Роль и влияние «Декамерона» Боккаччо на формирование и развитие новеллы эпохи Возрождения | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 4 мая, печатный экземпляр отправим 8 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Научный руководитель:

Рубрика: История

Опубликовано в Молодой учёный №15 (357) апрель 2021 г.

Дата публикации: 06.04.2021

Статья просмотрена: 2212 раз

Библиографическое описание:

Шевцов, Н. В. Роль и влияние «Декамерона» Боккаччо на формирование и развитие новеллы эпохи Возрождения / Н. В. Шевцов. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2021. — № 15 (357). — С. 135-137. — URL: https://moluch.ru/archive/357/79801/ (дата обращения: 25.04.2024).



Писатель-гуманист Джованни Боккаччо, живший в эпоху Возрождения, подверг культурной обработке народные анекдотические истории и создал новый литературный жанр — новеллу. В своем главном произведении «Декамерон» писатель придал ей форму, ставшую впоследствии классической.

Ключевые слова: Возрождение, Джованни Боккаччо, Декамерон, новелла.

Посвящается памяти Ушенко Александра Фёдоровича.

В начале XIV века в Италии, а затем во всей Европе началась эпоха Возрождения. Однако Ренессанс возник не сразу, а постепенно благодаря пробуждению интереса к античному наследию, произведениям Данте Алигьери, а также распространению среди простого народа фацеций — юмористических рассказов, повествующих о различных смешных выходках, главным образом высмеивающих людские пороки.

Фацеции, после культурной обработки, оседали в книгах, что в свою очередь и привело к зарождению нового литературного жанра — новеллы. От устного рассказа новелла переняла разговорный итальянский язык, изобиловавший пословицами и крылатыми выражениями. Именно это обеспечило ей быстрое распространение на итальянской земле, как среди богачей, так и среди бедняков.

Но лишь в руках писателя Джованни Боккаччо новелла обрела ту форму, которая позднее стала классической. Именно поэтому Боккаччо, наравне с Данте и Петраркой называют основоположником литературы Возрождения. Но, чтобы проследить развитие новеллы, нам необходимо ознакомится с биографией писателя.

О месте его рождения и о том, кем была мать Джованни Боккаччо, до сих пор идут споры, однако доподлинно известно, что он родился в семье флорентийского купца. Отец будущего писателя желал, чтобы его сын стал купцом или юристом. Поэтому он в 1330 году поспособствовал отправке Джованни в Неаполь для изучения права. Юриспруденция не привлекала молодого человека, но именно в этом городе Боккаччо, сблизился с кружком гуманистов, после чего стал изучать древнегреческий язык и античную литературу.

Вскоре Джованни попал ко двору короля Роберта Анжуйского, где познакомился с его внебрачной дочерью Марией Аквиной. Эта встреча стала судьбоносной для молодого человека. Боккаччо влюбился в Марию, а любовь к ней, по мнению современников и исследователей, дала толчок его творческому развитию.

Впоследствии он воспел возлюбленную под именем Фьяметта и посвятил ей свои первые крупные произведения: «Филоколо», «Тезеида» и «Филострато». Примечательно, что во всех этих произведениях Боккаччо смешивал античные и средневековые элементы, которые затем интерпретировал с позиции гуманистической этики. Но все его ранние работы остались в тени «Декамерона», который писатель создал ок.1349–1351 гг.

Работая над ним, Джованни Боккаччо привнёс в него лучшие традиции устного рассказа и обогатил их опытом итальянской и мировой литературы. В частности, автор использовал французские фаблио, литературу древних греков и римлян, а в результате создал новеллу, которую поднял до уровня формирующейся гуманистической идеологии.

Автор в ходе своего литературного эксперимента коренным образом изменил традиции короткого повествования. До него рассказы были автономны, а в «Декамероне» они уже не живут отдельно друг от друга, а связаны единой рамкой. Кроме того, он пошёл наперекор традициям, написав произведение не на латинском, а на итальянском языке.

Своё произведение Боккаччо начал описанием эпидемии чумы во Флоренции в 1348 году. Затем он повествует о том, что семь девушек и трое юношей удаляются за город на виллу, где они танцуют, играют и рассказывают новеллы. И чтобы этот порядок не нарушился, они решили ежедневно избирать себе короля, который бы определял тему рассказов. То есть, Боккаччо противопоставил в своём произведении два мира: неидеальный (зачумлённая Флоренция) и идеальный (общество «Декамерона»).

Помимо литературы, писатель черпал вдохновение из анекдотических историй и народного фольклора, которые основательно переработал и вложил в уста рассказчиков. Это подтверждает то, что герои многих новелл «Декамерона» имели широкое распространение в средневековом фольклоре и как правило, представляли собой тот или иной архетип. Например, библейский царь Соломон символизировал безграничную мудрость, полководец Саладин ассоциировал мужество и щедрость, а поэт Гвидо Кавальканти олицетворял собой остроумие и находчивость.

«Декамерон» принёс Джованни Боккаччо славу и обессмертил его имя. Современники объявили, что в этой книге автор сумел собрать воедино все сокровища итальянского языка, доведенного до чистоты и красоты. Помимо языка и содержания восхищение у них вызвала рамка, объединяющая новеллы в одно произведение, которая состоит из поэтических описаний природы и занимательных диалогов между рассказчиками.

Но эта книга также принесла автору немало неприятностей из-за того, что он в некоторых новеллах беспощадно высмеял пороки духовенства, которое проповедовало воздержание, а на деле его не соблюдало. Противники писателя заявляли, что эти рассказы Боккаччо написал только для праздного развлечения.

Но сам автор, заранее подготовившийся к возможной критике, в послесловии написал, что ничего не видит постыдного, если любую неприличную вещь рассказать приличными словами, поскольку это необходимо для нравоучительных целей.

Кроме того, Боккаччо осудил ханжей и открыто заявил, что читатель может пропускать повести, которые сочтёт безнравственными при этом, заметив, что дал всем новеллам название, раскрывающее их содержание. Подобным образом писатели стали озаглавливать последующие новеллы, что говорит о сильном влиянии «Декамерона» на культуру и литературу эпохи Возрождения.

Таким образом, Джованни Боккаччо, переосмыслив античное и средневековое наследие, сумел объединить его в «Декамероне». Писателю благодаря этому удалось поднять значение новеллы в глазах людей, которую до этого считали низким жанром, а также ускорить формирование и развитие итальянского литературного языка. Название новелл, рамка повествования «Декамерона» и многое другое стало шаблоном для последующих поколений новеллистов.

Так, Боккаччо удалось придать новелле классический вид и выработать канон её написания, который в целом определил развитие жанра и по которому, например, впоследствии Маргаритой Наваррской был написан «Гептамерон».

Литература:

1. Андреев М. Л. Боккаччо / Большая российская энциклопедия [Электронный ресурс] / М.Андреев. — Режим доступа: https://bigenc.ru/literature/text/1869869. (Дата обращения — 24.03.2021).

2. Боккаччо Д. Декамерон / Пер. с ит. Н.Любимова; Вступ. Ст. В.Татаринова; Примеч. Н. Томашевского. М., 2015. 896 с.

3. Боккаччо / Большая Советская энциклопедия: В 51-м томе. Т. 5. / Гл. ред. С. И. Вавилов. 2-е изд. М., 1950. С. 388.

4. Гаспари А. История итальянской литературы. Итальянская литература эпохи возрождения. М., 1897. Том 2. 644 с.

5. Дж. Боккаччо: pro et contra, антология / Сост., вступ. Статья, коммент. М. С. Самариной, И. Ю. Шауба; коммент. В. В. Андерсена, И. Ю. Шауба, Ч. Пило Бойл ди Питифугари. СПб., 2015. 735 с.

6. Итальянская новелла Возрождения / Сост. А.Эфрос. М., 1957. 670 с.

7. Тихонов А. А. Д. Боккаччо, его жизнь и литературная деятельность. СПб, 1891. 79 с.

8. Фацеция /Литературная энциклопедия // [Электронный ресурс]. — URL: http://feb-web.ru/feb/litenc/encyclop/leb/leb-6721.htm (дата обращения 20.03.2021).

9. Хрестоматия по Западно-Европейской литературе. Эпоха Возрождения / Сост. Б. И. Пуришев. М., 1938. 783 с.

Основные термины (генерируются автоматически): новелла, итальянский язык, культурная обработка, литературный жанр, молодой человек, произведение, устный рассказ, эпоха Возрождения.


Ключевые слова

Возрождение, новелла, Джованни Боккаччо, Декамерон

Похожие статьи

Черты ренессансной новеллы в новеллах У. С. Моэма...

Рассматривается влияние новеллы эпохи Возрождения на английскую новеллу XIX-XX вв. на примере творчества У. С. Моэма. Писатель использует типичные для ренессансной новеллы образы и мотивы, перерабатывая их в реалистическом ключе.

«Индийская» новелла и ее своеобразие в системе прозы...

Новелла (от ит. novella – новость) – форма эпического повествования, жанр эпического рода, который в совокупности своих структурных свойств противостоит в первую очередь рассказу. События, ставшие предметом изображения в новелле, как правило...

Взаимодействие человека и культуры в период эпохи...

Человек не может существовать без культуры, а культура в свою очередь не может

Не стоит забывать и об иных работах Сервантеса, например, «Назидательные новеллы», вышедшая в

Основные термины (генерируются автоматически): работа, Эпоха Возрождения, искусство...

Мопассан-новеллист | Статья в журнале «Молодой ученый»

Новеллы Мопассана — это блестяще написанная своеобразная «человеческая трагедия».

Среди новелл Мопассана особую группу составляет рассказы о франко-прусской войне.

Мопассан был скрытным, сдержанным человеком. Он много путешествовал.

Французский исповедальный роман в оценке П.А. Вяземского...

Проявился интерес к новым жанрам: романтики обратили внимание на прозаические жанры. При этом бытописательный роман сменяется субъективным, повествующим о жизни души, так называемым «исповедальным». Исповедальный роман характеризуется простотой...

Эпоха мусульманского ренессанса IX-XII веков в Центральной Азии

Великие представители культуры эпохи Возрождения в своём творчестве и изысканиях опирались непосредственно на древнее культурное наследие. Народы Центральной Азии были знакомы с культурой древних греков, римлян, месопотамцев, индийцев и китайцев, учёные...

Американская новелла: к вопросу жанра | Статья в журнале...

Основным достоинством произведения искусства американский классик считал единство, то

Жанр новеллы существовал на протяжении практически всего литературного процесса

Важное место в ранней прозе Р. Киплинга занимает новелла. Новелла (от ит. novella...

Причины возникновения культурного конфликта в романе Адели...

Говоря о социальных причинах возникновения культурного конфликта в романе «Моя итальянская мечта», нужно упомянуть сильно выраженное соперничество, недостаточное признание способностей, недостаточную поддержку или готовность к компромиссам.

Модернизм в творчестве У. С. Моэма | Статья в журнале...

 Творчество писателей эпохи модернизма отражает свойственное им новое художественное мышление, которое формировалось под

Однако в творчестве У. С. Моэма отражено значительное влияние эпохи, в которую он жил и творил. В романе Сомерсета Моэма «Луна и...

Похожие статьи

Черты ренессансной новеллы в новеллах У. С. Моэма...

Рассматривается влияние новеллы эпохи Возрождения на английскую новеллу XIX-XX вв. на примере творчества У. С. Моэма. Писатель использует типичные для ренессансной новеллы образы и мотивы, перерабатывая их в реалистическом ключе.

«Индийская» новелла и ее своеобразие в системе прозы...

Новелла (от ит. novella – новость) – форма эпического повествования, жанр эпического рода, который в совокупности своих структурных свойств противостоит в первую очередь рассказу. События, ставшие предметом изображения в новелле, как правило...

Взаимодействие человека и культуры в период эпохи...

Человек не может существовать без культуры, а культура в свою очередь не может

Не стоит забывать и об иных работах Сервантеса, например, «Назидательные новеллы», вышедшая в

Основные термины (генерируются автоматически): работа, Эпоха Возрождения, искусство...

Мопассан-новеллист | Статья в журнале «Молодой ученый»

Новеллы Мопассана — это блестяще написанная своеобразная «человеческая трагедия».

Среди новелл Мопассана особую группу составляет рассказы о франко-прусской войне.

Мопассан был скрытным, сдержанным человеком. Он много путешествовал.

Французский исповедальный роман в оценке П.А. Вяземского...

Проявился интерес к новым жанрам: романтики обратили внимание на прозаические жанры. При этом бытописательный роман сменяется субъективным, повествующим о жизни души, так называемым «исповедальным». Исповедальный роман характеризуется простотой...

Эпоха мусульманского ренессанса IX-XII веков в Центральной Азии

Великие представители культуры эпохи Возрождения в своём творчестве и изысканиях опирались непосредственно на древнее культурное наследие. Народы Центральной Азии были знакомы с культурой древних греков, римлян, месопотамцев, индийцев и китайцев, учёные...

Американская новелла: к вопросу жанра | Статья в журнале...

Основным достоинством произведения искусства американский классик считал единство, то

Жанр новеллы существовал на протяжении практически всего литературного процесса

Важное место в ранней прозе Р. Киплинга занимает новелла. Новелла (от ит. novella...

Причины возникновения культурного конфликта в романе Адели...

Говоря о социальных причинах возникновения культурного конфликта в романе «Моя итальянская мечта», нужно упомянуть сильно выраженное соперничество, недостаточное признание способностей, недостаточную поддержку или готовность к компромиссам.

Модернизм в творчестве У. С. Моэма | Статья в журнале...

 Творчество писателей эпохи модернизма отражает свойственное им новое художественное мышление, которое формировалось под

Однако в творчестве У. С. Моэма отражено значительное влияние эпохи, в которую он жил и творил. В романе Сомерсета Моэма «Луна и...

Задать вопрос