О реализации конституционного права на предпринимательскую деятельность при осуществлении закупок для государственных нужд: проблемы регулирования | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 27 апреля, печатный экземпляр отправим 1 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Юриспруденция

Опубликовано в Молодой учёный №25 (367) июнь 2021 г.

Дата публикации: 19.06.2021

Статья просмотрена: 33 раза

Библиографическое описание:

Горскин, А. В. О реализации конституционного права на предпринимательскую деятельность при осуществлении закупок для государственных нужд: проблемы регулирования / А. В. Горскин. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2021. — № 25 (367). — С. 272-275. — URL: https://moluch.ru/archive/367/82600/ (дата обращения: 19.04.2024).



В статье рассматриваются отдельные актуальные проблемы реализации конституционного права на осуществление предпринимательской деятельности при осуществлении закупок для государственных нужд, предложения по совершенствованию законодательного регулирования указанного права и практики применения соответствующих норм.

Ключевые слова : конституционные права, предпринимательская деятельность, недобросовестная конкуренция, контрактная система закупок.

Несмотря на то, что контрактная система закупок для государственных и муниципальных нужд в Российской Федерации постоянно совершенствуется на протяжении практически тридцати лет, у нее до сих пор существует большое количество нерешенных проблем. В частности, не должным образом обеспечивается принцип недопущения недобросовестной конкуренции, который влияет на реализацию конституционного права на осуществление предпринимательской деятельности.

Принцип открытости и прозрачности является одним из важнейших принципов системы государственных закупок. Фактически данный принцип означает, что в России обеспечен свободный и безвозмездный доступ к информационным источникам контрактной системы в сфере размещения закупок. Открытость и прозрачность информации соблюдается благодаря ее размещению на сайте www.zakupki.gov.ru в единой информационной системе в информационно-телекоммуникационной сети Интернет (далее — ЕИС) (пункт 9 статьи 3, статья 4 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», далее — Закон № 44).

Заказчиком в ЕИС публикуется план-график закупок, извещения о закупках, сведения о заключении контракта, отчет об объеме закупок российских товаров, в том числе поставляемых при выполнении работ, оказании услуг и другие сведения.

Тем не менее, в соответствии с редакцией части 3 статьи 93 Закона № 44, действующей с 31.07.2019, извещение об осуществлении закупки у единственного контрагента не требуется ни в каких случаях.

В соответствии с частью 1 статьи 103 Закона № 44, в реестр контрактов, который находится в общем доступе, не включается информация о контрактах, заключенных в соответствии с пунктами 4, 5, 23, 42, 44, 45, пунктом 46 (в части контрактов, заключаемых с физическими лицами) и пунктом 52 части 1 статьи 93 Закона № 44, то есть в том числе информация о заключении контракта с единственным поставщиком (исполнителем) на сумму, не превышающую 600 тысяч рублей и др.

С 01.04.2021 вступила в силу новая редакция Закона № 44, в соответствии с которой заказчикам необходимо не только публиковать в ЕИС реестр контрактов, но и отдельно публиковать реестр закупок [7]. Перечень закупок, которые должны быть указаны в реестре закупок, не установлен. Согласно пункту 1 статьи 73 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее — БК РФ) к таким закупкам относятся закупки, осуществленные без заключения государственного (муниципального) контракта. Однако получатели бюджетных средств могут проводить закупки в соответствии с Законом № 44 только с заключением государственных контрактов, заключение гражданско-правовых договоров для них запрещено. Данный вывод следует из пункта 3 статьи 219 Бюджетного кодекса Российской Федерации, пунктов 8, 8.1. части 1 статьи 3 Закона № 44. Таким образом, существует неопределенность в вопросе о том, информацию о каких именно закупках необходимо отражать в реестре закупок.

В Тверской области Комитет государственного заказа в начале 2021 года запустил Региональную информационную систему, в которой заказчики могут вести реестр закупок [7]. Например, государственное бюджетное учреждение культуры «Тверская областная картинная галерея» (далее — ГБУК ТОКГ) публикует в этой системе сведения о заключении государственных контрактов с единственным поставщиком на сумму менее 600 тысяч рублей. Информация о подобных контрактах не подлежит опубликованию в реестре контрактов в ЕИС. Опубликование информации в реестре закупок о заключении государственных контрактов с единственным поставщиком на сумму менее 600 тысяч рублей, как это делает ГБУК ТОКГ, не является обязательным.

Складывается ситуация, при которой доступ к информации о заключении заказчиком государственных контрактов с единственным поставщиком отсутствует даже после принятия новой редакции Закона № 44. Следовательно, отсутствует и возможность для эффективного контроля гражданского общества за финансовой деятельностью государства в лице его органов.

По смыслу гарантирующей государственную защиту прав и свобод человека и гражданина части 1 статьи 45 Конституции Российской Федерации во взаимосвязи с положениями ее статей 2, 17 и 18, государство призвано создавать наиболее благоприятные условия для общественного контроля за деятельностью органов публичной власти и их должностных лиц, обеспечения открытости их деятельности, предоставления гражданам полной и достоверной информации, касающейся процесса и результата выполнения возложенных на них функций [11].

В данном же случае информация о государственных контрактах, которая не публикуется в ЕИС рискует остаться в «серой» зоне для общественного контроля, так как получить информацию о них не представляется возможным.

Наибольшие опасения при этом вызывают закупки до 600 тысяч рублей. При такой сумме контракта заказчик может не прибегать к использованию конкурентных процедур выбора поставщика (исполнителя), заключать государственный контракт, по сути, с любым «удобным» для него поставщиком (исполнителем), а возможность для осуществления хотя бы общественного контроля за процессом такой закупки отсутствует.

К тому же имеет место быть такое нарушение законодательства о контрактной системе как искусственное дробление закупки. Оно заключается в том, что заказчик намеренно разбивает закупку однородных товаров или услуг на несколько закупочных процедур и контрактов, подгоняя каждый из них под сумму менее 600 тысяч рублей с целью избежать проведения конкурентных процедур выбора поставщика (исполнителя).

На практике же критерии определения искусственного дробления закупки довольно размыты. Если Верховным Судом РФ в Постановлении от 07.10.2019 № 73-АД19–2 указано, что искусственным дроблением закупки может быть признано заключение в течение непродолжительного времени (до одного месяца) контрактов по пункту 4 части 1 статьи 93 Закона № 44 (закупка на сумму менее 600 тысяч рублей) на поставку одноименных товаров, содержащих идентичные условия и направленных на достижение единой хозяйственной цели [13], то Федеральной антимонопольной службой Российской Федерации в Письме от 14.11.2019 № ИА/100041/19 отмечается, с одним контрагентом даже в течение одного дня можно заключить несколько контрактов с одним предметом, если это не нарушает положения статьи 16 Закона о защите конкуренции [9].

Отсутствие в информационном пространстве информации о заключении государственных контрактов на сумму менее 600 тысяч рублей способствует развитию недобросовестной конкуренции, ограничению числа участников закупочной процедуры, что приводит к нарушению права на осуществление предпринимательской деятельности.

Для решения проблемы отсутствия в общем доступе сведений о контрактах, заключаемых заказчиками на сумму менее 600 тысяч рублей, предлагается изложить текст пункта 1 статьи 73 Бюджетного Кодекса Российской Федерации в следующей редакции:

«Получатели бюджетных средств обязаны вести реестры закупок, не подлежащих включению в реестр контрактов в соответствии с Федеральным законом от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд».

Общедоступность указанных сведений о заключении заказчиками государственных контрактов на сумму менее 600 тысяч рублей позволит потенциальным поставщикам (исполнителям) самостоятельно отслеживать случаи «дробления» предмета закупки заказчиками и обжаловать их действия как допускающие недобросовестную конкуренцию.

Однако существует и противоположная проблема — объединение нескольких товаров, работ, услуг в один объект закупки (один лот) во избежание ограничения количества участников закупки.

В силу части 2, 3 статьи 17 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее — Закон о защите конкуренции) при проведении закупок запрещается не предусмотренное федеральными законами или иными нормативными правовыми актами ограничение доступа к участию в торгах, запросе котировок, запросе предложений, а также ограничение конкуренции между участниками торгов путем включения в состав лотов товаров, работ, услуг, технологически и функционально не связанных с товарами, работами, услугами, поставки, выполнение, оказание которых являются предметом закупки.

Осложняет данную практику отсутствие законодательно установленных критериев технологической и функциональной связи, а также критериев для определения ограничения числа участников или конкуренции.

В отсутствие данных критериев Федеральной антимонопольной службе (далее — ФАС России) приходится разъяснять условия для объединения товаров, работ, услуг в один объект закупки буквально в ручном режиме, то есть отдельно по каждой категории товаров, работ или услуг. Например, существуют Методические рекомендации для субъектов Российской Федерации по организации закупок продуктов детского питания (утв. ФАС России 24.11.2014) [8], разъяснения по объединению в один лот строительно-монтажных работ с поставкой и установкой оборудования (Письмо ФАС России от 09.04.2019 № МЕ/28771/19) и т. д.

В конечном итоге в практике ФАС России можно найти противоречащие друг другу решения по делам со сходными обстоятельствами.

Например, ФАС России в Решении от 03.12.2014 по делу № К-1776/14 признала правомерным объединение заказчиком в один предмет закупки строительных работ и поставку оборудования, мебели.

В Решении ФАС России от 28.03.2019 по делу № 19/44/99/114 указано, что заказчиком в один объект закупки объединены выполнение строительно-монтажных работ поставка медицинского оборудования и мебели. ФАС России в указанном Решении признает действия заказчика неправомерными, так как строительные работы, поставка медицинского оборудования, мебели технологически и функционально не связаны между собой, что ограничивает количество участников закупки. Данные действия не соответствуют пункту 1 части 1 статьи 33 Закона № 44 и являются нарушением пункта 1 части 1 статьи 64 Закона № 44.

Можно сказать, что в результате проведения ФАС России методической работы, обобщения судебной практики правоприменителями были выработаны критерии определения наличия функциональной и технологической связи между различными товарами, работами, услугами, объединенными в одну закупку (лот).

В Обзоре судебной практики применения законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (утв. Президиумом Верховного Суда РФ 28.06.2017) указывается, что объединение в одну закупку (лот) допустимо в том случае, если товар, работа, услуг относятся к одному товарному рынку, на котором имеется круг потенциальных участников торгов, готовых выполнить эти работы [12].

Например, запрещено объединять в одну закупку работы по инженерным изысканиям, проектированию и строительству. Из части 2 статьи 47, части 4 статьи 48, части 2 статьи 52 Градостроительного кодекса Российской Федерации следует, что для выполнения каждого из этих видов работ исполнитель должен быть членом соответствующей саморегулируемой организации [4]. Таким образом, объединение всех этих работ в один лот может ограничивать круг участников лицами, которые являются членами всех необходимых СРО одновременно [15].

На практике отсутствие законодательно установленных критериев технологической и функциональной связи товаров, работ, услуг, объединенных в один лот, приводит к созданию условий для «отсечения» от процесса закупки «ненужных» для заказчика поставщиков (исполнителей), созданию условий для недобросовестной конкуренции, и в конечном счете, для нарушения права на осуществление предпринимательской деятельности.

Представляется, что законодателю необходимо определить указанные критерии, не делегировать ФАС России разработку таких критериев для каждого вида товара, работы, услуги, в целях недопущения произвольного применения положений статьи 17 Закона о защите конкуренции.

Подводя итог вышесказанному, можно сделать вывод, что актуальными проблемами реализации права на осуществление предпринимательской деятельности и недопущения недобросовестной конкуренции в разрезе системы государственных закупок являются отсутствие в общем доступе сведений о контрактах, заключаемых заказчиками на сумму менее 600 тысяч рублей, а также отсутствие законодательно установленных критериев технологической и функциональной связи товаров, работ, услуг, объединенных в один лот. Фактически обе эти проблемы создают условия для размещения закупки в интересах заранее определенного конкретного поставщика (исполнителя), что нарушает важнейший принцип существования контрактной системы — принцип обеспечения добросовестной конкуренции.

Литература:

  1. Конституция Российской Федерации: [принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 г. с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01.07.2020 г.] // СПС «КонсультантПлюс».
  2. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая) от 30.11.1994 № 51-ФЗ: ред. от 09.03.2021 // СПС «КонсультантПлюс».
  3. Бюджетный кодекс Российской Федерации от 31.07.1998 № 145-ФЗ: ред. от 22.12.2020 // СПС «КонсультантПлюс».
  4. Градостроительный кодекс Российской Федерации от 29.12.2004 № 190-ФЗ: ред. от 30.04.2021 // СПС «КонсультантПлюс».
  5. Федеральный закон от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции»: ред. от 22.12.2020 // СПС «КонсультантПлюс».
  6. Федеральный закон от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд»: ред. от 24.02.2021 // СПС «КонсультантПлюс».
  7. Федеральный закон от 27.12.2019 № 449-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» // СПС «КонсультантПлюс».
  8. Методические рекомендации для субъектов Российской Федерации по организации закупок продуктов детского питания (утв. ФАС России 24.11.2014) // СПС «КонсультантПлюс».
  9. ПисьмоФедеральной антимонопольной службы Российской Федерации от 14.11.2019 № ИА/100041/19 // СПС КонсультантПлюс
  10. Постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 17.06.2004 № 12-П // СПС «КонсультантПлюс».
  11. Определение Конституционного Суда РФ от 18.09.2014 № 1818-О // СПС «КонсультантПлюс».
  12. Обзор судебной практики применения законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (утв. Президиумом Верховного Суда РФ 28.06.2017) // СПС «КонсультантПлюс».
  13. Постановление Верховного Суда Российской Федерации от 07.10.2019 № 73-АД19–2 // СПС «КонсультантПлюс».
  14. Решение ФАС России от 03.12.2014 по делу № К-1776/14 // СПС «КонсультантПлюс».
  15. Решение ФАС России от 18.12.2018 по делу № 18/44/105/2056 // СПС «КонсультантПлюс».
  16. Решение ФАС России от 28.03.2019 по делу № 19/44/99/114 // СПС «КонсультантПлюс».
  17. Официальный сайт региональной информационной системы Комитета государственного заказа Тверской области URL: http://www.gostorgi.tver.ru/webtorgicms/GzwRegistry/GosContractsGrid (дата обращения: 15.03.2021).
Основные термины (генерируются автоматически): ФАС России, Российская Федерация, контрактная система, недобросовестная конкуренция, предпринимательская деятельность, работа, реестр закупок, закупка, услуга, единственный поставщик.


Похожие статьи

контрактная система , План закупок , федеральная...

Переход к контрактной системе закупок, осуществленный с принятием 44-ФЗ способствовал комплексному реформированию всей системы государственных и муниципальных закупок в РФ. Это произошло в связи с тем, что контрактная система позиционировалась как совокупность...

Актуальные проблемы контрактной системы в сфере публичных...

Контрактная система в сфере публичных закупок заключается в создании единых условий в целях обеспечения конкуренции участников

 Статья посвящена решению основных проблем контрактной системы в сфере публичных закупок. Контрактная система в сфере публичных...

От системы государственных закупок к Федеральной...

Создание системы государственных закупок в Российской Федерации взамен действовавшей в плановой экономике системы Госснаба, является важной составляющей рыночных реформ. Органы власти и управления, бюджетные учреждения и организации в процессе выполнения...

Реализация принципа обеспечения конкуренции при...

Конкуренция — это главный механизм современного рынка.

Деятельность контрактной системы в сфере закупок для государственных и муниципальных нужд.

Контрактная система в сфере закупок предполагает проведение ряда мероприятий от опубликования...

Проблемы контрактной системы государственных закупок и пути...

Библиографическое описание: Кауфова, Ф. Б. Проблемы контрактной системы государственных закупок и пути совершенствования

– нарушения с проведением госзакупок связаны и с неправомерными действиями поставщиков, входящих между собой в сговор для...

Пути совершенствования контрактной системы поставки товаров...

Статья посвящена вопросам путей совершенствования контрактной системы поставки товаров, выполнения работ и оказания услуг для государственных и

Таковые упущения наблюдаются и в контрактной системе государственных закупок. В связи с этим, как и любой другой пробел...

Основные проблемы в области правового регулирования...

Ведение реестра недобросовестных поставщиков осуществляется Федеральной антимонопольной службой и его

Проблемы контрактной системы в сфере закупок для... контрактная система, План закупок, федеральная контрактная система, закупка, США...

Теоретические основы развития закупок для государственных...

Современная контрактная система Российской Федерации, являющаяся основой системы государственных закупок, сформировалась после крушения Советского Союза при необходимости в короткие сроки создать систему договорных отношений между государством...

Антимонопольное законодательство | Статья в журнале...

Место ФАС России в системе федеральных органов исполнительной власти определяется Указом Президента РФ от 21.05.2012 № 636 «О

конкуренции при осуществлении закупок, упрощение деятельности предпринимателей в рамках антимонопольного регулирования...

Похожие статьи

контрактная система , План закупок , федеральная...

Переход к контрактной системе закупок, осуществленный с принятием 44-ФЗ способствовал комплексному реформированию всей системы государственных и муниципальных закупок в РФ. Это произошло в связи с тем, что контрактная система позиционировалась как совокупность...

Актуальные проблемы контрактной системы в сфере публичных...

Контрактная система в сфере публичных закупок заключается в создании единых условий в целях обеспечения конкуренции участников

 Статья посвящена решению основных проблем контрактной системы в сфере публичных закупок. Контрактная система в сфере публичных...

От системы государственных закупок к Федеральной...

Создание системы государственных закупок в Российской Федерации взамен действовавшей в плановой экономике системы Госснаба, является важной составляющей рыночных реформ. Органы власти и управления, бюджетные учреждения и организации в процессе выполнения...

Реализация принципа обеспечения конкуренции при...

Конкуренция — это главный механизм современного рынка.

Деятельность контрактной системы в сфере закупок для государственных и муниципальных нужд.

Контрактная система в сфере закупок предполагает проведение ряда мероприятий от опубликования...

Проблемы контрактной системы государственных закупок и пути...

Библиографическое описание: Кауфова, Ф. Б. Проблемы контрактной системы государственных закупок и пути совершенствования

– нарушения с проведением госзакупок связаны и с неправомерными действиями поставщиков, входящих между собой в сговор для...

Пути совершенствования контрактной системы поставки товаров...

Статья посвящена вопросам путей совершенствования контрактной системы поставки товаров, выполнения работ и оказания услуг для государственных и

Таковые упущения наблюдаются и в контрактной системе государственных закупок. В связи с этим, как и любой другой пробел...

Основные проблемы в области правового регулирования...

Ведение реестра недобросовестных поставщиков осуществляется Федеральной антимонопольной службой и его

Проблемы контрактной системы в сфере закупок для... контрактная система, План закупок, федеральная контрактная система, закупка, США...

Теоретические основы развития закупок для государственных...

Современная контрактная система Российской Федерации, являющаяся основой системы государственных закупок, сформировалась после крушения Советского Союза при необходимости в короткие сроки создать систему договорных отношений между государством...

Антимонопольное законодательство | Статья в журнале...

Место ФАС России в системе федеральных органов исполнительной власти определяется Указом Президента РФ от 21.05.2012 № 636 «О

конкуренции при осуществлении закупок, упрощение деятельности предпринимателей в рамках антимонопольного регулирования...

Задать вопрос