Проблема лексических навыков у младших школьников в процессе обучения речевому этикету на уроках русского языка | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 4 мая, печатный экземпляр отправим 8 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Научный руководитель:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №18 (360) апрель 2021 г.

Дата публикации: 04.05.2021

Статья просмотрена: 177 раз

Библиографическое описание:

Захарова, Е. С. Проблема лексических навыков у младших школьников в процессе обучения речевому этикету на уроках русского языка / Е. С. Захарова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2021. — № 18 (360). — С. 330-332. — URL: https://moluch.ru/archive/360/80405/ (дата обращения: 25.04.2024).



В статье описаны проблемы формирования лексических навыков у младших школьников. Представлены особенности использования речевого этикета на уроках русского языка в формировании лексических навыков у младших школьников. Указана особенность преподавания русского языка в начальной школе с использованием материала по теме «речевой этикет», Описаны выводы по теоретическому анализу проблемы исследования.

Ключевые слова: формирование, лексические навыки, русский язык, речевой этикет, младший школьник.

The article describes the problems of the formation of lexical skills in primary school students. The article presents the features of using speech etiquette in Russian language lessons in the formation of lexical skills in primary school students. The article describes the peculiarities of teaching the Russian language in primary school using the material on the topic «speech etiquette», and describes the conclusions on the theoretical analysis of the research problem.

Keywords: formation, lexical skills, Russian language, speech etiquette, junior school student.

В федеральном государственном образовательном стандарте начального общего образования (ФГОС НОО) «предусматривается в качестве одного из результатов обучения — сформированность позитивного отношения к правильной устной и письменной речи как показателя общей культуры и гражданской позиции человека» [3, с.28]. Обобщая вышенаписанное, можно сказать, что современная образовательная система требует от школы, полноценную сформированную языковую личность ребенка. Но важно отметить, что такой процесс не будет происходить сам по себе, необходимо своевременно производить качественную подготовку работы всех языковых средств.

В учебном пособии «Педагогическая риторика» Т. Г. Иргашевой отмечается, что «на уроках русского языка роль учителя заключается в моделировании объективного мира, активно применяются различные виды ситуаций: проблемные, учебно-речевые и естественно речевые. Создание подобных ситуаций в непосредственном общении диктуется самой жизнью, в учебных же условиях существует только одна ситуация — учебная, когда преподаватель и обучаемый общаются с целью научить и научиться». Формирование коммуникативно-речевых этикетных умений происходит уже в начальной школе. И этому учит риторика. «Риторика — это наука об эффективном, результативном общении. Центром ее является общающийся человек, который в процессе деятельности вступает во взаимодействие с людьми в различных коммуникативных ситуациях. Специфика этих ситуаций требует от человека адекватного речевого поведения, что и обеспечивает, в конечном счете, решение социально значимых, жизненно важных задач. Таким образом, знание общих законов риторики — это общественная потребность, связанная с практической деятельностью человека. В риторике, как области гуманитарного знания, разработаны законы и принципы речевого поведения, описаны практические возможности их использования, что позволяет достичь главной цели общения — обеспечение взаимопонимания между людьми, гармонизация отношений коммуникантов» [2, с.18].

Только качественное овладение лексическими навыками и умениями школьником будет способствовать формированию коммуникативных компетенций, а именно лексической стороны речи.

Лексика — это основа языка, а ее единицы являются основополагающим материалом для коммуникации. В связи с этим следует отметить, что лексемы являются важным компонентом содержания при обучении русскому языку и в начальной школе необходимо уделять им наиболее особое внимание.

Изучение лексики в образовательно-познавательном аспекте обеспечивает системный подход в усвоении лексических понятий, позволяет знакомить учащихся со словом, как единицей лексической системы, со значением слова, изучать грамматику на лексической основе, доказывать существующие взаимосвязи между лексикой и другими уровнями языка, а также создает необходимые условия для целенаправленного обогащения словарного запаса учащихся.

Содержание материала в начальной школе знакомит детей с нормами устной и письменной речи, учит применять языковые средства в разных условиях в зависимости от цели или задачи речи. Но функция учителя здесь наиболее важна, так как он со стороны должен наблюдать за особенностями речевой коммуникации, помогать формулировать мысли правильно, выразительно, точно, не нарушая языковые функции речи, а направляя в нужное русло.

Исследователи отмечают, что, изучая правила этикета, учащийся присваивает часть социального речевого опыта народа, овладевает культурно-речевыми эталонами, характерными для среды проживания. Введение словесных формул речевого этикета в систему речевого взаимодействия ребенка с окружающими способствует формированию комфортного, эмоционально позитивно заряженного коммуникативного поля, оказывает безусловное положительное влияние на духовный мир ребенка.

Развивать речевой этикет обучающихся необходимо на всех учебных предметах. Но учебный предмет «Русский язык» — это один из основных предметов в обучении младших школьников. С помощью определенных методов и приемов учитель может показать учащимся, насколько важно знать нормы русского языка и как правильно использовать речевой этикет в их жизни.

Современную лингвистику и методику преподавания русского языка характеризует заметный и все возрастающий интерес к изучению речевого этикета и формированию этикетных умений и навыков у учащихся. Интерес к речевому этикету связан с возросшим вниманием к проблемам общения. Поскольку общение есть деятельность человека, процесс, в котором он участвует, то при общении в первую очередь учитываются особенности речевого этикета [1].

Таким образом, сферу употребления единиц (формул) речевого этикета как конкретизацию области его применения можно представить в виде совокупности ситуаций, составляющих сумму тематических групп единиц речевого этикета. Тематические группы не образуют конечного ряда — это незамкнутая сфера, переходящая в более широкую область устойчивых формул общения: приветствие, извинение, благодарность и т. д. [4].

Речевой этикет играет значительная роль в жизни современного общества, что обусловлено его функциями. Анализ лингвистических особенностей речевого этикета убедил нас, что целенаправленная и систематическая работа над выработкой умений и навыков речевого этикета должна активно вестись в начальной школе. Именно в начальных классах закладываются основы вежливости, прививаются хорошие манеры, умение культурно вести себя как в общественных местах, так и дома.

В. Н. Ягодинский отмечает, что «соблюдение этикета способствует установлению успешных, нередко и доверительных, отношений между учителем и учеником, учителем и родителями учеников, учителем и другими учителями. Создаются благоприятные условия для эффективной воспитательно-образовательной деятельности, для педагогического общения. Оно также способствует совершенствованию личности, взявшей на вооружение правила, в которых проявляется уважение к людям и потребность доставлять им удовольствие манерами обхождения» [5, с.142].

Анализируя результаты изученного материала по проблеме формирования лексических навыков у младших школьников, мы отметили, что методика преподавания русского языка в начальной школе не отделяет изучение речевого этикета как отдельный материал, его изучение происходит постепенно, практически во всех темах, таким образом, не все дети знают правила речевого этикета, их словарный запас беден, а вследствие этого умения речевого этикетного поведения не образуются самостоятельно, именно поэтому необходимо уделять им особое внимание и дополнительное время, а также особых условий для их формирования. Именно поэтому является актуальным создание особенной, целенаправленной методики, которая поможет в процессе формирования лексических навыков, сформировать знания и умения применения речевого этикета.

Литература:

  1. Земская Е. А. Категория вежливости в контексте речевых действий // Логический анализ языка: язык речевых действий. — М.: Наука, 1994. — С. 131–136.
  2. Иргашева Т. Г. Педагогическая риторика: учебно-методический комплекс по дисциплине: учебное пособие / Т. Г. Иргашева; Министерство образования и науки Российской Федерации, Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Хакасский государственный университет им. Н. Ф. Катанова». — Абакан: ФГБОУ ВО «Хакасский гос. ун-т им. Н. Ф. Катанова», 2017. — 90 с.
  3. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования. — М.: Просвещение, 2011. — 51 с.
  4. Формановская Н.И, Употребление русского речевого этикета / Н. И. Формановская. — М.: Русский язык, 1982. — 192 с.
  5. Ягодинский В. Н. Наш этикет / В. Н. Ягодинский. — М.: Мол.гвардия, 1988. — 235 с.
Основные термины (генерируются автоматически): речевой этикет, русский язык, начальная школа, навык, методика преподавания, особое внимание, письменная речь, проблема формирования, умение, учитель.


Похожие статьи

Психолого-педагогические основы процесса формирования...

Политова Н. И. Разговорная речь учащихся начальных классов на уроке русского языка / Н

Теутеж Ф. А. Проблемы формирования речевой деятельности обучающихся в процессе

Речевое умениеособая способность человека, которая становится возможной в результате...

Обучение речевому этикету первоклассников с опорой на...

Умение грамотно использовать свою речь нужно формировать как можно раньше. Особая роль при этом отводится школьным учебникам. Рассмотрим действующие учебники по русскому языку для 1 класса с точки зрения обучения речевому этикету.

Культура речи в младших классах и методы ее развития

Применительно к задачам обучения русскому языку в школе, следует говорить о

В устной и письменной речи младших школьников встречается много ошибок, которые в методике

Чтобы не было повторений в речи, учитель заостряет внимание детей на данные ошибки.

Формирование у младших школьников умений писать...

 Одной из основных задач методики обучения русскому языку в начальной школе

Сочинение в школе занимает особое место: ему в известном смысле подчинены все другие

Письменная речьречь, изображенная на бумаге с помощью специальных графических...

Формирование профессионально-речевой культуры учителя...

 Формирование профессионально-речевой культуры учителя начальных классов. Коммуникативная культура педагога является одним из важнейших компонентов педагогической культуры. Необходимость ее формирования обусловлена тем, что учитель постоянно...

Формирование культуры речевого общения младших школьников

В начальной школе ребенок сталкивается с понятием речевой нормы, начинает отличать литературный язык от просторечия, диалекта

Речь — одна из главных линий развития ребенка. Благодаря родному языку ребенок входит. Все это заставляет обратить серьезное...

Развитие речи учащихся на уроках в начальной школе

 На протяжении трёх лет я, учитель начальных классов, занимаюсь изучением и разработкой видов и форм работы по развитию речи детей начальных классов. Определила следующие требования к речи: правильность, ясность, чистота, точность, выразительность, богатство.

Работа по развитию речи учащихся на уроках русского языка

Ключевые слова: русский язык, развитие речи, развитие речи учащихся, устная речь, урок

Развитие речи является одной из важнейших задач обучения русскому языку в школе.

Речевая деятельность, развиваемая, в первую очередь, на уроках русского языка, имеет...

Реализация принципа коммуникативной направленности обучения...

Для формирования навыков общения необходимо в процессе обучения создавать условия

- формирование умений и навыков осуществлять речевое общение в типичных речевых

В учебниках русского языка, входящих в УМК «Перспективная начальная школа» реализация...

Похожие статьи

Психолого-педагогические основы процесса формирования...

Политова Н. И. Разговорная речь учащихся начальных классов на уроке русского языка / Н

Теутеж Ф. А. Проблемы формирования речевой деятельности обучающихся в процессе

Речевое умениеособая способность человека, которая становится возможной в результате...

Обучение речевому этикету первоклассников с опорой на...

Умение грамотно использовать свою речь нужно формировать как можно раньше. Особая роль при этом отводится школьным учебникам. Рассмотрим действующие учебники по русскому языку для 1 класса с точки зрения обучения речевому этикету.

Культура речи в младших классах и методы ее развития

Применительно к задачам обучения русскому языку в школе, следует говорить о

В устной и письменной речи младших школьников встречается много ошибок, которые в методике

Чтобы не было повторений в речи, учитель заостряет внимание детей на данные ошибки.

Формирование у младших школьников умений писать...

 Одной из основных задач методики обучения русскому языку в начальной школе

Сочинение в школе занимает особое место: ему в известном смысле подчинены все другие

Письменная речьречь, изображенная на бумаге с помощью специальных графических...

Формирование профессионально-речевой культуры учителя...

 Формирование профессионально-речевой культуры учителя начальных классов. Коммуникативная культура педагога является одним из важнейших компонентов педагогической культуры. Необходимость ее формирования обусловлена тем, что учитель постоянно...

Формирование культуры речевого общения младших школьников

В начальной школе ребенок сталкивается с понятием речевой нормы, начинает отличать литературный язык от просторечия, диалекта

Речь — одна из главных линий развития ребенка. Благодаря родному языку ребенок входит. Все это заставляет обратить серьезное...

Развитие речи учащихся на уроках в начальной школе

 На протяжении трёх лет я, учитель начальных классов, занимаюсь изучением и разработкой видов и форм работы по развитию речи детей начальных классов. Определила следующие требования к речи: правильность, ясность, чистота, точность, выразительность, богатство.

Работа по развитию речи учащихся на уроках русского языка

Ключевые слова: русский язык, развитие речи, развитие речи учащихся, устная речь, урок

Развитие речи является одной из важнейших задач обучения русскому языку в школе.

Речевая деятельность, развиваемая, в первую очередь, на уроках русского языка, имеет...

Реализация принципа коммуникативной направленности обучения...

Для формирования навыков общения необходимо в процессе обучения создавать условия

- формирование умений и навыков осуществлять речевое общение в типичных речевых

В учебниках русского языка, входящих в УМК «Перспективная начальная школа» реализация...

Задать вопрос