Особенности формирования экологических представлений у детей дошкольного возраста | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 4 мая, печатный экземпляр отправим 8 мая.

Опубликовать статью в журнале

Авторы: ,

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №25 (367) июнь 2021 г.

Дата публикации: 18.06.2021

Статья просмотрена: 2064 раза

Библиографическое описание:

Воропаева, Т. В. Особенности формирования экологических представлений у детей дошкольного возраста / Т. В. Воропаева, О. М. Асеева. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2021. — № 25 (367). — С. 408-410. — URL: https://moluch.ru/archive/367/82609/ (дата обращения: 20.04.2024).



В данной статье говорится о том, как происходит формирование экологических представлений у детей 3–6,5 возраста под влиянием взрослого и природы.

Ключевые слова: ребенок, природа, экологические представления, дошкольный возраст.

Природа в душе каждого ребенка оставляет свой определенный след, воздействуя своей динамичностью, яркостью и многообразием на все его чувства [6, с. 50–52].

Ребенок чувствует себя первооткрывателем тайн и сокровищ природы, радуется и удивляется этому. Думает, что он первый увидел снег — множество порхающих узорных снежинок, первый обнаружил стрекочущих кузнечиков, услышал пение соловей, словно поющих только для него. Так он познает мир, воспринимает природу. Окружающий мир его интересует, будоражит и притягивает к себе [5, с. 150–152].

В дошкольном возрасте важна роль воспитателя в познании мира природы. Воспитатель должен сформировать не только положительное отношение к природе, любовь к Родине, но и сформировать экологические знания об окружающем мире. Экологические представления детей начинают свое формирование с понятий «живая» и «неживая» природа. Знания об окружающем мире помогут детям подготовиться к обучению в школе — изучать такие науки, как физику, природоведение, географию и т. д. [1, с.10–12].

Экологическое воспитание дошкольников — это процесс ознакомления детей с природой, в основе которого лежит экологический подход, опирающийся на основные понятия и идеи экологии [2, с.25–32].

Экологические представления — это данные о неразрывных связях животных и растений со средой обитания, их адаптивности к ней; о применении природных богатств; о человеке как неотъемлемой части природы; о загрязнении окружающего нас мира [9, с.113–126].

Процесс формирования экологических представлений у дошкольников младшей, средней и старшей группы имеет свои различия. В каждой возрастной группе дошкольного образования используются свои методы и приемы, наглядные пособия.

В младшем дошкольном возрасте формируются первые основы экологического сознания, мышления и культуры [8, с. 138–139].

Выделяют задачи для формирования экологических представлений у детей младшего дошкольного возраста:

— познакомить детей с характерными особенностями времен года;

— сформировать умение у детей узнавать домашних и диких животных, а также называть их и их детёнышей;

— дать представления о свойствах песка, воды, снега;

— развить у детей эмоционально положительное, бережное отношение к живой природе [8, с. 138–139].

Для решения данных задач необходимо тематическое планирование, отражающие различные формы работы такие, как беседы, дидактические игры, целевые прогулки, чтение художественной литературы, эксперименты с водой, снегом, песком и т. д. [3, с. 13–26].

В младшей группе ДОО должно быть правильно организованно экологическое пространство, включающее в себя: муляжи овощей и фруктов, календарь погоды, игры-инсценировки, дидактические игры, настольно-печатные игры, репродукции о природе, о домашних и диких животных, о временах года [1, с. 10–12].

Игры с песком развивают мелкую моторику детей, мышление, восприятие, память, речь, фантазию и воображение. Расслабляют, успокаивают и снимают психическое напряжение [9, с.113–126].

Игры с водой служат средством познания окружающего нас мира. Данные игры направлены на развитие психических познавательных процессов, на формирование сенсорных представлений и первичных приёмов логического мышления [9, с.113–126].

При формировании первых представлений о природе необходимо начинать с метода наблюдения. Уникальность данного метода в том, что он позволяет ребенку без помощи взрослого обнаружить законы природы [1, с. 10–12].

В младшей группе детского сада для расширения представлений детей о доступных им явлениях и предметах окружающего мира, необходимо использовать разные виды игр: театрализованные, дидактические, творческие и подвижные [9, с. 113–126].

Таким образом, процесс формирования экологических представлений для ребенка младшего дошкольного возраста способствует развитию его личности, а именно развивает бережное отношение к природе, ответственность за нее, формирует первые экологические знания о важнейших природных взаимосвязях, воспитывает гуманное отношение к окружающей нас среде [9, с. 113–126].

Детей среднего дошкольного возраста (4–5 лет) учат взаимодействовать с окружающей нас средой, поддерживать интерес к предметам и явлениям природы. Делать правильные обобщенные выводы об увиденном [1, с. 10–12].

Формируя экологические знания, чувство эмпатии к природе необходимо чтение художественной литературы, рассматривание иллюстраций [2, с. 25–32].

Следует детей данного возраста знакомить с обитателями леса: грибами, ягодами, лесными растениями, касаясь диких животных на примере рассказов В. Бианки, Е. Чарушина, Н. Сладкова («Купание медвежат», «Волчишко», «Медведица и медвежата», «Лиса и заяц») [9, с. 113–126].

Во время прогулок воспитатель должен обращать внимание детей на сезонные изменения в природе [8, с. 138–139].

Для процесса формирования экологических представлений у детей средней дошкольной группы немаловажную роль играет уголок природы. Организуя уголок в группе, воспитатель должен направлять детей на самостоятельное наблюдение за растениями и животными [7, с. 87–99].

Детей четырех-пятилетнего возраста необходимо приучать к трудовой деятельности, объясняя им значимость их труда и поощряя тех, кто самостоятельно решил проявить инициативу в оказании помощи старшим [7, с. 87–99].

Осенью детей нужно привлекать к уборке территории от листьев, познакомив заранее с рабочим инструментом: грабли, метла, лопата и т. д.

В зимний период необходимо привлекать детей к постройке кормушек для птиц, чистить от снега, к примеру, игровую площадку, лепить из снега снеговиков, подкармливать птиц [7, с. 87–99].

Весной, к концу апреля детей важно привлекать к посадке семян гороха, а в мае — к посадке лука [1, с. 10–12].

Вся эта огромная работа по формированию экологических знаний не достигнет вершины успеха, если ребенок не будет чувствовать поддержку со стороны взрослых, а именно родителей. Ребенок всегда открыт к новому, способен к легкому восприятию и присвоению экологических правил, способен превратить данные правила в свои привычки. Экологическое просвещение родителей — это одно из самых сложных и важных направлений в работе воспитателей дошкольной образовательной организации [6, с. 50–52].

В старшем дошкольном возрасте продолжается знакомство детей с сезонными изменениями посредством наблюдения. В момент наблюдений необходимо использовать художественное слово: малые формы фольклора, стихи, чтение отрывков из художественных произведений [1, с. 10–12].

Во время прогулок следует беседовать с детьми о том, как растения приспосабливаются к зиме, т. е. необходимо сформировать у детей представления о внешнем и внутреннем состоянии растений осенью, дать некоторые представления о семенах и плодах деревьев, кустарников и травянистых растений, рассказать о способах распространения семян. Важно рассказать детям об огромной роли ветра в жизни растений [4, с. 105–123].

Большое внимание на занятиях уделяем беседам о птицах: «Какую пользу приносит нам птицы?», «Какие птицы улетают на юг?», «Птицы — это наши меньшие друзья!» [7, с. 87–99].

Воспитатели в своей работе должны использовать произведения М. Пришвина, Е. Чарушина, Г. Скребицкого, Э. Шина, В. Бианки, Н. Сладкова. Данные произведения написаны простым, доступным, увлекательным языком, которые рассказывают о явлениях окружающей нас природы, дающие точные сведения [3, с. 13–26].

В результате, из всего выше перечисленного, дети старшего дошкольного возраста овладеют знаниями о природе, научатся размышлять, сопоставлять, сравнивать, освоят причинно-следственные связи, отношения, свойства, качества между явлениями и предметами природы. Начнут проявлять большой интерес к природному материалу, из которого можно сделать великолепные подделки, появится бережное отношение к природе, чувство эмпатии [7, с. 87–99].

Таким образом, мы пришли к выводу, что природа — это одно из важнейших средств воспитания детей. Окружающий нас мир привлекает детей своей разнообразностью и яркостью. В момент наблюдения ребенок включает разные органы чувств, т. е. происходит активизация начальных моментов познания-восприятия и ощущения. Формирование экологических представлений в дошкольном возрасте способствует развитию мышления, расширению представлений о мире, овладению родовидовыми, временными, пространственными и причинно-следственными отношениями, позволяющие объединить отдельные представления в общую картину.

Литература:

  1. Акимова Е. В., Комиссарова Л. В. Формирование экологических представлений у детей старшего дошкольного возраста в процессе ознакомления с природой // Вопросы дошкольной педагогики. — 2017. — № 1. — С. 10–12.
  2. Васильева Е. В., Крайнова М. В., Муканова А. В. Формирование экологических представлений детей старшего дошкольного возраста на материале различных программ // Молодой ученый. — 2017. — № 47.1. — С. 25–32.
  3. Венгер Л. А. Восприятие и обучение: дошкольный возраст. — М., 2010. — С.13–26.
  4. Веракса Н.Е, Комарова Т. С., Васильева М. А. От Рождения до школы. Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования. — М.:Мозаика- Синтез, 2014. — С. 105–123.
  5. Григорьева О. Н. Формирование элементарных экологических представлений у детей средней группы // Вопросы дошкольной педагогики. — 2017. — № 1. — С. 150–152.
  6. Зебзеева В. А. Экологическое образование детей дошкольного возраста: новые подходы и требования [Текст] // Педагогика: традиции и инновации: материалы II Междунар. науч. конф. (г. Челябинск, октябрь 2012 г.). — Челябинск: Два комсомольца, 2012. — С. 50–52.
  7. Кондратьева Н. Н. Содержание и структура программы системных знаний о живом организме для детей старшего дошкольного возраста // Сборник научных трудов ЛГПИ им. А. И. Герцена. — Л., 2017. — С. 87–99.
  8. Миронов А. В. Технологии изучения курса «Окружающий мир» в начальной школе//Приобщение школьников к предметному моделированию. — 2013. — № 5 — с. 138–139;
  9. Николаева С. Н. Воспитание экологической культуры в дошкольном детстве. — М.: Просвещение, 2014. — С. 113–126.
Основные термины (генерируются автоматически): ребенок, природа, дошкольный возраст, окружающий мир, представление, бережное отношение, младший дошкольный возраст, процесс формирования, младшая группа, старший дошкольный возраст.


Похожие статьи

Формирование знаний о животных у детей дошкольного возраста

Участники: педагоги и дети дошкольного возраста. Ключевые слова: знания о животных, дошкольники.

Федотова А. М. Формирование представлений о многообразии животного мира у детей старшего дошкольного возраста / Воспитание общественной направленности...

Формирование эстетического восприятия окружающего мира как...

Ознакомление дошкольников с природой — это средство образования в их сознании реалистических знаний об окружающей природе, основанных на чувственном опыте и воспитании правильного отношения к ней. Для того чтобы дети правильно воспринимали...

Знакомство с миром природы или воспитание экологической...

Воспитание экологической культуры у детей дошкольного возраста будет более эффективно если вся работа в этом направлении построена с учетом следующих принципов [2]: 1. Научность. Принцип научности предполагает знакомство дошкольников с совокупностью элементарных...

Формирование представлений о животных у детей младшего...

Раскрывается значение ознакомления детей младшего дошкольного возраста с животными в воспитании дошкольников.

Основные термины (генерируются автоматически): животное, младший дошкольный возраст, ребенок, природа, дошкольный возраст, младшая группа...

Формирование экологической культуры детей раннего возраста

познавательный интерес, ребенок, окружающий мир, дошкольный возраст, старший дошкольный

Что значит экспериментирование для дошкольника? окружающий мир, ребенок, природа, знание

Формирование познавательного интереса у детей младшего...

Экологическое воспитание дошкольников посредством...

Экологическое воспитание дошкольников посредством ознакомления с живой природой.

Прививать с раннего возраста любовь и бережное отношение к природе необходимо по

Воспитание у детей активной любви и бережного отношения к природе педагог начала с...

Важность экологического воспитания дошкольника

Природа — важнейшее средство воспитания и развития детей дошкольного возраста.

Это воспитание в детях способности понимать и любить окружающий мир и бережно относиться к нему.

Ознакомление дошкольников с природой является важным средством воспитания...

Воспитание бережного отношения к природе у детей...

осознанное отношение, детский сад, ребенок, мир природы, дошкольный возраст, растение, природа, окружающий мир, самар, экологическая

Экологическое воспитание дошкольника | Статья в сборнике... Воспитание любви к природе, навыков бережного отношения к ней...

Опыт реализации ФГОС ДО по формированию у детей...

‒ развивать познавательные мотивы дошкольников, направленные на получение новых представлений о природе, умение любоваться красотой мира природы; ‒ развивать у детей творческий подход, умение оберегать и приумножать красоту и богатство природы малой...

Похожие статьи

Формирование знаний о животных у детей дошкольного возраста

Участники: педагоги и дети дошкольного возраста. Ключевые слова: знания о животных, дошкольники.

Федотова А. М. Формирование представлений о многообразии животного мира у детей старшего дошкольного возраста / Воспитание общественной направленности...

Формирование эстетического восприятия окружающего мира как...

Ознакомление дошкольников с природой — это средство образования в их сознании реалистических знаний об окружающей природе, основанных на чувственном опыте и воспитании правильного отношения к ней. Для того чтобы дети правильно воспринимали...

Знакомство с миром природы или воспитание экологической...

Воспитание экологической культуры у детей дошкольного возраста будет более эффективно если вся работа в этом направлении построена с учетом следующих принципов [2]: 1. Научность. Принцип научности предполагает знакомство дошкольников с совокупностью элементарных...

Формирование представлений о животных у детей младшего...

Раскрывается значение ознакомления детей младшего дошкольного возраста с животными в воспитании дошкольников.

Основные термины (генерируются автоматически): животное, младший дошкольный возраст, ребенок, природа, дошкольный возраст, младшая группа...

Формирование экологической культуры детей раннего возраста

познавательный интерес, ребенок, окружающий мир, дошкольный возраст, старший дошкольный

Что значит экспериментирование для дошкольника? окружающий мир, ребенок, природа, знание

Формирование познавательного интереса у детей младшего...

Экологическое воспитание дошкольников посредством...

Экологическое воспитание дошкольников посредством ознакомления с живой природой.

Прививать с раннего возраста любовь и бережное отношение к природе необходимо по

Воспитание у детей активной любви и бережного отношения к природе педагог начала с...

Важность экологического воспитания дошкольника

Природа — важнейшее средство воспитания и развития детей дошкольного возраста.

Это воспитание в детях способности понимать и любить окружающий мир и бережно относиться к нему.

Ознакомление дошкольников с природой является важным средством воспитания...

Воспитание бережного отношения к природе у детей...

осознанное отношение, детский сад, ребенок, мир природы, дошкольный возраст, растение, природа, окружающий мир, самар, экологическая

Экологическое воспитание дошкольника | Статья в сборнике... Воспитание любви к природе, навыков бережного отношения к ней...

Опыт реализации ФГОС ДО по формированию у детей...

‒ развивать познавательные мотивы дошкольников, направленные на получение новых представлений о природе, умение любоваться красотой мира природы; ‒ развивать у детей творческий подход, умение оберегать и приумножать красоту и богатство природы малой...

Задать вопрос