Общественно-политическое значение книгопечатания в Московии XVI века | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 4 мая, печатный экземпляр отправим 8 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Научный руководитель:

Рубрика: История

Опубликовано в Молодой учёный №16 (358) апрель 2021 г.

Дата публикации: 18.04.2021

Статья просмотрена: 170 раз

Библиографическое описание:

Шевцов, Н. В. Общественно-политическое значение книгопечатания в Московии XVI века / Н. В. Шевцов. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2021. — № 16 (358). — С. 57-60. — URL: https://moluch.ru/archive/358/80066/ (дата обращения: 25.04.2024).



В статье рассматриваются предпосылки и этапы развития книгопечатания в Московском царстве, начиная с изданий анонимной типографии 1550-х гг. и заканчивая государственной типографией, в которой Иван Федоров и Петр Мстиславец в 1564 году издали книгу «Апостол». В ходе работы проведён анализ этого государственно-церковного мероприятия, отмечены его цели и результаты.

Ключевые слова: Московия, Печатный двор, Иван Фёдоров, книга Апостол.

Посвящается памяти Ушенко (Грошенко) Анны Ивановны.

Русские первопечатники за работой

Рис. 1. Русские первопечатники за работой

Появление книгопечатания в Московском царстве связано с деятельностью царя Ивана Грозного, при котором происходили процессы усиления государственности и утверждения монархического централизованного государства. Московия укрепилась и во многом преодолела феодальную раздробленность, однако, отголоски ересей стригольников и жидовствующих по-прежнему давали о себе знать, а это представляло угрозу, как для государства, так и для церкви.

Созванный в Москве в 1551 году Стоглавый собор должен был решить многие государственные и церковные проблемы, поэтому на нём для обсуждения важнейших политических вопросов и проведения реформ, направленных на усиление центральной власти, собрались как представители светской власти, так и духовенства.

На соборе царём был поднят вопрос о богослужебных книгах, содержавших ошибки и о списках, которые с них делали писцы. Имевшиеся ошибки никто не исправлял, а в каждой последующей редакции их число увеличивалось. В итоге смысл книг значительно изменялся, что было благоприятной почвой для распространения ересей и для раскола внутри церкви.

Кроме того, на Стоглавом соборе также прозвучали мысли о создании сети школ и решении вопроса нехватки грамотных священников и госслужащих. Однако на самом соборе не было сказано, ни одного слова о книгопечатании, но именно там были подготовлены все условия для появления в Москве первой типографии, поскольку нехватку книг для церквей и будущих школ невозможно было решить с помощью переписывания книг от руки.

В ходе работы на печатном станке можно было проверить текст на наличие ошибок, а затем за короткий промежуток времени напечатать его во множестве экземпляров, что помогло бы предотвращению церковных смут и ересей. Также книгопечатание могло бы стать средством пропаганды политических идей, которые поспособствовали бы усилению Московского царства. При этом последующие события наглядно проиллюстрировала необходимость создания типографии.

Русское государство в дальнейшем присоединило к себе Казанское, Астраханское и Сибирские ханства, на территории которых предстояло вести миссионерскую деятельность среди местного населения. Там появлялись церкви и епархии, которым требовались в большом количестве богослужебные книги.

Поэтому после Стоглавого собора в Москве была создана первая типография, которой, предположительно, руководил придворный священник Сильвестр. Из-за того, что большинство людей из числа духовенства и переписчиков настороженно относились к печатному станку, существование этого предприятия приходилось держать в тайне. Поэтому на всех изданиях этой типографии нет указания кто, где и когда их напечатал, из-за чего она получила название анонимная.

Её деятельность во многом носила экспериментальный характер, так как в Московском царстве ещё не был накоплен опыт работы на печатном станке. Типографам и царским приближённым было необходимо полностью изучить процесс производства книг для выявления и устранения возможных ошибок, а также для проведения модернизации типографского оборудования.

В конце 1550-х гг. ситуация изменилась. Ивану Грозному надоела чрезмерная опека Сильвестра, теперь царь стремился к самостоятельности в государственных делах и поэтому в 1560 году священника, обвинённого в отравлении царицы Анастасии, насильно постригли в монахи и отправили в Кирилло-Белоозёрский монастырь. Принадлежавшие ему книгописная мастерская и типография, остались во владении его сына Анфима, но вскоре они пришли в упадок и были закрыты.

Опыт, приобретённый во время работы анонимного издательства, пригодился при организации новой, но уже государственной типографии. По приказу царя Ивана Грозного недалеко от Никольского монастыря в Москве построили Печатный двор, в котором впоследствии работали мастера Иван Фёдоров и Пётр Мстиславец.

Иван Фёдоров тесно сотрудничал с церковью, которая была заинтересована в государственной типографии. Это подтверждают слова самого первопечатника о непосредственном одобрении митрополитом Макарием создания типографии в Москве и указании им одной из причин её появления — необходимость христианского просвещения Казанского царства.

При участии царя и митрополита Макария было принято решение о том, что первой книгой, вышедшей из стен государственной типографии, должен стать «Апостол», включающий в себя Деяния, Соборные послания, послания апостола Павла и Откровение.

Этот выбор был обусловлен тем, что данную книгу ещё со времён Древней Руси использовали для обучения духовенства, так как в ней заключены первые образцы толкования Священного Писания учениками Иисуса Христа. А на ранее проходивших Московских соборах церковные иерархи выступали с осуждением ересей, искажавших толкование Священного Писания. В этом отношении издание «Апостола» имело государственно-национальное значение в борьбе со смутой путём церковного просвещения.

И вот 1 марта 1564 года Иван Фёдоров и Пётр Мстиславец напечатали первую русскую датированную книгу «Апостол». В ходе набора и печати этой книги перед мастерами возникали немалые сложности. Им предстояло соорудить оборудование, отлить шрифты, изготовить гравюры, а также вместе с митрополитом Макарием отредактировать текст «Апостола».

Кроме гравюры с изображением евангелиста Луки интерес для исследователей представляет послесловие этого издания. Из него мы узнаём, что дьяк Иван Фёдоров и его помощник Пётр Мстиславец осуществляли работу над ним с 19 (29) апреля 1563 по 1 (11) марта 1564 года. В результате русские первопечатники добились того, что по качеству набора, технике печати и оформлению эта книга получилась лучше анонимных изданий, но начертание букв, сходство мотивов и инициалов заставок позволяет сказать, что Иван Фёдоров использовал опыт предыдущей типографии, и даже возможно работал в ней.

В 1565 году Иван Федоров и Петр Мстиславец в двух изданиях напечатали в Москве богослужебную книгу «Часовник», содержащую чинопоследования Вечерни, Утрени и некоторых других служб. Эта книга, как и «Апостол» исполняла роль учебного пособия, но уже не для духовенства, а для детей. Но после издания «Часовника» русские первопечатники прекратили свою деятельность и вскоре покинули пределы Московского царства.

Достаточно сложно назвать однозначную причину их отъезда. Говорили о преследовании со стороны властей и о специальном отправлении Ивана Фёдорова по просьбе гетмана Ходкевича в Литву с целью поддержки православия. Однако вероятнее всего, переписчики книг, испугавшись конкуренции со стороны первопечатников, поспособствовали их изгнанию, так как в случае повсеместного внедрение печатного станка большой штат писцов мог бы попросту остаться без работы.

Таким образом, центральным властям и Православной церкви удалось создать типографию и наладить производство книг в Московском царстве. Работая сообща, они смогли реализовать часть задач поставленных на Стоглавом соборе путём внедрения книгопечатания. Так удалось добиться успеха в политике просвещения и борьбы с еретическими учениями, однако план по созданию сети школ не был реализован. Печатный двор не смотря на отъезд Фёдорова и Мстиславца, не прекратил свою работу, поскольку ученики первопечатников продолжили дело своих учителей.

Литература:

  1. Апостол / Столярова Л. В., Каштанов С. М. Книга в Древней Руси (XI–XVI вв.)/ Л. В. Столярова, С. М. Каштанов. М., 2010. С.367.
  2. Бахтиаров А. А. История книги на Руси: со многими рисунками в тексте. СПб., 1890. 277 с.
  3. История книги / Под. Редакцией А. А. Говорова, Т. Г. Куприяновой. М.,2001. 399 с.
  4. Гаврюшин Н. К. «Начаша изыскивати мастерства печатных книг…» // Прометей: Ист.-биогр.альбом. сер. «Жизнь замечат. людей». Т.16: Тысячелетие русской книжности/ Сост. е. Бондарева. М., 1990. С.237.
  5. Карамзин Н. М. История Государства Российского / Н. М. Карамзин. М., 2012. 1024 с.
  6. Макарий / Литература Древней Руси: Библиогр. словарь / Сост. Л. В. Соколова; под ред. О. В. Творогова. М., 1996. C.115.
  7. Немировский Е. Л. Путешествие к истокам русского книгопечатания. М., 1991. 221 с.
  8. Стоглав: Собор бывший в Москве при великом государе, царе и великом князе Иване Васильевиче (в лето 7059). Лондон, 1860. 239 с.
  9. Чёрный В. Д. Искусство средневековой Руси: Учебное пособие. М., 1997. 432 с.
  10. Шапошников А. Е. История чтения и читателя в России (IX-XX вв.): Учебно-справочное пособие для библиотек всех систем и ведомств. М., 2001. 79 с.
Основные термины (генерируются автоматически): Москва, Московское царство, государственная типография, печатный станок, Стоглавый собор, Грозный, книга, печатный двор, Священное Писание, создание сети школ.


Ключевые слова

Московия, Печатный двор, Иван Фёдоров, книга Апостол

Похожие статьи

Два поколения слуг в пьесе А. П. Чехова «Вишнёвый сад»...

Ведь именно он не забывает, каким знаменитым был вишнёвый сад: «сушёную вишню возами отправляли в Москву и в Харьков. Денег было! И сушёная вишня тогда была мягкая, сочная, сладкая, душистая…»

Школьное дело при Петре I | Статья в журнале «Молодой ученый»

Открываются впервые светские государственные школы различных типов.

Пушкарские школы, как и Навигацкие, включали русскую школу, цифирную и

Госпитальную школу реорганизовали в Московскую медико-хирургическую академию, которая существует и сегодня.

К вопросу об истории журнала «Русское богатство» (1876–1918 гг.)

«Русское богатство» практически принадлежало группе писателей и публицистов-народников, которые создали своеобразную литературную артель. В товарищество входили известные публицисты и критики: Н. Ф. Анненский, А. М. Скабичевский, С. Н. Кривенко, М. А. Протопопов

История в загадках. Петр I. Царь-реформатор | Статья в журнале...

В статье автор показывает на конкретном примере загадок собственного сочинения, что сложный исторический материал можно творчески переработать и представить в доступном формате для успешного восприятия информации детьми младшего школьного возраста.

К вопросу об иконописи. Учитель и ученик | Статья в журнале...

Стоглавый собор поднимал такую проблему, как проблема зависти учителя к талантливому

Основные термины (генерируются автоматически): ученик, Стоглавый Собор, епископ, икона

В современной иконописи Москвы стилизация чаще всего встречается в иконостасах и...

У истоков женского образования в России | Статья в сборнике...

В первое училище для общего научного образования, а именно в Киевскую Академию, женщины не были допущены. У князей и княжон была возможность выучить иностранные языки, не выезжая из России. При дворе князей, начиная с Ярослава, жили иногда иностранные...

Идеологема «Москва — третий Рим»: осознание сквозь века

Власть Московского князя как бы получала божественное происхождение, власть от Бога. Мифологема «Москва — третий Рим» сыграла значительную роль в конструировании государственной идеологии [1], формировании не только идей средневекового универсализма...

Иван IV — первый царь всея Руси | Статья в журнале...

16 января 1547 года в Успенском соборе Кремля Иван IV Васильевич венчался на царство и первым из московских государей стал официально именоваться царем.

Подлинной школой для Ивана IV был период реформ. Его захватили смелые проекты преобразований.

Социальная поддержка детей в России: исторический аспект...

В статье анализируется национальная практика социальной поддержки детей с X до конца XVIII в. Доминирующими моделями общественной защиты детства в этот период времени являлись последовательно сменяемые друг друга княжеское и церковно-монастырское попечительство...

Похожие статьи

Два поколения слуг в пьесе А. П. Чехова «Вишнёвый сад»...

Ведь именно он не забывает, каким знаменитым был вишнёвый сад: «сушёную вишню возами отправляли в Москву и в Харьков. Денег было! И сушёная вишня тогда была мягкая, сочная, сладкая, душистая…»

Школьное дело при Петре I | Статья в журнале «Молодой ученый»

Открываются впервые светские государственные школы различных типов.

Пушкарские школы, как и Навигацкие, включали русскую школу, цифирную и

Госпитальную школу реорганизовали в Московскую медико-хирургическую академию, которая существует и сегодня.

К вопросу об истории журнала «Русское богатство» (1876–1918 гг.)

«Русское богатство» практически принадлежало группе писателей и публицистов-народников, которые создали своеобразную литературную артель. В товарищество входили известные публицисты и критики: Н. Ф. Анненский, А. М. Скабичевский, С. Н. Кривенко, М. А. Протопопов

История в загадках. Петр I. Царь-реформатор | Статья в журнале...

В статье автор показывает на конкретном примере загадок собственного сочинения, что сложный исторический материал можно творчески переработать и представить в доступном формате для успешного восприятия информации детьми младшего школьного возраста.

К вопросу об иконописи. Учитель и ученик | Статья в журнале...

Стоглавый собор поднимал такую проблему, как проблема зависти учителя к талантливому

Основные термины (генерируются автоматически): ученик, Стоглавый Собор, епископ, икона

В современной иконописи Москвы стилизация чаще всего встречается в иконостасах и...

У истоков женского образования в России | Статья в сборнике...

В первое училище для общего научного образования, а именно в Киевскую Академию, женщины не были допущены. У князей и княжон была возможность выучить иностранные языки, не выезжая из России. При дворе князей, начиная с Ярослава, жили иногда иностранные...

Идеологема «Москва — третий Рим»: осознание сквозь века

Власть Московского князя как бы получала божественное происхождение, власть от Бога. Мифологема «Москва — третий Рим» сыграла значительную роль в конструировании государственной идеологии [1], формировании не только идей средневекового универсализма...

Иван IV — первый царь всея Руси | Статья в журнале...

16 января 1547 года в Успенском соборе Кремля Иван IV Васильевич венчался на царство и первым из московских государей стал официально именоваться царем.

Подлинной школой для Ивана IV был период реформ. Его захватили смелые проекты преобразований.

Социальная поддержка детей в России: исторический аспект...

В статье анализируется национальная практика социальной поддержки детей с X до конца XVIII в. Доминирующими моделями общественной защиты детства в этот период времени являлись последовательно сменяемые друг друга княжеское и церковно-монастырское попечительство...

Задать вопрос