Социально-трудовая адаптация воспитанников Центра социальной поддержки и реабилитации «Роза ветров» | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 4 мая, печатный экземпляр отправим 8 мая.

Опубликовать статью в журнале

Библиографическое описание:

Куликова, Л. В. Социально-трудовая адаптация воспитанников Центра социальной поддержки и реабилитации «Роза ветров» / Л. В. Куликова, О. В. Заяц, Е. В. Фадеева, Л. В. Козлова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2021. — № 9 (351). — С. 196-198. — URL: https://moluch.ru/archive/351/78901/ (дата обращения: 24.04.2024).



Социально-трудовая адаптация является сложным и многогранным процессом, который позволяет личности включиться в различные структурные элементы социальной среды: хозяйственно-бытовую, производственную, культурную жизнь общества.

Многие родители задаются вопросами: какого уровня социально-трудовой адаптации могут достигнуть их дети? Стоит тратить физическое и душевное здоровье, время при воспитании ребенка с ограниченными возможностями в семье? Ответ на эти вопросы положительный!

В ходе социализации происходит формирование таких индивидуальных образований, как личность и самосознание. В рамках социализации происходит усвоение социальных норм, умений, установок, принятых в обществе форм поведения и общения.

Позитивная социализация обеспечивает успешную интеграцию инвалидов в общество, активное приспособление (адаптацию) его к условиям социальной среды. Уровень социальной адаптации зависит от целей, специфики окружающей среды, от индивидуальных возможностей. Оптимальный результат предполагает сформированность самосознания и самоконтроля, овладение ролевым поведением, умением устанавливать адекватные связи с окружающими, приобретать навыки самообслуживания.

Но главное, не увлекаться длительными беседами — воспитанники их не поймут. Обучение будет успешным, если мы будем использовать такую черту детей, как склонность к подражанию. Работая в группе со своими воспитанниками, даем им несложную хозяйственно-бытовую работу: заправка кровати, уход за одеждой и обувью, наведение порядка в шкафу, участие в приготовлении простых блюд (салаты, бутерброды), сервировка стола, уход за растениями, помощь при уборке группы. Основная задача таких занятий — привить воспитаннику элементы самостоятельности, избавиться от тенденции к иждивенчеству, что в будущем облегчит жизнь ему и окружающим.

На занятиях используем продуктивные методы обучения: беседа, экскурсии, наблюдение, дидактические игры, просмотр кино и диафильмов, обучение работы с компьютером, моделирование ситуации, постановка сценок-задач, развитие сюжета по заданной теме, упражнения, тренинги, деловые игры, арт-терапия.

Например, выходя на прогулку, обращаем внимание воспитанника на проезжую часть улицы, пешеходные дорожки, тротуар, светофор. Объясняем, как правильно переходить улицу, пользуемся общественным транспортом (автобус, троллейбус, метро). Изучаем улицы с их строениями, жилыми домами, магазинами, отмечаем особенности зданий. Гуляем в парке, при этом учимся правильному поведению в общественных местах.

Но больше всего воспитанники любят изучать приготовление пищи: блины, бутерброды, салаты. Большой интерес воспитанники проявили к проекту «Огород на окошке», где они сажают лук, зелень, томаты. Рассаду помидор выращивают сами из семян. Про посев томатов вы узнаете из занятия: «Посев семян томата на рассаду»:

Тип занятия: комбинированное

Форма организации: разноуровневая (индивидуальная + коллективная)

Методы обучения и восприятия: словесные, наглядные, практические

Цель: продолжить формировать знания о посеве семян томата на рассаду, формирование для жизни социально-значимых навыков и умение применять знания на практике

Задачи:

  1. Образовательная:

— Формирование и закрепление знаний воспитанников об овощных культурах

— Продолжаем знакомить с процессом посева семян томата на рассаду, выращивание рассады

— Узнаем новые сорта томатов

— Закрепление знаний о формах, цвете, размерах томатов

— Отмечаем значимость земли, солнца и воды для всего живого, в том числе и для растений

  1. Коррекционно-развивающая:

— Коррекция эмоционально-волевой сферы при выполнении коллективных видов деятельности (игры, практические работы)

— Коррекция мыслительной деятельности через выполнение практической работы (посев семян томата)

— Развитие произвольного внимания при выполнении практических видов деятельности

— Развитие ориентации в пространстве и времени через уточнение времени посадки рассады томатов

— Развитие долговременной памяти, используя «визуальный» алгоритм посадки семян томата

— Развитие мелкой моторики

  1. Воспитательная:

— Воспитать бережное отношение к растениям

— Приучить работать в коллективе

— Формировать стремление доводить начатое дело до конца

— Продолжить формировать трудолюбие

Возрастная направленность занятия: средний возраст

Наглядно-дидактический материал:

— картинки с овощами и томатами разных сортов

— семена томата

— земля, вода, горшки, фартуки, перчатки

— натуральные помидоры и муляжи

Музыка: «Весёлый огород»

Ход занятия:

1. Организационный момент:

1) Воспитатель:

«Дети, вот уже третий год у нас есть свой огород. Вспомните, пожалуйста, что мы на нем выращиваем? Перед вами картинки, найдите нужные изображения и опишите их (каждую картинку с овощами помещаем на доску). Посмотрите на доску и скажите, как это все называется одним словом? (овощи). А сейчас давайте проверим, как хорошо вы знаете овощи».

2) Загадки:

— «Золотая голова, Велика, тяжела. Золотая голова, Отдохнуть прилегла. Голова велика, Только шея тонка» (тыква)

— «Он круглый и красивый, Как глаз светофора, Среди овощей Нет сочней» (помидор)

— «Вот зеленый толстячок — Длинный, гладкий…» (кабачок)

— «Ты на грядке — молодец. Ты в пупырышках родился, Быть красивым ухитрился. У тебя вагончик деток, Ты вкуснее всех конфеток. Долго ждали, наконец, В грядках вырос…» (огурец)

2.Основная часть:

1) Воспитатель:

— «Посмотрите, пожалуйста, на стол. Что Вы видите? (муляжи овощей). Выберите те, что мы выращивали на своем огороде и положите их в корзину, остальные в другую корзину. Молодцы! А теперь подумайте и скажите, что мы сеяли, чтобы выросли эти овощи? (семена). Куда сеяли? (в землю). В какое время надо сеять эти семена? (в конце мая, начале июня). Правильно! А как вы думаете, почему мы сегодня собрались сеять помидоры, ведь еще март? Да и земля холодная. Ведь, чтобы все росло нужно солнечное тепло, хорошая земля и пресная теплая вода, а это будет только летом. Что вы скажете на это? Лето длится всего три месяца, и не всегда они теплые, томаты не успеют созреть. Поэтому их сажают в марте или апреле, чтобы к лету выросла рассада (стебель с листочками). А в июне рассаду томатов пересадим в наш огород».

— «А теперь, внимание! Какие мы будем сажать томаты?» (на доске размещаем картинки с томатами разных сортов

— «Задание: опишите эти помидоры по цвету и форме» (круглые, длинные, большие, маленькие, зеленые, красные, желтые…)

— «Мы с вами будем сажать маленькие помидоры «Черри», которые быстро созревают. Что будем закапывать в землю и поливать водой?» (семена)

— «Достаем зрелый помидор и разрезаем, вытаскиваем семена, промываем водой и сушим на тряпочке. Вот какие маленькие семена! Есть секрет, их готовят осенью, после созревания помидора. Эти семена мы и возьмем. Мы заранее поместим их в марлю и опустим в чашу с водой. Семена готовы к посадке в землю. Но, прежде чем будем сеять семена томата на рассаду, проведем разминку»

— Физкультурная минутка (воспитатель): «Повторяем за мной движения: раз-два, шагаем на месте, Мы пришли к себе на грядку, раз-два, Мы работаем лопатой, раз-два (движение лопатой), Гладим землю мы граблями (движение граблями), Здесь сажаем помидоры. Влево — огурцы, вправо — кабачки. Поливаем все водой (круговое движение). Урожай будет большой!»

Сажаем семена томатов (на доске рисунками отмечаем алгоритм действий при посеве семян в грунт):

— Надеваем фартуки, перчатки

— Набираем землю в стаканчики

— Делаем лунку карандашом 1см.

— Кладем семена в лунку и засыпаем землей

— Поливаем водой

— Накрываем прозрачной пленкой стаканчик

— Ставим на подоконник на солнечную сторону

Молодцы!!!

3.Рефлексия:

— «Давайте вспомним как выглядят помидоры, семена?»

— «Чем их сажают?»

— «Как сажают?»

— «Когда сажают?»

— «Вам нравится работать на огороде: сажать семена, выращивать рассаду, поливать, собирать урожай?»

4.Сюрприз

Стук в дверь. Заходит «Сеньор Помидор», хвалит воспитанников за их трудолюбие, угощает томатным соком, помидорами с картошкой. Уходят под музыку «Веселый огород».

Такая работа должна производиться систематически с привлечением специалистов: дефектологов, логопедов, учителей, воспитателей, санитарок и всех заинтересованных лиц.

Социально-трудовая адаптация детей с умственными ограничениями существенно затруднена в силу ограничений, связанных с интеллектуальным дефектом. Ребенок не в состоянии сам выделить и освоить необходимую информацию, не может без специального обучения и посторонней помощи приспособиться в дальнейшем к самостоятельной жизни. Поэтому данная работа очень важна для наших воспитанников.

Литература:

  1. Т. С. Зыкова, Э. Н. Хотеева «Социально-бытовая ориентировка специальных (коррекционных) образовательных учреждениях I и II вида», изд. ВЛАДОС, 2019 год, 200 стр.
  2. Т. А. Девяткова, Л. Л. Кочетова, А. Г. Петрикова, М. М. Платонова, А. М. Щербакова «Социально-бытовая ориентировка в специальных (коррекционных) образовательных учреждениях VIII», изд. ВЛАДОС, 2018 год, 288 стр.
  3. Т. Г. Меретина «Специальная педагогика и коррекционная психология», изд. МПС, ФЛИНТА, 2019 год, 376 стр.
  4. Е. Д. Худенко, Г. Ф. Гаврилычева, Е. Ю. Селиванова, В. В. Титова «Организация и планирование воспитательной работы в специальной (коррекционной) школе-интернате, в детском доме», изд. АРКТИ, 2019 год, 312 стр.
  5. Т. Г. Никуленко, С. И. Самыгин «Коррекционная педагогика», изд. ФЕНИКС, 2019 год, 445 стр.
  6. «Коррекционно-развивающее обучение. Нормативные документы. Методические рекомендации», изд. УЧИТЕЛЬ, 2017 год, 207 стр.
  7. Документы мира и РФ «О детях-инвалидах».
  8. Материалы из опыта работы.
Основные термины (генерируются автоматически): семя, земля, помидор, посев семян томата, вода, воспитанник, золотая голова, семя томата, социальная среда, социально-трудовая адаптация.


Похожие статьи

Конспект НОД в старшей группе на тему: «Чудеса на грядке»...

Семена томата был посеян в каждую емкость по 5 штук. При высадке рассады томата в открытый грунт биогумус в дозе 300 г положили в каждую лунку, перемещали с землей и поливали. Все валовую продукцию делили на две группы: товарный и нетоварный. Проект в подготовительной к школе группе на тему «Золотая осень». Участники проекта: воспитатели, родители, дети подготовительной группы.

(Подготовить почву, посадить семена, поливать растения, рыхлить землю, полоть сорняки. А теперь разделим всех помощников на 2 (две) группы: объекты живой и неживой природы. Влияние биопрепаратов на посевные качества семян томата. Раствор используют вместо воды для стандартного замачивания семян овощей перед посевом. Обработка семян обеспечивает стимуляцию роста рассады на ранних этапах...

Современные подходы к модели трудового воспитания детей...

Трудовое воспитание детей — процесс длительный, кропотливый, требующий систематичности и личной заинтересованности педагога, а также его тесного сотрудничества с семьями воспитанников.

– внедрение инновационной модели трудового воспитания в практику собственного дошкольного учреждения; – обогащение предметно-пространственной и социокультурной среды для групп компенсирующей направленности в ДОУ в соответствии с требованиями ФГОС

Участки земли оформлены табличками с названиями групп, а грядки -табличками с названиями овощных культур. Воспитатель выбирает несколько видов овощных культур из рекомендованного перечня (допускаются и иные растения, на усмотрение воспитателя).

Организация адаптации ребенка в детском саду

Социальную адаптацию понимают как процесс (или состояние, достигающееся как результат этого процесса) физических, социально-экономических или организационных изменений в специфически-групповом поведении, социальных отношениях или в культуре.

Фундаментальные вопросы социально-психологической адаптации личности освещены в трудах отечественных и зарубежных исследователей — А. А. Балл, Л. Н. Божович, Ж. Пиаже, 3.Фрейда, Э.Эриксона и др. По словам Ж.Пиаже, «адаптация обеспечивает равновесие между действием организма на среду и обратным воздействием среды, или, что одно и то же, равновесие во взаимодействиях субъекта и объекта».

Формирование предпосылок естественно-научной грамотности...

социально-коммуникативное развитие: умеют работать в команде; составлять прогнозы и обосновывать их; составлять рекомендации (какую одежду выбрать, идти ли на прогулку и т. д.); — художественно-эстетическое развитие: побуждает к развитию детских фантазий при рассматривании явлений

С этой целью каждую весну на подоконнике в группах детского сада появляется «Огород на окне», где дети самостоятельно выращивают рассаду, ухаживая за ней: сажают семена, поливают, рыхлят землю, делают зарисовки рост.

Для воспитанников с тяжёлыми нарушениями речи важным условием по развитию естественнонаучных представлений является использование наглядных средств сопровождаемых словесной инструкцией: «Способы ухода за растениями», «Посади растение сам», «Модель трудового...

Социальная адаптация детей-сирот и детей, оставшихся без...

Выделяют следующие основные направления социальной адаптации воспитанников интернатных учреждений: – социально-трудовая; – индивидуально-личностная

В настоящее время в адаптации воспитанников к социуму акцент делается, как правило, на социально-трудовую и социально-бытовую адаптацию. В то время как вопрос семейной адаптации детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей является не менее, а в некоторой степени даже более актуальным. Данный факт демонстрирует статистика: чаще распадаются браки, заключенные выпускниками интернатных учреждений; среди тех, кто отказывается от своих детей в роддоме, на первом месте молодые матери из числа детей-сирот.

Технология «Ситуация» Л. Г. Петерсон в организации...

Ключевые слова: дошкольное образование, образовательные области «Познавательное развитие», «Речевое развитие», технология «Ситуация», образовательная ситуация «Открытия» нового знания, дошкольники. Целью дошкольного образования, в соответствии с требованиями ФГОС ДО, является непрерывное усвоение ребенком культурного опыта через деятельность и общение в процессе активного взаимодействия с окружающей средой, другими детьми и взрослыми (п. 1.6 ФГОС ДО). Любая деятельность дает бесценный опыт и формирует у ребенка важные умения: ставить перед собой цель, находить пути ее достижения, умение планировать свою деятельность и реализовывать план, достигать результата, адекватно его оценивать, справляться с возникающими трудностями.

Влияние биопрепаратов на посевные качества семян томата

Томат – одна из наиболее распространенных овощных культур на территории России. Томаты выращиваются в большом ассортименте и широко используются в питании: в свежем виде, для употребления в сушеном виде, для консервирования и производства соков. Выращивание томатов в защищенном грунте считается перспективной отраслью овощеводства. В связи с этим цель наших исследований была направлена на выявление ростстимулирующей активности биопрепаратов и их влияния на посевные качества семян томата.

Раствор используют вместо воды для стандартного замачивания семян овощей перед посевом. Обработка семян обеспечивает стимуляцию роста рассады на ранних этапах развития, иммунизацию от болезней.

Проект «Из семечки из маленькой растет цветочек аленький»

Купили смесь семян разных расцветок, дети долго рассматривали маленькие семечки и не верили, что из них можно вырастить большие, ярко цветущие кустики. Купили специальную землю для посадки и ребята узнали, что она состоит из разных компонентов, там есть торф, песок, удобрения. Ребята сами посеяли семена, и каждый день наблюдали, как появляются всходы, появляются новые листочки. В процессе проведения проекта дети исследовали части растения под микроскопом, рассматривали их при помощи лупы. Они узнали, что растение не только состоит из частей (корень, стебель, лист, цветок), но и любая его часть состоит из клеток. Дети выясняли, что для нормального роста и развития растению необходим солнечный свет, полив и подкормки минеральными удобрениями.

Направления работы по социальной адаптации и подготовке...

– трудности с достижением социального одобрения. Сегодня, в современных социально-экономических условиях, как никогда остро встает вопрос о дальнейшей судьбе воспитанников социально-реабилитационных центров. Дети-выпускники, привыкшие к постоянной заботе в центре, находятся на государственном довольствовании и опеке социальных органов защиты, оказываются в ситуации полностью им незнакомой.

Социальная реабилитация выпускников Центра, которая включает в себя комплекс мероприятий по организации социальных связей и функций, восполнения среды для нормального жизнеобеспечения выпускника. – подготовка к самостоятельной жизни

Похожие статьи

Конспект НОД в старшей группе на тему: «Чудеса на грядке»...

Семена томата был посеян в каждую емкость по 5 штук. При высадке рассады томата в открытый грунт биогумус в дозе 300 г положили в каждую лунку, перемещали с землей и поливали. Все валовую продукцию делили на две группы: товарный и нетоварный. Проект в подготовительной к школе группе на тему «Золотая осень». Участники проекта: воспитатели, родители, дети подготовительной группы.

(Подготовить почву, посадить семена, поливать растения, рыхлить землю, полоть сорняки. А теперь разделим всех помощников на 2 (две) группы: объекты живой и неживой природы. Влияние биопрепаратов на посевные качества семян томата. Раствор используют вместо воды для стандартного замачивания семян овощей перед посевом. Обработка семян обеспечивает стимуляцию роста рассады на ранних этапах...

Современные подходы к модели трудового воспитания детей...

Трудовое воспитание детей — процесс длительный, кропотливый, требующий систематичности и личной заинтересованности педагога, а также его тесного сотрудничества с семьями воспитанников.

– внедрение инновационной модели трудового воспитания в практику собственного дошкольного учреждения; – обогащение предметно-пространственной и социокультурной среды для групп компенсирующей направленности в ДОУ в соответствии с требованиями ФГОС

Участки земли оформлены табличками с названиями групп, а грядки -табличками с названиями овощных культур. Воспитатель выбирает несколько видов овощных культур из рекомендованного перечня (допускаются и иные растения, на усмотрение воспитателя).

Организация адаптации ребенка в детском саду

Социальную адаптацию понимают как процесс (или состояние, достигающееся как результат этого процесса) физических, социально-экономических или организационных изменений в специфически-групповом поведении, социальных отношениях или в культуре.

Фундаментальные вопросы социально-психологической адаптации личности освещены в трудах отечественных и зарубежных исследователей — А. А. Балл, Л. Н. Божович, Ж. Пиаже, 3.Фрейда, Э.Эриксона и др. По словам Ж.Пиаже, «адаптация обеспечивает равновесие между действием организма на среду и обратным воздействием среды, или, что одно и то же, равновесие во взаимодействиях субъекта и объекта».

Формирование предпосылок естественно-научной грамотности...

социально-коммуникативное развитие: умеют работать в команде; составлять прогнозы и обосновывать их; составлять рекомендации (какую одежду выбрать, идти ли на прогулку и т. д.); — художественно-эстетическое развитие: побуждает к развитию детских фантазий при рассматривании явлений

С этой целью каждую весну на подоконнике в группах детского сада появляется «Огород на окне», где дети самостоятельно выращивают рассаду, ухаживая за ней: сажают семена, поливают, рыхлят землю, делают зарисовки рост.

Для воспитанников с тяжёлыми нарушениями речи важным условием по развитию естественнонаучных представлений является использование наглядных средств сопровождаемых словесной инструкцией: «Способы ухода за растениями», «Посади растение сам», «Модель трудового...

Социальная адаптация детей-сирот и детей, оставшихся без...

Выделяют следующие основные направления социальной адаптации воспитанников интернатных учреждений: – социально-трудовая; – индивидуально-личностная

В настоящее время в адаптации воспитанников к социуму акцент делается, как правило, на социально-трудовую и социально-бытовую адаптацию. В то время как вопрос семейной адаптации детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей является не менее, а в некоторой степени даже более актуальным. Данный факт демонстрирует статистика: чаще распадаются браки, заключенные выпускниками интернатных учреждений; среди тех, кто отказывается от своих детей в роддоме, на первом месте молодые матери из числа детей-сирот.

Технология «Ситуация» Л. Г. Петерсон в организации...

Ключевые слова: дошкольное образование, образовательные области «Познавательное развитие», «Речевое развитие», технология «Ситуация», образовательная ситуация «Открытия» нового знания, дошкольники. Целью дошкольного образования, в соответствии с требованиями ФГОС ДО, является непрерывное усвоение ребенком культурного опыта через деятельность и общение в процессе активного взаимодействия с окружающей средой, другими детьми и взрослыми (п. 1.6 ФГОС ДО). Любая деятельность дает бесценный опыт и формирует у ребенка важные умения: ставить перед собой цель, находить пути ее достижения, умение планировать свою деятельность и реализовывать план, достигать результата, адекватно его оценивать, справляться с возникающими трудностями.

Влияние биопрепаратов на посевные качества семян томата

Томат – одна из наиболее распространенных овощных культур на территории России. Томаты выращиваются в большом ассортименте и широко используются в питании: в свежем виде, для употребления в сушеном виде, для консервирования и производства соков. Выращивание томатов в защищенном грунте считается перспективной отраслью овощеводства. В связи с этим цель наших исследований была направлена на выявление ростстимулирующей активности биопрепаратов и их влияния на посевные качества семян томата.

Раствор используют вместо воды для стандартного замачивания семян овощей перед посевом. Обработка семян обеспечивает стимуляцию роста рассады на ранних этапах развития, иммунизацию от болезней.

Проект «Из семечки из маленькой растет цветочек аленький»

Купили смесь семян разных расцветок, дети долго рассматривали маленькие семечки и не верили, что из них можно вырастить большие, ярко цветущие кустики. Купили специальную землю для посадки и ребята узнали, что она состоит из разных компонентов, там есть торф, песок, удобрения. Ребята сами посеяли семена, и каждый день наблюдали, как появляются всходы, появляются новые листочки. В процессе проведения проекта дети исследовали части растения под микроскопом, рассматривали их при помощи лупы. Они узнали, что растение не только состоит из частей (корень, стебель, лист, цветок), но и любая его часть состоит из клеток. Дети выясняли, что для нормального роста и развития растению необходим солнечный свет, полив и подкормки минеральными удобрениями.

Направления работы по социальной адаптации и подготовке...

– трудности с достижением социального одобрения. Сегодня, в современных социально-экономических условиях, как никогда остро встает вопрос о дальнейшей судьбе воспитанников социально-реабилитационных центров. Дети-выпускники, привыкшие к постоянной заботе в центре, находятся на государственном довольствовании и опеке социальных органов защиты, оказываются в ситуации полностью им незнакомой.

Социальная реабилитация выпускников Центра, которая включает в себя комплекс мероприятий по организации социальных связей и функций, восполнения среды для нормального жизнеобеспечения выпускника. – подготовка к самостоятельной жизни

Задать вопрос