Отношение жителей Москвы и Чикаго к репрезентации ЛГБТ в сериалах (на примере сериалов США) | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 4 мая, печатный экземпляр отправим 8 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Социология

Опубликовано в Молодой учёный №11 (353) март 2021 г.

Дата публикации: 16.03.2021

Статья просмотрена: 201 раз

Библиографическое описание:

Виноградова, А. А. Отношение жителей Москвы и Чикаго к репрезентации ЛГБТ в сериалах (на примере сериалов США) / А. А. Виноградова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2021. — № 11 (353). — С. 131-134. — URL: https://moluch.ru/archive/353/79049/ (дата обращения: 25.04.2024).



Репрезентация ЛГБТ в медиа (и в сериалах в частности) — относительно молодое направление исследований, которое будет стремительно развиваться и оказывать влияние на общество в целом. В данной работе представлены результаты анализа отношения жителей двух городов к данному явлению.

Ключевые слова: ЛГБТ, отношение к ЛГБТ, репрезентация в сериалах, репрезентация ЛГБТ в сериалах, отношение к репрезентации ЛГБТ в сериалах.

Representation of LGBT people in media (and in series in particular) is a relatively young area of research that will rapidly develop and have an impact on society as a whole. This paper presents the results of the analysis of Moscow and Chicago citizens’ attitudes towards this phenomenon.

Key words: LGBT, attitudes towards LGBT, representation in TV series, LGBT representation in TV series, attitude towards LGBT representation in TV series.

Отношение к ЛГБТ уже многие годы является одной из острых проблем многих государств. В то время как мир постепенно признает членов ЛГБТ-сообщества, как равных, наделяет теми же правами, что и цисгендерных гетеросексуалов, в России на законодательном уровне закрепляется исключительно гетеронормативность.

Репрезентация ЛГБТ в сериалах отражает не только отношение общества к представителям сексуальных меньшинств, но и позволит большей части общества принять членов ЛГБТ, как нечто обыденное и на что не стоит реагировать резко негативно.

Отношение к репрезентации может показать новый уровень социальной дистанции по отношению к представителям ЛГБТ-сообщества — принятие только в сериалах, фильмах, в «виртуальной» реальности, но сохранение дистанции в реальной жизни.

Выбор Москвы и Чикаго для сравнения объясняется схожей структурой населения, а также инфраструктурой самих городов. А также из-за различий в отношении к ЛГБТ-сообществу уже на законодательном уровне: в России действует закон, ограничивающий свободу слова представителей сексуальных меньшинств, в то время как в США однополые отношения являются нормой и рассматриваются наравне с разнополыми.

В данной статье феномен репрезентации был изучен при помощи теории репрезентации Седрика Кларка [1], на которого также ссылается большинство зарубежных авторов, и был определен, как опосредованное, «вторичное» представление первообраза и образа, идеальных и материальных объектов, их свойств, отношений и процессов [2].

Для получения количественных данных был проведен авторский социологический опрос на портале webanketa, выборка составила 298 человек, где 50 % составили респонденты из Москвы и 50 % — из Чикаго.

При проведении данного исследования, целевой аудиторией стали люди, которые смотрят американские сериалы и которые в целом смотрят сериалы как минимум раз в месяц. Это было сделано для того, чтобы получить наиболее полные данные о том, как они относятся к ЛГБТ в сериалах, за счет наличия широкого опыта в просмотре сериалов, а также выраженных предпочтений на данном рынке.

Как и при оценке любого отношения, были проанализированы три его аспекта: когнитивный, поведенческий и эмоциональный [3]. В данной статье под когнитивным параметром будет рассматриваться знание респондентов о том или ином явлении, а также наличие у них опыта взаимодействия с ЛГБТ-персонажами в сериалах; под поведенческим — непосредственные поступки, а также намерения в отношении к сериалам с ЛГБТ-персонажами и под эмоциональным — предпочтения опрошенных, их пожелания и мнения о том, как репрезентируется ЛГБТ в сериалах сейчас и как бы они хотели видеть (или не видеть) эту репрезентацию в будущем.

В рамках данной статьи выявляются и анализируются: во-первых, базовые показатели отношения к репрезентации ЛГБТ в сериалах (количество персонажей, оценка наличия гендерного и сексуального разнообразия в сериалах); во-вторых, так называемая «допустимая» репрезентация ЛГБТ в сериалах — при условии, что наличие ЛГБТ в сериалах обязательно; в-третьих, отношение к репрезентации отдельных членов ЛГБТ-сообщества в сериалах (геев, лесбиянок и трансгендеров), определяется потребительское поведение по отношению к сериалам, где присутствуют те или иные представители ЛГБТ.

По итогам авторского социологического онлайн исследования, проведенного на веб-портале webanketa, мы получили следующие выводы.

В целом больше 75 % опрошенных из каждого города хотя бы однажды смотрели сериал, где был ЛГБТ-персонаж, в Чикаго этот показатель значимо выше и составил 92 % против 79 % в Москве. Также, говоря о различиях по полу, стоит отметить, что внутри городов, значимых различий нет — мужчины и женщины-представители одних и тех же городов имеют одинаковый опыт взаимодействия с ЛГБТ-персонами в сериалах.

Итак, мы установили, что для большинства респондентов наличие представителей ЛГБТ-сообщества в сериалах — не что-то новое и необычное, а то, с чем они уже сталкивались. Ввиду этого, было проанализировано потребительское поведение жителей Москвы и Чикаго в отношении сериалов, где есть ЛГБТ-персонажи, результаты представлены в таблице 1.

Таблица 1

Поведение при появлении ЛГБТ-персонажа в сериале

Москва

Чикаго

Не начну смотреть сериал, если буду знать о наличии

11 %

6 %

Не брошу сериал, если там появится ЛГБТ-персонаж

76 %

85 %

Заброшу сериал, если там будет ЛГБТ-персонаж

11 %

5 %

Не смотрю сериалы без ЛГБТ-персонажей

3 %

4 %

Из таблицы следует, что отказаться от просмотра сериала при появлении в нем ЛГБТ-персонажа (как до, так и после начала просмотра) готовы примерно 22 % москвичей и лишь 11 % жителей Чикаго. Преимущественно жители каждого из городов говорят о том, что появление персонажа-представителя ЛГБТ не может послужить причиной прекратить просмотр сериала. Таким образом, можно говорить о том, что наличие ЛГБТ-персонажа в сериале большая часть опрошенных считает допустимым.

Следующей задачей при написании данной работы было рассмотрение так называемой допустимой репрезентации. В некотором роде данный параметр основывается на шкале социальной дистанции Богардуса, поскольку каждый выбор каждой последующей формы репрезентации предполагает согласие на выбор предыдущих. Например, если человек не против видеть открытое проявление чувств в виде поцелуев, то он не против также видеть объятия и просто непрямые намеки на отношения персонажей и т. д.

Прежде всего, необходимо уточнить, что формулировка данного вопроса предполагала, что человеку надо выбрать ту форму репрезентации членов ЛГБТ-сообщества в современных сериалах, которую считают максимально возможной, чтобы они не отказались от просмотра сериала, при условии, что наличие ЛГБТ-персонажа в сериале — обязательно. Данное условие не показалось респондентам странным в виду вводимых в мире кинематографа требований к репрезентации разного рода меньшинств. Ответы респондентов представлены в таблице 2.

Таблица 2

Допустимая» репрезентация ЛГБТ в сериалах

Москва

Чикаго

Просто упоминание принадлежности к ЛГБТ

100 %

100 %

Персонажи могут обсуждать проблемы ЛГБТ-сообщества

83 %

92 %

Могут быть непрямые намеки на романтические отношения

50 %

83 %

Открытое проявление чувств, только объятия

39 %

79 %

Открытое проявление чувств, сцены поцелуев

17 %

71 %

Открытое проявление чувств, постельные сцены

13 %

65 %

Из таблицы следует, что в Чикаго люди терпимее относятся к различным формам репрезентации ЛГБТ: большинство опрошенных готовы видеть и просто мельком упоминающихся членов ЛГБТ-сообщества, так и постельные сцены с этими персонажами. Ситуация в Москве, конечно, отличается — максимальной формой близости между ЛГБТ-парой, которую готовы видеть 50 % москвичей, являются объятия.

Таким образом, мы рассмотрели общие пожелания респондентов о формах и границах репрезентации членов ЛГБТ-сообщества. Для более подробного анализа данного вопроса, необходимо также оценить, какие варианты репрезентации конкретных представителей ЛГБТ-сообщества респонденты считают приемлемыми лично для них, чтобы это не повлияло на желание смотреть сериал.

Далее мы рассмотрим отношение к репрезентации к геям, к лесбиянкам и к трансгендерам в целом, оно представлено в таблице 3.

Таблица 3

Отношение к репрезентации трансгендеров в сериалах

Гомосексуальные мужчины

Гомосексуальные женщины

Трансгендеры

Москва

Чикаго

Москва

Чикаго

Москва

Чикаго

Готов(а) видеть главным героем в сериале

5 %

24 %

7 %

29 %

8 %

8 %

Готов(а) видеть не более, чем второстепенным персонажем

45 %

71 %

55 %

71 %

52 %

87 %

Готов(а) смотреть сериал, где он(а) будет комедийный персонажем

26 %

87 %

26 %

77 %

21 %

74 %

Готов(а) смотреть сериал, где он(а) будет драматическим персонажем

13 %

50 %

14 %

50 %

14 %

35 %

Готов(а) смотреть сериал, где будет раскрываться его/ее проблемы

9 %

18 %

8 %

19 %

13 %

11 %

Готов(а) смотреть сериал, где будут раскрываться романтические от

8 %

18 %

8 %

19 %

14 %

9 %

Из таблицы следует, что больше 45 % опрошенных из каждого из городов готовы видеть геев в сериалах второстепенным персонажем. Низкие показатели готовности видеть персонажа-гея главным героем сериала может быть обусловлена не только тем, что это предполагает наличие обширного раскрытия тематики ЛГБТ в сериале и возможен уклон именно в эту область, отодвигая сюжет сериала на второй план, а также в том, что порой зрители в некоторой степени ассоциируют себя с главными героями, хотят быть на них похожими. Что касается различий по полу в отношении к репрезентации гомосексуальных мужчин, в Москве женщины значимо чаще, чем мужчины (36 % против 17 %) отмечали готовность посмотреть сериал с геем-комедийным персонажем.

Аналогично гомосексуальным мужчинам, показатели Чикаго по всем анализируемым параметрам статистически выше показателей по Москве. Стоит, однако, отметить, что москвичи чаще готовы видеть лесбиянок на второстепенных ролях, чем геев (45 % против 55 %).

При рассмотрении различий в отношении к лесбиянкам в сериалах по полу была выявлена интересная закономерность — мужчины-москвичи значимо чаще готовы видеть женщин-гомосексуалок комедийными персонажами (30 % против 11 %). Отсюда следует, что, видимо, существует особенность в представлении геев и лесбиянок комедийными персонажами — так, что мужчины-гомосексуалы ближе женщинам, а женщины-гомосексуалы — напротив, мужчинам.

В ходе проведённого анализа было установлено, что отношение жителей Чикаго к трансгендерам отличается от отношения к представителям нетрадиционной сексуальной ориентации. По Москве статистически значимых различий выявлено не было, возможно, в виду относительно низких показателей по отношению к другим членам ЛГБТ-сообщества.

В Чикаго такой показатель, как готовность видеть трансгендера главным героем идентичен показателю в Москве и равен 8 %. Причинами такого отношения может, опять же, стать нежелание сопоставлять себя с таким главным героем или невозможность ему сопереживать, если того будет предполагать развитие сюжета сериала. Последнее подтверждается крайне низкими показателями готовности смотреть сериал, в котором будут раскрываться проблемы трансгендерных людей.

Выводы

  1. Большинство респондентов из каждых городов сталкивались с представителями меньшинств в сериалах, но, по их мнению, это не может послужить причиной бросить или не начинать просмотр сериала, подчеркивая тем самым важность других факторов выбора продукта для просмотра.
  2. Говоря о границах допустимой репрезентации ЛГБТ, опрошенные из России готовы смотреть сериал, где персонажи будут обсуждать проблемы ЛГБТ-сообщества (83 %), могут быть намеки на романтические отношения (50 %), а также открытое проявление чувств, но не более объятий (39 %). Сцены поцелуев и постельные сцены с ЛГБТ-персонажами готовы видеть только 17 % и 13 % респондентов соответственно. Что касается опрошенных из Чикаго, больше половины готовы видеть постельные сцены (65 %), по остальным параметрам показатели выше, в том числе значимо выше, чем у опрошенных из Москвы.
  3. И геев, и лесбиянок респонденты из обоих городов преимущественно готовы видеть не более, чем как второстепенных персонажей. Американцы значимо чаще готовы видеть представителей нетрадиционной сексуальной ориентации как драматических персонажей (50 % против 14 %). Треть россиян готовы посмотреть сериал, где гей или лесбиянка будет комедийным персонажем.
  4. Отношение к трансгендерам в Чикаго значительно отличается от отношения к геям и лесбиянкам. Готовность видеть главным героем, а также смотреть сериалы, где будут раскрываться проблемы трансгендерного персонажа, связанные с принадлежностью к ЛГБТ, выразили около 10 % жителей. Схожая ситуация наблюдается и в Москве, однако статистически значимых различий в отношении к представителям сексуальных меньшинств и к трансгендерам не было установлено.

Литература:

  1. Clark, Cedric C. Television and Social Controls: Some Observation of the Portrayal of Ethnic Minorities // Television Quarterly. — 1969. — Vol. 8, No. 2. — Pp. 18–22.
  2. Гуманитарная энциклопедия: Концепты [Электронный ресурс]. — Режим доступа: https://gtmarket.ru/concepts/7282 (дата обращения: 19.09.2020).
  3. Ядов А. В. Саморегуляция и прогнозирование социального поведения личности: Диспозиционная концепция. 2-е расширенное изд. — Москва: ЦСПиМ, 2013. — 376 с.
Основные термины (генерируются автоматически): сериал, Москва, Чикаго, LGBT, отношение, открытое проявление чувств, главный герой, просмотр сериала, репрезентация, Россия.


Ключевые слова

ЛГБТ, отношение к ЛГБТ, репрезентация в сериалах, репрезентация ЛГБТ в сериалах, отношение к репрезентации ЛГБТ в сериалах

Похожие статьи

Репрезентация социальной реальности в современных...

Главной герой игры — Букер ДеВитт — частный детектив, который пристрастился с бутылке и к карточным играм.

Причем данный момент и репрезентация преследуют главного героя до финальных титров, являясь при этом прямой причиной его смерти по окончании сюжета.

«Женская проза» в контексте современной литературы

Главная героиня повести изгоняет семьи своих детей во имя идеи сохранения очага. Ради того, чтобы не позволить растащить имущество семьи, разменять для всех 150-метровую квартиру, она проявляет чудеса стойкости: выгоняет из дома старшего сына с беременной женой...

Влияние киноискусства на мировоззренческие установки молодежи

Он закрывал глаза и не мог смотреть на экран. Когда из Красногорского архива привезли на «Мосфильм» демонстрировавшийся на Нюрнбергском процессе фильм о зверствах гитлеровцев на оккупированной территории СССР, то оказалось, что выдержать подряд семь частей... почти...

Филологический анализ текста на примере произведения...

Смотреть что-либо означает «воспринимать что-либо при помощи зрения», тогда как глядеть на что-либо значит лишь «устремлять свой взгляд на какой-либо предмет». Поэтому слова Чехова о том, что Червяков «глядел в бинокль на «Корневильские колокола» не оговорка.

Гендерные проявления чувства ревности | Статья в журнале...

В статье представлены результаты исследования проявления чувства ревности у мужчин и женщин, состоящих в незарегистрированных государством отношениях, показана взаимосвязь проявления ревности с акцентуациями характера индивида.

Эмоциональный концепт разочарования на материале...

Статья посвящена изучению эмоционального концепта в целом и эмоции разочарования в частности. Эмоции являются неотъемлемой частью здоровой жизнедеятельности человека. Трудность изучения эмоционального концепта заключается в том, что он абстрактен, сложен и...

Два поколения слуг в пьесе А. П. Чехова «Вишнёвый сад»...

Как нам показывает русская и зарубежная литература, отношения между слугой и господином могут быть совершенно разные.

Ведь именно он не забывает, каким знаменитым был вишнёвый сад: «сушёную вишню возами отправляли в Москву и в Харьков.

Авторская интонация в фильме М. Ромма «Обыкновенный фашизм»

Герои картины: человек — толпа — вождь (фюрер). Ромм- прямой последователь Эйзенштейна, Вертова, Пудовкина. В этом фильме он мастерски использует выразительные средства монтажа, музыкального оформления, публицистической речи для характеристики нацистского режима.

Похожие статьи

Репрезентация социальной реальности в современных...

Главной герой игры — Букер ДеВитт — частный детектив, который пристрастился с бутылке и к карточным играм.

Причем данный момент и репрезентация преследуют главного героя до финальных титров, являясь при этом прямой причиной его смерти по окончании сюжета.

«Женская проза» в контексте современной литературы

Главная героиня повести изгоняет семьи своих детей во имя идеи сохранения очага. Ради того, чтобы не позволить растащить имущество семьи, разменять для всех 150-метровую квартиру, она проявляет чудеса стойкости: выгоняет из дома старшего сына с беременной женой...

Влияние киноискусства на мировоззренческие установки молодежи

Он закрывал глаза и не мог смотреть на экран. Когда из Красногорского архива привезли на «Мосфильм» демонстрировавшийся на Нюрнбергском процессе фильм о зверствах гитлеровцев на оккупированной территории СССР, то оказалось, что выдержать подряд семь частей... почти...

Филологический анализ текста на примере произведения...

Смотреть что-либо означает «воспринимать что-либо при помощи зрения», тогда как глядеть на что-либо значит лишь «устремлять свой взгляд на какой-либо предмет». Поэтому слова Чехова о том, что Червяков «глядел в бинокль на «Корневильские колокола» не оговорка.

Гендерные проявления чувства ревности | Статья в журнале...

В статье представлены результаты исследования проявления чувства ревности у мужчин и женщин, состоящих в незарегистрированных государством отношениях, показана взаимосвязь проявления ревности с акцентуациями характера индивида.

Эмоциональный концепт разочарования на материале...

Статья посвящена изучению эмоционального концепта в целом и эмоции разочарования в частности. Эмоции являются неотъемлемой частью здоровой жизнедеятельности человека. Трудность изучения эмоционального концепта заключается в том, что он абстрактен, сложен и...

Два поколения слуг в пьесе А. П. Чехова «Вишнёвый сад»...

Как нам показывает русская и зарубежная литература, отношения между слугой и господином могут быть совершенно разные.

Ведь именно он не забывает, каким знаменитым был вишнёвый сад: «сушёную вишню возами отправляли в Москву и в Харьков.

Авторская интонация в фильме М. Ромма «Обыкновенный фашизм»

Герои картины: человек — толпа — вождь (фюрер). Ромм- прямой последователь Эйзенштейна, Вертова, Пудовкина. В этом фильме он мастерски использует выразительные средства монтажа, музыкального оформления, публицистической речи для характеристики нацистского режима.

Задать вопрос