Государственная корпорация «Агентство по страхованию вкладов» как лицо, участвующее в деле о банкротстве кредитных организаций | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 4 мая, печатный экземпляр отправим 8 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Юриспруденция

Опубликовано в Молодой учёный №16 (358) апрель 2021 г.

Дата публикации: 18.04.2021

Статья просмотрена: 156 раз

Библиографическое описание:

Малуха, А. А. Государственная корпорация «Агентство по страхованию вкладов» как лицо, участвующее в деле о банкротстве кредитных организаций / А. А. Малуха. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2021. — № 16 (358). — С. 271-274. — URL: https://moluch.ru/archive/358/80127/ (дата обращения: 20.04.2024).



В статье рассматривается правовое положение ГК «Агентство по страхованию вкладов» при введении в отношении кредитной организации конкурсного производства и мер по предупреждению банкротства.

В соответствии с ч. 1 ст. 189.8 Федерального закона от 26.10.2002 № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» (далее — Федеральный закон от 26.10.2002 № 127-ФЗ) [1] под определением несостоятельность (банкротство) кредитной организация понимается неспособность указанного типа юридического лица удовлетворить требования кредиторов по денежным обязательствам, о выплате выходных пособий и (или) об оплате труда лиц, работающих или работавших по трудовому договору, и (или) исполнить обязанность по уплате обязательных платежей, если соответствующие обязанности не исполнены ею в течение четырнадцати дней после наступления даты их исполнения и (или) стоимость имущества (активов) кредитной организации недостаточна для исполнения ее обязательств перед кредиторами и (или) обязанности по уплате обязательных платежей.

При наступлении вышеуказанных обстоятельств по отношению к должнику могут быть введены меры по предупреждению по предупреждению банкротства, предусмотренные в пп. с 1 по 4 ч. 1 ст. 189.9 Федерального закона от 26.10.2002 № 127-ФЗ, а в случае невозможности восстановления платежеспособности должника и при условии возбужденного производства по делу о несостоятельности (банкротстве) единственная процедура банкротства для указанного типа юридического конкурсное производство (ст. 189.13 Федерального закона от 26.10.2002 № 127-ФЗ).

При этом особого внимания заслуживает правовое положение Государственной корпорации «Агентство по страхованию вкладов» (далее — государственная корпорация, ГК «АСВ») при банкротстве кредитных организаций.

Так, в соответствии с ч. 1 ст. 189.59 Федерального закона от 26.10.2002 № 127-ФЗ лицами, участвующими в деле о банкротстве кредитной организации, являются конкурсный управляющий (п. 1), Банк России как орган банковского регулирования и банковского надзора (п. 2), иные физические или юридические лица, привлекаемые к участию в деле о банкротстве при рассмотрении вопросов, предусмотренных о привлечении к ответственности лиц, контролирующих кредитную организацию, а также по вопросам признания сделок недействительными и (или) применении последствий недействительности сделок, совершенных кредитной организацией (п. 3)

Также вышеуказанная статья, является отсылочной, и указывает, что в деле о банкротстве кредитной организации также участвуют лица, перечисленные в ч. 1 ст. 34 Федерального закона от 26.10.2002 № 127-ФЗ, а именно должник; арбитражный управляющий; конкурсные кредиторы; уполномоченные органы; федеральные органы исполнительной власти, а также органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления по месту нахождения должника в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом; а также лицо, предоставившее обеспечение для проведения финансового оздоровления.

При этом, в соответствии с ч. 2 ст. 189.59 Федерального закона от 26.10.2002 № 127-ФЗ лица, не указанные в ч. 1 ранее указанной статьи, не могут обладать правами лиц, участвующих в деле о банкротстве.

В силу положения ч. 4 ст. 15 Федерального закона от 23.12.2003 № 177-ФЗ «О страховании вкладов в банках Российской Федерации» [2] ГК «Агентство по страхованию вкладов» в соответствии с Федеральным законом «О банках и банковской деятельности» и Федеральным законом «О несостоятельности (банкротстве)» осуществляет функции конкурсного управляющего (ликвидатора) при банкротстве кредитных организаций.

Таким образом, из этого следует, что при введении в отношении кредитной организации процедуры банкротства — конкурсное производство, ГК «Агентство по страхованию вкладов» в силу закона становится конкурсным управляющим должника, и в этой связи, государственная корпорация имеет статус лица, участвующего в деле о банкротстве, что соответствует пп. 1 ч. 1 ст. 189.59 Федерального закона от 26.10.2002 № 127-ФЗ.

Между тем стоит отметить, что ГК «Агентство по страхованию вкладов» становится конкурсным управляющим кредитной организации только в случае, если указанная кредитная организация обладала лицензией на привлечение во вклады денежных средств физических (ч. 1 ст. 189.77 Федерального закона от 26.10.2002 № 127-ФЗ).

Однако, если кредитная организация-банкрот такой лицензией не имела, то конкурсным управляющим в соответствии с п. 1.1 Указания Банка России от 02.11.2017 № 4596-У «О порядке выбора Банком России кандидатуры арбитражного управляющего или саморегулируемой организации арбитражных управляющих, из числа членов которой должен быть утвержден арбитражный управляющий при банкротстве кредитной организации» [3] утверждается арбитражный управляющий — физическое лицо, аккредитованный при Банке России в качестве конкурсного управляющего при банкротстве кредитных организаций.

В этой связи, ГК «Агентство по страхованию вкладов» не осуществляет каких — либо функций при введении конкурсного производства в отношении кредитной организации, не обладающей лицензией на привлечение во вклады денежных средств физических, следовательно, государственная корпорация не является лицом, участвующим в деле о банкротстве должника, что не противоречит положениям ч. 1 ст. 189.59 Федерального закона от 26.10.2002 № 127-ФЗ.

Как уже было указано ранее, в отношении кредитной организации может быть введена мера по предупреждению банкротства, в частности мера по предупреждению банкротства кредитной организации (санация), имеющей разрешение (лицензию) на привлечение во вклады денежных средств физических лиц и на открытие и ведение банковских счетов физических лиц, выдаваемое Банком России в порядке, установленном Федеральным законом «О банках и банковской деятельности», которые осуществляются с участием Государственной корпорации «Агентство по страхованию складов» (п. 4 ч. 1 ст. 189.9 Федерального закона от 26.10.2002 № 127-ФЗ).

В свою очередь, вышеуказанная процедура не является процедурой банкротства кредитной организации в общепринятом смысле, поскольку вводится в отсутствие возбужденного дела о несостоятельности (банкротстве).

Так, в соответствии с ч. 1 ст. 189.49 Федерального закона от 26.10.2002 № 127-ФЗ в рамках мер по предупреждению банкротства банка ГК «Агентство по страхованию вкладов» осуществляет оказание финансовой помощи (п. 1), организацию торгов по продаже имущества, являющегося обеспечением исполнения обязательств банка, в том числе перед Банком России (п. 2), исполнение функций временной администрации по управлению банком (п. 3), а также иные способы (п. 4).

Таким образом, государственная корпорация в силу закона является непосредственным лицом, осуществляющим санацию кредитной организации.

В этой связи сам собой напрашивается логичный вывод, что ГК «Агентство по страхованию вкладов» является лицом, участвующим в деле о несостоятельности (банкротстве) кредитной организации в рамках мер по предупреждению банкротства.

Вместе с тем ч. 1 ст. 189.59 Федерального закона от 26.10.2002 № 127-ФЗ содержит в себе ограниченный перечень лиц, и не имеет положений о том, что государственная корпорации обладает соответствующим статусом в рамках указанной процедуры.

В этой связи, правовое положение ГК «Агентство по страхованию вкладов» можно было бы определить как лицо, участвующее в деле о банкротстве в качестве уполномоченного органа или федерального органа исполнительной власти (органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органа местного самоуправления по месту нахождения должника) или лица, предоставившее обеспечение для проведения финансового оздоровления (ч. 1 ст. 34 Федерального закона от 26.10.2002 № 127-ФЗ).

Вместе с тем, ст. 2 Федерального закона от 26.10.2002 № 127-ФЗ даёт определение уполномоченному органу — это федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный Правительством Российской Федерации на представление в деле о банкротстве и в процедурах, применяемых в деле о банкротстве, требований об уплате обязательных платежей и требований Российской Федерации по денежным обязательствам, а также органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, уполномоченные представлять в деле о банкротстве и в процедурах, применяемых в деле о банкротстве, требования по денежным обязательствам соответственно субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.

Так, в соответствии с п. 2 Постановление Правительства РФ от 29.05.2004 № 257 «Об обеспечении интересов Российской Федерации как кредитора в деле о банкротстве и в процедурах, применяемых в деле о банкротстве» [4] Федеральная налоговая служба является федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на представление в деле о банкротстве и в процедурах, применяемых в деле о банкротстве, требований об уплате обязательных платежей и требований Российской Федерации по денежным обязательствам (в том числе по выплате капитализированных платежей).

Также стоит указать, что ГК «Агентство по страхованию вкладов» в силу ч. 1 ст. 7.1 Федерального закона от 12.01.1996 № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» [5] является именно — некоммерческой организацией, статус, цель деятельности, функции и полномочия которой определяются ч. 2 ст. 14 № 177-ФЗ «О страховании вкладов в банках Российской Федерации», а именно в соответствии с приведёнными в ней Федеральными законами, следовательно, государственная корпорация не имеет отношения к органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органам местного самоуправления, указанных в определении уполномоченного органа, следовательно, не может считаться, что ГК «АСВ» участвует в деле о банкротстве как уполномоченный орган.

В этой связи, также не может считаться, что государственная корпорация участвует в деле как федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъектов Российской Федерации и орган местного самоуправления по месту нахождения должника, указанные в ч. 1 ст. 34 Федерального закона от 26.10.2002 № 127-ФЗ.

Кроме этого, ранее указывалось, что ГК «Агентство по страхованию вкладов» в соответствии с ч. 1 ст. 189.49 Федерального закона от 26.10.2002 № 127-ФЗ в рамках мер по предупреждению банкротства банка осуществляет оказание финансовой помощи (п. 1), что можно отождествить с предоставлением обеспечения для проведения финансового оздоровления.

Вместе с тем понятие «предоставление обеспечения для проведения финансового оздоровления» подразумевает указанное предоставление в рамках процедуры банкротства для юридических лиц, при этом не являющимися кредитными организациями, поскольку названное определение не содержит в себе продолжения «… кредитных организаций», что давало бы отсылку к ст. 189.14 Федерального закона от 26.10.2002 № 127-ФЗ (меры по финансовому оздоровлению кредитной организации).

Более того, в силу ч. 2 ст. 189.13 Федерального закона от 26.10.2002 № 127-ФЗ при банкротстве кредитной организации финансовое оздоровление, предусмотренное главой V названного Федерального закона, как процедура банкротства не применяются.

Из этого следует, что ГК «Агентство по страхованию вкладов» не может считаться лицом, участвующим в деле о банкротстве в качестве лица, предоставившее обеспечение для проведения финансового оздоровления.

Учитывая вышеизложенное, в настоящее время Федеральным законом от 26.10.2002 № 127-ФЗ не закреплен статус ГК «Агентство по страхованию вкладов» как лица, участвующего в деле о банкротстве кредитной организации при введении в отношении должника мер по предупреждению банкротств, в связи с чем, в силу ч. 2 ст. 189.59 Федеральным законом от 26.10.2002 № 127-ФЗ государственная корпорация не может обладать правами лица, участвующих в деле о банкротстве, но при этом реализация санации кредитной организации, как одной из процедуры банкротства, в силу закона осуществляется, в том числе с участием государственно корпорации.

Таким образом, в Федеральном законе от 26.10.2002 № 127-ФЗ имеется коллизия относительно правового положения ГК «АСВ» выраженная в том, что государственная корпорация должна осуществлять меры по предупреждению банкротства должника и в тоже время в виду отсутствия указания в названном законе о том, что ГК «АСВ» является лицом, участвующим в деле о банкротстве, следовательно, не может обладать соответствующими правами, в этой связи, в целях устранения названной коллизии необходимо дополнитесь ч. 1 ст. 189.59 Федерального закона от 26.10.2002 № 127-ФЗ п. 4 «Государственная корпорация «Агентство по страхованию вкладов как лицо, осуществляющее меры по предупреждению банкротства».

Литература:

1. Федеральный закон «О несостоятельности (банкротстве)» от 26.10.2002 № 127-ФЗ:

2. URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_39331/;

3. Федеральный закон от 23.12.2003 № 177-ФЗ «О страховании вкладов в банках Российской Федерации»

4. URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_45769/;

5. Указания Банка России от 02.11.2017 № 4596-У «О порядке выбора Банком России кандидатуры арбитражного управляющего или саморегулируемой организации арбитражных управляющих, из числа членов которой должен быть утвержден арбитражный управляющий при банкротстве кредитной организации»

6. URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_297911/;

7. Постановление Правительства РФ от 29.05.2004 № 257 «Об обеспечении интересов Российской Федерации как кредитора в деле о банкротстве и в процедурах, применяемых в деле о банкротстве»

8. URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_47869/;

9. Федерального закона от 12.01.1996 № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях»

10. URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_8824/.

Основные термины (генерируются автоматически): кредитная организация, Государственная корпорация, банкротство, финансовое оздоровление, Российская Федерация, Агентство, дело, лицо, конкурсное производство, местное самоуправление.


Похожие статьи

Некоторые правовые особенности конкурсного производства...

Конкурсное производство в отношении кредитных организаций, признанных банкротом, имеет свои характерные черты и особенности, как и банкротство кредитных организаций в целом. Подобное несомненно обусловлено особым положением и особой значимостью...

Банкротство и финансовое оздоровление предприятий

Финансовое оздоровление - процедура, ранее не известная российскому конкурсному праву. Она предоставляет должнику дополнительные возможности для восстановления платежеспособности, т.е. введение этой процедуры усиливает продолжниковую...

Развитие законодательства о несостоятельности (банкротстве)...

Развитие законодательства о несостоятельности (банкротстве) кредитных организаций в Российской Федерации.

кредитная организация, предупреждение несостоятельности, несостоятельность, банкротство, конкурсное производство, правовое регулирование, отзыв...

Банкротство и санация кредитных организаций

Процедура банкротства и физических, и юридических лиц регламентирована Федеральным законом от

Проводить финансовое оздоровление может как сама кредитная организация, так и

По состоянию на 1 ноября 2020 года Агентство осуществляет участие в финансовом...

Правовые проблемы процедуры финансового оздоровления...

Лицо, желающее ввести финансовое оздоровление в отношении должника, направляет

Только в этом случае кредитная организация без риска для себя выдаст гарантию при наличии

...финансовое оздоровление — процедура, применяемая в деле о банкротстве к...

Проблемы правового регулирования банкротства кредитных...

Вопросы о банкротстве кредитных организаций возникли не так давно, но при этом активно вызывают

Эффективное функционирование государственных органов и органов местного

Усовершенствование Российского законодательства о вопросах банкротства кредитных...

Несостоятельность (банкротство) кредитных организаций

1) финансовое оздоровление кредитных организаций, которое представляет собой

Далее необходимо указать на наличие особенностей порядка установления кредиторских требований при конкурсном производстве в рамках дел о банкротстве кредитных организаций.

Проблемы конкурсного производства при банкротстве...

Банкротство юридического лица предполагает создание условий, в рамках которых

В редких ситуациях банкротство происходит по инициативе государственных структур.

конкурсное производство. Если ни на одной из стадий процесса поставленные задачи не полежат...

Процедура банкротства юридических лиц | Статья в журнале...

Ключевые слова: несостоятельность, банкротство, юридическое лицо, процедуры банкротства, наблюдение, финансовое оздоровление, внешнее управление, конкурсное производство, мировое соглашение, должник, кредитор, наблюдение, конкурсное производство.

Похожие статьи

Некоторые правовые особенности конкурсного производства...

Конкурсное производство в отношении кредитных организаций, признанных банкротом, имеет свои характерные черты и особенности, как и банкротство кредитных организаций в целом. Подобное несомненно обусловлено особым положением и особой значимостью...

Банкротство и финансовое оздоровление предприятий

Финансовое оздоровление - процедура, ранее не известная российскому конкурсному праву. Она предоставляет должнику дополнительные возможности для восстановления платежеспособности, т.е. введение этой процедуры усиливает продолжниковую...

Развитие законодательства о несостоятельности (банкротстве)...

Развитие законодательства о несостоятельности (банкротстве) кредитных организаций в Российской Федерации.

кредитная организация, предупреждение несостоятельности, несостоятельность, банкротство, конкурсное производство, правовое регулирование, отзыв...

Банкротство и санация кредитных организаций

Процедура банкротства и физических, и юридических лиц регламентирована Федеральным законом от

Проводить финансовое оздоровление может как сама кредитная организация, так и

По состоянию на 1 ноября 2020 года Агентство осуществляет участие в финансовом...

Правовые проблемы процедуры финансового оздоровления...

Лицо, желающее ввести финансовое оздоровление в отношении должника, направляет

Только в этом случае кредитная организация без риска для себя выдаст гарантию при наличии

...финансовое оздоровление — процедура, применяемая в деле о банкротстве к...

Проблемы правового регулирования банкротства кредитных...

Вопросы о банкротстве кредитных организаций возникли не так давно, но при этом активно вызывают

Эффективное функционирование государственных органов и органов местного

Усовершенствование Российского законодательства о вопросах банкротства кредитных...

Несостоятельность (банкротство) кредитных организаций

1) финансовое оздоровление кредитных организаций, которое представляет собой

Далее необходимо указать на наличие особенностей порядка установления кредиторских требований при конкурсном производстве в рамках дел о банкротстве кредитных организаций.

Проблемы конкурсного производства при банкротстве...

Банкротство юридического лица предполагает создание условий, в рамках которых

В редких ситуациях банкротство происходит по инициативе государственных структур.

конкурсное производство. Если ни на одной из стадий процесса поставленные задачи не полежат...

Процедура банкротства юридических лиц | Статья в журнале...

Ключевые слова: несостоятельность, банкротство, юридическое лицо, процедуры банкротства, наблюдение, финансовое оздоровление, внешнее управление, конкурсное производство, мировое соглашение, должник, кредитор, наблюдение, конкурсное производство.

Задать вопрос