Влияние дистанционного формата обучения на формирование синдрома эмоционального выгорания у студентов лечебного факультета Пермского государственного медицинского университета имени академика Е. А. Вагнера | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 18 декабря, печатный экземпляр отправим 22 декабря.

Опубликовать статью в журнале

Библиографическое описание:

Перевощиков, А. Н. Влияние дистанционного формата обучения на формирование синдрома эмоционального выгорания у студентов лечебного факультета Пермского государственного медицинского университета имени академика Е. А. Вагнера / А. Н. Перевощиков, И. А. Замкова, Н. С. Сединина. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2020. — № 51 (341). — С. 427-428. — URL: https://moluch.ru/archive/341/76879/ (дата обращения: 07.12.2021).



В статье авторы освещают результаты исследований, направленных на выявление количества студентов всех курсов лечебного факультета Пермского государственного медицинского университета имени академика Е. А. Вагнера с помощью опросника В. В. Бойко (в модификации Е. Ильина), у которых синдром эмоционального выгорания развился до начала дистанционного обучения, и сравнивают их с количеством, у которых этот синдром развился в период дистанционной формы обучения. Интерес к данной теме вызван переходом на дистанционное обучение. В итоге результаты исследования демонстрируют положительную динамику развития синдрома эмоционального выгорания, связанную с переходом на дистанционную форму образования.

Ключевые слова: эмоциональное выгорание, дистанционное обучение, студенты, отсутствие выгорания, имеющееся выгорание.

Введение. Термин «эмоциональное выгорание» был впервые предложен американским психиатром Х. Фрейденбергом в 1974 году. После чего началось активное исследование данной проблемы. Множество авторов высказывали свою точку зрения, касаемую причин развития данного синдрома, и разрабатывали новые методики его выявления с помощью различных опросов [1, 2].

Синдром эмоционального выгорания — это комплекс симптомов, характеризующих истощение человека, которое развивается при работе в однообразном или напряженном ритме, эмоциональной нагрузке при взаимодействии с другими людьми. При всем этом у человека отсутствует чувство удовлетворенности своей выполненной работой, что в последующем проявляется потерей интереса к ней и дальнейшим травмированием психики [3, с. 9].

Целью нашей работы является выявить количество студентов всех курсов лечебного факультета с помощью анкетирования, у которых синдром эмоционального выгорания развился до начала дистанционного обучения, и сравнить их с количеством, у которых этот синдром развился в период дистанционной формы обучения.

Для достижения целей нами были поставлены задачи :

  1. Определить развитие синдрома эмоционального выгорания у студентов до начала дистанционного обучения.
  2. Определить развитие синдрома эмоционального выгорания у студентов во время дистанционного обучения.
  3. Отследить динамику влияния дистанционной формы обучения на развитие синдрома эмоционального выгорания.

Актуальность. Образовательная программа медицинских ВУЗов является одной из самых сложных. Программа предусматривает изучение большого объема информации за короткий промежуток времени. Кроме того, студенты работают с пациентами, в результате чего формируется ответственность за жизнь и здоровье других людей. Все это эмоционально “давит” на студенческую психику.

В связи с эпидемиологической обстановкой в стране учебные заведения перешли на дистанционный формат обучения. Очный формат обучения предполагает помимо теоретической части, еще и практическую, что помогает в усвоении пройденного материала. Дистанционное же обучение, по нашему мнению, не позволяет в полной мере получить этот же опыт и именно поэтому многие начинают терять интерес к выбранной специальности.

Методы исследования. В данной работе мы провели исследование среди студентов всех курсов лечебного факультета. Использовался опросник для выявления уровня эмоционального выгорания В. В. Бойко (в модификации Е. Ильина) [4, с. 469–470]. Анкетирование проводилось анонимно с помощью Google Формы. Студентам предлагался ряд утверждений, которые касались их обучения до начала и во время дистанционного обучения.

Результаты. В исследовании участвовало 217 человек с 1 по 6 курсы лечебного факультета. На факультете до начала ДО: отсутствие выгорания у 121 (56 %) студента, начинающееся выгорание — у 70 (32 %), имеющееся выгорание — у 26 (12 %). Во время ДО: отсутствие выгорания у 47 (22 %) студентов, начинающееся выгорание — у 78 (36 %), имеющееся выгорание — у 92 (42 %).

На 1 курсе было опрошено 42 студента. До начала ДО отсутствие выгорания у 34 (81 %) человек, начинающееся выгорание — у 8 (19 %), имеющегося выгорания не наблюдалось. Во время ДО отсутствие выгорания у 12 (28,5 %) студентов, начало выгорания — у 18 (43 %), имеющееся выгорание — у 12 (28,5 %).

На 2 курсе было опрошено 30 студентов. До начала ДО отсутствие выгорания у 14 (47 %) человек, начинающееся выгорание — у 12 (40 %), имеющееся выгорание — у 4 (13 %). Во время ДО отсутствие выгорания у 10 (33 %), начало выгорания — у 8 (27 %), имеющееся выгорание — у 12 (40 %).

На 3 курсе опрошено 36 студентов. До начала ДО отсутствие выгорания у 19 (53 %) человек, начинающееся выгорание — у 10 (28 %), имеющееся выгорание — у 7 (19 %). Во время ДО отсутствие выгорания у 1 (3 %), начало выгорания — у 14 (39 %), имеющееся выгорание — у 21 (58 %).

На 4 курсе было опрошено 41 студент. До начала ДО отсутствие выгорания у 18 (44 %) человек, начинающееся выгорание — у 14 (34 %), имеющееся выгорание — у 9 (22 %). Во время ДО отсутствие выгорания у 10 (24 %), начало выгорания — у 10 (24 %), имеющееся выгорание — у 21 (52 %).

На 5 курсе было опрошено 40 студентов. До начала ДО отсутствие выгорания у 20 (50 %) человек, начинающееся выгорание — у 18 (45 %), имеющееся выгорание — у 2 (5 %). Во время ДО отсутствие выгорания у 10 (25 %), начало выгорания — у 12 (30 %), имеющееся выгорание — у 18 (45 %).

На 6 курсе было опрошено 28 студентов. До начала ДО отсутствие выгорания у 16 (57 %) человек, начинающееся выгорание — у 8 (29 %), имеющееся выгорание — у 4 (14 %). Во время ДО отсутствие выгорания у 4 (14 %), начало выгорания — у 16 (57 %), имеющееся выгорание — у 8 (29 %).

Выводы. В целом по факультету дистанционная форма обучения повлияла на развитие синдрома эмоционального выгорания. Количество студентов, у которых не наблюдалось синдрома эмоционального выгорания, во время ДО сократилось с 56 % до 32 %, а число студентов с наличием выгорания возросло с 12 % до 42 %.

Наиболее выраженная динамика увеличения наличия синдрома эмоционального выгорания отмечается на 3 курсе, количество студентов, имеющих выгорание, тут возросло с 19 % до 58 %. А наименее выраженная динамика выявилась у студентов 6 курса — с 14 % до 29 %.

Литература:

  1. Профилактика синдрома эмоционального выгорания: учебное пособие [Электронный ресурс]. — Электрон. дан. / Красноярский государственный педагогический университет им. В. П. Астафьева. — Красноярск, 2013.
  2. Белова А. О., Кадыров Р. В., Корнилова Д. С., Скоробач Т. В. Профессиональная мотивация и уровень эмоционального выгорания у преподавателей ВУЗа (на примере преподавателей медицинского ВУЗа) / International journal of applied and fundamental research. 2014. № 12. С. 66–71.
  3. Л. С. Чутко. Синдром эмоционального выгорания. Клинические и психологические аспекты / Л. С. Чутко, Н. В. Козина. — М.; МЕДпресс-информ, 2013–256 с.
  4. Е. П. Ильин. Мотивация и мотивы / Е. П. Ильин. — СПб: Питер, 2011. — 508 с.
Основные термины (генерируются автоматически): имеющееся выгорание, отсутствие выгорания, эмоциональное выгорание, начинающееся выгорание, дистанционное обучение, студент, начало, дистанционная форма обучения, лечебный факультет, развитие синдрома.


Ключевые слова

дистанционное обучение, студенты, эмоциональное выгорание, отсутствие выгорания, имеющееся выгорание
Задать вопрос