Воздействие игрового компьютерного контента на студентов-пользователей | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 11 февраля, печатный экземпляр отправим 15 февраля.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №21 (363) май 2021 г.

Дата публикации: 18.05.2021

Статья просмотрена: 217 раз

Библиографическое описание:

Максимова, А. И. Воздействие игрового компьютерного контента на студентов-пользователей / А. И. Максимова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2021. — № 21 (363). — С. 397-399. — URL: https://moluch.ru/archive/363/81229/ (дата обращения: 31.01.2023).



Встатье рассматривается компьютерная игра как понятие, ее история, компоненты. Также в статье освещены психологические особенности студентов и воздействие на них компьютерных игр, как негативное, так и позитивное.

Ключевые слова: компьютерные игры, влияние, медиабезопасность, мотивация, адаптация, студенты, контент.

The article considers a computer game as a concept, its history, and components. The article also considers the psychological characteristics of students and the impact of computer games on them, both negative and positive.

Keywords: computer games, influence, media security, motivation, adaptation, students.

В связи с повышенным интересом к компьютерным играм, возросла их роль и на мировом рынке. Изучение данной темы является востребованным отчасти из-за необходимости контролировать качество выпускаемого игрового компьютерного контента, определять возрастной ценз. Данное явление — достаточно новое, и его влияние на человека до конца не выявлено. Появляется необходимость исследования факторов, влияющих на различные слои населения, а также тенденций в игровой индустрии. На данный момент достаточно широко освещается тема воздействия компьютерных игр на детей и подростков (например, в работах Афанасьевой А. В., 2018; Голиковой А. М., 2018; Котляровой В. В., 2017; Скалозуба И. С., 2015; Сульгиной Е. Г., 2016). Однако, представители молодежной среды являются в такой же — если не в большей — степени потребителями. Следовательно, существует необходимость более подробного исследования контента, оказывающего влияние на молодежь.

В наши дни остро стоит вопрос медиабезопасности, в том числе и в киберсреде. Помимо того, что в самих компьютерных играх могут содержаться материалы, по-разному воздействующие на психику того или иного человека, не стоит забывать о существовании онлайн-игр. Игрок находится в состоянии непосредственной коммуникации с другими игроками, следовательно, возрастает вероятность негативного опыта.

В данной статье под компьютерной игрой будет пониматься часть программы, служащей для организации игрового процесса и выступающей игровым партнером. Одна из первых компьютерных игр появилась в 1961 году и называлась «SpaceWar». Она стала прародительницей жанра «аркады», однако, в связи с малой распространенностью компьютеров, осталась практически незамеченной. В 1971 году Н. Баншелл перезапустил игру, но также неуспешно. 1972 год ознаменовался появлением аркады «Pong», ставшей отправной точкой в развитии и популяризации компьютерных игр.

Такие компьютерные игры, какими мы знаем их сейчас, появились в конце 80-х годов, во многом благодаря видеоадаптерам VGA и SVGA, которые способствовали поднятию качества графики [1, с. 13]. В компьютерной игре можно выделить следующие функциональные компоненты: оценка игровой ситуации, взаимодействие с играющим и непосредственно игровая среда. Важнейшим компонентом является игровая среда, так как именно она объединяет в себе объекты, связи и законы изменения.

Взаимодействие с играющим представляет собой обратную связь: каждое действие игрока изменяет игровую среду по действующим в ней законам, и результат своих действий геймер может увидеть благодаря данному функциональному компоненту. За условия, определяющие задачу, отвечает оценка игровой ситуации. Логическая структура компьютерной игры состоит из оперативного плана (элементарных изменений в игре, а также реакции на действия играющего), тактического и стратегического планов.

По Э. Роллингзу, классифицировать компьютерные игры можно по нескольким критериям: по жанру, по количеству игроков и их взаимодействию, по платформе или по визуальному представлению [2, с. 41].

Играя в компьютерные игры, каждый человек или социальная группа преследуют определенные цели, следовательно, имеют разные мотивы: взаимодействие с другими игроками, соревновательный элемент, отдых, признание, развитие навыков и т. д. [3, с. 48].

Студенчество как этап социализации является важной ступенью для большинства людей. Именно в этом возрасте развиваются эстетические и нравственные чувства, а также начинает ярко выражаться самостоятельность. Люди проходят через самоопределение, которое проявляется в выборе профессии, а также адаптируются к новой, еще незнакомой им среде.

Преимущественно адаптация происходит на первом курсе. В это время студент может переживать отрицательные эмоции из-за смены коллектива, неуверенности в своем будущем и в выбранной им профессии, а также из-за смены формы обучения [4, с. 308].

В подобных случаях компьютерные игры дают возможность убежать от реальности и выплеснуть негативные эмоции. Поэтому можно говорить о возможности деструктивного влияния компьютерных игр на психику не только школьников, но и студентов. Они также уязвимы к воздействию, и не последнюю роль в этом играет смена привычной для них обстановки и тяжелый процесс адаптации к новой жизни.

Также следует заметить, что у подростков, по сравнению со студентами, уровень критического мышления к полученной информации из интернет-среды выше. В исследовании Е. Б. Пучковой отмечается, что студенты больше доверяют информации такого рода, знакомства в Интернете играют для них значительную роль, следовательно, они больше подвержены влиянию интернет-среды [5, с. 128].

Особое внимание следует обратить на RPG (жанр компьютерных игр, в основе которого лежит отыгрывание определенной роли), так как игрок прочно ассоциирует себя с персонажем. Подчиняясь законам игровой среды, он перенимает на время игры определенную модель поведения, которая может повлиять на него и в реальной жизни.

То, как повлияет игра на геймера, зависит от множества факторов. К примеру, было проведено исследование, на котором выявилось, что степень игровой и интернет зависимости связан с самооценкой пользователя. В исследовании А. А. Аветисовой отмечается, что чем ниже самооценка, тем выше зависимость [6, с. 38]. Однако не следует забывать, что это зависит не только от особенностей психики человека и окружающей его среды, но также и от материала в самой игре. Одной из главных проблем современности стало содержание элементов насилия и деструктивного поведения в компьютерных играх.

Этот вопрос вызывает дискуссии до сих пор, однако, опираясь на исследования ученых, можно сделать вывод о том, что игры, содержащие в себе элементы насилия, негативно влияют на психику геймеров, увеличивая уровень агрессии, повышая тревожность и уменьшая эмпатию [7, с. 72].

Жанр RPG играет также и положительную роль в формировании и развитии личности. К примеру, геймер может приобрести жизненный опыт при прохождении, так как ситуация реалистично моделируется, и у игрока есть возможность выбора своих действий. В игре геймер может увидеть последствия своих поступков, и у него есть уникальная возможность, недоступная в реальной жизни — пройти заново, изменить свой выбор.

Также многие игры содержат отсылки на шедевры мировой культуры, а иногда и вовсе напрямую рассказывают о них — таким образом могут быть приобретены новые знания в области культуры.

Компьютерные игры — уникальный феномен, сочетающий в себе как опасность, так и пользу для потребителей. С одной стороны, человек выпадает из реальной жизни, стирается грань между реальным и виртуальным миром, а с другой — геймер получает возможность самореализации, отдыха и самообразования. В конечном счете, важно сделать так, чтобы деструктивного влияния на психику человека было меньше, чем пользы.

Литература:

1. Пажитнов, Л. А. Логическая структура компьютерной игры // Микропроцессорные средства и системы: сб. науч. тр. — 1987 — С. 12–14.

2. Роллингз Э. Проектирование и архитектура игр. — Москва: Вильямс, 2006. — С. 39–43.

3. Иванова, Н. А. Мотивация онлайн-гейминга в контексте самодетерминации // Вестник Санкт-Петербургского университета. Психология: сб. науч. тр. — Санкт-Петербург, 2016. — С. 47–58.

4. Мурзина, С. М. Психология и типология личности студента // Ученые записки Орловского государственного университета. Серия: Гуманитарные и социальные науки: сб. науч. тр. — Орел, 2010. — С. 307–314.

5. Пучкова, Е. Б. Анализ вовлеченности в виртуальную среду студентов гуманитарного профиля // Педагогика и психология образования: сб. науч. тр. — Москва, 2018. — С.117–129.

6. Аветисова, А. А. Психологические особенности игроков в компьютерные игры // Психология. Журнал Высшей школы экономики: сб. науч. тр. — Москва, 2011. — С. 36–58.

7. Сысоев, Ю. В. Десенсибилизирующее воздействие компьютерных игр с содержанием в сюжете сцен насилия на психику молодого поколения // Наука и школа: сб. науч. тр. — Москва, 2015. — С. 71–73.

Основные термины (генерируются автоматически): игра, RPG, игровая среда, компьютерная игра, реальная жизнь, SVGA, VGA, геймер, деструктивное влияние, игровая ситуация.


Ключевые слова

мотивация, адаптация, влияние, студенты, компьютерные игры, контент, медиабезопасность

Похожие статьи

Особенности влияния компьютерных игр на личность

С целью изучения влияния компьютерных видео игр на личность, нами был проведен опрос среди людей, которые увлекаются видеоиграми. Опрос включал следующие вопросы: Пол; Возраст; Семейное положение; Укажите род деятельности; Сколько времени посвящаете...

Компьютерные игры в жизни школьника | Статья в сборнике...

Во–вторых, компьютерные игры у многих ассоциируются с азартными, которые — настоящая опасность

Особенно часто такая ситуация возникает со сравнительно простыми играми с

Геймер — человек, играющий в видеоигры, хотя сначала геймерами называли тех, кто играет...

Компьютерные игры. Влияние на развитие сознания

 В статье развивается тема влияния компьютерных игр и компьютерной индустрии в целом на развитие

Компьютерная игра представляет собой процесс, в течение которого человек контролирует

И это понятно, ведь подростки, не получив необходимого в реальной жизни...

Профилактика интернет-зависимости молодежи - путь...

При этом особой опасностью развития компьютерных игр стало распространение новой психологической зависимости – компьютерной игровой зависимости. О масштабах этого явления свидетельствует тот факт, что о 6 до 10% из 189 миллионов интернет-пользователей...

Видеоигры как сфера графического дизайна | Статья в журнале...

Такими играми является «Детройт: стать человеком», серия игр про Лару Крофт «Tomb Raider». Персонажи должны быть запоминающимися, так как они входят в главные взаимосвязующие элементы игры: геймплей и окружение. Они должны быть хорошо адаптированы к среде...

Психология игровой зависимости у подростка | Статья в журнале...

Ролевая компьютерная игра — это простой и доступный способ моделирования другого мира или таких жизненных ситуаций, в которых человек никогда не был и не будет в реальности. Это простой способ пожить в другой жизни, где нет проблем, нет работы, на которую нужно ходить...

Особенности компьютерной игровой зависимости среди...

После нескольких раз игры подростку начинает нравиться компьютерная графика, звук, имитация

В данной ситуации подростки часто и долго играют в одиночку.

Наиболее выражено негативное влияние игровой компьютерной зависимости на социальные качества...

Влияние компьютерных игр на разум человека и его отношение...

Влияние компьютерных игр на человека имеет множество аспектов. На взрослых людей компьютерные игры также оказывают влияние, как хорошее, так и плохое. Сегодня, когда практически каждый человек в мире имеет свою личную виртуальную жизнь, через ноутбуки...

Похожие статьи

Особенности влияния компьютерных игр на личность

С целью изучения влияния компьютерных видео игр на личность, нами был проведен опрос среди людей, которые увлекаются видеоиграми. Опрос включал следующие вопросы: Пол; Возраст; Семейное положение; Укажите род деятельности; Сколько времени посвящаете...

Компьютерные игры в жизни школьника | Статья в сборнике...

Во–вторых, компьютерные игры у многих ассоциируются с азартными, которые — настоящая опасность

Особенно часто такая ситуация возникает со сравнительно простыми играми с

Геймер — человек, играющий в видеоигры, хотя сначала геймерами называли тех, кто играет...

Компьютерные игры. Влияние на развитие сознания

 В статье развивается тема влияния компьютерных игр и компьютерной индустрии в целом на развитие

Компьютерная игра представляет собой процесс, в течение которого человек контролирует

И это понятно, ведь подростки, не получив необходимого в реальной жизни...

Профилактика интернет-зависимости молодежи - путь...

При этом особой опасностью развития компьютерных игр стало распространение новой психологической зависимости – компьютерной игровой зависимости. О масштабах этого явления свидетельствует тот факт, что о 6 до 10% из 189 миллионов интернет-пользователей...

Видеоигры как сфера графического дизайна | Статья в журнале...

Такими играми является «Детройт: стать человеком», серия игр про Лару Крофт «Tomb Raider». Персонажи должны быть запоминающимися, так как они входят в главные взаимосвязующие элементы игры: геймплей и окружение. Они должны быть хорошо адаптированы к среде...

Психология игровой зависимости у подростка | Статья в журнале...

Ролевая компьютерная игра — это простой и доступный способ моделирования другого мира или таких жизненных ситуаций, в которых человек никогда не был и не будет в реальности. Это простой способ пожить в другой жизни, где нет проблем, нет работы, на которую нужно ходить...

Особенности компьютерной игровой зависимости среди...

После нескольких раз игры подростку начинает нравиться компьютерная графика, звук, имитация

В данной ситуации подростки часто и долго играют в одиночку.

Наиболее выражено негативное влияние игровой компьютерной зависимости на социальные качества...

Влияние компьютерных игр на разум человека и его отношение...

Влияние компьютерных игр на человека имеет множество аспектов. На взрослых людей компьютерные игры также оказывают влияние, как хорошее, так и плохое. Сегодня, когда практически каждый человек в мире имеет свою личную виртуальную жизнь, через ноутбуки...

Задать вопрос