.И. Наставничество как объект научных исследований // Профессиональное образование и рынок труда. – 2020. – №2. — С. 109-115. D01 10.24411/2307-4264-2020-10234.
  2. Кондратьева И.А. Наставничество как стиль работы современного руководителя//Образование личности. — №1. — 2017. — С. 63—65. ol-journal.ru/sites/default/files/ol-01-17.pdf.
  3. Тетюкова Е.П., Белых Т.А. Проектное обучение — инновационный подход к организации учебного процесса в высших учебных заведениях РФ // Физика. Технологии. Инновации: сб. мат-лов VI Междунар. молод. науч. конф., посвящ. 70-летнию основания Физ.-технол. института УрФУ (Екатеринбург, 20-24 мая 2019 г.). Екатеринбург: УрФУ, 2019. С. 349-358
  4. Селиверстова М.В., Беляева Д.А. Сравнительный анализ моделей наставничества в современных условиях // International Journal of Humanities and Natural Sciences, vol. 3-2. C. 110-116. DOI: 10/24411/2500-1000-2019-10671.
  5. Isaeva T.E. To the Nature of Pedagogical Culture: Competence – Based Approach to its Structure // Преподаватель высшей школы в XXI веке // Тр. Международной научнопрактической интерконференции. Ростов-на-Дону, 2003.
  6. Глазунова О.В., Обухов А.С., Проценко Л.М., Кожаринов М.Ю. Концепция «Топос. Исследовательское краеведение». // Научно-методический журнал «Исследователь/Researcher» №1 (29) – 2020.
  7. Батышев С. Я. Педагогические основы наставничества. Материалы теоретической конференции, ч.1. М., 2016. 324 с.
  8. Теплова Т.Н. Новые технологии педагогического наставничества в общеобразовательном учреждении. // Научно-методический журнал «Исследователь/Researcher» №1 (29) – 2020.
Основные термины (генерируются автоматически): проектная деятельность, участник проекта, CBE, компетенция, компетенция наставника, наставник, проект, проектная команда, профиль наставника, тип результатов.


Похожие статьи

Компетентностный подход к формированию команды...

Команда проекта — это специалисты, которым необходимо выполнять задачи в ходе проекта для достижения общей цели. Команда проекта является неотъемлемой частью проекта, так как именно она осуществляет деятельность по его реализации [2]. Формирование проектной команды — это задача в теории управления проектами, цель которой объединение специалистов разного уровня, чтобы обеспечить возможность выполнять перечень проектных задач для реализации проекта.

Проектная деятельность учащихся как средство формирования...

На основании вышесказанного основной результат проектной деятельности – это ключевые компетентности, формирование которых в условиях предпрофильного и профильного обучения требует особого методического сопровождения. В школе уже имеется опыт такого сопровождения, которое осуществляется с 2007 года в рамках реализации инновационного проекта «Информационная среда как эффективное средство формирования информационной культуры учащихся в рамках непрерывного образования».

Реализация проекта «Наставник» в студенческой среде

Цель проекта «Наставник» — адаптация студентов первого курса к новым условиям обучения, развитие soft skills участников проекта посредством внедрения Целевой модели наставничества в КГА ПОУ ГАСКК МЦК в форме «студент-студент» через проведение мероприятий в период 2020–2021 учебного года. В ходе реализации проекта «Наставник» решается проблемаотсутствия в колледже практики наставничества в форме «студент-студент» при наличии спроса обучающихся 1-го курса. Организаторами и ведущими мероприятий...

Сравнительный анализ моделей по созданию эффективных...

Поддержка руководства. Приобретение компетенций. Корпоративные мероприятия. Текучка кадров.

Далее на основе проведенного анализа можно разработать стратегию по формированию эффективных проектных команд. Данная стратегия должна включать следующие меры

Основные термины (генерируются автоматически): нехватка компетенций, поддержка руководства, приобретение компетенций, сторона, текучка кадров, внешняя среда, возможность, член команды, групповое доверие, межличностный подход.

Принципы формирования проектных команд | Статья в журнале...

Впервые определение проектной команды и членов проектной команды, которое было внесено в глоссарий, опубликовало издание «Project Management Institute» в 2013 году, и звучало оно так: ««множество людей, которые поддерживают руководителя проекта в выполнении

На данный момент тема формирования команды проекта и эффективного взаимодействия между ее участниками хорошо и всесторонне проработана. Существует большое количество публикаций, освещающих как один, так и второй вопрос, в основе которых лежат знания из...

Анализ деятельности и развитие команды проекта в проектной...

Анализ деятельности команды учебного проекта. Проводится на основании отчетов о своей работе, которые составляют все члены команды. Отчетность участников проекта является представлением команды о выполнении проекта и сопоставляется с отчетностью о ходе реализации проекта.

Учебный проект с точки зрения учащегося – это деятельность, направленная на решение интересной проблемы, сформулированной самими учащимися в виде цели и задачи, когда результат этой деятельности – найденный способ решения проблемы...

Оценка компетенций проектного менеджера | Статья в журнале...

Компетенции — это знания, умения, навыки, позволяющие осуществлять высокоэффективную профессиональную деятельность [2]. В качестве основных компетенций менеджера проектов можно предложить следующие: умение систематизировать и анализировать информацию, аналитическое мышление, гибкость, развитые коммуникативные способности, организаторские способности. Указанные компетенции оцениваются при выборе проектного менеджера, поскольку они непосредственно влияют на качество реализации проекта.

Проектная деятельность в реализации ФГОС нового поколения

Таким образом, проектная деятельность учащихся очень логично вписывается в структуру ФГОС второго поколения и полностью соответствует заложенному в нем основному подходу. Метод проектов широко используется мною на уроках математики и во внеурочной деятельности. Данный метод не является новым в педагогической практике и направлен на то, чтобы обучающие знали, где и как им нужны полученные в школе знания, для решения каких жизненных ситуаций эти знания им могут пригодиться.

Похожие статьи

Компетентностный подход к формированию команды...

Команда проекта — это специалисты, которым необходимо выполнять задачи в ходе проекта для достижения общей цели. Команда проекта является неотъемлемой частью проекта, так как именно она осуществляет деятельность по его реализации [2]. Формирование проектной команды — это задача в теории управления проектами, цель которой объединение специалистов разного уровня, чтобы обеспечить возможность выполнять перечень проектных задач для реализации проекта.

Проектная деятельность учащихся как средство формирования...

На основании вышесказанного основной результат проектной деятельности – это ключевые компетентности, формирование которых в условиях предпрофильного и профильного обучения требует особого методического сопровождения. В школе уже имеется опыт такого сопровождения, которое осуществляется с 2007 года в рамках реализации инновационного проекта «Информационная среда как эффективное средство формирования информационной культуры учащихся в рамках непрерывного образования».

Реализация проекта «Наставник» в студенческой среде

Цель проекта «Наставник» — адаптация студентов первого курса к новым условиям обучения, развитие soft skills участников проекта посредством внедрения Целевой модели наставничества в КГА ПОУ ГАСКК МЦК в форме «студент-студент» через проведение мероприятий в период 2020–2021 учебного года. В ходе реализации проекта «Наставник» решается проблемаотсутствия в колледже практики наставничества в форме «студент-студент» при наличии спроса обучающихся 1-го курса. Организаторами и ведущими мероприятий...

Сравнительный анализ моделей по созданию эффективных...

Поддержка руководства. Приобретение компетенций. Корпоративные мероприятия. Текучка кадров.

Далее на основе проведенного анализа можно разработать стратегию по формированию эффективных проектных команд. Данная стратегия должна включать следующие меры

Основные термины (генерируются автоматически): нехватка компетенций, поддержка руководства, приобретение компетенций, сторона, текучка кадров, внешняя среда, возможность, член команды, групповое доверие, межличностный подход.

Принципы формирования проектных команд | Статья в журнале...

Впервые определение проектной команды и членов проектной команды, которое было внесено в глоссарий, опубликовало издание «Project Management Institute» в 2013 году, и звучало оно так: ««множество людей, которые поддерживают руководителя проекта в выполнении

На данный момент тема формирования команды проекта и эффективного взаимодействия между ее участниками хорошо и всесторонне проработана. Существует большое количество публикаций, освещающих как один, так и второй вопрос, в основе которых лежат знания из...

Анализ деятельности и развитие команды проекта в проектной...

Анализ деятельности команды учебного проекта. Проводится на основании отчетов о своей работе, которые составляют все члены команды. Отчетность участников проекта является представлением команды о выполнении проекта и сопоставляется с отчетностью о ходе реализации проекта.

Учебный проект с точки зрения учащегося – это деятельность, направленная на решение интересной проблемы, сформулированной самими учащимися в виде цели и задачи, когда результат этой деятельности – найденный способ решения проблемы...

Оценка компетенций проектного менеджера | Статья в журнале...

Компетенции — это знания, умения, навыки, позволяющие осуществлять высокоэффективную профессиональную деятельность [2]. В качестве основных компетенций менеджера проектов можно предложить следующие: умение систематизировать и анализировать информацию, аналитическое мышление, гибкость, развитые коммуникативные способности, организаторские способности. Указанные компетенции оцениваются при выборе проектного менеджера, поскольку они непосредственно влияют на качество реализации проекта.

Проектная деятельность в реализации ФГОС нового поколения

Таким образом, проектная деятельность учащихся очень логично вписывается в структуру ФГОС второго поколения и полностью соответствует заложенному в нем основному подходу. Метод проектов широко используется мною на уроках математики и во внеурочной деятельности. Данный метод не является новым в педагогической практике и направлен на то, чтобы обучающие знали, где и как им нужны полученные в школе знания, для решения каких жизненных ситуаций эти знания им могут пригодиться.

Задать вопрос