Важность повышения туристического потенциала караванного дворца Шенгельды вдоль Великого шелкового пути | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 27 апреля, печатный экземпляр отправим 1 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: История

Опубликовано в Молодой учёный №9 (351) февраль 2021 г.

Дата публикации: 02.03.2021

Статья просмотрена: 87 раз

Библиографическое описание:

Жанкабаев, Д. С. Важность повышения туристического потенциала караванного дворца Шенгельды вдоль Великого шелкового пути / Д. С. Жанкабаев. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2021. — № 9 (351). — С. 79-84. — URL: https://moluch.ru/archive/351/78897/ (дата обращения: 18.04.2024).



Великий Шелковый путь — это система караванных дорог, соединявших Восток и Запад. Несколько ответвлений караванного пути пересекли земли Казахстана и далее протянулись в другие государства. Через этот путь торговцы привезли свои товары на Востоке в Китай, Корею, Японию, на Западе — в Россию, Восточную и Западную Европу; на юге — в Среднюю Азию, Ближний Восток и Индию. Это также был важный и быстрый способ распространения информации через купцов, путешественников, дипломатов. Караван-сараи с городами средневековья в Илийском регионе также были одним из корней этого торгового пути (рис.1).

Историко-культурные памятники Илийского региона вдоль Великого Шелкового пути

Рис.1. Историко-культурные памятники Илийского региона вдоль Великого Шелкового пути

В соответствии с жизненными законами вдоль крупных магистралей и в крупных торгово-развитых центрах население будет плотнее, чем обычно. Они также занимались различными хозяйствами и внесли свой вклад в развитие городов [1].

Основные направления Великого Шелкового пути и вытекающие из них ветви рассматривались в работах ряда казахстанских исследователей. Часть турецкого пути через Казахстан и средневековые караванные пути Южного Казахстана были созданы Е. И. Агевой и Г. И. Пацевичем [2.с. 109–110].], В работах А. Х. Маргулана [3. С. 69–70.], К. М. Байпаков и А. Нуржанов [4], караванные пути Каратауского и Шу-Таласского регионов написаны в работах М. Елеуова [5. С. 14–35.; 6. с. 25].

Благоприятность географических ландшафтов с великолепной природой Илийского региона способствовала экономическому развитию караванных дорог, проходящих по этому региону.

Караван, вышедший из западной границы Китая, пересекал Джунгарские ворота, а по юго-западному побережью Алаколя через городище Коктума остановился у камня Тамгалы через реку или к городкам Койлык (Городище Антоновка), Ики-Огуз (городище Дунген) и караван-сарай Шенгельды. Отсюда Великий Шелковый путь по древнему руслу реки или через пески Сары-Иссык-Отрау достиг Балхаша по Узун-Аральскому полуострову. Через Восточный и западный пролив Балхаша, пройдя зимой по льду, они достигли северного берега Балхаша, откуда караваны двинулись в Центральный Казахстан к склонам Улытау.

Дорога после Илье вела к перевалам Талхиз-Талхир, Алматы, Кастек и Кордай, долинам реки Шу, крупным городам Науакет, Суяб и Баласагун. Оттуда через городище Аспара, Мерке, Кулан или Актобе по предгорной и степной дорогам до Таласской долины до городов Тараз, Жамукат (Городище Костобе) и через перевал Куюк в Испиджаб-Сайрам [7].

В Х-ХІІ веках караван-сараи располагались вдоль международных торговых путей и дорог местного значения. Слова караван, караван-сарай торговля, непосредственно связанные с торговцами, были не только продавцом товаров первой необходимости, но и путешественниками, которые знали о странах и людях мира и их обычаях.

Караван-сараи служили несколько служб. Это придорожные гостиницы, торговые точки, товарные склады. Также использовались в качестве мест защиты от нападений пиратов. Караван-сарай с персидского языка называется «кареван», на турецком — «дворец», иначе говоря, место остановки конного транспорта, окруженного стеной. Караван-сараи были нужны купцу, паломнику, дипломату и простому человеку, который по разным причинам отправился в долгий путь. Международная или внутренняя торговля не могла обойтись без этих зданий.

В Илийском регионе наряду с несколькими городами и поселениями упоминаются караванные дворцы Сарыжас, Бие I, Айна Булак, Коктал I и Коктал II, Кеген, Шенгельды [1. с. 8–18].

В статье, посвященной археологическим раскопкам и исследованиям караван-сараев, мы подробно остановимся на караван-сарае Шенгельды (рис.2). На сегодняшний день исторический объект является одним из памятников местного значения, находящихся под охраной государства по Алматинской области.

Караванный дворец Шенгельды. Фото сверху

Рис.2. Караванный дворец Шенгельды. Фото сверху

Памятник расположен в центре села Шенгельды в 100 км к северо-западу от города Алматы. Общая площадь памятника в форме прямоугольника 85х85 м. экспонаты, полученные в результате археологических раскопок и исследовательских работ, датируют памятник Х-началом ХІІІ века.

Впервые о караванном дворце Шенгельды Ш. Ш. Валиханов рассказывает в дневнике своего путешествия на Иссык-Куль в 1856 году. На территории городка он видит глиняные водопроводы [8]. Позже о городище пишут исследователи Н. А. Абрамов и Н. Н.Пантусов [9, 10].

Археолог А. Н. Бернштам отождествляет памятник с городом два-Огуз, о котором Махмуд Кашгари писал в своем труде в ХІ веке [11]. Однако результаты проведенных археологических раскопок свидетельствуют об ошибочности этой идентичности, о том, что Шенгельдинский Илийский регион является местом караванного дворца вдоль Шелкового пути [12, с. 36]. Археологические работы проводились в 2012–2013, 2018–2019 годах. В ходе раскопок караван был обнаружен дворцом и сторожами. Также результаты раскопок показали новые материалы памятника как места производства продуктов питания, караван-сарай датировался Х-ХІІІ веками.

Дворец Шенгельды в Средние века был торговым поселением и небольшим торговым местом вдоль Великого Шелкового пути. Большинство жителей поселения занимались торговлей и земледелием. Археологические раскопки показывают, что в средневековом населенном пункте Шингелды было развито производство железа. Найденное оружие, сельскохозяйственные орудия и другие предметы были изготовлены из рук местных кузнецов.

Как и многие караван-сараи, место городка Шенгельды сохранилось только как холм. Предполагается, что караван-сарай Шенгельды был реконструирован в XI-XII веках. Об этом свидетельствуют остатки обожженного кирпича.

Кроме того, по словам старейшин села, в 60-х годах на юго-восточном углу памятника была табличка с названием и датой памятника. Но в начале 90 -х годов он был уничтожен.

1-Раскопки. Первоначально в юго-восточном углу внутренней стены были заложены раскопки размером 10х4,5 м. В ходе раскопок было определено место помещения, форма которого трапециевидная, объем 8,1 м2. В юго-восточном углу комнаты была обнаружена печь из жженого кирпича. В нижней части печи были обнаружены уголь, зола и костяные останки домашних животных. Определено место суфа для лежания Г-образной формы, шириной 80 см, примыкающей к юго-восточной стене. Пол выложен глиной желтого цвета. В углу северо-восточной стены было определено место входа во вторую комнату шириной 0,8 м.

2-комнаты. Размер комнаты 2, 5х2 м. В юго-западном углу комнаты была обнаружена суфа шириной 55 см, примыкающая к стене. Его сохраненная высота составляет 15 см. В северо-восточном углу комнаты размещен тандыр. Внутренняя поверхность тандыра рельефна горизонтальными, вертикальными и волнистыми линиями. При этом хорошо сохранились следы сажи и золы. У печи были найдены предметы повседневного обихода: лопата, мотыга, нож, ложка, ручка.

3-комната. Юго-западные стены соприкасаются со второй общей комнатой. Размер 2, 4х2 м. К юго-западной стене толщиной 40 см примыкает суфа с целью ложиться. Высота хранения 15 см, ширина 45 см. Пол комнаты залит густой розовой глиной.

4-комната. Размер 3х2, 5 см. На юго-западной стене комнаты установлена суфа шириной 60 см. Поверхность суфы украшена глубокими выгоревшими кругами диаметром 24 см. На полу в юго-восточной части обнаружена яма для мусора диаметром 0,5 м, глубиной 15–20 см. Его внутренняя часть заполнена обломками керамики и костями домашних животных.

2-Раскопки . Караван был построен в северо-западной части дворца. В результате раскопок было найдено место у ворот, через которые караван входил во дворец. Сохранившаяся высота ворот 2,6 м, ширина 2,2 м. из северной части ворот определено помещение размером 4,5х2,6 м. Стены возводились из сырого кирпича и глиняной глины. Его толщина составляет 0,75 м, а сохраненная высота-0,8 м. В западной части помещения расположена печь прямоугольной формы. Размер печи 1, 5х1, 2 м, высота хранения 0,6 м. Также в ходе уборки помещения были обнаружены кости животных с обломками неокрашенной керамической посуды.

Керамическая посуда. Все керамические сосуды, собранные в ходе раскопок, были обнаружены фрагментарно. Сосуды в зависимости от целей использования подразделялись на следующие виды:

кухня казан, глаз, песочница без ручки;

хозяйство — большие пески, фляги, тегене, тегеш;

столовые кувшины, кувшины с ручкой и без ручки. чаши, чашки;

емкости, использованные для определенных целей, можно использовать посуду небольшого объема с подсвечниками (для детей?). Почти вся посуда была изготовлена с помощью шарика, только несколько были изготовлены методом затвора. Глядя на несколько частей, мы видим, что сначала были изготовлены боковые части сосудов, а затем соединены нижние и верхние части. На внутренней поверхности посуды отчетливо видны отпечатки пальцев мастера. А наружные части обрамлены открытым ангобом. Глядя на детали, можно заметить, что посуда качественно обжигается в специальных керамических обжигательных печах.

Изделия из железа. Тырна. Хозяйственное средство для вспашки. Хотя форма хорошо сохранилась, инструмент сильно ржавеет.

Таба (сковородка). Посуда, используемая в кулинарных целях. Форма кастрюли, найденной во второй комнате, хорошо сохранилась. Дно неполное, стены сильно ржавые. Диаметр сковороды 26,5 см, высота 6,5 см. Борта круглые в сечении, толщина стенки 0,5–0,6 см. Также были найдены изделия из железа, используемые в хозяйственных целях: плуг, журавль, кеттен, нож. Изделия плохо хранятся из-за длительного пребывания под землей, сильно ржавеют и деформируются.

Топография и стратиграфическое изображение караванного дворца и материалы, полученные в ходе раскопок, датируют памятник X-XIII веками [13].

Согласно результатам археологических раскопок, строительство караван-сараев в Казахстане началось в X-XI веках и в XII-XIV вв. указывает на активное проведение. На экономическое и культурное развитие средневековых городов Илийского региона оказало влияние прохождение Великого Шелкового пути, связавшего Восток с Западом.

Великий шелковый путь способствовал общению культур и цивилизаций, совершенно не похожих друг на друга на стыке Востока и запада, Европы и Азии. Свою лепту в процветание и процветание этих культур внесли памятники истории и культуры Илийского региона. Это города Талгар, Койлык, Кастек, Карамерген, караванные дворцы. Всем известно, что они были корнями торгового пути. Сохранение, защита и популяризация такого исторического и культурного наследия, история которого уходит корнями вглубь страны, — это музеефикация.

Хотя термин «музеефикация» впервые был использован в работах академика Ф. И. Шмида в 1920 году, в научный оборот он вошел после того, как в конце 1950 года в России были организованы первые музеи-заповедники. В 1960–70-е годы вопросы музеефикации стали одним из основных направлений, поставленных перед специалистами в связи с охраной, сохранением, реставрацией памятников истории и культуры [14].

Археолог А. И. Мартынов считает, что при музеефикации археологических памятников следует учитывать место памятника в науке, наличие поблизости населенного пункта, дороги к нему. Также ученый отметил, что музеефикация археологического наследия в основном позволит преобразовать археологические объекты с нового ракурса и будет способствовать развитию сферы туризма. На сегодняшний день памятники археологии могут быть использованы не только в ходе раскопок-исследований, но и в целях развития образования, культуры и туризма [15. с. 84–88].

Исходя из этих данных, для дальнейшего превращения караванного дворца Шенгельды в музей под открытым небом необходимо решить следующие вопросы:

— выполнение ряда неотложных работ для остановки процессов разрушения;

— консервация сооружений, выявленных в ходе раскопок и проведение реставрационных работ;

— определение местных источников материала, используемых для строительства;

— в работах по герметизации, реконструкции, переустройству использование строительных материалов, таких как саман, штукатурка, мелкий камень, грунт;

— кровельное покрытие строительных потолков;

— воссоздать интерьер помещений, выявленных в ходе раскопок реставрация, т. е. открытие историко-архитектурных образов очага, суфы, тандырской печи и др.;

— вывешивание информационных табличек;

— картографирование караван-сараев, расположенных на территории Илийского региона;

— проведение всесторонних исследований караванных дворцов, расположенных в Илийском регионе;— Шенгельды-Сарыжас-Бие I — Айна Булак-Коктал I;

— организация туристских маршрутов, маршрутов к караванным дворцам Коктал II-Кеген;

— научно-практическая деятельность студентов и организация занятий у памятника;

— к месту прохождения научной практики студентами исторического факультета.

Эти мероприятия в будущем восстановят историко-культурный облик караванного дворца Шенгельды, внесшего свой вклад в процветание Великого Шелкового пути. Кроме того, расширится кругозор знаний о значении памятников истории и культуры на Великом Шелковом пути в стране в повышении туристического потенциала. Дальнейшее укрепление связей между народами с историческими культурными местами. То есть туристический потенциал караванного дворца Шенгельды будет увеличен и станет одним из самых благоприятных инвестиций для Алматинской области.

Литература:

1. Байпаков К. М., Савельева Т. В., Чанг К. Средневековые города и поселения Северо-Восточного Жетысу. Алматы, 2005. — 188 с.

2. Агеева Е. И., Пацевич Г. И. Из истории оседлых поселений и городов Южного Казахстана. // Тр. ИИАЭ АН КазССР. –1958. Т. 5.– С. 109–110.

3. Маргулан А. Х. Древние караванные пути через пустыню Бетпак-дала. // Вестн. АН Казах. ССР. 1949. № 1(46). С 69–70.

4. Байпақов К. М., Нұржанов А. Ұлы Жібек жолы және ортағасырлық Қазақстан.–Алматы: Қазақстан, 1992.–208 б.

5. Елеуов М. Шу мен Талас өңірлерінің ортағасырлық қалалары (ҮІ-ХІІІ ғ басы). — Алматы: Қазақ университеті, 1998. — 208 б.

6. Елеуов М. Қаратаудың ортағасырлық керуен жолдары. — Түркістан: Қ.А.Ясауи атындағы ХҚТУ Тұран баспаханасы, 2007.–162 б.

7. Байпаков К. М. Великий Шелковый путь на территории Казахстана. Алматы, 2007.– 486 с.

8. Валиханов Ч. Ч. Дневник поездки на Иссык-Куль. 1856 г. // Избранные произведения. Алма-Ата, 1958.

9. Абрамов Н. А. Древнее укрепление при речке Чингельда // Тобольские губернские ведомости. 1867. № 50.

10. Пантусов Н. Н. Алтын-Эмельская волость // Протоколы Туркестанского кружка любителей археологии / Год 5. Ташкент, 1900. С. 19–20.

11. Бернштам А. Н. Памятники старины Алма-Атинской области // Известия АН КазССР. Серия археологическая. Алма-Ата, 1948а.

12. Байпаков К. М. Средневековая городская культура Южного Казахстана и Семиречья (VI — начало XIII в.). Алма-Ата: Наука, 1986.

13. Отчет о научно-исследовательской работе «великий шелковый путь: маршруты и караван-сараи в Жетысу» // Институт археологии им. А. Х. Маргулана.

14. Каулен М. Е. Музеефикация историко-культурного наследия России. — М.: Этерна, 2012. — 432 с., ил.

15. Мартынов А. И. Современные проблемы музеефикации памятников археологического наследия // Вестник АлтГПА: музееведение и сохранение историко-культурного наследия., — М.: 2010. — С. 84–88.

Основные термины (генерируются автоматически): Илийский регион, Великий Шелковый путь, караванный дворец, ходя раскопок, век, Запад, местное значение, торговый путь, туристический потенциал, Шелковый путь.


Похожие статьи

«Великий шелковый путь» — это трансконтинентальная...

Великий шелковый путь — связующее звено развития туризма, экономики и

По пыльным караванным дорогам везли не только драгоценные шелка и каменья, пряности и красители

Великий Шелковый путь также сыграл неоценимую историческую роль в интеграции культур...

Стратегии развития нового Шелкового пути в XXI веке

Понятие Шелкового пути. Термин “Великий шелковый путь” введен немецким географом Рихтгофеном в 1877 году. Данное понятие обозначало караванную дорогу, связывавшую Восточную Азию со Средиземноморьем в древности и в Средние века.

Значение Великого шелкового пути в развитии...

Библиографическое описание: Ходжакулиева, Б. А. Значение Великого шелкового пути в развитии

Великий Шёлковый путь, пересекавший степи, моря и пустыни на протяжении веков, наряду с развитием торговых связей способствовал и сближению народов.

Актуальные задачи историоведения в V–VIII веках

Великий шелковый путь — связующее звено развития туризма, экономики и социально-культурных

Значение сервиса и обслуживания на караванных путях... В частности, в эпоху

В частности, в эпоху становления Великого Шелкового пути Давань связывала внутренние...

Значение сервиса и обслуживания на караванных путях...

Великий шелковый путь — связующее звено развития туризма, экономики и социально-культурных преобразований всех стран.

Термин «шелковый путь» вошёл в историю в 19 веке и относится к традиционной восточно-западной торговой сети в Евразии и регионах...

Взаимодействие цивилизации Запада и Востока в эпоху...

Взаимодействие цивилизаций Запада и Востока привело к изменению государственного строя колонизаторов. Вместе с изменившимися формами государственной формы правления шли рука об руку изменения экономических...

Особенности формирования художественной среды ханьской эпохи

Шелковый путь, Великий шелковый путь, казахстан, казахстанский участок, культура, туризм, туркестан, лучший бренд мирового уровня, Всемирная туристская организация, Центральноазиатский регион. Стратегии развития нового Шелкового пути в XXI веке.

Рост торговых и дипломатических связей в период...

Темур контролировал путь в Восточную Европу из Индии и Китая через Среднюю Азию — «Великий шёлковый путь», обеспечивал безопасность торговых караванов, рабатов, принимал необходимые меры по строительству мостов и...

Похожие статьи

«Великий шелковый путь» — это трансконтинентальная...

Великий шелковый путь — связующее звено развития туризма, экономики и

По пыльным караванным дорогам везли не только драгоценные шелка и каменья, пряности и красители

Великий Шелковый путь также сыграл неоценимую историческую роль в интеграции культур...

Стратегии развития нового Шелкового пути в XXI веке

Понятие Шелкового пути. Термин “Великий шелковый путь” введен немецким географом Рихтгофеном в 1877 году. Данное понятие обозначало караванную дорогу, связывавшую Восточную Азию со Средиземноморьем в древности и в Средние века.

Значение Великого шелкового пути в развитии...

Библиографическое описание: Ходжакулиева, Б. А. Значение Великого шелкового пути в развитии

Великий Шёлковый путь, пересекавший степи, моря и пустыни на протяжении веков, наряду с развитием торговых связей способствовал и сближению народов.

Актуальные задачи историоведения в V–VIII веках

Великий шелковый путь — связующее звено развития туризма, экономики и социально-культурных

Значение сервиса и обслуживания на караванных путях... В частности, в эпоху

В частности, в эпоху становления Великого Шелкового пути Давань связывала внутренние...

Значение сервиса и обслуживания на караванных путях...

Великий шелковый путь — связующее звено развития туризма, экономики и социально-культурных преобразований всех стран.

Термин «шелковый путь» вошёл в историю в 19 веке и относится к традиционной восточно-западной торговой сети в Евразии и регионах...

Взаимодействие цивилизации Запада и Востока в эпоху...

Взаимодействие цивилизаций Запада и Востока привело к изменению государственного строя колонизаторов. Вместе с изменившимися формами государственной формы правления шли рука об руку изменения экономических...

Особенности формирования художественной среды ханьской эпохи

Шелковый путь, Великий шелковый путь, казахстан, казахстанский участок, культура, туризм, туркестан, лучший бренд мирового уровня, Всемирная туристская организация, Центральноазиатский регион. Стратегии развития нового Шелкового пути в XXI веке.

Рост торговых и дипломатических связей в период...

Темур контролировал путь в Восточную Европу из Индии и Китая через Среднюю Азию — «Великий шёлковый путь», обеспечивал безопасность торговых караванов, рабатов, принимал необходимые меры по строительству мостов и...

Задать вопрос