Мастер-класс на тему «Реализация коррекционно-педагогического потенциала в процессе профессионального самоутверждения учителя-логопеда посредством energy-management» | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 4 мая, печатный экземпляр отправим 8 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №11 (353) март 2021 г.

Дата публикации: 12.03.2021

Статья просмотрена: 26 раз

Библиографическое описание:

Гришина, А. А. Мастер-класс на тему «Реализация коррекционно-педагогического потенциала в процессе профессионального самоутверждения учителя-логопеда посредством energy-management» / А. А. Гришина. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2021. — № 11 (353). — С. 160-163. — URL: https://moluch.ru/archive/353/79135/ (дата обращения: 25.04.2024).



Цель мастер-класса: передать способы использования и реализации «energy-managementa» в коррекционно — логопедической практике педагогам дошкольных образовательных учреждений.

Задачи мастер-класса:

1. Раскрыть теоретический аспект по проблеме выбранной темы;

2. Научить учителей-логопедов находить в педагогической практике источники, повышающие физическую активность для продуктивной коррекционной работы;

3. Представить апробированную реализацию «energy-management» в повышении физической энергии учителя-логопеда в практике дошкольных образовательных учреждений.

Целевая аудитория: учителя-логопеды, педагоги.

Оборудование: Мультимедийная авторская презентация, экран, проектор, компьютер, указка, маркеры, мольберт, лист бумаги а3, материал для практических упражнений с аудиторией (цветные круги энергетического потенциала в процессе рабочего дня, «Треугольники дыхания»), памятки –буклеты с правилами.

Предполагаемые цели мастер-класса:

Общие

Конкретные

Проинформировать

Предоставить педагогам детальную информацию о новом направлении «energy-management»

Научить

Обучить педагогов эффективно реализовывать «energy-management» в коррекционно-логопедической практике

Повлиять

Добиться, чтобы педагоги почувствовали уверенность в том, что «energy-management» обогатит профессиональную деятельность и позволит эффективно реализовать коррекционно-педагогический потенциал

Пояснительная записка

«Чтоб добиться желаемого — нужна смелость, но лишь вместе с энергией она способна стать рычагом успеха!» (Елена Сиренка)

В настоящее время, в соответствии с меняющимися положениями Федерального Государственного Образовательного Стандарта и прогрессирующей динамикой речевых патологий, современный учитель-логопед должен реализовывать свой коррекционно-педагогический потенциал в стрессовых условиях. В процессе профессионального самоутверждения педагог сталкивается с такими трудностями как нехватка времени и неумение организовать рабочий процесс, эмоционально-психологическое и профессионального выгорание, затяжная усталость и нехватка сил для реализации всех поставленных целей и задач.

Принимая во внимание работу по спланированному графику, грамотно распределённое время, учителю-логопеду зачастую не хватает энергии. Растрачивая свои силы на такие энергетические ловушки, как смартфон, интернет, бесцельные разговоры с коллегами, дополнительные дела, не связанные с профессиональной деятельностью, истощают сотрудника и мешают ему достичь поставленных целей и задач.

Изучая проблематику потери энергетического потенциала людей, американские журналисты Тони Шварц и Джим Лоэр подробно описали актуальное на сегодняшний день в психологии трудовое направление, как «energy-management». Дословно, менеджмент по управлению своей энергией учит людей находить источники ее повышения и избегать ловушки, которые её отнимают. Данное направление было эффективно апробировано при подготовке олимпийских чемпионов, а также на сотрудниках ведущих мировых компаний, таких как Sony, Ernst & Young и других. Конечной и главной целью, по мнению Тони Шварца, является ощущение удовлетворенности от жизни и того, что ты делаешь, при полном достижении поставленных целей и задач. Изучая основные положения, специфику и высокую эффективность энерджи менеджмента, выбор темы был определён её актуальностью с точки зрения своевременности рассмотрения в аспекте логопедической практики, а также социальной значимости современного педагога. Новизна данного исследования заключается в применении элементов энерджи менеджмента в педагогической практике в России. Относительно коррекционно-логопедического процесса были выбраны и представлены источники повышения физической энергии учителя-логопеда, способствующие реализации поставленных целей и задач. Данное направление продолжает эффективно апробироваться к логопедической практике не только с детьми дошкольного возраста, но и с подростками и взрослыми.

План конспект мастер-класса

I Вводная часть

Приветствие присутствующих участников мастер-класса, членов жюри. Педагог — ведущий сообщает тему, цель, задачи и актуальность своего мастер- класса. Всем участникам мастер класса раздаются «радужные кружки настроения» для дальнейшего интерактива выявления энергетической активности в процессе рабочего дня.

II основная часть

Изучая проблематику потери энергетического потенциала современного педагога к концу рабочего дня, энергию можно сравнить с валютой, потратив, которую, нужно восстановить, прежде чем пытаться тратить снова. В противном случае вы кончите ее нехваткой. Нехватка энергии не самая приятная вещь. Если человек испытывает утомление, раздражение, напряжение, расстроен и начисто лишен энтузиазма, он понимает, что у него энергетический дефицит и поставленные цели и задачи сами собой не реализуются.

Каждый педагог, продвигаясь по лестнице профессионального самоутверждения, параллельно реализует и раскрывает свой коррекционно-педагогический потенциал. Но где же взять сил и энергии, чтобы поддерживать свою продуктивность в процессе всего рабочего дня? Без энергии мы не шагнём выше! К концу занятий мы чувствуем усталость, утомление, пониженное настроение и нежелание активизировать свои ресурсы.

Такие ловцы энергии, как сотовый телефон, внеплановая работа, социальные сети, бесцельные разговоры с коллегами, беспощадно отнимают у нас силы и истощают энергетический запас.

Интерактив с участниками мастер-класса: (уважаемые участники мастер-класса! Прошу обратить внимание на спинки ваших стульев, у кого там находятся конверты с цветовыми «кружочками настроения», попрошу вас выйти и прикрепить на ватман «уровни энергии», ваш знак, отражающий ваш энергетический потенциал).

(Изучая полученные результаты в ходе совместного интерактива, хочется отметить необходимость применения энерджи менеджмента в нашей работе.) Современное западное трудовое направление в психологии энерджи менеджмент, используемый при подготовке олимпийских чемпионов и успешных сотрудников, представляет иерархичную пирамиду энергии.

Согласно изображённой пирамиде, основополагающим и фундаментальным блоком энергетического потенциала составляет физический уровень энергии.

Физический уровень включает в себя: соматическое здоровье, вербальную и невербальную коммуникацию, психологический настрой, а также эмоциональный фон. Принимая во внимание основополагающие верхние блоки физического уровня, предлагаю вам наиболее подробно их рассмотреть и ознакомиться с возможными источниками повышения физической энергии непосредственно в коррекционно-педагогической деятельности учителя-логопеда в дошкольном образовательном учреждении.

Основа — основ артикуляционная гимнастика, выполняющая роль активизации речевого аппарата, с использованием нетрадиционных форм и средств работы, с дополнениями элементов методики «FACE FITNESS», способствующей не только повысить продуктивность речевого аппарата, но и укрепить все лицевые мышцы.

Без сомнений подключаем и мелкую и общую координированную моторику посредством методики работы со скороговорками. Данный метод эффективно был апробирован не только с дошкольниками на этапе автоматизации звуков, но и с подростками и взрослыми на занятиях по риторике и ораторскому искусству, что представляет собой высокую вариативность.

Работая с постановкой голоса и разогревом голосовых связок очень эффективен метод голосоведения по теории биоэнергии, согласно которой, опираясь на законы физики о распространении и звуковой волны и резонировании звука, мы запускаем свою энергию в правильном направлении. На схеме отражены основные энергетические поля и соответствующие им звуковые волны. ( Уважаемые участники мастер-класса, предлагаю сейчас вам встать и попробовать данный приём на себе, акцентировать и почувствовать звуковую вибрацию). С детьми данный приём реализуется в упражнении «Звуковой лифт».

Изучая древнеиндийскую медицину, нельзя не акцентировать своё внимание на приём «prāṇa» в совершенствовании физиологического дыхания . Уникальность приёма «дыхания по треугольнику», в отличие от разработок наших соотечественников состоит в сегментной последовательности и исключении верхнеключичного дыхания, нелогичных пауз и добора воздуха. Самое главное, по- мнению древнеиндийских лекарей, данный приём дыхания освобождает большое количество энергии в организме человека. С детьми данный приём реализуется в упражнении «полёт самолёта»

Ещё одно упражнение по «prāṇa» это «дыхание в резерве», направленное на повышение энергии человека, а также развитие выносливости дыхательного аппарата. С дошкольниками данный приём реализуется в упражнениях «Бабочки», «Морской штиль».

Используя в коррекционной работе элементы здоровьесберегающих технологий, активно используется «Даосская методика энергетического самомассажа» в упражнении «Китайское устье энергии», согласно которой ведущая рука является устьем притока положительной и негативной энергии в организм человека. Применяя данное упражнение в детском саду, используются упражнения «вертолёт», «болтик, винтик и шуруп».

В практике логопедического массажа для нормализации мышечного тонуса детей, а также повышения своей энергии, используются элемента японского массажа «асахи», направленного на активизацию энергетических каналов на лице человека. Следует отметить, что использование данного приёма эффективно в работе с паретичными мышцами у детей.

Что же касается внерабочих источников получения физической энергии, педагог самостоятельно выбирает занятия, хобби по своему усмотрению. Для себя же я выбрала дайвинг, спортивный зал, бассейн и танцы.

Рассматривая второй энергетический блок, хочется отметить, что вербальная и невербальная коммуникация представляет собой открытый источник отдачи и получения энергетического потенциала. Согласитесь, что порой, выступления на педагогических советах, родительских собраниях, конференциях и личных консультациях с родителями воспитанников забирают у нас большое количество сил и энергии. Чтобы сохранить и повысить свой энергетический потенциал, поделюсь с вами секретами.

Первый из них — «правило трёх точек». Данное правило учит выступающего (говорящего) охватывать аудиторию его слушателей, создавая эффект общения наедине. Выбирая три точки перед собой (слушатели), говорящий сосредотачивается и концентрируется, не рассеивая всей энергии. Данное правило рекомендовано использовать перед тем, как научитесь обхватывать каждого слушателя в аудитории.

Секрет — правило «сохранения энергии при запуске речи» учит нас тому, что начинать своё выступление, консультацию, следует после продолжительной паузы перед слушателями. Такие ловушки энергии, как разговоры на последних рядах, посторонние шумы и действия, исходящие от слушателей, изначально крадут энергетику выступающего.

Поэтому длительная пауза, до начала вашего выступления поможет сконцентрироваться не только вам, но и слушателям.

Секрет — правило «сохранения энергии темпом» учит нас удерживать аудиторию, разделяя её слушателей на визуалов и кинестетиков. Интересный факт, что люди с кинестетическим восприятие лучше запоминают информацию в медленном, плавном темпе, а визуалы в быстром. Поэтому, выступая, варьируйте свой голос и темп. Данное правило поможет вам не рассеивать свою энергию и силы впустую.

Секрет — правило «сохранения энергии при индивидуальном общении» учит педагога концентрировать свою энергию и информацию в зависимости от целей общения. Если следует донести информацию и сконцентрироваться на своём внимание — следует смотреть собеседнику в правый глаз, а если желаете уйти от негативного и непродуктивного общения -в гортанный хрящ, создавая при этом свою незаинтересованность в коммуникации. Данное правило позволит вам эффективно сохранять и управлять своей внутренней энергией.

Секрет-правило «передачи энергии через ведущую руку» основывается на невербальных особенностях общения и психологии личностей. Учитывая зону формального общения (дистанцию между собеседниками) и открытую жестикуляцию руки вперёд позволит вам на подсознательном уровне донести информацию до собеседника или слушателя, не растрачивая лишнюю энергию.

III Итоговая часть

Активно используя рассмотренные правила, позволят вам сохранить свои силы и энергию на протяжении всего рабочего дня.

Применяя энерджи менеджмент в своей коррекционно-логопедической практике, я в полной мере реализую свой коррекционно-педагогический потенциал, продвигаясь по лестнице профессионального самоутверждения, к профессионализму в деятельности учителя-логопеда.

Подводя итоги своего выступления, давайте посмотрим на ваши энергетические уровни, отмеченные в начале выступления. (У кого низкий уровень — дорисуем вам воздушный шарик, чтобы ваша энергия поднялась на более высокий уровень, а у кого высокий уровень энергетического потенциала дорисуем солнечные лучики, чтобы вы поделились своей энергией с другими окружающими). В помощь предлагаю вам памятки с эффективными правилами использования энерджи менеджмента в коррекционно-логопедической практике.

Литература:

  1. Васильева, Т. Г. Биоэнергетические системы саморегуляции человека; Уровни здоровья и энергетический потенциал человек / Т. Г. Васильева. — Москва: Огни, 1999. — 176 c.
  2. Каймер, Мартин Биоэнергетика. Коды здоровья / Мартин Каймер, Норберт Шмедтман, Райнхольд Вилль. — М.: Попурри, 2015. — 240 c.
  3. Ливанов, Владимир Секреты личной безопасности и жизнедеятельности (биотренинг) / Владимир Ливанов. — Москва: ИЛ, 1998. — 160 c.
  4. Оливьеро, Франческо Руководство по здоровью и благополучию / Франческо Оливьеро. — М.: Велигор, 2015. — 160 c.
  5. Петренко, В. Загадка нашего здоровья. Биоэнергетика человека — космическая и земная. Книга 2. Физиология от Гиппократа до наших дней / В. Петренко, Е. Дерюгин. — М.: Амрита, 2013. — 272 c.
Основные термины (генерируются автоматически): энергетический потенциал, рабочий день, энергия, коррекционно-педагогический потенциал, коррекционно-логопедическая практика, логопедическая практика, педагог, профессиональное самоутверждение, слушатель, высокий уровень.


Похожие статьи

О сущности формирования социально-педагогической...

В процессе прохождения педагогических практик педагоги практики должны отработать со

В своей наибольшей полноте социально-педагогическая и коррекционно-развивающая

Практика – период активного развития мотивации процесса овладения этими видами...

Профессиональное становление будущего...

При этом педагогическая практика рассматривается как один из базовых этапов становления будущего специалиста.

Гомзякова, Н. Ю. Профессиональное становление будущего специалиста-дефектолога в условиях прохождения педагогической практики / Н. Ю...

Актуальные проблемы, состояние и перспективы развития...

В практике современного образования усиливается разрыв между реальной ситуацией возрастания потребности в коррекционно-предупредительном воздействии в раннем возрасте и существующей нормативно-правовой базой, регламентирующей деятельность логопункта ДОУ...

Применение коррекционно-педагогических технологий...

Бондаренко, Т. А. Применение коррекционно-педагогических технологий в процессе формирования эмоциональной сферы детей

Отсюда вытекает необходимость организации продуманной и тщательно организованной коррекционно-логопедической работы...

Инфографика в коррекционно-логопедической работе

 В коррекционно-логопедической работе применяются разнообразные способы, методы, приемы, техники. Все они безусловно способствуют профилактике и коррекции нарушений речи у детей. Самым распространённым в педагогическом процессе является метод наглядного...

Современные подходы к проблеме формирования...

Потребности современной педагогической практики требуют его готовности к оказанию коррекционно-педагогической помощи детям с трудностями в обучении, что предполагает расширение сферы его профессиональной компетенции, для того, чтобы своевременно...

Нетрадиционные подходы к организации логопедической работы...

Коррекционно-развивающая работа учителя-логопеда дошкольной организации в

Проектный метод в логопедической работе. В настоящее время на смену традиционному образованию

Проектирование заставляет педагога творчески подходить к своей профессиональной...

Взаимодействие участников образовательного процесса...

Провожу профилактическую и коррекционно-логопедическую работу с детьми в

Педагог-психолог проводит тренинги уверенного поведения, релаксацию, психологическую

На занятиях кружка родители знакомятся с коррекционно-педагогическими технологиями по...

Новые подходы в работе с педагогами логопедических групп

У детей логопедических групп ДОУ обычно чрезвычайно неоднородная картина уровня

В логопедической группе также могут находиться дети с педагогической запущенностью, с

Семенович А. В. — автор идеи «замещающего онтогенеза» в своей коррекционно...

Похожие статьи

О сущности формирования социально-педагогической...

В процессе прохождения педагогических практик педагоги практики должны отработать со

В своей наибольшей полноте социально-педагогическая и коррекционно-развивающая

Практика – период активного развития мотивации процесса овладения этими видами...

Профессиональное становление будущего...

При этом педагогическая практика рассматривается как один из базовых этапов становления будущего специалиста.

Гомзякова, Н. Ю. Профессиональное становление будущего специалиста-дефектолога в условиях прохождения педагогической практики / Н. Ю...

Актуальные проблемы, состояние и перспективы развития...

В практике современного образования усиливается разрыв между реальной ситуацией возрастания потребности в коррекционно-предупредительном воздействии в раннем возрасте и существующей нормативно-правовой базой, регламентирующей деятельность логопункта ДОУ...

Применение коррекционно-педагогических технологий...

Бондаренко, Т. А. Применение коррекционно-педагогических технологий в процессе формирования эмоциональной сферы детей

Отсюда вытекает необходимость организации продуманной и тщательно организованной коррекционно-логопедической работы...

Инфографика в коррекционно-логопедической работе

 В коррекционно-логопедической работе применяются разнообразные способы, методы, приемы, техники. Все они безусловно способствуют профилактике и коррекции нарушений речи у детей. Самым распространённым в педагогическом процессе является метод наглядного...

Современные подходы к проблеме формирования...

Потребности современной педагогической практики требуют его готовности к оказанию коррекционно-педагогической помощи детям с трудностями в обучении, что предполагает расширение сферы его профессиональной компетенции, для того, чтобы своевременно...

Нетрадиционные подходы к организации логопедической работы...

Коррекционно-развивающая работа учителя-логопеда дошкольной организации в

Проектный метод в логопедической работе. В настоящее время на смену традиционному образованию

Проектирование заставляет педагога творчески подходить к своей профессиональной...

Взаимодействие участников образовательного процесса...

Провожу профилактическую и коррекционно-логопедическую работу с детьми в

Педагог-психолог проводит тренинги уверенного поведения, релаксацию, психологическую

На занятиях кружка родители знакомятся с коррекционно-педагогическими технологиями по...

Новые подходы в работе с педагогами логопедических групп

У детей логопедических групп ДОУ обычно чрезвычайно неоднородная картина уровня

В логопедической группе также могут находиться дети с педагогической запущенностью, с

Семенович А. В. — автор идеи «замещающего онтогенеза» в своей коррекционно...

Задать вопрос