Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 16 августа, печатный экземпляр отправим 20 августа
Опубликовать статью

Молодой учёный

Нормотворческая деятельность Правительства Российской Федерации

Юриспруденция
12.03.2021
2253
Поделиться
Библиографическое описание
Корнеев, Е. Э. Нормотворческая деятельность Правительства Российской Федерации / Е. Э. Корнеев. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2021. — № 11 (353). — С. 92-94. — URL: https://moluch.ru/archive/353/79164/.


Автор статьи дает понятие нормотворческой деятельности Правительства Российской Федерации.

Ключевые слова: нормотворческая деятельность, нормотворчество, правотворчество, нормативный правовой акт, федеральные органы исполнительной власти.

Сегодня закон является главным источником права в Российской Федерации, это вытекает из самой юридической природы закона, и Правительство на современном этапе развития российского общества осуществляет возложенные на него функции нормотворческой деятельности. Поэтому важно понимать, что представляет собой такая деятельность, что делает Правительство для ее реализации. В этом процессе активно участвуют и представители федеральных органов исполнительной власти, но при этом особенности подзаконной нормотворческой деятельности требуют особого внимания.

На современном этапе в условиях модернизации российского государства реализация прав и свобод человека и гражданина ложится на органы исполнительной ветви власти Правительства Российской Федерации, а также на министерства и ведомства, которые осуществляют данную работу посредством издания нормативных правовых актов.

Участие Правительства Российской Федерации в разработке законодательных актов — это не нормотворчество в чистом виде, а лишь выполнение Правительством Российской Федерации отдельных нормотворческих (регулирующих) функций [1].

Необходимо особо выделить нормотворчество Президента Российской Федерации в связи с тем, что он не относится ни к законодательной, ни к исполнительным ветвям власти, выступая гарантом Конституции Российской Федерации. Президент Российской Федерации — глава государства, на основе Конституции и законов Российской Федерации он осуществляет нормотворческую деятельность путем издания указов, которые могут носить как нормативный, так и индивидуальный характер [6].

В первую очередь, говоря о нормотворчестве органов исполнительной власти, следует остановиться на нормотворчестве Правительства Российской Федерации. В юридической литературе нет единого мнения по структурированию нормотворческого процесса Правительства Российской Федерации. Так, представляется необходимым выделить три основные точки зрения на данную проблему среди юристов: 1) формирование правовых взглядов на основе выявления общественных потребностей в правовом регулировании; 2) решения о необходимости разработки нормативного акта; 3) нормотворческая инициатива [1].

Нормотворчество высшего органа исполнительной власти — Правительства РФ основано на нормах Конституции РФ и Федерального конституционного закона «О Правительстве РФ». Такое понятие как «нормотворческая деятельность федеральных органов исполнительной власти — это разработка и принятие федеральными органами исполнительной власти нормативных правовых актов при осуществлении нормативного регулирования в установленной сфере деятельности и т. д». [3].

Относительно рассматриваемого понятия можно прокомментировать, что среди авторов, которые анализируют «процессы, связанные с подготовкой и принятием нормативных правовых актов, выделены и применяются два понятия: «правотворчество» и «нормотворчество» [2].

Большинство ученых считают их синонимами, отождествляя, но это не совсем верно. Их различие заключается в разных направлениях деятельности: «правотворчество» регулирует правовые аспекты жизни общества, государства, закрепляя в правовых актах, а нормотворчество имеет социальную направленность. Таким образом, правотворчество является неотъемлемой частью нормотворчества, его составляющей.

Нормативный правовой акт — результат нормотворческой деятельности органов исполнительной власти Российской Федерации, причем он может включать не только правовую, но и экономическую, техническую, информационную, организационную и другие сферы. Нормотворчество органов исполнительной власти Российской Федерации является сложным понятием, оно имеет социальную, правовую и юридико-технические взаимодействующие между собой основы деятельности.

Социальная основа нормотворчества органов исполнительной власти Российской Федерации представляет разработку нормативного правового акта, основанного на изучении общественного мнения, анализе современной ситуации в стране, прогнозировании мнения граждан. Но следует подчеркнуть, что одной из особенностей функционирования исполнительной власти является информационная закрытость, а также отсутствие обратной связи с гражданами и организациями. К сожалению, в России нет законодательно установленных процедур закрытия и раскрытия информации о деятельности государственных органов. Зачастую информация, считаясь конфиденциальной и закрытой, недоступна или предоставляется государственными органами несвоевременно. В связи с чем затруднено конституционное право граждан на получение информации.

Правовую основу нормотворчества создают органы исполнительной власти Правительства РФ, осуществляющие свою деятельность в интересах государства, они закрепляют нормы права в издаваемых нормативно-правовых актах. Юридико-техническая основа нормотворчества реализуется благодаря разработанным средствам и приемам составления текстов нормативных актов. Важно соблюдать технические требования, избегать неконкретности, противоречивости и неясности текстов. Ведь эффективность и результативность актов зависит от точности и конкретности юридических формулировок, логической связи и последовательности.

Помимо проблемы отсутствия четких определений основных понятий нормотворчества не установлена иерархия действующих нормативных правовых актов, не определена классификация видов для различных нормотворческих органов Российской Федерации, что является серьезной нормотворческой проблемой [4].

Также приоритетной проблемой нормотворческой деятельности Правительства РФ является преодоление бессистемности в разработке законодательства, несогласованности между различными законодательными актами, частое изменение действующих законов, нечеткость формулировок норм законодательных актов.

Как представляется, нормотворческая деятельность подлежит трансформации и упорядочению в обязательном порядке. Для этого должен быть принят единый федеральный законодательный акт, в котором следует закрепить всю понятийную терминологию, а также разграничить все формы принимаемых актов. Понятийный аппарат, прежде всего, должен помочь правильному толкованию акта и иного документа.

Очень важно помнить, что результативность реализация данного вида деятельности может быть обусловлена и оценена тем, насколько она соответствует ожиданиям общества и способна регулировать происходящие социальные и иные процессы в обществе.

Литература:

  1. Арзамасов Ю. Г. Структура и содержание нормотворческого процесса Правительства Российской Федерации // Право и государство: теория и практика (реферируемый журнал). 2006. № 7
  2. Москалькова Т. Н., Черников В. В. Нормотворчество: Науч.-практ. пособие. 2-е изд., доп и испр. М.: Проспект, 2018.
  3. Нормотворчество органов государственного и муниципального управления: Учеб. пособие /Миронов А. Н., Ушаков С. Н. М.: ИНФРА-М, 2019.
  4. Тихомиров Ю. А. Коллизионное право.- М.:2000. С.29–30
  5. Уманская В. П. Правовые акты органов исполнительной власти: системный подход: Монография / Отв. ред. Б. В. Россинский. М.: Норма, 2017.
  6. Ярмонова Е. Н., Ярмонов С. В. Особенности нормотворчества исполнительных органов власти // Научно-методический электронный журнал «Концепт». — 2016. — Т. 41. — С. 244–249.
Можно быстро и просто опубликовать свою научную статью в журнале «Молодой Ученый». Сразу предоставляем препринт и справку о публикации.
Опубликовать статью
Ключевые слова
нормотворческая деятельность
нормотворчество
правотворчество
нормативный правовой акт
федеральные органы исполнительной власти
Молодой учёный №11 (353) март 2021 г.
Скачать часть журнала с этой статьей(стр. 92-94):
Часть 2 (стр. 67-129)
Расположение в файле:
стр. 67стр. 92-94стр. 129

Молодой учёный