Художественно-эстетическое развитие дошкольников посредством использования нетрадиционных методов продуктивной художественной деятельности в работе педагога с детьми в ДОУ как средство всестороннего развития в контексте реализации принципов ФГОС ДО | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 4 мая, печатный экземпляр отправим 8 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №15 (357) апрель 2021 г.

Дата публикации: 12.04.2021

Статья просмотрена: 304 раза

Библиографическое описание:

Шуваева, Т. Ю. Художественно-эстетическое развитие дошкольников посредством использования нетрадиционных методов продуктивной художественной деятельности в работе педагога с детьми в ДОУ как средство всестороннего развития в контексте реализации принципов ФГОС ДО / Т. Ю. Шуваева. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2021. — № 15 (357). — С. 343-346. — URL: https://moluch.ru/archive/357/79823/ (дата обращения: 24.04.2024).



Статья посвящена художественно- продуктивной деятельности. Статья раскрывает содержание методического пособия «Мастерская народов мира», по развитию художественно- творческой деятельности дошкольников через нетрадиционные методы, в которой мастер- классы и конспекты непосредственно — образовательной деятельности по художественно — продуктивной деятельности распределены по различным видам традиций народного мастерства и направлены на развитие творческих, эстетических и интеллектуальных способностей дошкольников, к тому же художественно- продуктивная деятельность, хорошо интегрируется с познавательной, социально- коммуникативной, речевой образовательными областями. Автор дает обобщенную характеристику оценке проведенной работы по продуктивной деятельности, предпринята попытка раскрыть основные причины использования художественной деятельности в ДОУ, а также обобщает практический опыт использования продуктивного творчества. Такой взгляд будет интересен специалистам в области образования — всем педагогам ДОУ и родителям дошколят, желающим перестроить образовательную деятельность в работе с детьми. Так же в статье затрагиваются социальные, психофизические и культурные особенности детей в продуктивной деятельности. Раскрываются, так же хорошо, методы позволяющие решить поставленные задачи в продуктивном процессе.

Ключевые слова: художественное творчество, мастерская, творчество дошкольников, художественно- эстетическое развитие.

В настоящее время художественно-эстетическое развитие ребенка является одним из эффективных средств становления духовно-нравственного облика растущего человека, поскольку в основе нравственного и эстетического развития лежит общий психологический механизм к окружающей действительности и художественным образам.

В психолого-педагогическом процессе помимо традиционных методик обучения все чаще используются нетрадиционные. Нетрадиционные методы необходимы для успешной деятельности ребенка. Так вот, методическое пособие «Мастерская народов мира» по художественно- эстетическому развитию вносит новые идеи, формы художественно-продуктивной деятельности с детьми поликультурного содержания. Новизна представленного методического пособия заключается в переосмыслении целевых и содержательных ориентиров не только в дошкольных учреждениях, но и дома, позволяет построить процесс совместной и самостоятельной деятельности ребенка в новой форме, в которой мастер-классы и конспекты непосредственно-образовательной деятельности по художественно-продуктивной деятельности распределены по различным видам традиций народного мастерства и направлены на развитие творческих, эстетических и интеллектуальных способностей дошкольников, хорошо интегрируется и с другими образовательными областями: «Познавательной», «Речевой», «Социально — коммуникативной».

Использование художественно- продуктивной деятельности в педагогическом процессе, позволит педагогам перестроить образовательную деятельность в детском саду. Перейти от привычных занятий с детьми, к нетрадиционным, совместно- самостоятельным, непосредственно- образовательным, продуктивным деятельностям и формам работы. Мастер- классы и конспекты, разработанные в методическом пособии «Мастерская народов мира» интересны для детей, разнообразны по содержанию. Они включают в себя различные материалы, поверхности, которые способны удовлетворить ребенка в мелкой моторике рук, всесторонне развиваться, вырабатывать познавательный интерес, проявлять речевую активность, креативность, наблюдательность, что способствует формированию творческой личности и социальному развитию ребенка. Выбранные методы для реализации методического пособия «Мастерская народов мира», направленны на развитие продуктивной деятельности, в познавательно- творческом процессе, с учетом возрастных особенностей: «Объяснительно-иллюстративный — объяснение, беседа, инструктаж, демонстрация, работа с различными материалами; эвристический — создание творческих моделей; проблемный — постановка проблемы и самостоятельный поиск её решения детьми; частично — поисковый — решение проблемных задач с помощью педагога; поисковый — самостоятельное решение проблем».

Эти методы позволяют решить следующие задачи:

  1. Способствовать накоплению у детей познавательно- творческого опыта через практическую продуктивную деятельность.
  2. Формировать у дошкольников творческий интерес к продуктивной деятельности.
  3. Совершенствовать у дошкольников процессы сравнения и синтеза, воображения и памяти.
  4. Развивать умение у детей передавать форму объекта различными средствами, подбирать по форме, размеру, цвету и устойчивости в соответствии с содержанием.
  5. Воспитывать умение работать в коллективе — в социуме, умение слушать и договариваться, оказывать посильную помощь другим детям;
  6. Развивать психофизические особенности детей.

Для организации, развивающей предметно- пространственной среды в детском саду рекомендовано пополнить «центр творчества» различными материалами- бисер, бусины, масса по изготовлению керамики, нити, шерсть, бумага для декупажа, скрапбукинга, квиллинга, гравюры, рисовая бумага, краски различных видов и многое другое, а также различные образцы. Кроме этого, в детском саду возможно организовать отдельное помещение — «Студию по художественно- продуктивной деятельности» для педагога дополнительного образования в кружковой работе. Продуктивная работа в студии — это творческий мир фантазий, который оснащен различными видами творческих материалов, с образцами деятельности. Образовательное содержание строится по принципу усложнения- от легкого к сложному, умения, которые получают дети, опираются на уже приобретенные знания.

Мастер- классы и конспекты, представленные в данном методическом пособии возможны для применения во всех видах деятельности, в непосредственно -образовательной деятельности, в совместно-самостоятельной, в режимных моментах, также в индивидуальной, подгрупповой и групповой формах. В самостоятельной деятельности происходит дальнейшее развитие умений, приобретенных в совместно-самостоятельном продуктивном творчестве детей и взрослого. Например, на мастер- классе «Кот Василий» педагог познакомила детей старшей группы с рельефом, как видом скульптуры, научились лепить кота из глины на пластине, выполнять рельеф путем налепа, с помощью, скалки, а в совместно-самостоятельной деятельности раскрасили их красками, далее в самостоятельной деятельности дети играют с ними.

Так, к примеру на мастер- классе «Плетение корзинки из лозы» дети познакомились с методами работы построения корзинки из цветной лозы и с помощью разноцветных ротанговых прутьев, бамбуковых палочек для каркаса, клея, деревянного упора собрали дно, стали собирать стенки, далее в совместно-самостоятельной деятельности, доплели стенки корзины и верхний обод, а в самостоятельной деятельности в «Центре семья» обыгрывали её.

«В дошкольном детстве целесообразно приобщать детей к культуре через искусство, так как дошкольники очень чувствительны к эстетической сфере. В устном, музыкальном и декоративно-прикладном народном творчестве отражаются особенности характера народа, его нравственные ценности — представления о добре, красоте, храбрости, трудолюбии, самобытности национального этикета, обрядов, праздников, одежды и быта. В искусстве заключен в обобщенном виде общественно исторический опыт многих поколений людей. Оно передает опыт знаний, мысли, чувства, отношения в образной форме» [6]. Так, направления художественно-творческой деятельности методического пособия «Мастерская народов мира» являются:

«Мастера Кубани» (гончарное дело, керамика, изготовление и роспись посуды, барельефов — элементов архитектуры, плетение из лозы);

«Северный сувенир» (вышивка бисером, скульптура малой формы);

«Живописные этюды Китая и Японии» (суми-э — этюды на рисовой бумаге, батик — роспись по ткани);

«Европейский декор» (украшение предметов в стиле: декупаж, скрапбукинг, квиллинг; гравюра);

«Фелтинг» сухое (валяние из шерсти),

«Стеклянная мозаика» (фьюзинг, витраж);

«Африканские ритмы» (изготовление и декор масок, металлопластика);

«Обереги народов мира» (узелковое плетение, миниатюрная скульптура, изготовление и роспись колокольчиков).

Дети включаются в работу творческих объединений по интересам и вышеперечисленным направлениям, где средствами совместного творчества идет освоение новых- нетрадиционных техник исполнения.

«Одним из направлений такого процесса трансформации является художественное воспитание и обучение ребенка, оно тесно связанно с другими формами воспитания, ориентированными, прежде всего, на поиски гармонии, синтеза, единения человека с миром, в котором он обитает» [6].

Успешному решению задач по развитию практической, продуктивной, творческой деятельности способствует совместная работа детского сада с семьей. В рамках недели художественно-продуктивной деятельности родители приняли участие в ряде мастер- классов, в конкурсе семейного продуктивного творчества «Творчество народов мира», в выставке «Север- край загадок».

Опытом работы использования художественного творчества педагоги обмениваются как внутри ДОУ, так и на мероприятиях городского уровня. На научно-практическом семинаре для педагогических работников дошкольных образовательных организаций, в секции № 2«Художественно- продуктивная деятельность в образовательном процессе детского сада», я выступила на тему: «Нетрадиционные формы художественного творчества в ДОУ».

Результативность проведенной работы показала следующие результаты усвоения детьми методического пособия по художественно- эстетическому развитию: дошкольники эмоционально выполняют художественно- продуктивную работу, осваивают различные виды творческой деятельности, используют продукты деятельности в играх, с помощью педагога создают коллективные сюжетные композиции, различают и называют материалы для работы, понимают их назначение, ориентируются в работе с образцами, исправляют допущенные ошибки.

Художественная- продуктивная деятельность отличается высокой эффективностью и доступностью. Её быстро усваивают педагоги и родители дошкольников. В творческом процессе создается положительная атмосфера между взрослым и ребенком. Наших родителей методическое пособие «Мастерская народов мира» очень заинтересовала. Работа с родителями проходит успешно, они приносят в детский сад, продукты художественной продуктивной деятельности, которые изготавливают дома.

Пособие предназначено воспитателям, педагогам дополнительного образования и родителям детей дошкольного возраста.

Литература:

  1. Аверина Е., Бронштейн М., Горячкин С., Жуковская Н. Народы мира Детская энциклопедия. — Росмен, 2010.
  2. Бондарева Н. А. Кубанские народные ремесла. Информационный материал. Армавир:2004.
  3. Гришина Т. Н. Приобщение детей к народной игровой культуре // Управление дошкольным образовательным учреждением. — 2005. — № 1.
  4. Гончарова О. В., Шапарь М. Г. Организация процесса поликультурного воспитания дошкольников в дошкольном образовательном учреждении // Научно-методический журнал. Спецвыпуск № 08. — 2013.
  5. Джеки Хаун. Игрушки валяшки. — Контент, 2014.
  6. Золина Р. Е. Методическое пособие для педагогов и родителей «Мастерская народов мира». Краснодар, 2016
  7. Сазонов А. А. Бытовые и ритуальные традиции в протомеотской керамике. XХIV Крупновские чтения по археологии Северного Кавказа. Нальчик. 2000
  8. Курочкина Н. А. Методические пособия по ознакомлению детей с изобразительным искусством /Библиотека программы «Детство». СПб., 2000.
  9. Юсель С. Декупаж. Самая полная энциклопедия. — АСТ-Пресс Книга, 2012.
Основные термины (генерируются автоматически): продуктивная деятельность, методическое пособие, детский сад, ребенок, образовательная деятельность, эстетическое развитие, мастер - классы, самостоятельная деятельность, художественно-продуктивная деятельность, художественное творчество.


Похожие статьи

Методическое сопровождение художественно-эстетического...

Результаты деятельности дошкольного учреждения по художественно-эстетическому воспитанию постоянно отслеживаем на педагогических советах

Художественно-эстетическое развитие детей дошкольного возраста. Автор: Кабанова Наталья Николаевна.

Продуктивная деятельность как средство развития дошкольников

Художественно-продуктивные виды деятельности считаются значимым средством

Продуктивный вид деятельности — это законченное самостоятельное творчество

продуктивная деятельность, ребенок, детский сад, бросовый материал, строительный...

Влияние художественно-продуктивных видов деятельности на...

Художественно-продуктивные виды деятельности считаются значимым средством всестороннего развития детей дошкольного возраста. Весь дошкольный возраст в соответствии с закономерностями психического развития считается подготовкой к обучению в школе.

Продуктивный вид деятельности — ключ к всестороннему...

Продуктивный вид деятельности — это законченное самостоятельное творчество, создание чего-то

Обучение детей 2–7 лет технике рисования, — Учебно-методическое пособие.

Художественная деятельность, в частности изобразительная деятельность, выступает как...

Продуктивная художественная деятельность детей...

В этом контексте художественная деятельность детей дошкольного и младшего школьного возраста в ее созидающей части является продуктивной «по определению». Важно только выявить «зоны влияния» репродуктивной и продуктивной составляющих, которые осознаются...

Коллективное творчество в изобразительной деятельности...

ребенок, изобразительная деятельность, творческая деятельность, дошкольный возраст

Широкие возможности открывает продуктивная деятельность и для развития творческой

самостоятельная изобразительная деятельность, изобразительная деятельность, ребенок...

Продуктивная деятельность как фактор социализации детей...

Продуктивная деятельность влияет на социальное развитие дошкольников, позволяет расширить социальный кругозор жизни ребенка, создать большой простор к проявлению его индивидуальности, свободы поведения и деятельности в социальном пространстве.

Художественно-эстетическое развитие дошкольников...

– осуществление образовательной деятельности в формах, специфических для детей данной

Важным для художественно-эстетического развития является и приобщение детей к

Детское творчество — первое звено развития творческой деятельности, в которой...

Развитие художественно-творческих способностей у дошкольников

Творческая деятельность влияет на развитие речи и воображения, эстетического вкуса, наблюдательности, мышления, памяти. Через разносторонние занятия ручным творчеством я стараюсь затронуть чувственность маленькой души, формировать эстетический вкус...

Похожие статьи

Методическое сопровождение художественно-эстетического...

Результаты деятельности дошкольного учреждения по художественно-эстетическому воспитанию постоянно отслеживаем на педагогических советах

Художественно-эстетическое развитие детей дошкольного возраста. Автор: Кабанова Наталья Николаевна.

Продуктивная деятельность как средство развития дошкольников

Художественно-продуктивные виды деятельности считаются значимым средством

Продуктивный вид деятельности — это законченное самостоятельное творчество

продуктивная деятельность, ребенок, детский сад, бросовый материал, строительный...

Влияние художественно-продуктивных видов деятельности на...

Художественно-продуктивные виды деятельности считаются значимым средством всестороннего развития детей дошкольного возраста. Весь дошкольный возраст в соответствии с закономерностями психического развития считается подготовкой к обучению в школе.

Продуктивный вид деятельности — ключ к всестороннему...

Продуктивный вид деятельности — это законченное самостоятельное творчество, создание чего-то

Обучение детей 2–7 лет технике рисования, — Учебно-методическое пособие.

Художественная деятельность, в частности изобразительная деятельность, выступает как...

Продуктивная художественная деятельность детей...

В этом контексте художественная деятельность детей дошкольного и младшего школьного возраста в ее созидающей части является продуктивной «по определению». Важно только выявить «зоны влияния» репродуктивной и продуктивной составляющих, которые осознаются...

Коллективное творчество в изобразительной деятельности...

ребенок, изобразительная деятельность, творческая деятельность, дошкольный возраст

Широкие возможности открывает продуктивная деятельность и для развития творческой

самостоятельная изобразительная деятельность, изобразительная деятельность, ребенок...

Продуктивная деятельность как фактор социализации детей...

Продуктивная деятельность влияет на социальное развитие дошкольников, позволяет расширить социальный кругозор жизни ребенка, создать большой простор к проявлению его индивидуальности, свободы поведения и деятельности в социальном пространстве.

Художественно-эстетическое развитие дошкольников...

– осуществление образовательной деятельности в формах, специфических для детей данной

Важным для художественно-эстетического развития является и приобщение детей к

Детское творчество — первое звено развития творческой деятельности, в которой...

Развитие художественно-творческих способностей у дошкольников

Творческая деятельность влияет на развитие речи и воображения, эстетического вкуса, наблюдательности, мышления, памяти. Через разносторонние занятия ручным творчеством я стараюсь затронуть чувственность маленькой души, формировать эстетический вкус...

Задать вопрос