Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 2 августа, печатный экземпляр отправим 6 августа
Опубликовать статью

Молодой учёный

Применение творческих элементов технологии критического мышления на уроках химии

Педагогика
18.03.2021
41
Поделиться
Библиографическое описание
Польшина, Л. Н. Применение творческих элементов технологии критического мышления на уроках химии / Л. Н. Польшина. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2021. — № 12 (354). — С. 253-254. — URL: https://moluch.ru/archive/354/79232/.


В статье рассматривается один из методов технологии критического мышления — элемент литературного творчества в химии.

Ключевые слова: учебные действия, вещества, свойства.

В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение в мировое образовательное пространство. В основе всего образовательного процесса лежит принцип личностно-ориентированного обучения

Каждый учебный предмет или совокупность учебных предметов являются отражением научного знания о соответствующей области окружающей действительности. При этом универсальные учебные действия формируются в результате взаимодействия всех учебных предметов и их циклов. В предметах естественно-математического цикла, к которому относится химия, ведущую роль играет познавательная деятельность и соответствующие ей познавательные учебные действия [1].

Технология критического мышления позволяет активизировать интеллектуальную и эмоциональную деятельность ребенка, вовлекать в процесс обучения его личностное начало. Одна из основных целей технологии развития критического мышления — научить ученика самостоятельно мыслить, осмысливать, структурировать и передавать информацию.

Различные элементы творчества (эссе, синквейны и т. д.), которые присущи технологии, способствуют повышению интереса обучающихся к урокам химии, познавательной активности, учебной мотивации и т. д.

Межпредметная связь с литературой позволяет ученику осмыслить суть и глубину химических процессов, характер веществ, их свойства (химические или физические).

После изучения главы или раздела учебного предмета «Химия» можно обобщить полученные знания, написав сказку, басню, рассказ, статью — расследование. К литературному творчеству можно привлечь группу обучающихся, где каждый будет описывать отдельные свойства, характер взаимодействия веществ, последствия реакции, вывод или послесловие. Можно дать на выбор индивидуальные задания по теме. Но в каждом случае перед началом работы необходимо составить план или речевое клише, где будут обозначены ключевые моменты повторения.

Например: тема для обобщения знаний «Генетическая связь неорганических соединений».

Определяем литературный жанр: рассказ.

Формулируем тему «Кислоты и щёлочи. Классовая борьба».

План (что необходимо отразить в литературной работе):

– классовое происхождение кислот и щелочей;

– характер кислот и щелочей (описать лидеров с ярко выраженными свойствами и слабых представителей классов);

– союзники и противники (вещества, с которыми представители классов взаимодействуют и вещества, которые в реакцию с ними не вступают);

– как отличить «своих» от «чужих» (о действии на индикаторы);

– причины классовой неприязни;

– какой характер носит классовая борьба;

– последствия борьбы классов;

– эпилог.

План можно дополнять, интерпретировать, но обозначенные пункты плана обязательно следует описать в литературной работе, так как в нём отражены ключевые характеристики классов.

Как в любом литературном произведении, в работе должны быть главные действующие лица. Они должны иметь имена (созвучные номенклатурным названиям). Описание событий необходимо представить аналогично сути и результатам химических процессов.

Особенно удавшиеся работы можно использовать на мероприятиях предметной недели, на фестивалях творческих идей, во внеурочной деятельности.

Одной из таких работ я хочу поделиться. Тема: «Кислород. Аллотропные модификации кислорода и их свойства».

Сказка о сыновьях Его Величества Кислорода

Давным-давно, на белом свете, когда жизнь на Земле ещё только зарождалась, жил Его Величество Кислород. Сердце его состояло из шестнадцати протонов, и окружали это сердце подвижные электроны. Их тоже было шестнадцать. Кислород долго жил один, пока два неспаренных электрона Его сердца не объединились с электронами сердца юной красавицы. Так у Кислорода появился сын, которого он назвал своим именем — Кислород.

Характер у сына был лёгкий, покладистый. Кислород — младший стал водить дружбу с Водородом и вместе они создали Воду. В Воде появились первые живые организмы. Так на земле зародилась жизнь. Любознательный Кислород проник в землю, растворился в воде. Он сдружился с Азотом, Углекислым Газом, Аргоном. Их компанию стали называть Воздухом.

Когда на земле появился человек, Кислород всячески старался помочь ему выжить. Он помог поддержать огонь, он перерабатывал опавшие с деревьев листья и полёгшую траву, чтобы земля, которую человек научился обрабатывать, давала урожаи.

Но как-то во время грозы у Его Величества Кислорода родился ещё один сын. Он сразу обратил на себя внимание, потому что был резким, заносчивым. Где бы он ни появился, его сразу замечали, и он очень этим гордился. За пахучесть все его стали называть Озоном.

Младший сын Кислорода недолюбливал своего брата, но тот не держал на него зла. Скромный Кислород продолжал дружить с Водородом и с компанией Воздуха. Вместе они творили добрые дела, и Земля с каждым днём становилась краше.

По ней текли реки: бурные и тихие, били ключами родники. Капельки росы умывали по утрам цветы и деревья, которые жадно впитывали Углекислый Газ и выделяли его, Кислород. Верхом на ветерке он летел ранним утром в окна домов, чтобы возвестить о начале нового дня. Люди вдыхали его полной грудью, и у них прибывало сил. Кислород был счастлив от того, что дарит людям радость.

А коварный Озон злился и негодовал. Улучив момент, он пробрался в компанию Воздуха (ведь у него быстрая реакция), и стал доказывать: кто сильнее. От его присутствия у людей кружилась голова, их одолевала слабость, случалось даже, что у них был обморок. Птицы и насекомые гибли. Озон чувствовал себя непобедимым. Кислород обеспокоился. Он пытался прекратить беспредел брата, но признал, что по силе ему уступает, и решился на хитрость.

Сошлись Кислород с Озоном в чистом поле силой меряться, а Кислород и давай хвалить брата: «Был я среди людей, мимо которых ты прошёл: одобряют тебя, восхищаются. Запах твой и свежесть от недугов многих вылечил. Благодарят тебя, низко кланяются. Пришлось побывать и там, где ты задержался… Нет там ни души, даже птиц не слышно. А о тебе слова сказать некому, потому что уснули все от запаха твоего пьянящего. Полчища Ультрафиолета сожгли там всё живое: ни цветка, ни травиночки не осталось.

Ты сильный, ты могучий! Ты один можешь защитить Землю от его палящих лучей. Все на тебя надеются и рассчитывают на твою помощь!».

Честолюбивый Озон был польщён таким признанием и дал Кислороду слово, что будет оберегать Землю от Ультрафиолета. С тех пор так они и живут: Кислород незаметно творит добро на Земле, а Озон защищает её своим щитом от палящих лучей. Младший брат Кислорода поселился в сосновом бору и на берегу моря. Он стал лечить людей от болезней. А летом, когда идёт тёплый дождь, Озон спускается на его тонких серебряных нитях на Землю, и, смешиваясь с запахом цветов, вливается в компанию Воздуха. И так уж повелось, что люди вслух восхищаются запахом Озона, чтобы подчеркнуть его величие.

Источники:

  1. https://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/obshchepedagogicheskie-tekhnologii/2012/08/09/tekhnologiya-razvitiya-kriticheskogo
Можно быстро и просто опубликовать свою научную статью в журнале «Молодой Ученый». Сразу предоставляем препринт и справку о публикации.
Опубликовать статью
Ключевые слова
учебные действия
вещества
свойства
Молодой учёный №12 (354) март 2021 г.
Скачать часть журнала с этой статьей(стр. 253-254):
Часть 4 (стр. 231-313)
Расположение в файле:
стр. 231стр. 253-254стр. 313

Молодой учёный