Кодекс профессиональной этики как инструмент в борьбе с правовым нигилизмом | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 4 мая, печатный экземпляр отправим 8 мая.

Опубликовать статью в журнале

Авторы: ,

Рубрика: Юриспруденция

Опубликовано в Молодой учёный №52 (342) декабрь 2020 г.

Дата публикации: 28.12.2020

Статья просмотрена: 24 раза

Библиографическое описание:

Дзариева, Ф. М. Кодекс профессиональной этики как инструмент в борьбе с правовым нигилизмом / Ф. М. Дзариева, А. М. Кулиева. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2020. — № 52 (342). — С. 190-192. — URL: https://moluch.ru/archive/342/77078/ (дата обращения: 20.04.2024).



Сейчас, когда Россия находится на пути формирования гражданского общества и становления как правового государства, которое характеризуется высоким престижем права, его социальной ценностью, а также активным использованием гражданами и должностными лицами средств достижения общественно значимых результатов, особо актуальными являются исследования различных проблем, препятствующим и тормозящим данный процесс. Вполне закономерно, что юридический, или правовой нигилизм рассматривается в юридической науке как одно из важнейших явлений, негативно воздействующих как на повышение общей и правовой культуры населения, так и на развитие правового сознания граждан. Выступая в качестве силы, разрушающей веру в право, в честность и добросовестность должностных лиц, в возможность реального торжества, справедливости, она широко распространена в сознании людей, политике, культуре, правотворчестве и других сферах государственной и общественной деятельности, правовой нигилизм снижает правовую активность граждан, делает все старания государства в правовой сфере жизни общества если не тщетными, то гораздо менее эффективными.

Правовой нигилизм можно определить как сформировавшееся в социальном сознании или в сознании определенного человека устойчивое пренебрежительное или негативное отношение к праву, выражающееся в отрицании его социальной ценности и конструктивной роли в обеспечении приоритетов личности и общества, в установке на достижение общественно значимых результатов противоправными средствами или на предельно минимальное их использование в практической деятельности либо характеризующееся отсутствием солидарности с правовыми предписаниями или исполнением (соблюдением) их исключительно под угрозой принуждения либо вследствие корыстных побуждений.

В значительной массе людей существует довольно распространенное неуважение к закону, желание обойти его, воспользоваться связями с нужными людьми. В некоторых случаях правовой нигилизм перерастает в крайнюю степень искажения правосознания, превращается в антипод законности.

Можно выделить следующие черты правового нигилизма: в большинстве случаев носит демонстративный характер; имеет множество видов и форм проявления; несет огромную степень разрушительности для общественного порядка, являясь «почвой» для подавляющего большинства преступлений в государстве, характеризуется конфронтационной направленностью; является продуктом низкой правовой культуры населения общества; в каждом государстве имеет особенную регионально-национальную окраску, так как зарождается и развивается на основе исторических предпосылок и особенностей культуры отдельной нации; образует единый деструктивный процесс с политическим, нравственным, интеллектуальным, культурным и духовным нигилизмом.

Изучив сущность понятия правового нигилизма и опыта борьбы с ним в мировой и отечественной практике, мы пришли к выводу о том, что для борьбы с этим аномальным социальным явлением, дестабилизирующим общество, применение одних правовых мер и всевозможное изменение законодательства является недостаточным. Правовой нигилизм начнёт искореняться только тогда, когда воздействие закона будет подкрепляться нравственным осуждением неэтического поведения представителя власти, моральной нетерпимостью к тем, кто использует своё служебное положение для личных целей, зачастую, нарушая законодательство. В этой связи, считаем, что нужно обратить своё внимание к этике, вершине философского знания.

Отчасти, возрастание роли этики в борьбе с правовым нигилизмом молодежи, и общества в целом, связано с тем, что Конституция РФ провозглашает права и свободы человека высшей ценностью, а следовательно, регулирование и защита прав человека невозможна без утверждения этики, так как именно этика изучает такие категории как: мораль, нравственность, справедливость, достоинство человека, добро и зло.

Проблема профессиональной этики государственных служащих заключается в том, что она должна соответствовать не только нормам Конституции и статьям законов, но и моральным принципам. Для конкретизации и обобщения этических принципов, правил и норм поведения людей определенной профессии принимаются кодексы профессиональной этики. При этом кодексы этики должны не только соответствовать общепринятым нормам морали, но и конкретизировать ее положения в соответствии со спецификой профессиональной служебной деятельности. Первостепенной задачей, стоящей перед разработчиками профессиональных кодексов, является структуризация и внедрение профессиональное поле принципов разрешения сложных нравственно-этических проблем и моральных ситуаций, которые могут произойти судьями, адвокатами, аудиторами и людьми других профессий на рабочем месте.

Примером может служить Кодекс этики и служебного поведения федеральных государственных гражданских служащих системы Министерства внутренних дел Российской Федерации (утвержден приказом МВД России № 870 от 22 июля 2011 г.). В нём чётко регламентированы такие принципы работы сотрудников МВД, как строгое следование закону внутри очерченных ограничений и запретов, беспристрастность, исключающая возможность влияния идей политических партий и общественных объединений на служебную деятельность сотрудников, корректность, внимательность и терпимость в обращении с гражданами и должностными лицами, уважительное отношение к деятельности средств массовой информации, и многие другие не менее важные императивы. Отдельного внимания заслуживает принцип терпимости и уважения к обычаям и традициям российских народов и народов других государств: сотрудников МВД призывают к тому, чтобы в своей работе они учитывали особенности различных этнических, социальных групп конфессий и способствовали межнациональному и межконфессиональному согласию. Это показательный пример того, как нормы этического кодекса детализируют конституционные принципы нашего государства для круга лиц, определенного по профессиональному признаку.

Одна из главных проблем этического воспитания гос. служащих заключается в том, что в законодательстве и этических кодексах содержатся основные правила деятельности, но за пределами их действия остаётся большой объём не урегулированных законом ситуаций. Из этого можно сделать вывод о том, что поведение гос. служащего во многом определяется его внутренними убеждениями и ценностями. Следовательно, большое внимание этическому воспитанию гос. служащего должно уделяться именно на этапе образовательного процесса, а также должно обеспечиваться проведение различных учебно-практических семинаров, тренингов и лекций об этическом поведении гос. служащих и в процессе работы, наравне с различными родами мероприятий по повышению квалификации работника.

В подтверждение нашего вывода приведём пример из мировой практики, так в опубликованном в 2015г. отчёте Сети ОЭСР по борьбе с коррупцией в странах Восточной Европы и Центральной Азии «Предотвращение коррупции в государственном секторе стран Восточной Европы и Центральной Азии» отмечается: в различных странах есть доказательство тому, что тщательно разработанные обучающие мероприятия по вопросам этики значительно повышают компетенции обучающихся. Так, Управление государственной этики США по результатам опроса выявило, что сотрудники, которые прошли обучение этике, повысили осведомленность об этических требованиях и были более склонны искать совета при возникновении вопросов, связанных с этикой.

Также в отчёте указывается на то, что большую часть тренингов следует сосредоточить на руководителях ведомств, потому что работники судят об этической обстановке на рабочем месте, основываясь на поведении своих непосредственных руководителей.

Все эти знания этического поведения должны применяться в обязательном порядке гос. служащими в своей профессиональной деятельности. Этическое поведение гос. служащих станет ярким примером для граждан, что в последствии может содействовать искоренению правового нигилизма, ведь просто наличие законов недостаточно, чтобы люди в них верили и имели активную гражданскую позицию. Для этого гос. служащим необходимо своим собственным примером показывать и доказывать важность, значимость, а главное эффективность реализации норм права.

Очевидно, что изменение отношения общества и индивидов к праву — это трудоемкая задача, растянутая во времени. Передовой зарубежный правовой опыт (Германии, Франции) свидетельствует, что отношение к праву поддается позитивной корректировке. Существующие в российском обществе проблемы и сложности не должны отодвигать решение указанной выше задачи на второй план. Напротив, ее успешное решение должно рассматриваться в качестве стратегической цели проводимой в нашей стране правовой реформы. Один из ключей к успеху в данном вопросе, на наш, взгляд, заключается в усилении роли этики и увеличении роли, отводимой этическим кодексам в профессиональной сфере. Особо актуальны слова известного русского правоведа П. И. Новгородцева: «Если Россия... не поверит в силу права… она никогда не будет иметь успеха ни в каких делах своих, ни внешних, ни внутренних»".

Литература:

  1. Матузов Н И. Правовой нигилизм как образ жизни // Право и политика. 2012. № 12. С. 2080.
  2. Костина Ксения Александровна Правовой нигилизм как черта российской правовой культуры // Вестник ТГУ. 2012. № 10. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/pravovoy-nigilizm-kak-cherta-rossiyskoy-pravovoy-kultury (дата обращения: 23.12.2020).
  3. Ильичёв И. Е., Лазарева С. А. Судьба нигилизма // Вестник БелЮИ МВД России. 2018. № 1. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/sudba-nigilizma (дата обращения: 23.12.2020).
  4. Сауляк О. П. Правовой нигилизм как инвариант отечественного правосознания /О. П. Сауляк // Российская юстиция. — 2009. — № 9. — С.2–3.
  5. Кодекс этики и служебного поведения федеральных государственных гражданских служащих системы Министерства внутренних дел Российской Федерации (утвержден приказом МВД России № 870 от 22 июля 2011 г.)
Основные термины (генерируются автоматически): правовой нигилизм, служащий, этическое поведение, Восточная Европа, профессиональная этика, рабочее место, Россия, социальная ценность, Центральная Азия, этическое воспитание.


Похожие статьи

Особенности этики государственного служащего

В статье раскрыты особенности этики государственных служащих, проанализирован Типовой кодекс этики и

Сегодня в России наблюдается проблема отсутствия правового оформления норм

Социально-профессиональная группа государственных служащих обладает единой...

Пути совершенствования правового регулирования этики...

Нормы этики оставляют возможность произвольного толкования.

Поэтому к формированию профессионального этического поведения служащего необходимо

Вмешательство государства в этическое поведение служащих только, когда произошла неприятная ситуация...

Правовой нигилизм как социальная проблема современного...

Правовой нигилизм в России на сегодня проявляется в нарушении и не исполнении самых «простых и обычных» правовых норм, включающих правила дорожного движения, правила поведения в общественных местах, нарушение комендантского часа, невыплата налогов...

Проблемы профессионального правового сознания и пути...

Правовое воспитание — это целенаправленная деятельность по передаче правовой

Основными направлениями этики юриста являются: определение уровня этического сознания и поведения

Существует мнение, что правовой нигилизм появился и развивается в России...

Формирование правовой культуры в Российской Федерации

правовая культура, правовой нигилизм, правовое сознание, культура, российская правовая культура, правовое поведение, массовая информация

Правовой нигилизм в современной России | Статья в журнале... В правовой норме умы России видели не правовое убеждение...

Чистое учение о праве Г. Кельзена: теоретико-правовой анализ

Этика, как и правоведение, по мнению Кельзена, изучает и описывает нормы морали, которые установлены властной инстанцией в области морали или установившиеся на основании обычая, то есть является наукой о нормах, а не о фактах.

Профессиональная культура государственных служащих...

По мнению авторов, профессиональная культура государственных служащих таможенных органов

Профессиональная культура государственных служащих таможенных органов — это комплекс

Как известно, служба — это сложный, комплексный, социальный, правовой и...

Нравственные основы общества в правовом государстве

В процессе правового воспитания нравственные ценности приобретают правовое значение, рассматриваются в контексте правовой системы, конкретизируются применительно к индивидуальным правовым ситуациям, приобретают всеобщий характер.

Идеи нравственно-правового воспитания в гуманистических...

Идеи нравственно-правового воспитания в гуманистических позициях мыслителей Центральной Азии X–XIII

Важное место в этическом учении Баласагуна занимает взгляд на счастье.

Значительное место в своем этическом учении мыслитель уделял именно знаниям...

Похожие статьи

Особенности этики государственного служащего

В статье раскрыты особенности этики государственных служащих, проанализирован Типовой кодекс этики и

Сегодня в России наблюдается проблема отсутствия правового оформления норм

Социально-профессиональная группа государственных служащих обладает единой...

Пути совершенствования правового регулирования этики...

Нормы этики оставляют возможность произвольного толкования.

Поэтому к формированию профессионального этического поведения служащего необходимо

Вмешательство государства в этическое поведение служащих только, когда произошла неприятная ситуация...

Правовой нигилизм как социальная проблема современного...

Правовой нигилизм в России на сегодня проявляется в нарушении и не исполнении самых «простых и обычных» правовых норм, включающих правила дорожного движения, правила поведения в общественных местах, нарушение комендантского часа, невыплата налогов...

Проблемы профессионального правового сознания и пути...

Правовое воспитание — это целенаправленная деятельность по передаче правовой

Основными направлениями этики юриста являются: определение уровня этического сознания и поведения

Существует мнение, что правовой нигилизм появился и развивается в России...

Формирование правовой культуры в Российской Федерации

правовая культура, правовой нигилизм, правовое сознание, культура, российская правовая культура, правовое поведение, массовая информация

Правовой нигилизм в современной России | Статья в журнале... В правовой норме умы России видели не правовое убеждение...

Чистое учение о праве Г. Кельзена: теоретико-правовой анализ

Этика, как и правоведение, по мнению Кельзена, изучает и описывает нормы морали, которые установлены властной инстанцией в области морали или установившиеся на основании обычая, то есть является наукой о нормах, а не о фактах.

Профессиональная культура государственных служащих...

По мнению авторов, профессиональная культура государственных служащих таможенных органов

Профессиональная культура государственных служащих таможенных органов — это комплекс

Как известно, служба — это сложный, комплексный, социальный, правовой и...

Нравственные основы общества в правовом государстве

В процессе правового воспитания нравственные ценности приобретают правовое значение, рассматриваются в контексте правовой системы, конкретизируются применительно к индивидуальным правовым ситуациям, приобретают всеобщий характер.

Идеи нравственно-правового воспитания в гуманистических...

Идеи нравственно-правового воспитания в гуманистических позициях мыслителей Центральной Азии X–XIII

Важное место в этическом учении Баласагуна занимает взгляд на счастье.

Значительное место в своем этическом учении мыслитель уделял именно знаниям...

Задать вопрос