Организация и осуществление гражданского участия и общественного контроля в борьбе с коррупцией | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 14 декабря, печатный экземпляр отправим 18 декабря.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Юриспруденция

Опубликовано в Молодой учёный №24 (366) июнь 2021 г.

Дата публикации: 12.06.2021

Статья просмотрена: 713 раз

Библиографическое описание:

Терлецкая, А. А. Организация и осуществление гражданского участия и общественного контроля в борьбе с коррупцией / А. А. Терлецкая. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2021. — № 24 (366). — С. 154-157. — URL: https://moluch.ru/archive/366/82346/ (дата обращения: 06.12.2024).



Данная работа посвящена такой актуальной проблеме как противодействие коррупции. Проанализированы организация и осуществление общественного контроля как механизма в противодействии коррупции. Выявлены основные черты общественного контроля. Определены субъекты общественного контроля и формы участия граждан в осуществлении общественного контроля в области противодействия коррупции.

Ключевые слова: противодействие коррупции, общественный контроль, гражданское участие, Российская Федерация, органы власти.

Коррупция — это механизм, уничтожающий государственный строй Российской Федерации, систему принципов функционирования органов власти, все основополагающие принципы, закрепленные в Конституции Российской Федерации и иных нормативно-правовых актах, а самое главное — веру людей, граждан, в правовое государство и не мнимую ценность их прав и свобод.

Как показывает нынешнее положение, Российскому государству необходимо о такое средство борьбы с коррупцией, которое не будет связано с федеральными, региональными и муниципальными органами власти. Это может быть контроль за властью со стороны граждан и структур гражданского общества.

Актуальность данной темы можно понять, взглянув на судебную статистику по делам коррупционной направленности размещенной на сайте Судебного департамента при Верховном Суде РФ [1], для наглядности сведенную в таблицу, приведенную ниже.

2017

2018

2019

2020

Осуждено всего по составам коррупционной направленности

17 334

16 607

15 562

17 851(по сумме граф 1–16)

Анализируя показатели, представленные в таблице, мы можем понять, что уровень коррупции все еще держится на пике своего развития. При незначительном спаде количества вынесенных обвинительных приговоров с 2017 по 2019, резкий скачок в 2020 году. Что могло спровоцировать данное явление? Возможно, пребывание страны в условиях пандемии. Многие госструктуры перешли на дистанционный режим работы, что существенно снизило оперативность выполнения госуслуг, но запросы на предоставления разного вида государственный услуг от граждан, в некотором смысле, увеличилось. Это могло спровоцировать скачок коррупционных явлений, для обеспечения эффективного и оперативного решения вопросов. Так ли это? Вопрос остается открытым.

Важно изучить все механизмы борьбы с коррупцией, одним из которых и выступает общественный контроль во всех своих формах проявления. Попробуем отследить развитие такого механизма борьбы с коррупцией, как общественный контроль. Его организацию и осуществление через призму федерального закона, регламентирующего вопросы противодействия коррупции, а так же через послания Президента Федеральному Собранию Российской Федерации, проанализировав, какое же место занимает механизм общественного контроля в противодействии коррупции в документах, наиболее понятных к восприятию народом нашей страны.

В ФЗ от 25.12.2008 № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» [2] словосочетание общественный контроль встречается два раза. В первом случае, в ст.6, где указаны меры профилактики коррупции, одной из которых является развитие института общественного контроля за соблюдением законодательства РФ о противодействии коррупции. Во втором случает в ст.7, которая основным направлением деятельности государственных органов по повышению эффективности противодействия коррупции выделила создание механизмов общественного контроля за деятельностью государственных органов. Казалось, для такого важного механизма контроля слишком мало сказано в нормативных актах. Но Президент Российской Федерации — В. В. Путин, все-таки выделяет данное явление особенно громко в своем послании Федеральному Собранию Российской Федерации 12.12.2012 г., в котором прямо указывает, что необходимым условием действенной борьбы с коррупцией является активное гражданское участие и эффективный общественный контроль [3].

В послании Президента Совету Федерации Российской Федерации 01.03.2018 г., Владимир Владимирович упоминает о необходимом переводе практически всех госуслуг в режим реального времени, с помощью дистанционных сервисов. Цифровизация, по его словам, должна повысить прозрачность системы госуправления, а также сыграть мощным фактором противодействия коррупции [4]. Более ничего о противодействии коррупции не упоминается, но читая документ в разделе, затрагивающем вопрос коррупции, прослеживается словестная значимость личных качеств госслужащих, которые упоминает Президент, недопущение в работе по соображениям морали и совести, нечестной государственной службы. Президент, также, делает акцент на том, что необходимо вовлечение и продвижение современных профессиональных кадров на государственной и муниципальной службе, в бизнесе, в экономике, науке, на производстве, во всех сферах.

В посланиях Президента Федеральному Собранию Российской Федерации 20.02.2019 [5], 15.01.2020 [6], 21.04.2021 [7] об общественном контроле и гражданском участии в противодействии коррупции, и о коррупции в целом не упоминается.

Рассматривая общественный контроль, как средство контроля власти, необходимо определить его черты, к которым можно отнести:

во-первых, что целью данного вида контроля будет являться защита прав и свобод человека и гражданина, прав и законных интересов общественных объединений и иных негосударственных некоммерческих организаций;

во-вторых, это управление и координация деятельности определенной категорией общества в решении поставленных задач;

в-третьих, выступает в качестве гаранта исполнения социальных норм, так как построен на выявлении нарушителя и привлечения его к ответственности и многие другие.

ФЗ «Об основах общественного контроля в Российской Федерации» закрепляет следующие субъекты общественного контроля:

1) Общественная палата Российской Федерации;

2) общественные палаты субъектов Российской Федерации;

3) общественные палаты (советы) муниципальных образований;

4) общественные советы при федеральных органах исполнительной власти, общественные советы при законодательных (представительных) и исполнительных органах государственной власти субъектов Российской Федерации [8].

Осуществление общественного антикоррупционного контроля заключается в проявлении участия граждан в противодействии коррупции в разнообразных формах. Такие формы перечислены в ФЗ «Об основах общественного контроля в Российской Федерации», а именно:

1) Общественный мониторинг. Согласно ст.19, под общественным мониторингом в настоящем Федеральном законе понимается осуществляемое субъектом общественного контроля постоянное (систематическое) или временное наблюдение за деятельностью органов государственной власти, органов местного самоуправления, государственных и муниципальных организаций, иных органов и организаций, осуществляющих в соответствии с федеральными законами отдельные публичные полномочия.

Для реализации данной формы контроля необходима прозрачность и открытость в деятельности органов государственной власти всех уровней. Принятый ФЗ от 9 февраля 2009 года № 8-ФЗ «Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления» [9] стал первым шагом к созданию основы для подобного мониторинга. В соответствии с принятым законом, каждый гражданин, общественные объединения и другие имеют право получить любую их интересующую информацию.

2) Общественная проверка, согласно ст. 20, — это совокупность действий субъекта общественного контроля по сбору и анализу информации, проверке фактов и обстоятельств, касающихся общественно значимой деятельности органов государственной власти, органов местного самоуправления, государственных и муниципальных организаций, иных органов и организаций, осуществляющих в соответствии с федеральными законами отдельные публичные полномочия, а также деятельности, затрагивающей права и свободы человека и гражданина, права и законные интересы общественных объединений и иных негосударственных некоммерческих организаций.

3) В ст.22, раскрывается понятие общественной экспертизы. Данная форма контроля заключается в проведении анализа соответствия решений и действий, законов и подзаконных актов, органов власти и их должностных лиц нормам Конституции РФ, международным актам о правах и свободах человека и гражданина и всего действующего национального законодательства.

4) Общественные (публичные) слушания закреплены в ст.25. Под данным видом слушания понимается собрание граждан, организуемое субъектом общественного контроля, а в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, органами государственной власти и органами местного самоуправления, государственными и муниципальными организациями, иными органами и организациями, осуществляющими в соответствии с федеральными законами отдельные публичные полномочия, для обсуждения вопросов, касающихся деятельности указанных органов и организаций и имеющих особую общественную значимость либо затрагивающих права и свободы человека и гражданина, права и законные интересы общественных объединений и иных негосударственных некоммерческих организаций.

Заключительное направление общественного антикоррупционного контроля состоит в публичном предоставлении результатов проведенных проверок, экспертиз и иных форм общественного контроля власти и обществу.

Резюмируя все вышесказанное, необходимо сделать вывод:

1) Несмотря на всю деятельность субъектов общественного контроля в рамках борьбы с противодействием коррупции, не представляется возможным полностью искоренить данный механизм, не только из-за его устойчивого закрепления, но также из-за проблем, стоящим на пути борьбы с коррупцией.

2) Сложно говорить об общественном контроле как наилучшем способе противодействия коррупции, так как он не является инструментом принуждения, с его помощью невозможно приказать власти совершать необходимые обществу действия.

Общественный контроль является хорошим механизмом регулирования в процессе борьбы с коррупцией, его существование свидетельствует о степени развития гражданского общества, но у данного вида контроля недостаточно урегулированы полномочия, все его действия и решения носят только диспозиционный характер, поэтому целесообразно наделить данные субъекты инструментом принуждения, выработать санкции и найти средства финансирования.

Литература:

  1. См.: Данные судебной статистики по делам коррупционной направленности [Электронный ресурс]// URL: http://www.cdep.ru/index.php?id=216 (Дата обращения: 09.06.2021).
  2. Федеральный закон от 25.12.2008 № 273-ФЗ (с послед. изм. и доп.) «О противодействии коррупции»// Собрание законодательства РФ. 2008. № 52 (ч. 1) Ст. 6228.
  3. Послание Президента РФ Федеральному Собранию от 12.12.2012 // Российская газета. № 287. 13.12.2012.
  4. Послание Президента РФ Федеральному Собранию от 01.03.2018 // Российская газета. № 46. 02.03.2018.
  5. Послание Президента РФ Федеральному Собранию от 20.02.2019 // Российская газета. № 38. 21.02.2019.
  6. Послание Президента РФ Федеральному Собранию от 15.01.2020 // Российская газета. № 7. 16.01.2020.
  7. Послание Президента РФ Федеральному Собранию от 21.04.2021 // Российская газета. № 87. 22.04.2021.
  8. Федеральный закон от 21.07.2014 № 212-ФЗ (с послед. изм. и доп.) «Об основах общественного контроля в Российской Федерации»// Собрание законодательства РФ. 2014. № 30 (ч. 1) Ст. 4213.
  9. Федеральный закон от 09.02.2009 № 8-ФЗ (с послед. изм. и доп.) «Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления»// Собрание законодательства РФ. 2009. № 7 Ст. 776.
Основные термины (генерируются автоматически): общественный контроль, Российская Федерация, противодействие коррупции, орган, государственная власть, местное самоуправление, свобода человека, коррупция, послание Президента, Федеральное Собрание.


Похожие статьи

Положительный опыт функционирования системы общественного контроля органов государственной власти

В статье автор анализирует положительный опыт функционирования системы общественного контроля над органами государственной власти в зарубежных государствах.

Антикоррупционная экспертиза региональных нормативных правовых актов на примере Чувашской Республики

В статье исследуется значение антикоррупционной экспертизы как способа борьбы с проявлениями коррупции. Проанализировано законодательство Чувашской Республики по осуществлению антикоррупционной экспертизы, а также изучена статистика его применения.

Проблемы имплементации норм международного права в сфере борьбы с коррупцией в российском законодательстве

В статье раскрываются понятие и сущность коррупции в системе государственного управления, рассматриваются вопросы имплементации норм международного права в российское законодательство, анализируются меры по противодействию коррупции (возмещение ущерб...

Актуальные проблемы осуществления профсоюзного контроля за соблюдением трудового законодательства

В статье автор анализирует институт профсоюзного контроля как элемент общественного контроля и предлагает пути решения выявленных проблем, связанных с недостаточностью правового регулирования профсоюзного контроля в Российской Федерации.

Органы внутренних дел: коррупция и борьба с ней

Авторами отмечено, что противодействие коррупции является важным направлением в борьбе с преступностью в современном мире и потому предметом исследования статьи является борьба с коррупцией органами внутренних дел, а также их роль, как органа наиболе...

Противодействие коррупции в системе государственной власти

В статье автором рассматриваются причины коррупции в органах государственной власти на территории Российской Федерации и стран мира и проблемы её предотвращения. Проанализированы основные проблемы антикоррупционной политики, рассмотрены главные напра...

Вопросы взаимодействия институтов гражданского общества и государства (на примере общественных объединений)

В статье автор рассматривает правовые аспекты взаимодействия институтов гражданского общества и государства. Рассмотрено значение общественных объединений в системе взаимодействия гражданского общества и органов власти, в том числе на региональном ур...

Противодействие коррупции средствами прокурорского надзора

На основании анализа существующей практики автор статьи рассматривает проблемы деятельности органов прокуратуры по противодействию коррупции. Автором сделан особый акцент по минимизации и ликвидации последствий коррупционных правонарушений, в том чис...

Проблемы прокурорского надзора за соблюдением законности

В статье рассматриваются актуальные проблемы прокурорского надзора и вызовы, стоящие перед прокурорским надзором в России в свете современных событий. При реализации прокурорского надзора на территории Российской Федерации возникают организационные и...

Роль органов государственной власти и местного самоуправления в гражданском процессе

Роль государственных и муниципальных органов в гражданском процессе имеет свои особенности, которые должны разрабатываться более детально только лишь с одной целью — для улучшения качества защиты и охраны интересов человека, общества и государства. ...

Похожие статьи

Положительный опыт функционирования системы общественного контроля органов государственной власти

В статье автор анализирует положительный опыт функционирования системы общественного контроля над органами государственной власти в зарубежных государствах.

Антикоррупционная экспертиза региональных нормативных правовых актов на примере Чувашской Республики

В статье исследуется значение антикоррупционной экспертизы как способа борьбы с проявлениями коррупции. Проанализировано законодательство Чувашской Республики по осуществлению антикоррупционной экспертизы, а также изучена статистика его применения.

Проблемы имплементации норм международного права в сфере борьбы с коррупцией в российском законодательстве

В статье раскрываются понятие и сущность коррупции в системе государственного управления, рассматриваются вопросы имплементации норм международного права в российское законодательство, анализируются меры по противодействию коррупции (возмещение ущерб...

Актуальные проблемы осуществления профсоюзного контроля за соблюдением трудового законодательства

В статье автор анализирует институт профсоюзного контроля как элемент общественного контроля и предлагает пути решения выявленных проблем, связанных с недостаточностью правового регулирования профсоюзного контроля в Российской Федерации.

Органы внутренних дел: коррупция и борьба с ней

Авторами отмечено, что противодействие коррупции является важным направлением в борьбе с преступностью в современном мире и потому предметом исследования статьи является борьба с коррупцией органами внутренних дел, а также их роль, как органа наиболе...

Противодействие коррупции в системе государственной власти

В статье автором рассматриваются причины коррупции в органах государственной власти на территории Российской Федерации и стран мира и проблемы её предотвращения. Проанализированы основные проблемы антикоррупционной политики, рассмотрены главные напра...

Вопросы взаимодействия институтов гражданского общества и государства (на примере общественных объединений)

В статье автор рассматривает правовые аспекты взаимодействия институтов гражданского общества и государства. Рассмотрено значение общественных объединений в системе взаимодействия гражданского общества и органов власти, в том числе на региональном ур...

Противодействие коррупции средствами прокурорского надзора

На основании анализа существующей практики автор статьи рассматривает проблемы деятельности органов прокуратуры по противодействию коррупции. Автором сделан особый акцент по минимизации и ликвидации последствий коррупционных правонарушений, в том чис...

Проблемы прокурорского надзора за соблюдением законности

В статье рассматриваются актуальные проблемы прокурорского надзора и вызовы, стоящие перед прокурорским надзором в России в свете современных событий. При реализации прокурорского надзора на территории Российской Федерации возникают организационные и...

Роль органов государственной власти и местного самоуправления в гражданском процессе

Роль государственных и муниципальных органов в гражданском процессе имеет свои особенности, которые должны разрабатываться более детально только лишь с одной целью — для улучшения качества защиты и охраны интересов человека, общества и государства. ...

Задать вопрос