Опыт работы с детьми с нарушением слуха в период дистанционного обучения | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 4 мая, печатный экземпляр отправим 8 мая.

Опубликовать статью в журнале

Авторы: ,

Рубрика: Психология

Опубликовано в Молодой учёный №25 (367) июнь 2021 г.

Дата публикации: 22.06.2021

Статья просмотрена: 385 раз

Библиографическое описание:

Дегтярёва, О. В. Опыт работы с детьми с нарушением слуха в период дистанционного обучения / О. В. Дегтярёва, Н. И. Фирсова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2021. — № 25 (367). — С. 473-474. — URL: https://moluch.ru/archive/367/82561/ (дата обращения: 20.04.2024).



События, происходящие в современном мире, приводят к изменениям в разных сферах жизни общества. Это предусматривает необходимость перестройки в новых условиях. Образовательная сфера столкнулась с проблемой качественное обучения детей с нарушением слуха в период дистанционного обучения. В статье авторы пытаются определить положительные и отрицательные стороны дистанционного обучения.

Ключевые слова: COVID-19, пандемия, дети, дистанционное обучение.

11 марта 2020 года Всемирная организация здравоохранения официально объявила о начале пандемии Covid-19 в мире [4]. В апреле 2020 года ВОЗ были выпущены рекомендации, посвященные принципам корректировки мер по защите здоровья населения и социальных мер, в которых идет речь и крупномасштабных ограничениях на передвижение людей, так называемый «режим самоизоляции». В то же время в разных странах значительная часть организаций была переведена на режим удаленной работы. Образовательные учреждения не стали исключением и также были переведены на дистанционный формат обучения. Тем самым, младшие и старшие школьники начали использовать новый способ обучения.

С начала работы в новом формате с трудностями столкнулись и педагоги, и родители, и ученики. Для педагогов новая реальность стала вызовом, так как было необходимо в короткий срок перейти на другой формат работы. Дополнительной трудностью являлось то, что обучающиеся имеют ограничение по здоровью, а именно — нарушение слуха.

Главным принципом при работе с детьми с ОВЗ и инвалидностью является принцип доступности. Зрительное восприятие является наиболее доступным для детей, имеющих нарушения слуха. При дистанционном обучении материал к урокам можно максимально визуализировать.

В связи с более поздними сроками формирования наглядно-образного мышления, с замедленным развитием словесной речи у глухих детей переход на стадию словесно-логического мышления происходит в течение более длительного времени, чем у нормально слышащих. В развитии понятийного мышления у глухих детей наблюдается значительно большее отставание и своеобразие по сравнению с его развитием у нормально слышащих детей, чем в наглядно-образном [3, с. 99].

В связи со спецификой дефекта у детей возникают дополнительные трудности в усвоении ими учебного материала. Поэтому на уроках необходимо использовать такие технологии, которые смогли бы помочь обучающимся воспринимать информацию более доступным им способом.

В период пандемии и дистанционного обучения проблема создания доступной среды для обучения детей, имеющих нарушения слуха встала особенно остро. Так как платформы для дистанционного обучения не имеют достаточного технического оснащения для работы с такими детьми.

Для ребёнка с нарушением слуха главным анализатором и источником восприятия информации является зрение, но на платформах, используемых для дистанционных занятий, отсутствует возможность параллельной демонстрации учебной презентации и видеотрансляции учителя в масштабах, доступных восприятию детей с нарушениями слуха. Кроме этого для детей затруднено записывание материала в учебную тетрадь параллельно со словами учителя, так как ребёнок не воспринимает артикуляцию педагога. Помимо этого затруднения в обучении детей с нарушениями слуха вызывают отсутствие у них мощной звуковопроизводящей аппаратуры, что приводит к тому, что ребёнок не может усвоить сказанную учителем информацию.

Стоит отметить, что дистанционное обучение явилось дополнительным фактором стресса при длительном совместном нахождении в ограниченном пространстве. Ещё одним источником тревоги для родителей стало дистанционное обучение.

Согласно исследованиям, проводимым специалистами в области психологии и социологии, дистанционное образование по-разному отразилось на семейных отношениях. В одних случаях, новая реальность воспринималась достаточно спокойно и на отношениях с детьми сказалась незначительно [1, с. 138]. В других, опыт дистанционного обучения приводил в некоторому повышении уровня конфликтности [2].

Но помимо минусов дистанционного обучения можно выделить и ряд положительных моментов для коррекционных педагогов, например учителей-дефектологов. Задачей этих педагогов является развитие у детей речевого слуха, а так же формирование произносительной стороны речи.

Во время занятий по развитию речевого слуха используется экран, который позволяет ребёнку использовать не зрение, а остаточный слух. При дистанционном обучении выключенная камера учителя выступает в роли экрана, таким образом занятия по развитию речевого слуха могут являться более успешными по сравнению с другими. Но из-за отсутствия у детей качественной звуковоспроизводящей аппаратуры такой прием может быть затруднен.

При занятиях по формированию произносительной стороны речи, дети должны быть обеспечены качественными микрофонами, что не всегда является возможным для родителей. Таким образом, педагог не может общаться с ребёнком голосом, и вынужден переходить на письменную речь. При отсутствии речевой коммуникации у ребёнка ухудшается навык говорения.

Таким образом, учитывая всё вышеперечисленное, можно сделать вывод о том, что дистанционное образование имеет, как плюсы, так и минусы. К плюсам можно отнести возможность использовать разные образовательные ресурсы, но учитывая их приспособленность для детей данной нозологии. Так же к плюсам можно отнести возможность развития у детей речевого восприятия, но при условии наличия у детей качественного оборудования.

К минусам стоит отнести: неподготовленность учебных платформ, к дистанционному образованию лиц с ограниченными возможностями здоровья, отсутствие как у детей, так и у педагогов оборудования и высокоскоростного интернета, из-за чего сигнал во время занятия может прерываться и нарушать коммуникацию между педагогом и обучающимся, а так же отсутствие у педагога качественной видео системы, так же затрудняет коммуникацию (ребёнок плохо видит артикуляцию и жесты учителя), так же при дистанционном обучении отсутствует возможность индивидуальной работы педагога и ученика.

Литература:

  1. Елисеева, Н. Д. Семья как социальный капитал личности в эпоху пандемии / Н. Д. Елисеева. — Текст: непосредственный // Человеческий капитал. — 2020. — № 10. — С. 132–144.
  2. Инициативное социологическое исследование «Дистанционное обучение: опыт родителей». — Текст: электронный // Социологический факультет МГУ: [сайт]. — URL: https://www.who.int/ru/news/item/29–06–2020-covidtimeline (дата обращения: 11.05.2021).
  3. Сурдопедагогика: учебник для студентов высш. пед. учеб. заведений, обучающихся по специальности 031600 «Сурдопедагогика» / [И. Г. Багрова и др.]; под ред. Е. Г. Речицкой. — М.: Гуманитар. изд. центр Владос, 2004. — 655 с.
  4. Хронология действий ВОЗ по борьбе с COVID-19. — Текст: электронный // Всемирная организация здравоохранения: [сайт]. — URL: https://www.who.int/ru/news/item/29–06–2020-covidtimeline (дата обращения: 10.05.2021.
Основные термины (генерируются автоматически): дистанционное обучение, ребенок, нарушение слуха, речевой слух, дистанционное образование, имеющее нарушение слуха, обучение детей, отсутствие, педагог, произносительная сторона речи.


Похожие статьи

Организация обследования устной речи глухих детей...

Рассмотрение проблемы развития речи у детей с нарушениями слуха тесно связано с природой языка, его роли в социальном и психическом развитии ребенка, психологическими и лингвистическими особенностями развития речи слышащих детей и учет этих особенностей...

Формирование словесной речи детей с нарушением слуха...

-речевой слух у глухих развивается в неразрывной связи с усвоением словаря, грамматического строя языка, формированием и коррекцией произносительной стороны устной речи, совершенствованием всей познавательной деятельности; -развитие речевого слуха у детей...

Особенности дистанционной работы учителя-логопеда...

 Ключевые слова: ребенок с ограниченными возможностями здоровья, коррекционная работа, дистанционная форма работа, занятий онлайн, нарушения речи, мелкая моторика, связная речь. Эпидемия коронавирусной инфекции самым неожиданным образом покачнула не только...

Коррекционно-логопедическое сопровождение детей дошкольного...

Ключевые слова: коррекционно-логопедическое сопровождение, дети дошкольного возраста, тяжелые нарушения речи, дистанционное обучение. Проблема эффективной организации дистанционного обучения в соответствии с требованиями ФГОС ДО является на...

Возможности использования компьютерных технологий в работе...

произносительная сторона речи, ребенок, коррекционно-развивающая работа, игра, развитие, слоговая структура слов, фонематический слух

Проблема коррекции речевых нарушений у детей младшего школьного возраста с общим недоразвитием речи третьего уровня...

Развитие речи неслышащих дошкольников посредством...

В настоящее время число детей с нарушениями слуха увеличивается. Поэтому одной из главных задач коррекционно-воспитательной работы дошкольного отделения является формирование речи у таких дошкольников. Так как от уровня развития коммуникативных...

ребенок, нарушение слуха, школа, нарушенный слух, речевой...

Частичная недостаточность слуха у слабослышащих детей приводит к нарушению речевого развития. Слабослышащим считается ребенок, если он начинает слышать звуки громкостью от 20–50 дБ и больше (тугоухость первой степени) и если он слышит звуки только громкостью от...

ребенок, нарушение слуха, школа, речевой материал...

Частичная недостаточность слуха у слабослышащих детей приводит к нарушению речевого развития. Слабослышащим считается ребенок, если он начинает слышать звуки громкостью от 20–50 дБ и больше (тугоухость первой степени) и если он слышит звуки только громкостью от...

Включение компьютерных технологий в работу с детьми...

Бурачевская Н. И. Формирование произносительной стороны речи у детей дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями речи с

Нарушение фонематического восприятия приводит к тому, что ребёнок не воспринимает на слух (не дифференцирует) близкие по...

Похожие статьи

Организация обследования устной речи глухих детей...

Рассмотрение проблемы развития речи у детей с нарушениями слуха тесно связано с природой языка, его роли в социальном и психическом развитии ребенка, психологическими и лингвистическими особенностями развития речи слышащих детей и учет этих особенностей...

Формирование словесной речи детей с нарушением слуха...

-речевой слух у глухих развивается в неразрывной связи с усвоением словаря, грамматического строя языка, формированием и коррекцией произносительной стороны устной речи, совершенствованием всей познавательной деятельности; -развитие речевого слуха у детей...

Особенности дистанционной работы учителя-логопеда...

 Ключевые слова: ребенок с ограниченными возможностями здоровья, коррекционная работа, дистанционная форма работа, занятий онлайн, нарушения речи, мелкая моторика, связная речь. Эпидемия коронавирусной инфекции самым неожиданным образом покачнула не только...

Коррекционно-логопедическое сопровождение детей дошкольного...

Ключевые слова: коррекционно-логопедическое сопровождение, дети дошкольного возраста, тяжелые нарушения речи, дистанционное обучение. Проблема эффективной организации дистанционного обучения в соответствии с требованиями ФГОС ДО является на...

Возможности использования компьютерных технологий в работе...

произносительная сторона речи, ребенок, коррекционно-развивающая работа, игра, развитие, слоговая структура слов, фонематический слух

Проблема коррекции речевых нарушений у детей младшего школьного возраста с общим недоразвитием речи третьего уровня...

Развитие речи неслышащих дошкольников посредством...

В настоящее время число детей с нарушениями слуха увеличивается. Поэтому одной из главных задач коррекционно-воспитательной работы дошкольного отделения является формирование речи у таких дошкольников. Так как от уровня развития коммуникативных...

ребенок, нарушение слуха, школа, нарушенный слух, речевой...

Частичная недостаточность слуха у слабослышащих детей приводит к нарушению речевого развития. Слабослышащим считается ребенок, если он начинает слышать звуки громкостью от 20–50 дБ и больше (тугоухость первой степени) и если он слышит звуки только громкостью от...

ребенок, нарушение слуха, школа, речевой материал...

Частичная недостаточность слуха у слабослышащих детей приводит к нарушению речевого развития. Слабослышащим считается ребенок, если он начинает слышать звуки громкостью от 20–50 дБ и больше (тугоухость первой степени) и если он слышит звуки только громкостью от...

Включение компьютерных технологий в работу с детьми...

Бурачевская Н. И. Формирование произносительной стороны речи у детей дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями речи с

Нарушение фонематического восприятия приводит к тому, что ребёнок не воспринимает на слух (не дифференцирует) близкие по...

Задать вопрос