История возникновения института государственного и муниципального заказа | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 27 апреля, печатный экземпляр отправим 1 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Юриспруденция

Опубликовано в Молодой учёный №11 (353) март 2021 г.

Дата публикации: 10.03.2021

Статья просмотрена: 89 раз

Библиографическое описание:

Верина, Ю. С. История возникновения института государственного и муниципального заказа / Ю. С. Верина. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2021. — № 11 (353). — С. 77-79. — URL: https://moluch.ru/archive/353/79102/ (дата обращения: 19.04.2024).



Как отдельная сфера деятельности государства, государственные закупки начинают своё формирование в середине XVII века, на примере Указа царя Алексея Михайловича Романова от 07 июля 1654 года о подрядной цене на доставку в город Смоленск муки и сухарей. В нём определены основные условия исполнения данной доставки. После данного Указа были предприняты попытки взятия под контроль данную сферу деятельности, в целях создания определенных правил «игры», а также урегулирования поведения участников.

С правлением Петра I соотносят появление первых публичных конкурсов и открытых торгов. Поставщики оповещались о потенциальных торгах с помощью развешивания специальных вывесках на городских воротах. Ответственность за выполнения заказа должен был подтвердить поручитель. В случае невыполнения государственного заказа, рублем наказывался непоставщик и поручитель.

Акт Петра I от 1702 года утверждает порядок принимаемых товаров, систему учета и вводит ответственность за ненадлежащее исполнение государственного заказа, прототип современного реестра недобросовестных поставщиков. Это подтверждает факт того, что нередко поставщик мог некачественно выполнить заказ, тем самым подвести заказчика в лице государства.

Опыт государственных реформ показывает, что с проблемой начинают бороться на высоком уровне только тогда, когда это уже является насущной проблемой. Результатом недобросовестного выполнения государственного заказа могло явиться как растрата государственных средств, так и неудовлетворение интересов заказчика.

Введение системы учета государственных заказов было вызвано тем, что происходили хищения средств, выделенных для выполнения государственного заказа, а с помощью данной системы государство предприняло попытки ограждения от мошенников и злоумышленников [1. Гончаров Е. Ю. История торгов в России / Е. Ю. Гончаров. -2-е изд., доп. — Москва: Изд-во МЭИ, 2005.- с 44.].

Основы государственного заказа были заложены Петром I, а именно в Указе 1711 года прослеживаются принципы порядка размещения государственного заказа, которые актуальны и в настоящее время: публичность, открытость и установление способа размещения государственного заказа с помощью проведения соответствующего запроса.

В 1721 Петром I был издан Указ о борьбе с подложными ценами и коррупцией в деле поставок и подряда. Также было принято решение отменить льготы по оплате пошлин при государственных поставках и установление штрафа при установлении высокой стоимости за выполнение заказа.

Основным критерием отбора поставщиков для выполнения государственного заказа являлась цена, побеждал тот поставщик, который предлагал наиболее низкую цену за свои услуги [2. Бондарева Е. А. Становление и развитие института государственных закупок в России / Е. А. Бондарева. Электронный вестник Ростовского социально-экономического института. — 2016. — с 37.]. Вопрос сопоставления качества выполненных работ с заявленным заказом являлся уже вторичным. Позже с данной проблемой начали бороться путем введения ответственности за качество выполненного государственного заказа.

Важное значение имел Регул провиантского правления Елизаветы Петровны, изданный в 1758 году, где основное внимание было уделено не закупкам у перекупщиков, а закупки непосредственно у производителей тех или иных товаров, а также рекламе проводимых торгов. Объявления о проводимых торгах объявлялись публично, а также публиковались в газетах с целью привлечения большего количества желающих.

Государство считает своим долгом привить дисциплину и ответственность поставщикам для слаженного механизма проведения торгов и качественного выполнения государственного заказа. XIX век отличается слаженным процессом организации закупок, ответственностью и исполнительностью купцов [3. Ромашкин Т. В. Правовые аспекты современной системы закупочной деятельности / Т. В. Ромашкин. — 3-е изд. — Москва: Наука, образование и инновации. — 2017. — с 141.]. Система регулирования государственных заказов налажена, что уже для участия в торгах потенциальным подрядчикам (купцам) необязательно личное присутствие, заявку на участие можно было передать с нарочным. Актуальной оставалась проблема, касающаяся неравного положения, относительно участия в государственных заказах казенных и частных заводов и предприятий.

После падения самодержавия в России ушла сама необходимость публичных торгов, но, во времена НЭПа (новая экономическая политика) вернулся и значительно вырос интерес к конкурсам для обеспечения государственных нужд.

В мае 1927 года утверждено новое Положение о государственных подрядах и поставках, где основным критерием для выбора поставщика является не только низкая цена, но и кредитоспособность, надежность и опыт самого подрядчика. Данные условия позволяли обеспечивать и гарантировать государству максимальную выгоду в случае выполнения заказа подрядчиком. Однако, НЭП просуществовал недолго, и уже к концу 20-х годов ХХ века экономика стала плановой, а распределение — государственным.

С распадом СССР и образованием Российской Федерации встала острая необходимость в обновлении законодательства в сфере государственных закупок, которая бы регулировала сложившиеся экономические и политические условия [4. Яруллин С. М. История возникновения и развития государственного заказа в России / С. М. Яруллин. -2-е изд. — Москва: История государства и права. — 2010. — № 20. — с 45.].

В 1999 году был издан Федеральный закон «О конкурсах на размещение заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных нужд» от 06.05.1999 № 97-ФЗ [5. Федеральный закон от 06.05.1999 № 97-ФЗ «О конкурсах на размещение заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных нужд» // Российская газета, № 11, 10.05.2000.]. Он явился попыткой систематизирования и упорядочения системы закупок в России. Однако, он был направлен на регламентацию работы только федеральных заказчиков и не регламентировал процесс контроля размещения государственных заказов. Поэтому, был принят Федеральный закон «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» от 21.07.2005 № 94-ФЗ [6. Федеральный закон от 21.07.2005 № 94-ФЗ (ред. от 02.07.2013) «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд»// Парламентская газета, № 138, 31.07.2013]. В нём обозначены и введены в практику электронные аукционы и упразднен двухэтапный процесс размещения государственного и муниципального заказа. Было сформулировано понятие начальной и максимальной цены государственного или муниципального контракта, а также обозначены случаи, при которых возможно произвести закупку только у единственного поставщика.

Открытые аукционы в электронной форме — становятся распространенной формой проведения государственных закупок, поскольку отсутствует давление со стороны государства. На основании этого бизнес получает возможность принимать участие в интересных государственных заказах, а процесс закупок становится прозрачнее.

В 2013 году был принят ныне действующий Федеральный закон «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» от 05.04.2013 № 44-ФЗ [7.Федеральный закон от 05.04.2013 № 44-ФЗ (ред. от 31.07.2020) «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ. Услуг для государственных и муниципальных нужд»// Российская газета, № 138, 01.08.2020]. Направленность поправок в данный закон была связана с необходимостью развития и усовершенствования принимаемых механизмов в данной сфере деятельности.

Государственные закупки представляют собой приобретение услуг, работ или товаров в целях удовлетворения государственных или муниципальных нужд на бюджетные средства.

Важным звеном в контрактной системе являются специалисты и эксперты в сфере закупок. Именно от их грамотности, ответственности и профессионализма зависит эффективность каждой, отдельно взятой закупки. Мир не стоит на месте, и данная сфера деятельности подстраивается под меняющиеся реалии. В связи с этим, можно сделать вывод, что задача государства — не только дать понять, что тратить бюджетные средства очень ответственная и сложная задача, но и подготовить соответствующую нормативно-правовую базу для её стабильного и бесперебойного функционирования.

Существующий порядок закупок для государственных и муниципальных нужд представляет собой следствие сложных преобразований и изменений истории Российского государства. Анализируя вышесказанное, можно сказать, что современные закупки для государственных и муниципальных нужд являются сложной и многогранной сферой деятельности, которая регулируется множеством подзаконных актов и постановлениями.

Литература:

  1. Федеральный закон от 06.05.1999 № 97-ФЗ «О конкурсах на размещение заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных нужд» // Российская газета, № 11, 10.05.2000.
  2. Федеральный закон от 21.07.2005 № 94-ФЗ (ред. от 02.07.2013) «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд»// Парламентская газета, № 138, 31.07.2013.
  3. Федеральный закон от 05.04.2013 № 44-ФЗ (ред. от 31.07.2020) «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ. Услуг для государственных и муниципальных нужд»// Российская газета, № 138, 01.08.2020.
  4. Постановление Правительства РФ от 22.08.2016 № 835 «Об утверждении Правил проведения обязательного общественного обсуждения закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» // «Российская газета», № 94, 02.09.2016
  5. Указ Президента РФ от 08.04.1997 № 305 «О первоочередных мерах по предотвращению коррупции и сокращению бюджетных расходов при организации закупки продукции для государственных нужд» // Российская газета, № 84, 21.04.1997
  6. Бондарева Е. А. Становление и развитие института государственных закупок в России / Е. А. Бондарева. Электронный вестник Ростовского социально-экономического института. — 2016. — 37 с.
  7. Гончаров Е. Ю. История торгов в России / Е. Ю. Гончаров. -2-е изд., доп. — Москва: Изд-во МЭИ, 2005.- 44 с.
  8. Ромашкин Т. В. Правовые аспекты современной системы закупочной деятельности / Т. В. Ромашкин. — 3-е изд. — Москва: Наука, образование и инновации. — 2017. — 141 с.
  9. Яруллин С. М. История возникновения и развития государственного заказа в России / С. М. Яруллин. -2-е изд. — Москва: История государства и права. — 2010. — № 20. — 45 с.
Основные термины (генерируются автоматически): государственный заказ, Россия, выполнение работ, оказание услуг, поставка товаров, размещение заказов, закупка, контрактная система, Москва, сфера деятельности.


Похожие статьи

От системы государственных закупок к Федеральной...

Допустим, на этапе планирования размещен заказ на оказание каких либо услуг, которые могла бы исполнить и маленькая компания, а заказчик указал способ размещения заказа в форме конкурса с ограниченным участием, сузив круг участников, тогда маленькая компания, которая вполне способна выполнить его, может написать жалобу в ФАС.

1. Федеральный закон от 21 июля 2005 года 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд»; 2. Законопроект «О федеральной контрактной системе в сфере закупок товаров, работ и услуг»

История развития контрактной системы закупок для...

 В статье определяется развитие контрактной системы закупок для государственных нужд. Ключевые слова: закупки, контрактная система, федеральный закон 44-ФЗ. Контрактная система на территории России начала развиваться еще в XVI в

Это федеральный закон «О конкурсах на размещение заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных нужд» (97-ФЗ). Данный федеральный закон регулировал только деятельность федеральных заказчиков и совершенно

5 апреля 2013 года был издан и принят действующий на сегодняшний день федеральный закон «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд».

Теоретические основы развития закупок для государственных...

Ключевые слова: история развития государственного заказа; федеральная контрактная система, государственные и муниципальные закупки, участники размещения государственного заказа, способы размещения государственного заказа

Система государственных закупок играет очень важную роль в развитии экономики государства в целом. От того с какой эффективностью государство производит закупку товаров работ и услуг для своих нужд, зависят многие показатели, в

До апреля 2013 г. данный правовой акт выступал основным законодательным актом РФ, который регулировал гражданско-правовые, процедурные вопросы размещения заказов на поставки товаров (выполнение работ, оказание услуг)...

Официальный сайт размещения закупок и электронные торги...

Итак, получается, что определение единственного официального сайта по размещению заказа для государственных и муниципальных нужд и появление такого способа размещения заказа как открытый аукцион в электронной форме — это один из верных шагов по реформированию системы государственных закупок. Но появляется два момента, которые могут ухудшить столь положительное мнение об официальном сайте и

Литература: 1. Федеральный закон от 21 июля 2005 года 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд»; 2. Законопроект «О федеральной контрактной системе в сфере закупок товаров, работ и услуг»

Проблема понятия государственного заказа | Статья в журнале...

Необходимо отметить, что государственный заказ — это комплекс заключенных государственных контрактов на поставку товаров, проведению работ или оказания услуг, осуществляемый за счет средств бюджета государства. Государственным заказом также является предложение, предоставляемое уполномоченной государственной

Определение контрактной системы содержится в Законе № 44-ФЗ и включает «участников контрактной системы в сфере закупок … и осуществляемых ими, в том числе с использованием единой информационной системы в сфере закупок …, в соответствии с законодательством … действий, направленных на обеспечение государственных и муниципальных нужд» [1].

Понятие государственного оборонного заказа | Статья в журнале...

Понятие государственного оборонного заказа следует рассматривать через призму термина общего государственного заказа, учитывая присущие только ему специфические черты. В настоящий период времени официально-закрепленное

В силу пункта 3 статьи 3 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее — Закон о контрактной системе) закупкой товара, работы

Согласно указанной норме государственный оборонный заказ — это установленные нормативным правовым актом Правительства РФ задания на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для федеральных нужд в целях...

Организация и механизм управления государственным заказом

Система государственного заказа в Российской Федерации строго регулируется действующим законодательством. Правоотношения, возникающие при осуществлении государственного заказа, регулируются Федеральным законом от 5 апреля 2013 года № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее — Закон № 44-ФЗ). Сторонами государственного контракта выступают следующие субъекты: государство — заказчик товаров, работ, услуг и исполнитель — которым может быть любое юридическое лицо независимо от его организационно-правовой формы, типа собственности, месторасположения и так далее.

Особенности государственного строительного заказа в рамках...

Государственный строительный заказ (ГСЗ) является одним из главных элементов всех государственных закупок в регионах РФ и его можно определить в виде перечня строительно-монтажных работ и услуг в строительстве, планируемых к закупке за счет средств бюджета субъектов Российской Федерации.

2. Федеральный закон «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» № 44-ФЗ от 05.04.2013. Основные термины (генерируются автоматически): государственный строительный заказ, начальная максимальная цена, выполнение работ, оказание услуг, строительная отрасль, цена контракта, качество, работа, размещение заказа, услуга.

Развитие института регулирования государственных закупок...

Данное изменение обусловлено, прежде всего, несовершенством и низкой эффективностью действовавшего до 1 января 2014 г. Федерального закона от 21 июля 2005 г. № 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» (далее — Закон «94-ФЗ). Вступление Российской Федерации во Всемирную торговую организацию дополнительно обусловило необходимость в оптимизации законодательства, регулирующего правоотношения на национальном рынке товаров и услуг в целях поддержания отечественных производителей на фоне растущей конкуренции.

Похожие статьи

От системы государственных закупок к Федеральной...

Допустим, на этапе планирования размещен заказ на оказание каких либо услуг, которые могла бы исполнить и маленькая компания, а заказчик указал способ размещения заказа в форме конкурса с ограниченным участием, сузив круг участников, тогда маленькая компания, которая вполне способна выполнить его, может написать жалобу в ФАС.

1. Федеральный закон от 21 июля 2005 года 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд»; 2. Законопроект «О федеральной контрактной системе в сфере закупок товаров, работ и услуг»

История развития контрактной системы закупок для...

 В статье определяется развитие контрактной системы закупок для государственных нужд. Ключевые слова: закупки, контрактная система, федеральный закон 44-ФЗ. Контрактная система на территории России начала развиваться еще в XVI в

Это федеральный закон «О конкурсах на размещение заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных нужд» (97-ФЗ). Данный федеральный закон регулировал только деятельность федеральных заказчиков и совершенно

5 апреля 2013 года был издан и принят действующий на сегодняшний день федеральный закон «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд».

Теоретические основы развития закупок для государственных...

Ключевые слова: история развития государственного заказа; федеральная контрактная система, государственные и муниципальные закупки, участники размещения государственного заказа, способы размещения государственного заказа

Система государственных закупок играет очень важную роль в развитии экономики государства в целом. От того с какой эффективностью государство производит закупку товаров работ и услуг для своих нужд, зависят многие показатели, в

До апреля 2013 г. данный правовой акт выступал основным законодательным актом РФ, который регулировал гражданско-правовые, процедурные вопросы размещения заказов на поставки товаров (выполнение работ, оказание услуг)...

Официальный сайт размещения закупок и электронные торги...

Итак, получается, что определение единственного официального сайта по размещению заказа для государственных и муниципальных нужд и появление такого способа размещения заказа как открытый аукцион в электронной форме — это один из верных шагов по реформированию системы государственных закупок. Но появляется два момента, которые могут ухудшить столь положительное мнение об официальном сайте и

Литература: 1. Федеральный закон от 21 июля 2005 года 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд»; 2. Законопроект «О федеральной контрактной системе в сфере закупок товаров, работ и услуг»

Проблема понятия государственного заказа | Статья в журнале...

Необходимо отметить, что государственный заказ — это комплекс заключенных государственных контрактов на поставку товаров, проведению работ или оказания услуг, осуществляемый за счет средств бюджета государства. Государственным заказом также является предложение, предоставляемое уполномоченной государственной

Определение контрактной системы содержится в Законе № 44-ФЗ и включает «участников контрактной системы в сфере закупок … и осуществляемых ими, в том числе с использованием единой информационной системы в сфере закупок …, в соответствии с законодательством … действий, направленных на обеспечение государственных и муниципальных нужд» [1].

Понятие государственного оборонного заказа | Статья в журнале...

Понятие государственного оборонного заказа следует рассматривать через призму термина общего государственного заказа, учитывая присущие только ему специфические черты. В настоящий период времени официально-закрепленное

В силу пункта 3 статьи 3 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее — Закон о контрактной системе) закупкой товара, работы

Согласно указанной норме государственный оборонный заказ — это установленные нормативным правовым актом Правительства РФ задания на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для федеральных нужд в целях...

Организация и механизм управления государственным заказом

Система государственного заказа в Российской Федерации строго регулируется действующим законодательством. Правоотношения, возникающие при осуществлении государственного заказа, регулируются Федеральным законом от 5 апреля 2013 года № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее — Закон № 44-ФЗ). Сторонами государственного контракта выступают следующие субъекты: государство — заказчик товаров, работ, услуг и исполнитель — которым может быть любое юридическое лицо независимо от его организационно-правовой формы, типа собственности, месторасположения и так далее.

Особенности государственного строительного заказа в рамках...

Государственный строительный заказ (ГСЗ) является одним из главных элементов всех государственных закупок в регионах РФ и его можно определить в виде перечня строительно-монтажных работ и услуг в строительстве, планируемых к закупке за счет средств бюджета субъектов Российской Федерации.

2. Федеральный закон «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» № 44-ФЗ от 05.04.2013. Основные термины (генерируются автоматически): государственный строительный заказ, начальная максимальная цена, выполнение работ, оказание услуг, строительная отрасль, цена контракта, качество, работа, размещение заказа, услуга.

Развитие института регулирования государственных закупок...

Данное изменение обусловлено, прежде всего, несовершенством и низкой эффективностью действовавшего до 1 января 2014 г. Федерального закона от 21 июля 2005 г. № 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» (далее — Закон «94-ФЗ). Вступление Российской Федерации во Всемирную торговую организацию дополнительно обусловило необходимость в оптимизации законодательства, регулирующего правоотношения на национальном рынке товаров и услуг в целях поддержания отечественных производителей на фоне растущей конкуренции.

Задать вопрос