Политическая реклама: специфика, функции, оценка эффективности | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 6 апреля, печатный экземпляр отправим 10 апреля.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Маркетинг, реклама и PR

Опубликовано в Молодой учёный №16 (358) апрель 2021 г.

Дата публикации: 19.04.2021

Статья просмотрена: 900 раз

Библиографическое описание:

Матвеева, А. Р. Политическая реклама: специфика, функции, оценка эффективности / А. Р. Матвеева. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2021. — № 16 (358). — С. 224-226. — URL: https://moluch.ru/archive/358/80186/ (дата обращения: 28.03.2024).



В статье рассмотрены основные теоретические аспекты политической рекламы. Дано определение понятия «политическая реклама» и определены ее сущностные характеристики. Рассмотрена классификация политической рекламы по различным типам и признакам. Представлены требования к эффективности рекламного сообщения в сфере политики. Источниками информации для написания работы послужили базовая учебная литература, результаты исследований отечественных и зарубежных авторов, статьи и обзоры в специализированных периодических изданиях, посвященных исследуемой тематике, справочная литература, прочие актуальные источники информации.

Ключевые слова: политическая реклама, политическая деятельность, критическая реклама, политический деятель, рекламная кампания, реклама.

Современную жизнь уже невозможно представить без рекламного фона, который становится все активнее и более открытым. Реклама сегодня определяет не только покупку какой-либо вещи, но и выбор политического деятеля. По сути, она определяет пути политического развития страны и самой политики, которая касается нашей повседневной жизни.

Само «название политическая реклама» подразумевает, что политическая реклама находится на стыке самых разнообразных дисциплин, она вбирает в себя знания из сферы политических наук, рекламы, маркетинга. Политическая реклама — неотъемлемая часть избирательных кампаний, и во многом, успех или провал того или иного кандидата или партии зависит от грамотности рекламной политики, сопровождающей этот процесс.

Прежде чем приступать к рассмотрению понятия «политическая реклама», следует разобраться что такое реклама в принципе.

Рекламу в политике можно рассматривать как вид политической деятельности. Поскольку политическая деятельность — это форма активного отношения к миру, действия по реализации частных или групповых социальных интересов, осуществляемые с помощью специализированных организаций, политическая реклама выступает специфической формой осуществления политической деятельности, которая пытается изменить поведение людей в сторону необходимую для достижения политических целей рекламодателя [1, с. 50].

Говоря о сущностных характеристиках, следует отметить, что очень часто политическую рекламу путают с политическими PR-кампаниями. Эти два понятия, действительно, тесно связаны между собой, но имеют существенные отличия. Во-первых, политическая реклама всегда является платной, несмотря на то, что не является коммерческой. Политический деятель или организация выступает в роли рекламодателя и платит за трансляцию информации своей целевой аудитории. Во-вторых, политическая реклама однонаправленна, то есть направлена на конкретного «потребителя» с целью формирования у него определенного мнения. В то время как PR нацелен на все целевые аудитории, которых касается деятельность организации. В-третьих, реклама — это чаще всего краткосрочные проекты, реализующиеся преимущественно в период предвыборных агитаций. PR в свою очередь характеризуется долгосрочными проектами, которые так же становятся наиболее популярными перед выборами. В-четвертых, эффективная политическая реклама направлена на увеличение деловых связей, привлечение сторонников, а эффективный политический PR — на получение правдивой информации и согласования интересов участников взаимодействия [1, с. 13].

Приступая к рассмотрению назначения политической рекламы, можно заметить, что не существует единого мнения о конкретном наборе ее функций. Практически каждый исследователь предлагает свое видение ролей политической рекламы.

Так писатель и исследователь А. Дейян подразделяет рекламу с точки зрения силы воздействия на аудиторию на «жесткую» и «мягкую». Жесткая реклама направлена на то чтобы вызвать быструю реакцию потребителя и ориентирована на достижение цели в короткие сроки, а мягкая направленна на создание определенного ореола, атмосферы вокруг рекламируемого объекта. [2, с. 11-15]

Американский экономист, профессор Ф. Котлер говорит об информационной, увещевательной, сравнительной, напоминающей и подкрепляющей разновидностях политической рекламы. Информационная реклама предназначена для создания первичного интереса к рекламируемому политическому объекту. Увещевательная реклама формирует избирательный спрос. Сравнительная реклама показывает преимущества одного объекта перед другим. Напоминающая реклама заставляет вспомнить о кандидате или партии. Подкрепляющая реклама уверяет в правильности сделанного выбора. [6, с. 100]

Американский специалист в области политической рекламы Р. Джослин предложил классифицировать политическую рекламу по характеру используемой в ней риторики. Он выделил прославляющую, критическую рекламу и рекламу, содержащую ответ на критику со стороны оппонента. Прославляющая реклама призвана создать в глазах избирателя образ кандидата, рассказать о его положительных качествах. Критическая реклама нацелена не на самого кандидата, а на его оппонента. Она акцентирует внимание на негативных сторонах конкурента. [5, с 120]

Существует немало других способов типологизации политической рекламы. Например:

Косвенная и прямая политическая реклама: прямая использует конкретные рекламные сообщения; косвенная оперирует информационными поводами.

В зависимости от канала трансляции выделяются: визуальная, аудиальная и аудиовизуальная реклама.

Для определения эффективности политической рекламы следует понять, чем она обусловлена. В первую очередь исход рекламной кампании зависит от того, насколько она соответствует желаниям избирателей, учитывая их информационное и социальное состояние. [4, с. 26]

Организаторы избирательных кампаний обязаны проводить тестирование своих проектов, чтобы сделать их более привлекательными в глазах электората в преддверье выборов или понять, какой из рекламных образцов оказался наиболее популярным и стимулирующим после них. Анализ рекламы обычно проводят на нескольких стадиях: перед завершением процесса создания рекламы, на стадии частичного завершения работы и при возобновлении рекламной кампании через некоторое время. [3, с. 202]

Предварительные тесты также очень полезны, поскольку позволяют исправить очевидные ошибки, подчеркнуть основную идею рекламы — обещание, и повысить её результативность в целом. Первостепенной задачей предварительных тестов является уточнение тех параметров рекламы, которые обладают принципиальным значением: способность рекламы к внушению и понимание её сообщения.

Кроме вышеперечисленного, исследователи применяют и лабораторные методы определения эффективности, при которых демонстрация рекламы проводится в специальных помещениях, оснащённых необходимым оборудованием. Лабораторные тесты также варьируются в зависимости от используемого механизма.

Таким образом, об эффективности политической рекламы можно судить, опираясь на различные критерии, используя различные методики и инструменты. Тем не менее, не стоит забывать о том, что реклама — это не единственная предвыборная акция, поэтому нельзя точно определить, что именно повлияло на решение избирателя.

Литература:

  1. Воронцова Ю. В. Основные характеристики политического PR// Молодой ученый. 2016.№ 10. С. 121–123. 6
  2. Дюдина П. А. Политическая реклама: цели и средства // Конституционное и муниципальное право. 2008. № 11. С. 11–15. 8
  3. Зубков С. А., Панов А. И. Политическая реклама: основные жанры и технологии: Учеб, пособие для студентов специальностей: «Реклама», «Связи с общественностью», «Юриспруденция». М.: Моек. гос. ун-т путей сообщения (МИИТ), 2016.- 306 с.
  4. Коноваленко, А. В. Психология политической рекламы: [виды психолог. воздействий в полит. рекламе, символы в полит. рекламе, виды полит. рекламы] / А. В. Коноваленко. — Ростов н/Д: Феникс, 2016. — 94 с.
  5. Кузнецов, П. А. Политическая реклама. Теория и практика: учеб. пособие для студентов вузов, обучающихся по специальностям «Реклама», «Связи с общественностью» / П. А. Кузнецов. — М.: ЮНИТИ-ДАНА,2017. — 127 с.
  6. Рожков И. Я. Реклама: планка для «профи» / И. Я. Рожков. — М.: Страница, 2019. — 200 с.
Основные термины (генерируются автоматически): политическая реклама, политическая деятельность, критическая реклама, политический деятель, реклама, рекламная кампания.


Ключевые слова

реклама, политическая деятельность, политическая реклама, рекламная кампания, критическая реклама, политический деятель

Похожие статьи

Роль политической рекламы в современном обществе

Что касается политической рекламы, то здесь наиболее полное определение дает С. Ф. Лисовский: «Политическая реклама — это форма политической коммуникации в условиях выбора, связанная с адресным воздействием на электоральные группы и происходящая в...

Политическая реклама как имиджевая технология

Политическая реклама является одним из самых распространенных средств политической коммуникации. С появлением демократии резко возросла роль СМИ, поскольку усилился интерес к методам воздействия на массовое сознание как средство борьбы за овладение властью.

Основные характеристики политического PR | Статья в журнале...

Одна из целей политики — формирование политической массы, однако без PR, политической рекламы и имиджмейкинга этого добиться невозможно.

Ее нет и без политической рекламы и имиджмейкинга [2]. Политическая реклама побуждает людей к совершению какого-либо...

Роль PR-технологий и политической рекламы в политической...

А также политическая реклама в практике связей с общественностью определяет вектор развития современных политических кампаний. Учеными принято выделять 3 вида политических технологий. К ним относят имидж, идею и технологию культа.

политическая реклама, политическая коммуникация...

Ключевые слова: политический маркетинг, политический имидж, политический PR, маркетинг в некоммерческой сфере, политическая реклама. Если воспринимать политику в качестве рынка, то нетрудно понять, что не существует никаких правильных и неправильных, хороших и...

Политические (избирательные) PR-кампании: понятие...

Избирательные (политические) PR-кампании тесно связаны с определением избирательной системы. Существует несколько толкований данного термина в широком и узком смысле. Избирательная система в широком смысле — это совокупность общественных отношений...

Особенности использования pr-технологий в политической сфере

Необходимость использования инструментов PR оценили и политические деятели, поэтому уже с 1930-х годов в Республиканской партии США была

Постепенно PR проникает в Европейские страны и в СССР. Люсьен Матра придал данной деятельности этический и социальный окрас...

политическая реклама, избиратель, политик, адресат, текст...

Без этого свойства политическая реклама теряет свои важные для эффективности общения качества. Коммуникативный процесс всегда предполагает существование как минимум двух субъектов и не ограничивается лишь односторонним сообщением – налицо более сложные и...

Политический PR как составляющая часть жизни общества

Основная задача политического PR — привлечение внимания к политической проблеме и её решение через кандидата.

Существуют две тенденции развития политических связей с общественностью: PR в контексте избирательной кампании и государственный PR.

Похожие статьи

Роль политической рекламы в современном обществе

Что касается политической рекламы, то здесь наиболее полное определение дает С. Ф. Лисовский: «Политическая реклама — это форма политической коммуникации в условиях выбора, связанная с адресным воздействием на электоральные группы и происходящая в...

Политическая реклама как имиджевая технология

Политическая реклама является одним из самых распространенных средств политической коммуникации. С появлением демократии резко возросла роль СМИ, поскольку усилился интерес к методам воздействия на массовое сознание как средство борьбы за овладение властью.

Основные характеристики политического PR | Статья в журнале...

Одна из целей политики — формирование политической массы, однако без PR, политической рекламы и имиджмейкинга этого добиться невозможно.

Ее нет и без политической рекламы и имиджмейкинга [2]. Политическая реклама побуждает людей к совершению какого-либо...

Роль PR-технологий и политической рекламы в политической...

А также политическая реклама в практике связей с общественностью определяет вектор развития современных политических кампаний. Учеными принято выделять 3 вида политических технологий. К ним относят имидж, идею и технологию культа.

политическая реклама, политическая коммуникация...

Ключевые слова: политический маркетинг, политический имидж, политический PR, маркетинг в некоммерческой сфере, политическая реклама. Если воспринимать политику в качестве рынка, то нетрудно понять, что не существует никаких правильных и неправильных, хороших и...

Политические (избирательные) PR-кампании: понятие...

Избирательные (политические) PR-кампании тесно связаны с определением избирательной системы. Существует несколько толкований данного термина в широком и узком смысле. Избирательная система в широком смысле — это совокупность общественных отношений...

Особенности использования pr-технологий в политической сфере

Необходимость использования инструментов PR оценили и политические деятели, поэтому уже с 1930-х годов в Республиканской партии США была

Постепенно PR проникает в Европейские страны и в СССР. Люсьен Матра придал данной деятельности этический и социальный окрас...

политическая реклама, избиратель, политик, адресат, текст...

Без этого свойства политическая реклама теряет свои важные для эффективности общения качества. Коммуникативный процесс всегда предполагает существование как минимум двух субъектов и не ограничивается лишь односторонним сообщением – налицо более сложные и...

Политический PR как составляющая часть жизни общества

Основная задача политического PR — привлечение внимания к политической проблеме и её решение через кандидата.

Существуют две тенденции развития политических связей с общественностью: PR в контексте избирательной кампании и государственный PR.

Задать вопрос