Международно-правовое регулирование прав сексуальных меньшинств | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 11 декабря, печатный экземпляр отправим 15 декабря.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Юриспруденция

Опубликовано в Молодой учёный №51 (341) декабрь 2020 г.

Дата публикации: 19.12.2020

Статья просмотрена: 105 раз

Библиографическое описание:

Оказова, Я. А. Международно-правовое регулирование прав сексуальных меньшинств / Я. А. Оказова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2020. — № 51 (341). — С. 262-265. — URL: https://moluch.ru/archive/341/76873/ (дата обращения: 01.12.2021).



Все люди, независимо от пола, сексуальной ориентации или гендерной идентичности, имеют право на предоставление им средств правовой защиты, предусмотренных международным правом в области прав человека. Цель настоящей статьи — проанализировать существующие международно-правовые акты, закрепляющие права сексуальных меньшинств, а также показать, что для их защиты не нужно вводить специальные права. Для этого требуется обеспечить соблюдение универсально применимых гарантий недискриминации, закрепленных в международном праве в области прав человека.

Ключевые слова : международное право, права человека, ЛГБТ, сексуальные меньшинства.

Несмотря на то, что наш век считается весьма прогрессивным, в мире по-прежнему существует дискриминация людей, которые отличаются от большинства. В настоящей статье речь пойдет о сексуальных меньшинствах и международно-правовом регулировании их прав. Глубоко укоренившиеся в головах людей гомофобные и трансфобные взгляды, зачастую наряду с отсутствием правовой защиты от дискриминации по признаку сексуальной ориентации и гендерной идентичности, подвергают лесбиянок, геев, бисексуалов и трансгендеров (ЛГБТ) всех возрастов и во всех регионах мира нарушениям прав человека. Они сталкиваются с дискриминацией на рынке труда, в больницах и школах. Их не понимают даже самые близкие люди, которые зачастую отказываются от них. Они становятся жертвами нападений, подвергаясь побоям, сексуальным надругательствам, пыткам и убийствам. За последние годы многие государства приложили значительные усилия для защиты прав ЛГБТ — от принятия антидискриминационных законов, наказания преступлений на почве ненависти, совершенных против ЛГБТ, просвещения государственных служащих, признания однополых отношений и браков до легального позволения однополым парам усыновлять детей. К сожалению, есть и другие государства, системы, традиции и обычаи, где даже в праве на жизнь отказывают только потому, что чья-то ориентация является нетрадиционной. Примерно, в семидесяти шести странах интимные однополые отношения криминализированы и предусматривают арест, судебное преследование и тюремное заключение. А, как минимум, в пяти странах за это введена смертная казнь, хотя все основные международные акты содержат положения о запрете такой дискриминации.

Концепция применения прав человека всегда начинается с обращения к Всеобщей декларации прав человека [4]. Декларация провозглашает право на жизнь, свободу и личную неприкосновенность; запрет рабства и работорговли; запрещение пыток или жестоких, бесчеловечных или унижающих достоинство видов обращения и наказания; право на брак для всех совершеннолетних мужчин и женщин без каких-либо ограничений (по признаку расы, национальности или религии); свободу мнений и их выражения. Она устанавливает стандарты, но не является юридически обязательным документом. Права, в ней закрепленные, воплощаются в жизнь посредством двух документов Организации Объединенных Наций (ООН), принятых в 1966 г. (вступивших в силу в 1976 г.), которые стали краеугольным камнем международной законодательной базы в области прав человека. Это Международный пакт о гражданских и политических права (МПГПП) [10] и Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах (МПЭСКП) [11].

Так, например, согласно ст. 26 МПГПП, «все люди равны перед законом и имеют право без всякой дискриминации на равную защиту закона. В этом отношении любая дискриминация должна быть запрещена, и закон должен гарантировать всем лицам равную и эффективную защиту против дискриминации по какому бы то ни было признаку, как-то расы, цвета кожи, пола, языка, религии, политических или иных убеждений, национального или социального происхождения, имущественного положения, рождения или иного обстоятельства». Согласно п. 2 ст. 2 МПЭСКП, «участвующие в настоящем Пакте государства обязуются гарантировать, что права, провозглашенные в настоящем Пaкте, будут осуществляться без какой бы то ни было дискриминации, как-то в отношении расы, цвета кожи, пола, языка, религии, политических или иных убеждений, национального или социального происхождения, имущественного положения, рождения или иного обстоятельства». Гарантии равенства и недискриминации должны применяться ко всем людям вне зависимости от их сексуальной ориентации, гендерной идентичности и “иного статуса”. Ни один из договоров по правам человека не закрепляет каких-либо уточняющих факторов, никакого скрытого условия об изъятии, которые дали бы возможность тому или иному государству гарантировать обеспечение прав одному кругу лиц, но отказывать в нем другим группам исключительно на основе сексуальной ориентации и гендерной идентичности.

Согласно Европейской конвенции по правам человека (ЕКПЧ) [6] пользование правами и свободами, признанными в Конвенции, должно быть обеспечено без какой бы то ни было дискриминации по признаку пола, расы, цвета кожи, языка, религии, политических или иных убеждений, национального или социального происхождения, принадлежности к национальным меньшинствам, имущественного положения, рождения или по любым иным признакам. Эти «иные признаки» были основанием для первых постановлений Европейского суда по правам человека, установивших нарушение прав ЛГБТ по признаку сексуальной ориентации и гендерной идентичности. Хотя сексуальная ориентация не была прямо заявлена как одно из оснований для дискриминации, Суд разработал широкую практику представления сексуальной ориентации в качестве запрещенного основания для дискриминации в основном в случаях нарушения таких статей, как право на уважение частной и семейной жизни, запрещение дискриминации, свобода собраний и ассоциаций, право на вступление в брак.

Если говорить о международных организациях, то еще в 1992 году Комитет ООН по правам человека обратил свое внимание конкретно на проблему дискриминации ЛГБТ: было вынесено решение по делу Тунен против штата Тасмания [17] постановившее, что упоминание о запрете на дискриминацию по признаку пола в п. 2 ст. 2 МПЭСКП и ст. 26 МПГПП следует так же понимать, как запрет на дискриминацию по признаку сексуальной ориентации. А в принятом в 2007 году решении Янг против Австралии [18] Комитет пришел к заключению, что различия в подходе к назначению пенсии однополому партнеру являются нарушением права быть свободным от дискриминации «на основании пола или сексуальной ориентации».

Более того, договорные органы по правам человека ООН подтвердили, что введение каких-либо различий в правах человека на основе того факта, что то или иное лицо является геем, лесбиянкой, бисексуалом или транссексуалами, является столь же незаконным, как введение таких различий по признаку цвета кожи, пола, расовой принадлежности, религии или по любому иному статусу. Данная позиция неоднократно подтверждалась в решениях и общих директивных указаниях, выпущенных различными договорными органами [7; 8; 9].

Следующим важным шагом было принятие в июне 2011 года Советом по правам человека резолюции 17/19 [12] — первой в истории ООН резолюции о правах человека, сексуальной ориентации и гендерной идентичности. Стоит отметить, что резолюция, будучи принятой при незначительном перевесе голосов, получила поддержку членов Совета из всех регионов, что было гораздо значительнее и показательнее. Принятие резолюции позволило выпустить первый официальный доклад ООН по указанной теме, подготовленный Управлением Верховного комиссара по правам человека [5]. Для проведения исследования были назначены специалисты, которые собирали информацию по всему миру. В готовом докладе государствам рекомендуется расследовать серьезные акты насилия, отменять законы, предусматривающие уголовную ответственность за гомосексуальность, и принимать законодательство для предотвращения дискриминации по признаку сексуальной ориентации и гендерной идентичности. В июле 2013 года УВКПЧ ООН запустило кампанию «Свободные и равные» [19]. В ее рамках проводились различные мероприятия для повышения осведомленности о насилии, дискриминации и других нарушениях прав человека, затрагивающих ЛГБТ людей. Основной целью являлось продвижение равенства всех вне зависимости от сексуальной ориентации и гендерной идентичности. Также участниками кампании собиралась информация о законах, касающихся ЛГБТ, в различных регионах и городах.

Генеральная Ассамблея ООН также не раз издавала резолюции, относительно вопроса о внесудебных казнях, казнях без надлежащего судебного разбирательства или произвольных казнях, где неоднократно обращалось внимание на убийства людей по причине их сексуальной ориентации или гендерной идентичности [1; 2; 3]. В этих документах Генеральная Ассамблея указывала на обязанность каждого государства проводить оперативные, беспристрастные и тщательные расследования всех предполагаемых случаев внесудебных, суммарных или произвольных казней, выявлять и предавать суду лиц, несущих за это ответственность. Особое внимание уделялось обязанности обеспечения при этом права любого человека на справедливое разбирательство дела компетентным, независимым и беспристрастным судом, созданным на основании закона, с тем, чтобы положить конец безнаказанности и не допускать таких страшных и противоправных казней в дальнейшем.

Парламентская ассамблея Совета Европы также занимается вопросами прав ЛГБТ с 1981 года, когда приняла свою первую рекомендацию по этой теме [14]. За этой первой рекомендацией последовала еще одна, посвященные транссексуалам [13], а затем и другие [15]. В своих рекомендациях Ассамблея Совета Европы призывает государства-члены, в которых гомосексуальные акты между взрослыми по обоюдному согласию подлежат уголовной ответственности, прекратить судебное преследование с целью отмены этих законов и практики; применять одинаковый минимальный возраст согласия для гомосексуальных и гетеросексуальных действий; обеспечить равенство обращения с гомосексуалами в отношении занятости, оплаты и гарантий занятости, особенно в государственном секторе; прекратить исследования и медицинскую практику, направленные на изменение сексуальной ориентации взрослых. Рекомендацией [16] Комитета Министров Совета Европы запрещается разжигание ненависти со стороны государственных должностных лиц, а правительства государств-членов должны создать или поддерживать прочную правовую основу для защиты достоинства или прав других лиц, пострадавших в результате языка вражды. Хотя Рекомендация не отмечает гомофобию как отдельную форму выражения ненависти, она запрещает любые проявления ненависти, основанные на нетерпимости, а все рекомендации государствам-членам также применимы в случаях гомофобии и трансфобии. В настоящее время в Совете Европы также есть Отдел по вопросам сексуальной ориентации и гендерной идентичности, который продвигает права ЛГБТ и собирает передовой опыт в этой области. Вне всякого сомнения, роль международных организаций неоспорима в процессе продвижения прав сексуальных меньшинств, равно как и роль гражданского общества.

Таким образом, универсальные международные акты повсеместно закрепляют права ЛГБТ людей, а международные организации всячески пытаются помогать в продвижении таких прав и их популяризации среди общества. Как отмечалось ранее, для защиты ЛГБТ не требуется ни создавать какой-либо новый свод прав, конкретно касающихся ЛГБТ, ни устанавливать новые международные нормы в области прав человека. При всем накале страстей вокруг этой темы, с правовой точки зрения вопрос понятен. Лежащие на государствах обязанности по защите ЛГБТ сообщества от нарушений их прав человека уже четко определены и подлежат обязательному и неукоснительному соблюдению всеми государствами. Тем не менее, эта тема во многих частях мира так и остается табуированной. Будучи сознательными людьми, мы должны отвергать дискриминацию в целом и дискриминацию по признаку сексуальной ориентации и гендерной идентичности в частности.

Литература:

  1. Внесудебные казни, казни без надлежащего судебного разбирательства и произвольные казни, 18 декабря 2008, Резолюция Генеральной Ассамблеи, A/RES/63/182, шестьдесят третья сессия, пункт 64 b повестки дня.
  2. Внесудебные казни, казни без надлежащего судебного разбирательства и произвольные казни, 20 декабря 2012, Резолюция Генеральной Ассамблеи, A/RES/67/168, шестьдесят седьмая сессия, пункт 68 b повестки дня.
  3. Внесудебные казни, казни без надлежащего судебного разбирательства и произвольные казни, 18 декабря 2014, A/RES/69/182, Резолюция Генеральной Ассамблеи, шестьдесят девятая сессия, пункт 68 b повестки дня.
  4. Всеобщая декларация прав человека, 10 декабря 1948, Резолюция 217 A (III) Генеральной Ассамблеи.
  5. Доклад Верховного комиссара Организации Объединенных Наций по правам человека «Дискриминационные законы и практика и акты насилия в отношении лиц по причине их сексуальной ориентации и гендерной идентичности», 17 ноября 2011 г. A/HRC/19/41,(https://www.ohchr.org/Documents/Issues/Discrimination/A.HRC.19.41_Russian.pdf).
  6. Европейская конвенция о защите прав человека и основных свобод, дополненная Протоколами № 11 и № 14, 4 ноября 1950, Совет Европы.
  7. Замечания общего порядка № 4 (Здоровье и развитие несовершеннолетних в контексте Конвенции о правах ребенка), пункт 6; и № 3 (ВИЧ/СПИД и права детей), пункт 8, Комитет по правам ребенка.
  8. Замечание общего порядка № 18, пункт 7, 1989 г., Комитет по правам человека, Тридцать седьмая сессия.
  9. Замечание общего порядка № 20, пункт 7.; Недискриминация экономических, социальных и культурных прав (пункт 2 статьи 2 Международного пакта об экономических, социальных и культурных правах), E/C.12/GC/20, 2 июля 2009 г., Комитет по экономическим, социальным и культурным правам.
  10. Международный пакт о гражданских и политических правах, 16 декабря 1966, принят Генеральной Ассамблеей, Сборник международных договоров ООН, т. 999, стр. 171.
  11. Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах, 16 декабря 1966, принят Генеральной Ассамблеей, Сборник международных договоров ООН, т. 993, стр. 3.
  12. Права человека, сексуальная ориентация и гендерная идентичность: Резолюция, принятая Советом по правам человека, 14 июля 2011, A/HRC/RES/17/19, (https://www.refworld.org.ru/docid/56b307df4.html).
  13. Рекомендация № 117 (1989) «О положении транссексуалов», 29 сентября 1989 г., Парламентская ассамблея Совета Европы, 21-заседание.
  14. Рекомендация № 924 (1981) «О дискриминации гомосексуалов», 1 октября 1981 г., Парламентская ассамблея Совета Европы, 10-е заседание.
  15. Рекомендация № 1474 (2000) «О положении лесбиянок и гомосексуалистов в государствах-членах Совета Европы»
  16. Рекомендация № R (97) 20 государствам-участникам по вопросам разжигания ненависти, 1997 г., Комитет министров Совета Европы, 607-е заседание заместителей министров.
  17. «Тунен против Австралии», Сообщение № 488/1992, Соображения, принятые 31 марта 1994 года, Комитет по правам человека, параграф 8.7.
  18. «Янг против Австралии», Сообщение № 646/1995, Соображения, принятые 6 августа 2003 года, Комитет по правам человека, параграф 10.4.
  19. https://www.ohchr.org/Documents/Publications/BornFreeAndEqualLowRes_RU.pdf.
Основные термины (генерируются автоматически): сексуальная ориентация, гендерная идентичность, дискриминация, имущественное положение, социальное происхождение, цвет кожи, Международный пакт, правовая защита, судебное преследование, уголовная ответственность.


Задать вопрос