Развитие навыков самообучения на уроках физики, математики и английского языка через интерактивные методы обучения | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 4 мая, печатный экземпляр отправим 8 мая.

Опубликовать статью в журнале

Библиографическое описание:

Качнова, О. С. Развитие навыков самообучения на уроках физики, математики и английского языка через интерактивные методы обучения / О. С. Качнова, И. Т. Токтамысова, Н. Д. Ермаганбетова, В. А. Качнов. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2021. — № 7 (349). — С. 57-59. — URL: https://moluch.ru/archive/349/78523/ (дата обращения: 25.04.2024).



Ключевые слова: самостоятельная работа, навык самообучения, развитие навыков, самообразование, самообучение

Мир после 2020 года претерпел много изменений, в том числе и в области образования. В современных условиях навыки самостоятельного обучения и самостоятельной работы становятся не просто необходимостью, а фундаментом, который способствует более качественному овладению учебными знаниями, активизирует познавательные интересы учащихся и вместе с тем «формирует готовность к самообразованию, создает базу непрерывного образования» (В. И. Загвязинский). Поэтому перед учителями всего мира и перед нами, в частности, стоит очень важная и сложная цель — развить этот навык у учащихся в условиях онлайн обучения.

Актуальность проблемы овладения навыками самообразования диктуется не только современными реалиями — карантином, но и обусловлена потребностью в формировании у учащихся личностного самоопределения.

Для определения уровня сформированности навыков самостоятельной работы и потребности в умении обучаться самостоятельно было проведено анкетирование учащихся разной возрастной категории от 7 класса до 12 , по результатам которого стало ясно, что у отсутствуют навыки нормирования и планирования, а также был сделан ряд существенных выводов, которые в дальнейшем определили выбор форм и методов работы в ходе исследования.

Вопросы исследования:

− определить сильные и слабые стороны в использовании интерактивных методов обучения для формирования навыков самостоятельной работы

− выяснить на каких предметах легче научить детей самостоятельной работе — английский язык, физика или математика. Предметы гуманитарной направленности или естественно-математического цикла

− получить обратную связь от учащихся, сравнить результаты качества знаний с предыдущими годами

Методы исследования:

Согласно мнению многих исследователей (А. В. Барыбин, А. С. Елизаров, А. Р. Ганеева, Э. А. Сарибекова и др.), самостоятельная работа содержит в себе потенциал для активизации внутренних познавательных мотивов студента к приобретению новых знаний и его стремлению к саморазвитию и самосовершенствованию. И что самое важное такая работа носит индивидуальный характер, т. е. каждый ученик выберет для себя подходящий источник информации отталкиваясь от своих потребностей и желаний. Следует отметить, что учащимся интереснее учиться самостоятельно, если задания носят непринужденный характер и содержит элементы игры. Поэтому в ходе исследования было решение использовать ресурсы онлайн платформы Nearpod.com в которой органически сочетаются игровые формы обучения, виртуальные лабораторные работы и видео уроки. Функция «Draw It» позволяет всем учащимся писать одновременно на доске, и учитель имеет возможность отследить прогресс каждого ученика в режиме реального времени. По окончанию урока можно скачать отчет о проведенном уроке, в котором содержится процент выполнения задания классом, а также каждого по отдельности (рисунок 1).

Рис. 1

Для того, чтобы учебные потребности не расходились с реальными, учителями физики было предложено, введение проблемных заданий для организации самостоятельной работы. Основные идеи данной методики разработали Дж. Дьюи и его ученик У. Килпатрик, считавшие, что обучение должно быть ориентировано на целесообразную деятельность обучающихся, связанную с личным интересом. Ученикам предлагалась проблема, взятая из реальной жизни, значимая для каждого и непосредственно связанная с учебным материалом. Задача детей самостоятельно или совместными усилиями ее разрешить. В процессе работы и наблюдения был сделан вывод, что такая метод позволяет не только развить навык самостоятельной работы, но и наладить социальные связи. Ведь именно использование совместных инструментов для решения (обучения) проблем, которые один человек в одиночку не может решить сам. Эти формы совместного строительства также относятся к конкретным аспектам взаимодействия, таким как процессы связывания людей в пространстве и времени (van Dijck, 2013).

Недостатки в использовании методов:

1) постановка проблемной задачи не подходит для использования на каждом уроке, так как каждая тема не может быть основана на проблеме.

2) Для решения задач требуется много времени, так как она состоит из нескольких этапов.

3) Есть трудности в группировке студентов. (разный уровень подготовки и знаний обучающихся, типы личности)

Основным выводом исследования, что развитие навыков самообучения и самообразования, требует от учителя стимулирования творческого потенциала учащихся, усиления внутренней мотивации к обучению. Этого можно добиться только самому подходя творчески к созданию урока.

В этот сложный период в системе образования мы стремилась максимально эффективно использовать все инновационные технологии и онлайн платформы. Итоговые показатели и успешность освоения дистанционной формы обучения, организованной за столь короткое время, дали ожидаемые результаты. По итогам четверти у студентов повысилось качество знаний, а также появился стимул и интерес к урокам. Одним из заданий для учащихся было выполнение практической работы и снятие этой работы на видео. Каждое отснятое видео не осталось без внимания — учащимся была предоставлена обратная связь со стороны учителя, а в дальнейшем планируется проведение исследовательской работы по выбранной теме.

А также урок, проведенный на платформе Nearpod, позволил учащимся самостоятельно делать виртуальные лабораторные работы, решать задачи совместно с учителем в режиме реального времени, проверять качество своих знаний и при этом эффективно используя свое время.

Мы продолжаем работу над исследованием и планируем привлечь учителей и других дисциплин к развитию данного навыка.

Литература:

  1. Михайлова Е. Н. (2010). Педагогические риски в исследовательской и экспериментальной деятельности: прогнозирование и снижение. Мир науки, культуры, образования, -- Mikhailova, E. N. (2010). Pedagogical risks in research and experimental activities: forcasting and mitigation. World of science, culture, education,
  2. Плаксина И. В. (2004). Интерактивные технологии в образовании. ----Plaksina, I. V. (2004). Interactive technologies in education.
  3. Загвязинский В. И. Теория обучения: Современная интерпритация: Учебное пособие для студентов вузов / В.И Загвязинский, — М: Академия, 2001.– 192 с.
  4. Захарова, Е. В. Пути оптимизации самостоятельной работы студентов в вузе / Е. В. Захарова // Известия РГПУ им. А. И. Герцена. Аспирантские тетради. — 2007. — № 3. — С. 281–284
  5. Чечель, И. В. Метод проектов: субъективная и объективная оценка результатов / И. В. Чечель // Директор школы. — 1998. — № 4. — С. 7–12
Основные термины (генерируются автоматически): самостоятельная работа, учащийся, навык, обратная связь, онлайн платформа, работа, реальное время.


Похожие статьи

Использование онлайн-сервисов в развитии навыка выполнения...

В работе рассмотрены основные аспекты использования онлайн-сервисов в начальной школе для развития навыков самостоятельной работы.

Библиографическое описание: Андреева, А. А. Использование онлайн-сервисов в развитии навыка выполнения самостоятельной...

Актуальность использования элементов электронного обучения...

Самостоятельная работа развивает у студента навык самоорганизации своей деятельности, умение творчески подходить к решению задач, искать, анализировать и систематизировать информацию и при этом позволяет выбрать темп выполнения задания, подходящий для...

Виртуальная онлайн-доска как платформа создания...

Для работы в группах и созданий мини-проектов на уроках дистанционного обучения идеально подходит виртуальная интерактивная доска Padlet.

Учитель на платформе Zoom формирует группы учащихся и дает ссылку на Padlet, где для каждой группы есть название проекта для...

Дистанционное обучение как форма организации...

...обучение как форма организации самостоятельной работы студентов с использованием доступных интернет-технологий.

дистанционное обучение, система, дистанционное Образование, обратная связь, электронная почта, традиционная форма обучения, процесс...

Модель организации самостоятельной работы студентов при...

Однако, формирование умений и навыков самостоятельной работы студентов будет

Период затраченного времени на процесс самостоятельной работы значительно меньше в

кредитная технология обучения, самостоятельная работа студента, иностранный язык...

Самостоятельная работа при обучении иностранному языку

Самостоятельная работа — это такая работа, которая выполняется без непосредственного участия преподавателя, но по его заданию, в специально предоставленное для этого время, при этом обучаемый, сознательно стремятся достигнуть поставленные цели...

Особенности дистанционного обучения школьников

Ключевые слова: дистанционное обучение, обратная связь, качество контроля

слабая обратная связь между учителем и учащимся; низкое качество контроля уровня полученных знаний

невозможность в достаточной мере развивать коммуникативные навыки учащихся

Организация самостоятельной деятельности учащихся на...

Цель работы: совершенствование методики организации самостоятельной деятельности учащихся на уроках математики, информатики для создания условий, способствующих активизации познавательных способностей.

Самостоятельная внеаудиторная работа, как механизм...

Способствует ли самостоятельная внеаудиторная работа студента как вид учебной деятельности

Во время самостоятельной подготовки, обучающиеся, должны быть

Итак, перейдем к планированию видов заданий самостоятельной внеаудиторной работы, с учетом...

Похожие статьи

Использование онлайн-сервисов в развитии навыка выполнения...

В работе рассмотрены основные аспекты использования онлайн-сервисов в начальной школе для развития навыков самостоятельной работы.

Библиографическое описание: Андреева, А. А. Использование онлайн-сервисов в развитии навыка выполнения самостоятельной...

Актуальность использования элементов электронного обучения...

Самостоятельная работа развивает у студента навык самоорганизации своей деятельности, умение творчески подходить к решению задач, искать, анализировать и систематизировать информацию и при этом позволяет выбрать темп выполнения задания, подходящий для...

Виртуальная онлайн-доска как платформа создания...

Для работы в группах и созданий мини-проектов на уроках дистанционного обучения идеально подходит виртуальная интерактивная доска Padlet.

Учитель на платформе Zoom формирует группы учащихся и дает ссылку на Padlet, где для каждой группы есть название проекта для...

Дистанционное обучение как форма организации...

...обучение как форма организации самостоятельной работы студентов с использованием доступных интернет-технологий.

дистанционное обучение, система, дистанционное Образование, обратная связь, электронная почта, традиционная форма обучения, процесс...

Модель организации самостоятельной работы студентов при...

Однако, формирование умений и навыков самостоятельной работы студентов будет

Период затраченного времени на процесс самостоятельной работы значительно меньше в

кредитная технология обучения, самостоятельная работа студента, иностранный язык...

Самостоятельная работа при обучении иностранному языку

Самостоятельная работа — это такая работа, которая выполняется без непосредственного участия преподавателя, но по его заданию, в специально предоставленное для этого время, при этом обучаемый, сознательно стремятся достигнуть поставленные цели...

Особенности дистанционного обучения школьников

Ключевые слова: дистанционное обучение, обратная связь, качество контроля

слабая обратная связь между учителем и учащимся; низкое качество контроля уровня полученных знаний

невозможность в достаточной мере развивать коммуникативные навыки учащихся

Организация самостоятельной деятельности учащихся на...

Цель работы: совершенствование методики организации самостоятельной деятельности учащихся на уроках математики, информатики для создания условий, способствующих активизации познавательных способностей.

Самостоятельная внеаудиторная работа, как механизм...

Способствует ли самостоятельная внеаудиторная работа студента как вид учебной деятельности

Во время самостоятельной подготовки, обучающиеся, должны быть

Итак, перейдем к планированию видов заданий самостоятельной внеаудиторной работы, с учетом...

Задать вопрос