Формирование правосознания и правовой культуры учащейся молодежи | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 4 мая, печатный экземпляр отправим 8 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Научный руководитель:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №15 (357) апрель 2021 г.

Дата публикации: 12.04.2021

Статья просмотрена: 1322 раза

Библиографическое описание:

Миронова, М. Т. Формирование правосознания и правовой культуры учащейся молодежи / М. Т. Миронова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2021. — № 15 (357). — С. 324-326. — URL: https://moluch.ru/archive/357/79903/ (дата обращения: 24.04.2024).



Сегодня одной из актуальных проблем является такая, как развитие правосознания гражданского общества в России. Для достижения этой цели надо развивать политику, которая повышает уровень правовой культуры граждан. Также надо найти правильное направление для становления правовой культуры не только граждан государства, а еще и нашего подрастающего поколения.

Правосознание и правовая культура является одним из основных разделов общей теории государства и права. Научные представление о правосознании и правовой культуре и их соотношения с правом представляют очень важную определяющую специфику право-понимания. Существование действия права генетически предопределяет появление правосознания. Культура — это и есть способ существования человека, его деятельности и результатов этой деятельности. Право, как и другие соционормативные системы регулирования, является институтом культуры, определяющаяся её уровнем и характером развития. Влияние культуры на право и их взаимосвязь отображены в понятии «правовая культура». Правовая культура является частью общей культуры, т. е. культуры отдельной личности, общества, цивилизации, под которой понимают всю совокупность ценностей, выработанных обществом.

Сегодня наше подрастающее поколение и молодежь являются вполне самостоятельным субъектом-носителем правовой культуры в обществе, поскольку обладают всеми необходимыми его признаками: активной мобильностью, внешней обособленностью, способностью вырабатывать, выражать и осуществлять персонифицированную правовую волю, а также свойствами субъекта права в силу юридических норм.

Усвоение юридических знаний является очень важным показателем в формировании правовой культуры, как с точки зрения его самоценности для данных целей, так и с точки зрения его влияния на другие показатели. При этом, нельзя не отметить и тот факт, что юридические знания были и остаются тем компонентом, который в наибольшей степени понятен и освоен в контексте обучения. Однако, очевидно, что одним усилением знаниевой составляющей, нельзя добиться положительных результатов в формировании правосознания. К примеру, такой показатель, как отношение к правовой действительности и практике реализации правовых норм, формируется не только, и даже не столько, при непосредственном обучении детей, сколько в процессе их жизни, в том числе школьной, когда они в своей деятельности сталкиваются с необходимостью соблюдения установленных норм, в том числе ещё и наблюдать степень соблюдения этих норм педагогическими работниками, администрацией школы, родителями, другими обучающимися, оценивают степень соответствия данных норм, как действующему законодательству, так и здравому смыслу [1].

Правосознание играет важную роль в формировании и развитии не только государства, но и самой молодёжи. Правосознание зависит от воли, убеждений, взглядов граждан на правовые и политические явления, которые окружают сегодняшнюю молодёжь изо дня в день. Правосознание имеет свою структуру: правовая идеология, правовая психология, личностные ценности индивида, субъективная воля индивида и индивидуальные знания о праве.

Правовая культура отличается от правосознания тем, что последнее включает в себя лишь совокупность идей, воззрений, теорий, ориентаций, выражающих отношение индивида и общества к нраву, а правовая культура представляет собой положительный тин отношения к правовым явлениям, который выражается в деятельности индивида, юридических учреждений. Поэтому правовая культура- понятие более широкое, нежели правосознание. Оно характеризует уровень правосудия, включает в себя степень знания права, правовые ориентации лежащие в основе деятельности исполнительной власти, должностных лиц. Высшим уровнем проявления правовой культуры является правовая активность индивида. Она выражается не только в законопослушном поведении индивида, но и способности личности к активным, творческим действиям в сфере реализации права, а также в сфере правового регулирования.

Структура правовой культуры представляет собой взаимодействие различных компонентов позитивного правового поведения: познавательный (гносеологический), ценностно- ориентационный, деятельностный (поведенческий).

Отсюда следует, что правосознание отражает взгляды, убеждения и отношения граждан к праву. Правосознание граждан строится прежде всего на правосознании каждого индивида, а его правосознание в свою очередь формируется под влиянием политического, нравственного и других видов воспитания, в том числе и религиозного.

Механизм формирования правосознания молодой личности функционируется посредством работы большого количества субъектов- носителей правовой культуры, к которым, прежде всего, следует отнести семью, контингент сверстников, коллектив, средства массовой информации, различные молодёжные объединения и государства.

В 2012 году в обязательную школьную программу были введены курсы ОРКСЭ и ОДНКНР («Основы религиозных культур и светской этики» и «Основы нравственно- духовной культуры народов России. В некоторых образовательных учреждениях помимо изучения основ религии, ещё и изучали такой предмет, как «правоведение». Это послужило не малым показателем уровня правосознания и правовой культуры у обучающейся молодёжи России. Я считаю, что, введя раньше в наших школах курсы изучения основ религии своего народа, повышали уровень правовой грамотности, что способствовало формированию правосознания и правовой культуры. Но, к сожалению, в 2019 году эти предметы исключили из школьной программы. Конечно, исключение этих школьных предметов отнюдь не главная преграда к формированию правового знания.

В ходе исследования данной проблемы, в одном из районов нашей республики мы провели опрос в форме анкетирования «Правовая грамотность», участниками которого стали обучающиеся общеобразовательной школы районного центра и маленького села. Согласно полученным нами данным, идеальным, высоким уровнем правовой культуры обладают 0 % опрошенных. Примерно одинаковое количество опрошенных старшеклассников обладают средним и минимально допустимым уровнем 29 % и 31 % соответственно. Самое большое число респондентов 40 % приходится на старшеклассников, обладающих низким уровнем правовой грамотности.

Таким образом, из ответов респондентов видно, что уровень правового знания находится не на высшем уровне. Большинство при необходимости информацию о правах и свобод берут из интернета. Необходимо осуществлять больше просветительской работы по правовой грамотности как со стороны школы, так и со стороны родителей. Как родители, так и образовательные учреждения должны помнить, что повышение уровня правового знания является гарантией снижения числа правонарушений.

Обучение правам человека является составляющей гражданского образования. Для жизни в правовом государстве, в гражданском обществе необходимо поднять уровень обучения правам человека, правам ребенка. Через обучение правам человека, правам ребёнка помочь увидеть ценности прав человека, их социальную роль, научить подрастающее поколение жить в демократическом государстве, уважать права других людей, решать споры и конфликты правовыми методами. Это способствует воспитанию гражданственности, патриотизма, уважения к национальным и религиозным традициям других народов. Содействует формированию нравственной, эстетической и правовой культуры подрастающего поколения.

Правовое воспитание — это система мер, направленных на формирование правовых идей, норм, принципов, представляющих ценности мировой и национальной правовой культуры.

Правовое воспитание длительный процесс. Он начинается практически с детства и продолжается всю человеческую жизнь. Французский материалист 18 века Гальвеций говорил, что вся жизнь есть, собственно говоря, лишь одно воспитание. Но самый благодатный период- молодые годы, когда центральная нервная система человека отличается наибольшей пластичностью и восприимчивостью. Формирование правового сознания и правовой активности- дело не одного дня. Результаты правового воспитания обнаруживают себя не так быстро, как результаты обучения. Для того, чтобы можно было сказать что-то определённое о результатах правового воспитания необходимо длительное наблюдение за воспитуемым, причём в различных условиях, в различной обстановке [2].

Литература:

  1. Егоров И. А., Умняшова И. Б.//Проблема формирования правосознания обучающихся в условиях децентрализации нормативного регулирования деятельности образовательных организаций/2017/С.18
  2. Кистяковский Б. А. Право и метод//Русская философия права: философия веры и нравственности: Антология. СПб/1997//С.143
Основные термины (генерируются автоматически): правовая культура, подрастающее поколение, правовое воспитание, правовая грамотность, правовое знание, правосознание, гражданское общество, норма, уровень, формирование правосознания.


Похожие статьи

Место правового воспитания в формировании правосознания...

Библиографическое описание: Джанибекова, Н. А. Место правового воспитания в формировании правосознания молодежи / Н. А

Узбекистан, правовая культура, правовое сознание, государственная политика, реформа, республика, развитое поколение, Всемирная...

Формирование правовой культуры современного школьника

правовая культура, современное общество, формирование, знание, высокий уровень, подрастающее поколение, правовая грамотность, правовая культура школьников, процесс формирования...

Правовая культура современной молодежи: актуальное...

Правовая культура — часть общей культуры общества или отдельной личности.

Уровень правовой культуры в том или ином обществе определяется развитостью и

Мы считаем, что правовое воспитание и образование в сфере права подрастающее поколение должно...

Педагогические приёмы формирования правового сознания

правовая культура, процесс обучения, правовая ответственность, правовое воспитание, формирование, знание, активная

Процесс воспитания правовой культуры личности предполагает повышение правосознания, уровня знаний о правовых нормах, усвоение...

Правовое воспитание как средство формирования правовой...

Правовая культура — общий уровень знаний и объективное отношение общества к праву; совокупность правовых знаний в виде норм, убеждений и установок, создаваемых в процессе жизнедеятельности. Правовое воспитание можно разделить на четыре стадии

Взаимосвязь правосознания и правовой культуры в рамках...

Правовая культура — это не только деятельность людей в правовой сфере, но и вне ее, что, так или иначе, связано с применением правовых знаний. На сегодняшний день правовые знания востребованы во многих специальностях, науках и дисциплинах, как гуманитарных, так...

Правовое воспитание учащихся старших классов

Чтобы правовая культура человека достигла такого уровня, необходима система правового воспитания, сердцевиной которого должно стать правовое воспитание подрастающего поколения. Известный просветитель конца 19 начала 20 вв.

Правовое воспитание учеников подросткового возраста...

Правовое воспитание учеников старшего возраста характеризуется тем, что они вступают в реальные правовые отношения гражданской ответственности в различных видах деятельности. Они практически усваивают свои права и обязанности через систему...

Немного о правовой грамотности | Статья в сборнике...

И для того, чтобы повысить уровень правовой культуры и правосознания необходимо качественное правовое образование, которое должно являться приоритетной целью и задачей государства. Обратимся к истории. Права человека в Древнем Востоке были очень жестоки по...

Похожие статьи

Место правового воспитания в формировании правосознания...

Библиографическое описание: Джанибекова, Н. А. Место правового воспитания в формировании правосознания молодежи / Н. А

Узбекистан, правовая культура, правовое сознание, государственная политика, реформа, республика, развитое поколение, Всемирная...

Формирование правовой культуры современного школьника

правовая культура, современное общество, формирование, знание, высокий уровень, подрастающее поколение, правовая грамотность, правовая культура школьников, процесс формирования...

Правовая культура современной молодежи: актуальное...

Правовая культура — часть общей культуры общества или отдельной личности.

Уровень правовой культуры в том или ином обществе определяется развитостью и

Мы считаем, что правовое воспитание и образование в сфере права подрастающее поколение должно...

Педагогические приёмы формирования правового сознания

правовая культура, процесс обучения, правовая ответственность, правовое воспитание, формирование, знание, активная

Процесс воспитания правовой культуры личности предполагает повышение правосознания, уровня знаний о правовых нормах, усвоение...

Правовое воспитание как средство формирования правовой...

Правовая культура — общий уровень знаний и объективное отношение общества к праву; совокупность правовых знаний в виде норм, убеждений и установок, создаваемых в процессе жизнедеятельности. Правовое воспитание можно разделить на четыре стадии

Взаимосвязь правосознания и правовой культуры в рамках...

Правовая культура — это не только деятельность людей в правовой сфере, но и вне ее, что, так или иначе, связано с применением правовых знаний. На сегодняшний день правовые знания востребованы во многих специальностях, науках и дисциплинах, как гуманитарных, так...

Правовое воспитание учащихся старших классов

Чтобы правовая культура человека достигла такого уровня, необходима система правового воспитания, сердцевиной которого должно стать правовое воспитание подрастающего поколения. Известный просветитель конца 19 начала 20 вв.

Правовое воспитание учеников подросткового возраста...

Правовое воспитание учеников старшего возраста характеризуется тем, что они вступают в реальные правовые отношения гражданской ответственности в различных видах деятельности. Они практически усваивают свои права и обязанности через систему...

Немного о правовой грамотности | Статья в сборнике...

И для того, чтобы повысить уровень правовой культуры и правосознания необходимо качественное правовое образование, которое должно являться приоритетной целью и задачей государства. Обратимся к истории. Права человека в Древнем Востоке были очень жестоки по...

Задать вопрос