Обучение исходя из особенностей типов восприятия информации (из опыта работы) | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 20 августа, печатный экземпляр отправим 24 августа.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №9 (351) февраль 2021 г.

Дата публикации: 24.02.2021

Статья просмотрена: 17 раз

Библиографическое описание:

Щербатых, И. В. Обучение исходя из особенностей типов восприятия информации (из опыта работы) / И. В. Щербатых. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2021. — № 9 (351). — С. 224-227. — URL: https://moluch.ru/archive/351/78778/ (дата обращения: 08.08.2022).



В жизни, как правило, преуспевает больше других тот, кто располагает лучшей информацией.

Бенджамин Дизраэли

Все мы индивидуальны и, следовательно, воспринимаем информацию по-разному. Эта уникальность влияет на особенность формирования представлений, заключающаяся в индивидуальной работе мыслительных процессов.

Вот уже восемь лет я работаю учителем истории, обществознания, экономики и мне всегда хотелось найти индивидуальный подход к каждому ребёнку, подобрать тот самый ключик к каждому своему ученику, чтобы процесс обучения был эффективным и любой мог найти что-то полезное и интересное для себя. Я всегда задавала себе вопрос: Как это можно сделать, если в классе одновременно учится двадцать семь и более человек? Но ответ лежал на поверхности, этим ключиком для меня стало обучение исходя из особенностей типов восприятия информации.

Получается, что у каждого человека доминирует та или иная система анализа информации. Условно восприятие можно разделить на такие типы: аудиал, визуал, кинестетик, дигитал. Остановимся подробнее на каждом из них.

Визуалы — это люди, которые лучше усвоят информацию, если она сопровождается наглядностью. Дети-визуалы хорошо работают с текстом, быстро осваивают скоростное чтение, хорошо запоминают информацию. Чтобы процесс обучения был эффективным для таких учеников на уроках я использую следующие приёмы: работа с документами, разбор кейс-ситуаций, анализ диаграмм и графиков. Интересно то, что визуалы являются самыми стрессоустойчивыми, при включённом телевизоре они смогут так же качественно подготовиться к контрольной, экзамену, используя схемы и таблицы, как и в тишине.

В отличии от визуалов, аудиалы лучше воспринимают информацию, если её прослушают. Основным каналом восприятия учебного материала для них является слух. Поэтому пояснения учителя, лекции для них комфортны и легко усваиваются. Для детей-аудиалов я использую следующие методы работы: вовлекаю их в дискуссии, диспуты, беседы и блиц-опросы при изучении нового материала, они являются моими помощниками на уроках, так как быстрее всех на слух анализируют информацию и находят ответ на вопрос. Но наверно одним из главных минусов для аудиалов является необходимость тишины и практически полное отсутствие внешних раздражителей, иначе учебный процесс будет не таким эффективным.

Мне кажется, что самыми активными являются кинестетики, так как процесс обучения для них должен предполагать возможность движений и практических действий. Им важно всё отрабатывать на практике, интересным для таких деток будет что-то потрогать, опробовать и проверить прямо здесь и сейчас, к примеру, практические и лабораторные работы. Но в рамках устного предмета не всегда это удаётся, поэтому чтобы привлечь внимание и интерес таких учеников на уроках истории и обществознания мы решаем тестовые задания, разгадываем кроссворды, проводим мини-исследования, таким образом, практически отрабатываем теоритические навыки. Важно помнить, что у них неустойчивое внимание, может быстро пропасть интерес к делу, поэтому им требуется чаще других менять виды деятельности. Однако их преимуществом является быстрая переключаемость с одной деятельности на другую.

Дигиталы преуспевают в логических дисциплинах, программировании. Им нравится всё что связано с компьютером [1]. Материал будет усвоен дигиталом, если он поймет его логическую составляющую, выстроит цепочку, а новая информация легко наложится на имеющиеся у него знания и органически впишется в его картину мира. На уроках истории, обществознания и экономики при обучении таких детей я использую следующие образовательные премудрости: задаю им подготовить презентацию по тем или иным вопросам урокам, смонтировать небольшой видеоролик, преобразовать информацию в логико-опорные схемы, вместе с ними мы работаем на различных образовательных платформах в сети Интернет (Сберкласс, РЭШ и др.).

Как показывает статистика школьные учителя чаще являются визуалами, но как показывает практика мы объединяем в себе черты всех типов, стараясь достучаться до каждого нашего ученика.

Работая в профильных классах, изучая разные методики подготовки к ЕГЭ и исходя из различных типов восприятия информации я разработала помощник для детей во время повторения материала накануне экзамена, который, на мой взгляд, соответствует индивидуальному восприятию каждого ребёнка. Таким помощником стал интерактивный буклет.

Используя буклет, визуалы могут поработать с текстом в буклете, подчеркнуть его, выделить цветом и т. д. Аудиалы могут отсканировать куаркод и перейти на сайт видеоуроков, прослушать материал. Кинестетики отсканировав куаркод перейдут на сайт Решу.ЕГЭ и потренируются на практике в решении реальных заданий экзамена.

Так как труднее всего при подготовке у ребят получалась работа с экономической сферой, то первый мой интерактивный буклет посвящён именно ей. В планах у меня создать такие буклеты по всем сферам общества (духовной, политическая, социальной).

Буклет я отправляю в беседы социально-экономического профиля Вконтакте, Вотсап. Он размещён на моём учительском сайте на платформе Инфоурок [4]. Раздаю его в печатном виде, кому как удобно. Буклет я сделала в программе Word, так как Publisher может быть установлен не у всех.

Следовательно, буклет помогает детям повторить необходимый материал перед экзаменом учитывая различные потребности в восприятии каждого ребёнка.

Таким образом, я стараюсь каждый урок сделать полезным, интересным и комфортным для любого ребёнка не зависимо от особенностей типа восприятия им информации.

Литература:

1) Онлайн-журнал о психологии. — https://srazu.pro/teoriya/audial-vizual-kinestetik-xarakteristika.htm

2) Визуальная культура и восприятие: как человек видит и понимает мир /В. М. Розин. — 3-е изд., стер. — М.: URSS, 2006. — 224 с.

3) Диагностика и развитие познавательных процессов [Текст]: практикум по общей психологии: учебное пособие / Л. П. Баданина; Российская акад. образования, НОУ ВПО «Московский психолого-социальный ин-т». — Москва: Флинта: МПСИ, 2012. — 262 с.

4) Учительский сайт Щербатых И.В. – https://infourok.ru/user/scherbatih-irina-vladimirovna

Основные термины (генерируются автоматически): информация, процесс обучения, буклет, урок истории.


Похожие статьи

Роль и место наглядных средств обучения в активизации...

Ключевые слова: наглядность, обучение, история, активизация учебного процесса, классификация наглядных средств обучения. Наглядность — один из старейших и важнейших принципов обучения.

Применение наглядности на уроке истории помогает учителю актуализировать внимание учеников на изучаемом материале, ученики же могут лучше понять и представить себе события прошлого. У них появляется интерес к изучаемым событиям, датам явлениям и т. п.

Обучающая — улучшает понимание воспринимаемой информации; — Организационная — позволяет подбирать учебные материалы и способы их представления. — Контролирующая — обеспечивает контроль над развитием формируемых знаний, умений и навыков учащихся.

Теоретические основы организации современного урока истории...

 Ключевые слова: современный урок, учебный процесс, методы обучения, критическое мышление. Keywords: modern lesson, educational process, teaching methods, critical thinking. С каждым годом все чаще учителя постепенно отходят от проведения урока в традиционном стиле в пользу современного.

урок-игра (предполагает создание ситуации для изучения материала путем побуждения школьников к учебным действиям, где они выступают в качестве исследователя и лидера в процессе обучения; направлен для развития самостоятельности учащихся, способствует расширению и закреплению пройденного материала, а также решению воспитательных целей и задач в совокупности развития коммуникативной составляющей личности)

Использование информационных технологий в преподавании...

студент, процесс обучения, проектно-информационная карта, образовательный процесс, собственная учебная деятельность, педагогическое проектирование, дисциплина, лекция, занятие... Использование Интернет-технологий в процессе обучения... Использование информационных технологий в преподавании истории и обществознания. Проблемный метод активизации познавательной деятельности обучающихся на уроках истории (материалы из опыта работы учителя истории).

Формирование познавательной активности учащихся на основе...

Цель обучения в отношении знаний сводится не столько, чтобы научить применять их по образцу, сколько научить применять знания в новых, нестереотипных условиях. Для того, чтобы знания могли применяться творчески, у ученика должна быть сформирована готовность к быстрому поиску многообразных вариантов решения проблем, т. е. его знаниям должна быть свойственна гибкость.

Творческие задания на уроках истории представляют собой богатейший материал для развития логического и образного мышления, воображения, творческих способностей, памяти и речи школьников. На своих уроках я предлагаю учащимся различные виды творческих заданий. Виды творческих заданий для уроков истории и обществознания для 5–8 классов. - Составление кроссвордов с терминами данной темы; к...

Логические схемы и таблицы в обучении истории

В процессе обучения в жизни учащихся происходят существенные изменения, коренным образом меняется социальная ситуация, развитие, формируется учебная деятельность, которая является для них ведущей. На основе учебной деятельности развиваются психологические новообразования. Обучение выдвигает мышление в центр сознания школьника. Тем самым, мышления становится доминирующей функцией. Схемы и таблицы на уроках истории помогают выделить главное, они «запирают» информацию в замкнутое пространство. При составлении схем, таблиц ученик совершает логические операции: анализ, синтез, сравнение, умение преобразовать и обобщать исторический материал, приводить его в систему и графически изображать.

Развитие критического мышления у учащихся на уроках истории...

Если ученик с самого начала учебного процесса начинает логически мыслить, придумывать разнообразные пути решения проблем, то это является фундаментом для формирования критического мышления ребенка. Поэтому каждый учитель выбирает и работает в той технологии, которую он считает наиболее реализуемой в рамках конкретного образовательного процесса.

Следовательно, на уроках истории для развития логического мышления и способности логически рассуждать, роль использования логических схем велика. Логические схемы удобны тем, что их может применять педагог на любом этапе урока: на этапе изучения нового...

Современный урок истории как основная форма реализации...

Чтобы процесс обучения был успешным, необходим повышенный уровень учебной мотивации обучающихся. Задача педагога, опираясь на диагностические исследования, интересы самих учеников, особенности возрастного развития, применить такие педагогические технологии, техники и приёмы, которые позволяют повысить мотивацию и активизировать познавательную активность. Уроки истории тесно связаны со стратегией модернизации российского образования. Они ориентированы не только на усвоение учениками определенной суммы знаний, но и на развитие личности, его познавательных и созидательных способностей. На уроках истории важным моментом является личностная ориентация самого образовательного процесса.

Приёмы и методы работы с учащимися на уроках истории

Таковой является история, так как вооружает человека знанием исторического опыта, что позволяет ему правильно оценивать современные социальные и политические процессы, способствуют формированию собственной точки зрения в отношении событий прошлого и настоящего, активной гражданской позиции. Чтобы быть успешной личностью, нужно научиться быстро реагировать на изменение окружающей действительности, а для этого необходимо владеть навыками мыслительных операций.

Свою педагогическую деятельность выстраиваю с ориентацией на формирование УУД на уроках истории средствами информационно-коммуникативных технологий, что способствует активизации развития способностей обучающихся. В своей работе опираюсь на следующие принципы

Проблемы работы с документами на уроках истории как средства...

На уроках истории для создания зрительного образа часто используются визуальные источники (картины, рисунки, плакаты, фотографии). В учебной деятельности визуальные источники выступают носителями новых исторических знаний. Кроме того, они выполняют функции иллюстрирования теоретического материала, актуализации знаний, их закрепления и проверки, формируют эмоциональный компонент процесса обучения.

Таким образом, использование на уроках истории вещественных и визуальных источников активизирует познавательную деятельность учащихся, учит их мыслить, рассуждать, извлекать информацию, обогащает представления учащихся о событиях прошлого. Желаемый уровень для выпускника основной школы (9-й класс) предусматривает творческий характер работы с документами

Похожие статьи

Роль и место наглядных средств обучения в активизации...

Ключевые слова: наглядность, обучение, история, активизация учебного процесса, классификация наглядных средств обучения. Наглядность — один из старейших и важнейших принципов обучения.

Применение наглядности на уроке истории помогает учителю актуализировать внимание учеников на изучаемом материале, ученики же могут лучше понять и представить себе события прошлого. У них появляется интерес к изучаемым событиям, датам явлениям и т. п.

Обучающая — улучшает понимание воспринимаемой информации; — Организационная — позволяет подбирать учебные материалы и способы их представления. — Контролирующая — обеспечивает контроль над развитием формируемых знаний, умений и навыков учащихся.

Теоретические основы организации современного урока истории...

 Ключевые слова: современный урок, учебный процесс, методы обучения, критическое мышление. Keywords: modern lesson, educational process, teaching methods, critical thinking. С каждым годом все чаще учителя постепенно отходят от проведения урока в традиционном стиле в пользу современного.

урок-игра (предполагает создание ситуации для изучения материала путем побуждения школьников к учебным действиям, где они выступают в качестве исследователя и лидера в процессе обучения; направлен для развития самостоятельности учащихся, способствует расширению и закреплению пройденного материала, а также решению воспитательных целей и задач в совокупности развития коммуникативной составляющей личности)

Использование информационных технологий в преподавании...

студент, процесс обучения, проектно-информационная карта, образовательный процесс, собственная учебная деятельность, педагогическое проектирование, дисциплина, лекция, занятие... Использование Интернет-технологий в процессе обучения... Использование информационных технологий в преподавании истории и обществознания. Проблемный метод активизации познавательной деятельности обучающихся на уроках истории (материалы из опыта работы учителя истории).

Формирование познавательной активности учащихся на основе...

Цель обучения в отношении знаний сводится не столько, чтобы научить применять их по образцу, сколько научить применять знания в новых, нестереотипных условиях. Для того, чтобы знания могли применяться творчески, у ученика должна быть сформирована готовность к быстрому поиску многообразных вариантов решения проблем, т. е. его знаниям должна быть свойственна гибкость.

Творческие задания на уроках истории представляют собой богатейший материал для развития логического и образного мышления, воображения, творческих способностей, памяти и речи школьников. На своих уроках я предлагаю учащимся различные виды творческих заданий. Виды творческих заданий для уроков истории и обществознания для 5–8 классов. - Составление кроссвордов с терминами данной темы; к...

Логические схемы и таблицы в обучении истории

В процессе обучения в жизни учащихся происходят существенные изменения, коренным образом меняется социальная ситуация, развитие, формируется учебная деятельность, которая является для них ведущей. На основе учебной деятельности развиваются психологические новообразования. Обучение выдвигает мышление в центр сознания школьника. Тем самым, мышления становится доминирующей функцией. Схемы и таблицы на уроках истории помогают выделить главное, они «запирают» информацию в замкнутое пространство. При составлении схем, таблиц ученик совершает логические операции: анализ, синтез, сравнение, умение преобразовать и обобщать исторический материал, приводить его в систему и графически изображать.

Развитие критического мышления у учащихся на уроках истории...

Если ученик с самого начала учебного процесса начинает логически мыслить, придумывать разнообразные пути решения проблем, то это является фундаментом для формирования критического мышления ребенка. Поэтому каждый учитель выбирает и работает в той технологии, которую он считает наиболее реализуемой в рамках конкретного образовательного процесса.

Следовательно, на уроках истории для развития логического мышления и способности логически рассуждать, роль использования логических схем велика. Логические схемы удобны тем, что их может применять педагог на любом этапе урока: на этапе изучения нового...

Современный урок истории как основная форма реализации...

Чтобы процесс обучения был успешным, необходим повышенный уровень учебной мотивации обучающихся. Задача педагога, опираясь на диагностические исследования, интересы самих учеников, особенности возрастного развития, применить такие педагогические технологии, техники и приёмы, которые позволяют повысить мотивацию и активизировать познавательную активность. Уроки истории тесно связаны со стратегией модернизации российского образования. Они ориентированы не только на усвоение учениками определенной суммы знаний, но и на развитие личности, его познавательных и созидательных способностей. На уроках истории важным моментом является личностная ориентация самого образовательного процесса.

Приёмы и методы работы с учащимися на уроках истории

Таковой является история, так как вооружает человека знанием исторического опыта, что позволяет ему правильно оценивать современные социальные и политические процессы, способствуют формированию собственной точки зрения в отношении событий прошлого и настоящего, активной гражданской позиции. Чтобы быть успешной личностью, нужно научиться быстро реагировать на изменение окружающей действительности, а для этого необходимо владеть навыками мыслительных операций.

Свою педагогическую деятельность выстраиваю с ориентацией на формирование УУД на уроках истории средствами информационно-коммуникативных технологий, что способствует активизации развития способностей обучающихся. В своей работе опираюсь на следующие принципы

Проблемы работы с документами на уроках истории как средства...

На уроках истории для создания зрительного образа часто используются визуальные источники (картины, рисунки, плакаты, фотографии). В учебной деятельности визуальные источники выступают носителями новых исторических знаний. Кроме того, они выполняют функции иллюстрирования теоретического материала, актуализации знаний, их закрепления и проверки, формируют эмоциональный компонент процесса обучения.

Таким образом, использование на уроках истории вещественных и визуальных источников активизирует познавательную деятельность учащихся, учит их мыслить, рассуждать, извлекать информацию, обогащает представления учащихся о событиях прошлого. Желаемый уровень для выпускника основной школы (9-й класс) предусматривает творческий характер работы с документами

Задать вопрос